Экологический системы
1) Планетарная
-концептуальные документы ООН о принципах устойчивого развития
-документы сообщества стран: международные акты, соглашения, договоры, конвенции по вопросам эколонизации.
2) Национальная (национальные законодательные нормативно правовые акты, национальные программы и проекты в области экологической деятельности на территории страны)
3) Региональная (региональные законодательные нормативно-правовые акты, региональные программы и проекты в области экологической деятельности на территории региона страны)
4) Локальная (ограниченная территория) Распорядительные документы органов местной власти, проекты локальной экологической деятельности
5) Предприятие (Распорядительные документы руководства предприятия, планы хозяйственной и экологической деятельности, проекты и экологические мероприятия)
Нормативно правовая база экологической деятельности
Система обеспечения устойчивого состояния экосистем
31. Регулирование отношений в области природопользования и охраны окружающей среды с использованием процедур экологического аудита.
Правовое регулирование деятельности в сфере экологического аудита в России осуществляется в соответствии с законодательными и подзаконными нормативными актами Российской Федерации, ее субъектов, а также международными стандартами, нормами, правилами, составляющими в совокупности нормативную базу экологического аудита.
Нормативно-правовая база построена по иерархическому принципу, определившему ее вертикальное построение и известную субординацию.
Нормативная база экологического аудита ориентирована на регулирование:
а) деятельности в области экологического аудита на территории Российской Федерации;
б) предпринимательской деятельности экоаудиторов и экоауди- торских организаций;
в) деятельности в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с этим в состав нормативной базы экологического аудита включаются документы, имеющие статус нормативного правового акта, регулирующего деятельность в области экологического аудита (включая вопросы предпринимательской деятельности):
• федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в Минюсте России;
• стандарты (государственные, межгосударственные, международные), содержание которых затрагивает вопросы экологического аудита и охраны окружающей среды.
Следует отметить, что до последнего времени в составе действующего законодательства отсутствовали нормы прямого действия применительно к понятию экологического аудита.
Анализ действующего законодательства в сфере регулирования экологического аудита позволяет выделить ряд основных принципов его формирования:
• предотвращение вреда окружающей среде;
• охрана жизни и здоровья человека;
• обязанность охранять окружающую среду;
• обеспечение рационального использования природных ресурсов;
• платность природопользования;
• учет экологических требований в хозяйственной и иной деятельности;
• гармонизация российского законодательства в области охраны окружающей среды с международными принципами и нормами.
Поэтому основная цель формирования законодательства сфере экологического аудита заключается в обеспечении экологически безопасного, устойчивого экономического и социального развития. Вся совокупность нормативных правовых актов, которые закрепляют экологический аудит как самостоятельную правовую категорию и рассматриваются в качестве основ правового регулирования экологического аудита, может быть представлена следующим образом. Основополагающая роль в регулировании отношений в сфере экологического аудита принадлежит Конституции Российской Федерации, поскольку Конституция является правовой основой законодательства Российской Федерации. Статья 42 Конституции РФ реализует принципы устойчивого развития общества, и в качестве приоритетной задачи предполагает обеспечение гражданских прав «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Главным нормативным правовым актом Российской Федерации, определяющим правовые основы регулирования аудиторской деятельности, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ. Однако в этом Законе дается более узкое значение понятия «аудит», чем то, которое принято в мировой практике, и не определены специальные виды аудита, такие как экологический, энергетический, аудит чрезвычайных ситуаций и др. При этом экологический аудит в соответствии с Классификатором правовых актов (110.010.100), утвержденном указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. №511, является одним из видов аудита. Другим нормативным правовым актом Российской Федерации, определяющим правовые основы регулирования экологического аудита, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, в котором введено понятие экологического аудита. Таким образом, основные элементы общего и экологического аудита установлены двумя разными федеральными законами и Закон «Об охране окружающей среды» развивает и дополняет понятие аудита в области охраны окружающей среды. Экологический аудит, являясь видом аудита, по определению не может вступать в противоречие с его содержанием, а конкретизация его области применения позволяет рассматривать его как один из экономических и финансовых механизмов охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 380.