Нормативно-правовое обеспечение экологического аудита
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовое регулирование экологического аудита прежде всего базируется на нормах Конституции Российской Федерации. Основополагающими по регулированию экологического аудита являются нормы: ст. 1, 2 - гарантируется соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; ст. 42 - обеспечивает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; ст.58 - устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Законодательные акты РФ:

1. В РФ проведение общего аудита регламентируется Федеральным законом от 07 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

2. Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривается легальное определение понятия "экологический аудит":

«экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности» (ст. 1, N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды")

3. Правомерность экологического аудита следует из нормы, закрепленной ст. 27 (ч. 2) Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в которой устанавливается право государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха.

Среди подзаконных нормативных правовых актов, закрепляющих нормы по экологическому аудиту, следует назвать, прежде всего, акты Президента РФ:

4. Экологический аудит предусмотрен Классификатором правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511, где рассматривается как сфера самостоятельного нормативного правового регулирования. Актам в сфере экологического аудита присвоен номер 110.010.100.

5. Проведение экологического аудита предусмотрено Указом Президента РФ "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".

Экологический аудит также был предусмотрен актами Правительства РФ:

6. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, установлена приоритетность такого важного направления экологического бизнеса, как экологический аудит.

7. Распоряжением Правительства РФ от 05 сентября 2011 N 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» предусмотрено проведение экологического аудита с целью выявления проблемных ситуаций, источников и характера загрязнения окружающей среды, оценки их влияния на качество городской среды.

8. Распоряжением Правительства РФ от 05 июля 2010 N 1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» предусматривается создание эффективного экологического сектора экономики.

9. Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2001 г. N 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2015 года» предусмотрены разработка и внедрение принципов международной стандартизации в области экологического управления.

Следующей группой подзаконных нормативно-правовых актов по регулированию экологического аудита являются акты федеральных министерств и ведомств:

10. Распоряжением Госкомимущества и Минприроды РФ от 08 июня 95 г. N 791-р/1 устанавливается учет экологического фактора при продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных в порядке преобразования государственных (муниципальных) предприятий.

11. Приказом Минприроды от 23 января 1995 г. N 18 определена организация системы экологической сертификации (система зарегистрирована Госстандартом России).

12. Приказом Госкомэкологии России от 16 июля 1998 г. N 436 "О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации" утверждается Временный порядок аттестации экологических аудиторов и Временное положение о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экологических аудиторов

Следует также отметить стандарты

Стандарты, имеющие непосредственное отношение к окружающей среде, имеют рекомендательное значение и выполняются только теми организациями, которые взяли на себя соответствующие обязательства.

13. Госстандарт РФ в 1998 г. издал стандарты:

ГОСТ Р ИСО 14001-98 - "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению";

ГОСТ Р ИСО 14004-98 - "Система управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования";

ГОСТ Р ИСО 14011-98 - "Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой"$

ГОСТ Р ИСО 14012-98 - "Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии".

14. Регулированию экологического аудита способствует Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2003 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента", утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации N 432-ст от 29 декабря 2003 г. Стандарт имеет рекомендательное значение и содержит руководящие указания по принципам аудита, управлению программами аудита, проведению аудитов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента, а также по компетентности аудиторов для проведения этих аудитов.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 206.