Инструментальные, в том числе неразрушающие физические методы контроля вредных выбросов, в реальном времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Необходимость в инструментальных методах анализа при проведении экологического аудита возникает достаточно редко, преимущественно при проведении аудита состояния промышленной площадки и аудита потенциальной ответственности. В то же время, простейшие методы и портативное оборудование могут использоваться аудиторами для оценки масштабов проблемы или обеспечения документального свидетельства при проведении оценки исходной ситуации.

Это датчики контроля выбросов вредных веществ в атмосферу- газоанализаторы (оснащаются звуковой и световой сигнализации, срабатывают при превышении ПДК вредных выбросов )

Также Концентрацию вредных веществ в воздухе производственных помещений во многих случаях можно быстро установить экспрессным методом с помощью индикаторных трубок. Основными преимуществами указанного метода являются:

1. Быстрота проведения анализа и получение результатов непосредственно на месте отбора пробы воздуха.

2. Простота метода и аппаратуры, что позволяет проводить анализ лицам, не имеющим специальной подготовки.

3. Малая масса, комплектность и низкая стоимость аппаратуры.

4. Достаточная чувствительность и точность анализа; не требуются регулировка и настройка аппаратуры перед проведением анализов.

Методика натурного обследования объектов экологического аудирования. Порядок составления протоколов экологического аудита и их виды.

В практике экоаудита широко используется ряд специальных методов, позволяющих организовать разнообразные данные, получаемые в процессе проведения аудиторских программ:

3.1.1. анкетирование;

3.1.2. контрольные списки;

3.1.3. изучение документации, анализ данных и записей;

3.1.4. наблюдение деятельности;

3.1.5. интервьюирование;

3.1.6. прослеживание процессов;

3.1.7. материальные балансы;

3.1.8. картирование;

3.1.9. инструментальные методы анализа;

Экспертные оценки.

Часть этих методов является универсальной и применяется во всех видах аудита; другие служат для решения специальных организационных или содержательных задач.

 

Разработка протоколов является основным рабочим документом аудитора. Протоколы разрабатываются по конкретным аспектам программы в зависимости от специфики целей, задач и объектов аудирования.

Данный протокол заполняется как со слов компетентного представителя природоохранной службы, так и с помощью использования экологической документации, имеющейся на предприятии (о наличии которой уже известно аудитору после выполнения предыдущей стадии аудирования). Так же, как и в предыдущих протоколах, в протоколе по определению существующей системы экологических приоритетов предприятия должна содержаться официально декларируемая информация. Далее приведен пример заполнения аудиторского протокола по определению системы экологических приоритетов предприятия (рис. 19).

в протоколе фиксируется официально декларируемая информация и собственные оценки и примечания аудитора. При этом колонка фактической ситуации может вообще не заполняться в случае согласования аудитора с официальной информацией, либо при отсутствии данных для ее опровержения.

В то же время необходимо выделить основную группу протоколов, разработка которых необходима практически всегда (с учетом мировой практики аудирования) по таким направлениям, как:

  • выбросы в атмосферу и очистка отходящих газов;
  • сброс и очистка сточных вод;
  • образование опасных отходов;
  • размещение и удаление опасных отходов;
  • обращение с полихлорированными бифенилами и их обезвреживание;
  • использование пестицидов и их обезвреживание;
  • управление использованием опасных материалов и веществ;
  • обращение с асбестом и его обезвреживание;
  • переработка и использование или захоронение отходов;
  • разливы нефти и нефтепродуктов.

Возможна разработка и множества других отдельных специальных протоколов, например, по проблемам шума, радиационного, электромагнитного, теплового загрязнения и др. При этом следует отметить, что протоколы, связанные с проблемами полихлорированных бифенилов (ПХБ) и асбеста, не являются специфическими, а применимы при аудите любых объектов. Несмотря на то, что требования к экологическому контролю в этих областях недостаточно отражены в российском законодательстве, рассмотрение проблем асбеста и ПХБ в случаях иностранного инвестирования является обязательным.

Обычно аудиторский протокол включает три основные колонки: 1) законодательные и нормативные требования, 2) инструкции для аудитора, 3) комментарии аудитора. Безусловно, уровень использования контрольных листов-протоколов зависит от опыта аудитора (опытные аудиторы нередко нуждаются в них лишь для проверки полноты своей работы в конце рабочего дня, для начинающих же аудиторов они просто необходимы и должны включать конкретные инструкции). При разработке контрольных листов для определенных объектов рекомендуется их обязательное предварительное тестирование в полевых условиях с последующей переработкой по результатам тестирования.

 57.Заключительный этап и использование материалов программы экологического аудита.

Пятый этап проведения проверки предполагает завершение аудита. Согласно МС ИСО 19011:2002, аудит считается завершенным тогда, когда работа, предусмотренная планом, закончена, а утвержденный отчет по аудиту разослан. Относящиеся к аудиту документы должны быть сохранены или уничтожены по соглашению между участвующими сторонами и в соответствии с процедурами программы аудита и приемлемыми законодательными, регламентирующими и контрактными требованиями.

Если это не требуется законодательством, аудиторская группа и лица, ответственные за руководство программой аудита не должны разглашать содержание документов, любую другую информацию, полученную в ходе аудита, или содержание отчета по аудиту любой другой стороне без определенного одобрения заказчика аудита и, если применимо, без одобрения проверяемой организации. Если требуется раскрыть содержание документа по аудиту, то заказчик и проверяемая организация должны быть уведомлены об этом как можно скорее.

Проведение последующих за аудитом действий. Сопроводительные действия после сертификационного аудита предусматривают ежегодное проведение инспекционного контроля со стороны органа по сертификации. Выданный сертификат соответствия на систему менеджмента обычно действует в течение трех лет. За это время система менеджмента может прийти в негодность (потерять свое качество). Поэтому существующий порядок сертификации систем менеджмента предусматривает ежегодные инспекционные контроли.

По истечении одного года (с момента выдачи сертификата соответствия на систему менеджмента) на предприятие вновь прибывает комиссия органа по сертификации для проведения инспекционного контроля. По истечении следующего года вновь проводится инспекционный контроль. Это и есть сопроводительные действия. Их цель – удостовериться, что все обнаруженные ранее малозначительные несоответствия устранены и намеченные корректирующие мероприятия выполнены.

При внутренних аудитах сопроводительные действия чаще всего предусматривают проверку (подтверждение) факта выполнения намеченных корректирующих мероприятий. Если при внутреннем аудите были обнаружены очень серьезные несоответствия, то сопроводительные действия могут быть осуществлены в виде повторной проверки.

 

Использование материалов программы экологического аудирования возможно по следующим направлениям:

  • авторский надзор и консультирование использования материалов программы;
  • участие членов группы в разработке и реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов экологического аудита;
  • участие в процедуре ОВОС плановых предпроектных и проектных решений, разработанных с использованием или на основе материалов программы экологического аудита;
  • организация и проведение повторных программ экоаудита по фактическим результатам деятельности;
  • развитие общего, специального и дополнительного профессионального образования.

 

 58.Характеристика эколога-аудитора и эколого-аудиторской организации. Права и обязанности экологов-аудиторов. Права и обязанности аудируемого экономического субъекта.

 

 

 

Аудиторы должны обладать знаниями и умениями во многих областях и сферах деятельности. Сфера профессиональных знаний аудитора должна распространяться на:

а) Принципы, процедуры и методы аудита, позволяющие аудитору выбирать такие способы работы, которые соответствуют различным аудитам и обеспечивают последовательное и систематичное их проведение.

б) Систему менеджмента и ссылочные документы, позволяющие аудитору изучить область аудита с учетом критериев аудита

в) Особенности функционирования организации, позволяющие аудитору понять атмосферу в организации

г) Применяемые законы, технические регламенты, нормы и требования, относящиеся к отрасли, позволяющие аудитору понимать требования, актуальные для проверяемой организации.

Д) Методы и подходы экологического менеджмента

Е) Научные знания и технологии в сфере экологии, позволяющие аудитору понимать фундаментальные основы взаимосвязи человеческой деятельностью и окружающей средой.

 

* они должны быть специалистами, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, в том числе работниками академических и других ведущих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений.

* они должны владеть методологией экоаудита и уметь применять ее на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования.

* они должны иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экоаудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий. Профессионализм также требует, чтобы экоаудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях.

* они должны получить свидетельства о прохождении обучения, быть аттестованными в установленном порядке.

* они должны обладать личными качествами, указанными в ГОСТе Р ИСО 19011-2003.

* каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, обязаны проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденным уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды.

 

Требования к эколого- аудиторской организации :

* в штате организации должно состоять не менее 3 экологических аудиторов. При этом не менее 50 процентов штата организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов;

* организация должна быть включена в Реестр экоаудиторских организаций и должна получить свидетельство о включении в Реестр. Свидетельство выдается на 5 лет;

* организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых проверок (в соответствии с ГОСТом Р ИСО 14000).

59.Обобщенная процедура выполнения программ экоаудита. Этап подготовительных работ: определение основных целей и задач программы экоаудита; формирование группы; определение бюджета программы и сроков ее проведения; заключение договора на проведение экоаудита.

Обобщенная процедура программы экологического аудита состоит из нескольких этапов, один из которых –этап подготовительных работ. Его целью является заключение договора на проведение аудита.

 На этапе подготовительных работ экологического аудита определяют:

1) основные цели, задачи и объекты ЭА;

2) бюджет и сроки реализации программы;

3) заключение договора об аудировании объекта;

4) происходит формирование группы экологического аудита.

§

 

1) Постановка корректных целей и задач является ключевой проблемой этапа подготовительных работ любой программы экологического аудита. Цели и задачи в целом должны соответствовать общей стратегии и политике развития конкретного производства или территории. При этом в ряде случаев возможны определенные изменения общей стратегии и политики развития по результатам экологического аудита.

Выбор цели программы аудита при рассмотрении должен учесть:

  • приоритеты руководства;
  • коммерческие намерения;
  • требования систем менеджмента;
  • регламентирующие, законодательные и контрактные требования;
  • необходимость оценок поставщиков;
  • требования потребителей;
  • потребности других заинтересованных сторон;
  • риски организации и пр.

В качестве целей программы аудита можно выделить:

  • подтверждение соответствия требованиям стандарта системы менеджмента для целей сертификации;
  • подтверждение соответствия контрактным требованиям;
  • получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;
  • содействие улучшению системы менеджмента.

Постановка конкретных целей и задач экологического аудита зависит от вида аудиторской программы, объекта аудирования и пожеланий заказчика. Кроме того, результатом практически любой программы экологического аудита являются развитие (инициирование, стимулирование, повышение эффективности, обоснование возможностей и выгод, информационное обеспечение) других видов экологической деятельности.

2) При планировании программы аудитов важно обеспечить, чтобы сопряженные затраты и беспокойство были минимальны при достижении максимальной выгоды

Аудитору необходимо составить и документально оформить одну или несколько программ аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

Программа аудита является набором инструкций для ассистентов аудитора и других подчиненных ему сотрудников, выполняющих проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

3) Договор на проведение экологического аудита является основным документом, который свидетельствует о достижении договоренности между клиентом (заказчиком на проведение экоаудита), экоаудиторской фирмой (исполнителем) и аудируемым объектом. Договор документально подтверждает, что стороны пришли к согласию во всех моментах, обусловленных в договоре.

4) Для выполнения программы экологического аудита необходимо сформировать группу по аудиту с предоставление им необходимых ресурсов и провести аудит в соответствии с намеченными графиками. Необходимо управлять записями по аудиту, а также анализировать и утверждать отчеты по аудиту и рассылать их заинтересованным сторонам. При необходимости следует обеспечить проведение последующих аудитов.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 516.