Основные подходы к пониманию сущности понятия «экологический аудит» в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные подходы к пониманию сущности понятия «экологический аудит» в России.

В России экологический аудит стал развиваться в 1990-х гг. Среди основных предпосылок его возникновения можно выделить следующие:-осознание глобальных экологических проблем и, как результат, переход России на путь экологически безопасного экономического развития;-необходимость интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности;-усиление требований законодательства в области охраны окружающей среды и др.

В соответствии с Экологической доктриной РФ, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р, содействие развитию экологического аудита, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды определено в качестве необходимого элемента для развития экономических и финансовых механизмов, являющихся средствами реализации государственной

политики в области экологии. В Основах государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 г., утвержденных Президентом РФ 30.04.2012, проведение экологического аудита установлено в качестве одного из основных механизмов реализации государственной политики в области экологического развития.

 

Понятие и мотивация проведения экологического аудита

-создания образа экологически сознательного предприятия;

-организации внутрифирменных курсов по повышению квалификации;

-ориентации на групповые формы решения проблем, предусматривающие достаточную свободу в процессе принятия решений по экологическим вопросам;

-реализации идейного запаса на предприятии в отношении экологических аспектов;

-организации рабочих мест с минимальной нагрузкой на окружающую среду;

-информирования сотрудников о целевых экологических показателях и углубления понимания взаимозависимостей, существующих между экологическими и экономическими целями.

 

Виды экологического аудита

Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды.-Определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям,-Оценка эффективности системы экологического менеджмента,-Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий,-Оценка экономического ущерба от загрязнения,-Оценка опасности отходов,-Определение рациональности природопользования на конкретной территории,-Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению,-Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению,-Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов,-Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению,-Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

 

Планирование экологической деятельности.

Планирование охраны окружающей среды, отдельных природных ресурсов, природопользования, воспроизводства и улучшение природных ресурсов осуществляется в составе прогнозов и программ социально-экономического развития, а также в виде схем комплексного использования и охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов, комплексных и целевых экологических программ.

Указанные прогнозы, планы и программы являются средством реализации государственной политики в сфере природопользования, воспроизводства, улучшения и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды.

Основным плановым документом являются комплексные и целевые экологические программы. Они подразделяются на федеральные, региональные (субъектов РФ), межрегиональные, муниципальные, локальные (внутрихозяйственные); по срокам – на краткосрочные и долгосрочные.

Разработку и реализацию экологических разделов прогнозов и программ социально-экономического развития, федеральных комплексных и целевых экологических программ осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии РФ и другие, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области управления природноресурсовыми фондами, использования, охраны, воспроизводства и улучшения природных ресурсов.

Федеральные экологические программы утверждаются Правительством РФ. Они действуют на всей или на какой-то части территории РФ, финансируются из федерального бюджета, хозяйствующими субъектами и из других не запрещенных законодательством источников.

По каждой программе назначается государственный заказчик, а при наличии нескольких заказчиков – координатор программы и заказчики по отдельным направлениям программы. Государственными заказчиками могут назначаться федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Возможно создание администрации программы, являющейся юридическим лицом.

Государственные заказчики администрации программ заключают договоры с исполнителями, выполняющими работы по реализации предусмотренных программами мероприятий, контролируют выполнение договоров, производят оплату, приемку выполненных работ, принимают меры по привлечению к ответственности, возмещению вреда в случае нарушения условий заключенных договоров.

Региональные комплексные и целевые экологические программы разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ, финансируются из бюджетов соответствующих субъектов РФ с привлечением средств предприятий и организаций. Региональные программы действуют на территории соответствующего субъекта РФ, и их реализация обеспечивается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Экологические программы, имеющие межрегиональный характер, разрабатываются и реализуются на основе договоров, заключаемых субъектами РФ.

Муниципальные экологические программы, предусматривающие мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию, воспроизводству и улучшению природных ресурсов на территориях муниципальных образований, разрабатываются, утверждаются и реализуются органами местного самоуправления. Могут утверждаться межмуниципальные экологические программы.

Предприятия и иные организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, отрицательно влияющую на состояние окружающей среды, природных ресурсов, планируют мероприятия по охране окружающей среды, организации рационального природопользования в составе производственных планов, либо в виде особых планов (программ).

Финансирование экологических планов (программ) осуществляется за счет средств предприятий и иных организаций.

 

Подготовительный этап

4.2.1. Инициирование проведения экоаудита осуществляется заказчиком (клиентом) на проведение экоаудита. При возникновении у клиента потребности в проведении экоаудита в той или иной области деятельности промышленного объекта, связанной с воздействием на окружающую среду, охраной окружающей средой и природопользованием, им формулируются цели и задачи экоаудита и избирается экоаудиторская фирма (или отдельные аудиторы-экологи). После этого клиент совместно с экоаудиторской фирмой или самостоятельно (в случае привлечения отдельных аудиторов-экологов) назначает Ведущего аудитора-эколога.

Экологический аудит является инициативным за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инициативный экологический аудит осуществляется по решению заказчика, который самостоятельно определяет цели, задачи, критерии и объем проведения экологического аудита.

Выбор экоаудиторской организации либо индивидуальных экоаудиторов, привлекаемых для проведения экологического аудита, осуществляется заказчиком из числа аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, внесенных в соответствующие реестры.

Экологический аудит организаций, в проверяемой документации которой содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется при наличии у аудиторской организации лицензии ФСБ РФ.

Экологический аудит проводится на основании договора на оказание услуг в соответствии с ГК РФ (1) между заказчиком и аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором.

Перед проведением проверки составляется и документально оформляется план проведения аудита. При этом должны учитываться следующие моменты:

— область деятельности аудируемого лица;

— система внутреннего контроля;

— сроки проведения проверки;

— необходимость привлечения других аудиторов и экспертов к проверке;

— объемы работ и наличие обособленных структурных подразделений аудируемого лица.

Экоаудитором составляется и документально оформляется программа экологического аудита, определяющая характер, сроки и объем запланированных процедур экологического аудита.

Основной этап

4.3.1. Основной этап начинается с совместного вводного совещания группы экоаудита, руководства и ведущего персонала аудируемой организации, выделенного для участия в экоаудите.

В процессе экоаудита члены группы по экоаудиту в соответствии с закреплением их функциональных обязанностей собирают, анализируют, интерпретируют и записывают в виде свидетельств экоаудита всю информацию, необходимую для определения соответствия или несоответствия критериям экоаудита.

4.3.3. Свидетельства экоаудита могут быть собраны при помощи интервью, экспертизы документов, наблюдений за деятельностью и условиями ее осуществления. Особое внимание при этом обращается на воздействия и состояние окружающей среды. Данные, необходимые для составления заключения и отчета по экоаудиту, в том числе данные о выявленных несоответствиях, должны быть задокументированы. При этом следует указывать конкретное место получения данных, лицо, с которым осуществлялся контакт при их получении, и относящуюся к ним документацию.

При проведении экологического аудита в зависимости от решаемых задач проверяются:

— учредительные документы аудируемого лица;

— разрешительные документы на осуществление основной деятельности и воздействие на окружающую среду;

— документация о движении сырья и материалов;

— документация по существующей системе контроля соблюдения природоохранных требований, экологической и промышленной безопасности;

— документация на природопользование;

— документация по учету и списанию расходов на осуществление мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды;

— техническая документация аудируемого лица (технологический регламент, другие документы);

— документальное и фактическое состояние систем оборудования по очистке выбросов, сбросов загрязняющих веществ, переработке, утилизации, транспортировки и размещению отходов;

— документация о периодичности проверок оборудования и технологических процессов на соответствие проектным требованиям.

Заключительный этап

4.4.1. На заключительном этапе под руководством Ведущего аудитора-эколога членами группы экоаудита составляется отчет. При этом Ведущий аудитор отвечает перед клиентом за правильность (точность) и полноту приводимой в нем информации, выявленных несоответствий и рекомендаций (если последнее предусмотрено договором на проведение экоаудита). Решение по отображению в отчете возражений (замечаний) аудируемой организации по поводу рассмотренного Заключения по экоаудиту принимается Ведущим аудитором-экологом. Содержание отчета должно соответствовать принятому Плану экоаудита. Любые изменения Плана экоаудита, возникшие в процессе проведения экоаудита и составления отчета, должны быть согласованы с клиентом.

4.4.2. Отчет по экоаудиту должен быть датирован, завизирован всеми членами группы экоаудита и подписан Ведущим аудиторам-экологам. Он должен содержать результаты экоаудита и резюме по всем находкам, свидетельствам и несоответствиям, выявленным в процессе экоаудита.

Аудиторский отчет включает вводную, аналитическую и итоговую часть (выводы, рекомендации).

В вводной части описаны юридический адрес, расчетный счет и телефоны экологической аудиторской организации, фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в экологическом аудите, реквизиты удостоверений аудиторов.

В аналитическую часть включаются:

— наименование аудируемого лица, период его деятельности, за который проводился экологический аудит;

— согласованные цели и объем экологический аудита;

— согласованные критерии, по которым проводится экологический аудит;
— срок проведения экологического аудита;

— результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее требованиям природоохранного законодательства;

— факты выявленных в ходе экологического аудита существенных нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации, которые нанесли или могут нанести ущерб окружающей природной среде и здоровью населения.

Так же в состав аналитической части могут быть включены оценка имеющейся отчетности по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности, анализ начисления и полноты перечисления платы за загрязнение окружающей среды и штрафов за нарушения природоохранного законодательства, анализ соблюдения технологических режимов, эффективности работы очистных сооружений, анализ состояния основных фондов, эксплуатируемого оборудования. В качестве приложений к аналитической части отчета могут быть приложены копии разрешений на выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, лицензии на водопользование и результаты проверки выполнения их условий.

Итоговая часть обычно содержит выводы об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, экологического учета и отчетности организации, а также о соблюдении аудируемым лицом требований законодательства; нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и рекомендации по разработке мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а так же последствия неприятия организацией соответствующих мер.

Аудиторское заключение как правило имеет структуру, аналогичную структуре отчета и содержит обобщенную информацию о результатах экологического аудита и выводы о соответствии деятельности аудируемого лица требованиям законодательства, нормативам и нормативным документам в области охраны окружающей среды, требованиям международных стандартов.

Аудиторское заключение может содержать:
— либо безоговорочно положительное мнение по результатам проверки,
— либо содержать мнение с оговоркой.

Аудиторское заключение и отчет является собственностью заказчика.

Аудиторские организации, аудиторы и индивидуальные аудиторы, проводящие экологический аудит обязаны сохранять конфиденциальность в отношении сведений об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие экоаудиту услуги, а также обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении экоаудиторской проверки, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие экоаудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.




Требования к организациям и аудиторам, осуществляющим экологическое аудирование. Внешние и внутренние аудиторы.

Требования к экологическим аудиторам.

Руководство по критериям квалификации аудиторов в области окружающей среды содержится в стандартах ГОСТ Р ИСО 14011-98 и ГОСТ Р ИСО 1402-98. Согласно этим документам аудитором-экологом является специалист, квалифицированный для проведения экологического аудита, ведущий аудитор-эколог управляет процедурой экологического аудита. Аудиторы должны иметь законченное высшее образование, опыт работы и быть компетентными в следующих вопросах: - наука об окружающей среде и технология охраны окружающей среды; - технические и экологические основы работы объектов и сооружений; - регламентирующие документы, нормативы, правила и др., связанные с охраной составляющей среды; - системы управления окружающей средой, правила и процедуры проведения аудитов. Аудиторы должны обладать личными качествами и навыками, позволяющими четко и понятно формулировать суждения и идеи как в устном, так и в письменном виде. Они должны уметь дипломатично и тактично задавать вопросы и внимательно и терпеливо выслушивать ответы. Аудитор должен быть объективным и независимым, обладать навыками личной организованности, необходимыми для успешного и результативного проведения аудита. Важное качество – способность с пониманием относиться к традициям и культуре того региона или страны, на территории которой находится и функционирует аудируемое предприятие. Аудиторы должны постоянно повышать свою квалификацию как на своем рабочем месте, так и в специализированных центрах

Внутренний и внешний аудит.

Под аудитом понимается финансовый анализ, ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. проверка его деятельности. Аудит делится на внутренний и

внешний. Внешний аудит подразумевает контроль над деятельностью предприятия со стороны, а внутренний аудит находится под контролем самой фирмы.

Внешний аудит проводится на основе предварительной договоренности между аудитором и фирмой. Внешний аудит может включать в себя: - экспертизу хозяйственно-экономической деятельности; - оценку имеющихся у предприятия резервов и его платежеспособности; - советы и рекомендации по улучшению деятельности.

Если внешний аудит в компании проводится по инициативе сотрудников, его называют добровольным. Обязательный аудит осуществляется каждый год для предприятий любой формы собственности по требованию органов государственной власти. Кроме того, обязательный аудит может быть назначен в связи с решением следственных органов или суда.

Внутренний аудит, как правило, проводится в целях повышения эффективности деятельности компании. Внутренний аудит может включать в себя: - определение причин и мест образования издержек предприятия; - степень соответствия деятельности общепринятым правилам, нормам и стандартам; - выявление плюсов и минусов хозяйственно-экономического функционирования; - предоставление отчета руководству проверяемой компании; - выводы.

В зависимости от объема работ внутренний аудит, в свою очередь, подразделяется на общий и локальный. Общий аудит затрагивает абсолютно все вопросы и проблемы предприятия. Локальный аудит проводится в пределах выбранного направления (например, учет или технологии).

Совокупность внутреннего и внешнего аудита представляет собой единый комплекс мероприятий, ориентированных на цели проверки достоверности предоставленной для проверки документации, составления заключения о достоверности отчетности, баланса и прибыли компании, а также анализ финансовой информации по всем статьям затрат.

 

Процедуры экологического аудита. Планирование программы и основной этап.

На этапе подготовительных работ экологического аудита определяют:

* основные цели, задачи и объекты ЭА;

* бюджет и сроки реализации программы;

* заключение договора об аудировании объекта;

* происходит формирование группы экологического аудита.

На этапе планирования определяют задачи программы.

Типичными задачами ЭА могут быть:

* анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по существенному уменьшению видимого воздействия на окружающую среду;

* анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по повышению контролируемости, организованности общего воздействия на ОС;

* разработка рекомендаций и предложений по существенному уменьшению используемых на данном предприятии или территории чрезвычайно и высокоопасных веществ;

* анализ ситуации, разработка рекомендаций по уменьшению количества выбросов (сбросов, отходов) определенных веществ;

* анализ ситуации и разработка мероприятий по уменьшению удельных выбросов или по достижению конкретных нормативов (лимитов) выбросов, сбросов, размещение отходов.

На этапе планирования программы осуществляют реализацию следующих стадий:

* предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных по основной экологической документации предприятия;

* анализ исходных данных, определение основных объектов аудирования, методик программы и критериев оценок;

* формирование собственной программы.

Для формирования исходных данных ЭА могут использоваться следующие документы (обычно за последние 3-5 лет деятельности объекта аудита):

* экологические паспорта предприятий;

* тома ПДВ и НДС;

* экологическая статистическая отчетность за несколько лет;

* справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение природной среды и размещение отходов;

* акты о применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности;

* данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и образования и размещения отходов на предприятии;

* лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование;

* территориальные экологические программы и планы;

* проекты районной планировки;

* производственные планы мероприятий по охране ОС и справки их фактического выполнения;

* справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства и готовой продукции;

* существующие технологические регламенты по эксплуатации средоохранных технологий и оборудования;

* проекты строительства (реконструкции, технического перевооружения) основных производств, систем очистки сточных вод, отходящих газов, систем размещения и удаления отходов;

* существующие экологические ситуационные планы, карты-схемы и другие картографические материалы.

Основной этап программы осуществляется непосредственно на объектах.

При его выполнении проводятся:

определение маршрутов и проведение обзорных туров на объекте аудирования;

ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала;

уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования.

Заключительный этап экологического аудита включает:

анализ и оценку полученных данных;

разработку конкретных рекомендаций и предложений;

представление данных и анализ возможностей их использования заказчиком и другими заинтересованными лицами.

Пятый этап обобщенной процедуры разработки и реализации программы ЭА включает следующие стадии:

авторский надзор и консультирование использования материалов программы;

участие в процедуре ОВОС плановых, предпроектных и проектных решений, разработанных на основе материалов ЭА;

организация и проведение повторных программ ЭА по фактическим результатам деятельности;

развитие общего, специального и дополнительного профессионального образования.

 

Экспертные оценки.

Часть этих методов является универсальной и применяется во всех видах аудита; другие служат для решения специальных организационных или содержательных задач.

 

Разработка протоколов является основным рабочим документом аудитора. Протоколы разрабатываются по конкретным аспектам программы в зависимости от специфики целей, задач и объектов аудирования.

Данный протокол заполняется как со слов компетентного представителя природоохранной службы, так и с помощью использования экологической документации, имеющейся на предприятии (о наличии которой уже известно аудитору после выполнения предыдущей стадии аудирования). Так же, как и в предыдущих протоколах, в протоколе по определению существующей системы экологических приоритетов предприятия должна содержаться официально декларируемая информация. Далее приведен пример заполнения аудиторского протокола по определению системы экологических приоритетов предприятия (рис. 19).

в протоколе фиксируется официально декларируемая информация и собственные оценки и примечания аудитора. При этом колонка фактической ситуации может вообще не заполняться в случае согласования аудитора с официальной информацией, либо при отсутствии данных для ее опровержения.

В то же время необходимо выделить основную группу протоколов, разработка которых необходима практически всегда (с учетом мировой практики аудирования) по таким направлениям, как:

  • выбросы в атмосферу и очистка отходящих газов;
  • сброс и очистка сточных вод;
  • образование опасных отходов;
  • размещение и удаление опасных отходов;
  • обращение с полихлорированными бифенилами и их обезвреживание;
  • использование пестицидов и их обезвреживание;
  • управление использованием опасных материалов и веществ;
  • обращение с асбестом и его обезвреживание;
  • переработка и использование или захоронение отходов;
  • разливы нефти и нефтепродуктов.

Возможна разработка и множества других отдельных специальных протоколов, например, по проблемам шума, радиационного, электромагнитного, теплового загрязнения и др. При этом следует отметить, что протоколы, связанные с проблемами полихлорированных бифенилов (ПХБ) и асбеста, не являются специфическими, а применимы при аудите любых объектов. Несмотря на то, что требования к экологическому контролю в этих областях недостаточно отражены в российском законодательстве, рассмотрение проблем асбеста и ПХБ в случаях иностранного инвестирования является обязательным.

Обычно аудиторский протокол включает три основные колонки: 1) законодательные и нормативные требования, 2) инструкции для аудитора, 3) комментарии аудитора. Безусловно, уровень использования контрольных листов-протоколов зависит от опыта аудитора (опытные аудиторы нередко нуждаются в них лишь для проверки полноты своей работы в конце рабочего дня, для начинающих же аудиторов они просто необходимы и должны включать конкретные инструкции). При разработке контрольных листов для определенных объектов рекомендуется их обязательное предварительное тестирование в полевых условиях с последующей переработкой по результатам тестирования.

 57.Заключительный этап и использование материалов программы экологического аудита.

Пятый этап проведения проверки предполагает завершение аудита. Согласно МС ИСО 19011:2002, аудит считается завершенным тогда, когда работа, предусмотренная планом, закончена, а утвержденный отчет по аудиту разослан. Относящиеся к аудиту документы должны быть сохранены или уничтожены по соглашению между участвующими сторонами и в соответствии с процедурами программы аудита и приемлемыми законодательными, регламентирующими и контрактными требованиями.

Если это не требуется законодательством, аудиторская группа и лица, ответственные за руководство программой аудита не должны разглашать содержание документов, любую другую информацию, полученную в ходе аудита, или содержание отчета по аудиту любой другой стороне без определенного одобрения заказчика аудита и, если применимо, без одобрения проверяемой организации. Если требуется раскрыть содержание документа по аудиту, то заказчик и проверяемая организация должны быть уведомлены об этом как можно скорее.

Проведение последующих за аудитом действий. Сопроводительные действия после сертификационного аудита предусматривают ежегодное проведение инспекционного контроля со стороны органа по сертификации. Выданный сертификат соответствия на систему менеджмента обычно действует в течение трех лет. За это время система менеджмента может прийти в негодность (потерять свое качество). Поэтому существующий порядок сертификации систем менеджмента предусматривает ежегодные инспекционные контроли.

По истечении одного года (с момента выдачи сертификата соответствия на систему менеджмента) на предприятие вновь прибывает комиссия органа по сертификации для проведения инспекционного контроля. По истечении следующего года вновь проводится инспекционный контроль. Это и есть сопроводительные действия. Их цель – удостовериться, что все обнаруженные ранее малозначительные несоответствия устранены и намеченные корректирующие мероприятия выполнены.

При внутренних аудитах сопроводительные действия чаще всего предусматривают проверку (подтверждение) факта выполнения намеченных корректирующих мероприятий. Если при внутреннем аудите были обнаружены очень серьезные несоответствия, то сопроводительные действия могут быть осуществлены в виде повторной проверки.

 

Использование материалов программы экологического аудирования возможно по следующим направлениям:

  • авторский надзор и консультирование использования материалов программы;
  • участие членов группы в разработке и реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов экологического аудита;
  • участие в процедуре ОВОС плановых предпроектных и проектных решений, разработанных с использованием или на основе материалов программы экологического аудита;
  • организация и проведение повторных программ экоаудита по фактическим результатам деятельности;
  • развитие общего, специального и дополнительного профессионального образования.

 

 58.Характеристика эколога-аудитора и эколого-аудиторской организации. Права и обязанности экологов-аудиторов. Права и обязанности аудируемого экономического субъекта.

 

 

 

Аудиторы должны обладать знаниями и умениями во многих областях и сферах деятельности. Сфера профессиональных знаний аудитора должна распространяться на:

а) Принципы, процедуры и методы аудита, позволяющие аудитору выбирать такие способы работы, которые соответствуют различным аудитам и обеспечивают последовательное и систематичное их проведение.

б) Систему менеджмента и ссылочные документы, позволяющие аудитору изучить область аудита с учетом критериев аудита

в) Особенности функционирования организации, позволяющие аудитору понять атмосферу в организации

г) Применяемые законы, технические регламенты, нормы и требования, относящиеся к отрасли, позволяющие аудитору понимать требования, актуальные для проверяемой организации.

Д) Методы и подходы экологического менеджмента

Е) Научные знания и технологии в сфере экологии, позволяющие аудитору понимать фундаментальные основы взаимосвязи человеческой деятельностью и окружающей средой.

 

* они должны быть специалистами, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, в том числе работниками академических и других ведущих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений.

* они должны владеть методологией экоаудита и уметь применять ее на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования.

* они должны иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экоаудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий. Профессионализм также требует, чтобы экоаудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях.

* они должны получить свидетельства о прохождении обучения, быть аттестованными в установленном порядке.

* они должны обладать личными качествами, указанными в ГОСТе Р ИСО 19011-2003.

* каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, обязаны проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденным уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды.

 

Требования к эколого- аудиторской организации :

* в штате организации должно состоять не менее 3 экологических аудиторов. При этом не менее 50 процентов штата организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов;

* организация должна быть включена в Реестр экоаудиторских организаций и должна получить свидетельство о включении в Реестр. Свидетельство выдается на 5 лет;

* организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых проверок (в соответствии с ГОСТом Р ИСО 14000).

59.Обобщенная процедура выполнения программ экоаудита. Этап подготовительных работ: определение основных целей и задач программы экоаудита; формирование группы; определение бюджета программы и сроков ее проведения; заключение договора на проведение экоаудита.

Обобщенная процедура программы экологического аудита состоит из нескольких этапов, один из которых –этап подготовительных работ. Его целью является заключение договора на проведение аудита.

 На этапе подготовительных работ экологического аудита определяют:

1) основные цели, задачи и объекты ЭА;

2) бюджет и сроки реализации программы;

3) заключение договора об аудировании объекта;

4) происходит формирование группы экологического аудита.

§

 

1) Постановка корректных целей и задач является ключевой проблемой этапа подготовительных работ любой программы экологического аудита. Цели и задачи в целом должны соответствовать общей стратегии и политике развития конкретного производства или территории. При этом в ряде случаев возможны определенные изменения общей стратегии и политики развития по результатам экологического аудита.

Выбор цели программы аудита при рассмотрении должен учесть:

  • приоритеты руководства;
  • коммерческие намерения;
  • требования систем менеджмента;
  • регламентирующие, законодательные и контрактные требования;
  • необходимость оценок поставщиков;
  • требования потребителей;
  • потребности других заинтересованных сторон;
  • риски организации и пр.

В качестве целей программы аудита можно выделить:

  • подтверждение соответствия требованиям стандарта системы менеджмента для целей сертификации;
  • подтверждение соответствия контрактным требованиям;
  • получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;
  • содействие улучшению системы менеджмента.

Постановка конкретных целей и задач экологического аудита зависит от вида аудиторской программы, объекта аудирования и пожеланий заказчика. Кроме того, результатом практически любой программы экологического аудита являются развитие (инициирование, стимулирование, повышение эффективности, обоснование возможностей и выгод, информационное обеспечение) других видов экологической деятельности.

2) При планировании программы аудитов важно обеспечить, чтобы сопряженные затраты и беспокойство были минимальны при достижении максимальной выгоды

Аудитору необходимо составить и документально оформить одну или несколько программ аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

Программа аудита является набором инструкций для ассистентов аудитора и других подчиненных ему сотрудников, выполняющих проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

3) Договор на проведение экологического аудита является основным документом, который свидетельствует о достижении договоренности между клиентом (заказчиком на проведение экоаудита), экоаудиторской фирмой (исполнителем) и аудируемым объектом. Договор документально подтверждает, что стороны пришли к согласию во всех моментах, обусловленных в договоре.

4) Для выполнения программы экологического аудита необходимо сформировать группу по аудиту с предоставление им необходимых ресурсов и провести аудит в соответствии с намеченными графиками. Необходимо управлять записями по аудиту, а также анализировать и утверждать отчеты по аудиту и рассылать их заинтересованным сторонам. При необходимости следует обеспечить проведение последующих аудитов.

Этап проведения экологического аудирования на объектах: схема работы экологов-аудиторов на производственной площадке предприятия; посещение аудируемого объекта, осмотр территории предприятия; опрос персонала объекта.

Основной этап программы экологического аудирования осуществляется непосредственно на объектах. При выполнении основного этапа программы проводятся:

  • определение маршрутов и проведение «обзорных» туров по объектам аудирования;
  • ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала;
  • уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования.

Основной целью работы на объектах аудирования является уточнение, окончательное формирование и организация основных исходных данных программы экологического аудита, а также получение дополнительной информации, необходимой для анализа, оценки и прогноза изменения (разработки рекомендаций и предложений) фактического воздействия производства на окружающую среду.

Для получения максимальных результатов в сжатые сроки аудирование объектов должно быть тщательно спланировано и хорошо организовано. При этом следует иметь в виду чрезвычайную сложность объектов аудирования: большие размеры промышленных площадок, разнообразие основных и вспомогательных производств и технологий, множество загрязняющих веществ, источников их выделения, сброса и выброса, большое количество отдельных видов отходов и мест их размещения, преобладание неконтролируемого, неорганизованного, аварийного и "ночного" воздействия на окружающую среду, разнообразие технологических и технических средств регулирования воздействия, плохую организацию производства и экологической службы, низкую квалификацию персонала и т. д.

При реализации программы аудита (проверки) требуются следующие действия:

1. Довести программу аудита до сведения заинтересованных сторон (назначить проверяемому место и время проведения проверки).

2. Координировать и составлять графики аудитов и других действий, относящихся к программе.

3. Обеспечить проведение аудитов в соответствии с программой аудита (например, расписать, какие члены аудиторской группы, в сопровождении какого служащего должны прибыть в конкретные подразделения с указанием даты и времени с точностью до минут; проверяемые, зная время прибытия членов комиссии к ним, должны заранее спланировать свою работу так, чтобы они могли работать с проверяющими в течение всего промежутка времени, отведенного для проверки).

4. Обеспечить подбор групп по аудиту.

5. Предоставить аудиторам необходимые ресурсы (помещение для совещаний (предварительных, ежедневных, заключительных), сопровождение для аудиторов – при приезде комиссии необходимо к каждому ее члену прикрепить служащего, который будет везде его сопровождать, а также являться свидетелем того, что происходило при проверке).

6. Установить и поддерживать процесс оценки аудиторов и непрерывного повышения профессионального уровня аудиторов.

7. Идентифицировать, получить и изучить документы, относящиеся к проверке (политика и цели в области качества, руководство по качеству, документированные процедуры, должностные инструкции и другие документы третьего уровня).

8. Обеспечить управление записями по аудиту.

9. Обеспечить проведение анализа и утверждения отчетов по аудиту, а также обеспечить их рассылку заказчику аудита и другим сторонам.

10. Обеспечить проведение последующих аудитов и действий по результатам аудита, если это требуется.

Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой; ГОСТ Р ИСО 14012-98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии»

4.1 Цели аудита Аудит системы управления окружающей средой должен преследовать определенные цели; ниже приведены примеры типичных целей аудита:

а) определить соответствие системы управления окружающей средой проверяемой организации критериям аудита системы управления окружающей средой;

б) определить, внедрена ли и поддерживается ли система управления окружающей средой проверяемой организации должным образом;

в) идентифицировать области для потенциального улучшения системы управления окружающей средой проверяемой организации;

г) оценить способность процесса внутреннего анализа со стороны руководства обеспечить постоянную пригодность и эффективность системы управления окружающей средой;

д) провести оценку системы управления окружающей средой в организации, у которой есть намерения установить контрактные отношения, например, с потенциальным поставщиком или партнером по совместному предприятию.

4.2 Роль, ответственность и деятельность

4.2.1 Ведущий аудитор Ведущий аудитор отвечает за обеспечение действенного и эффективного проведения и завершения аудита в соответствии с объемом и планом аудита, утвержденными клиентом. Кроме того, в обязанности и деятельность ведущего аудитора должны входить:

а) консультации с клиентом и проверяемой организацией, если уместно, при определении критериев и объема аудита;

б) получение надлежащей исходной информации, необходимой для достижения целей аудита, например, подробности о деятельности проверяемой организации, ее продукции, услугах, местоположении и непосредственном окружении, а также подробности предыдущих аудитов; в) определение выполнения требований к экологическому аудиту, приведенных в ГОСТ Р ИСО 14010;

г) формирование аудиторской группы с учетом возможных конфликтов интересов и согласование состава группы с клиентом; д) руководство работой аудиторской группы согласно указаниям ГОСТ Р ИСО 14010 и настоящего стандарта;

е) разработка плана аудита при соответствующих консультациях с клиентом, проверяемой организацией и членами аудиторской группы;

ж) сообщение окончательного плана аудита аудиторской группе, проверяемой организации и клиенту;

з) координация подготовки рабочих документов и подробных процедур, а также инструктаж аудиторской группы;

и) поиск путей разрешения любых проблем, возникающих в процессе аудита;

к) признание факта, когда цели аудита становятся недостижимыми, и извещение клиента и проверяемой организации о причинах этого;

л) осуществлять представительство аудиторской группы в дискуссиях с проверяемой организацией до, во время и после аудита;

м) немедленное оповещение проверяемой организации об обнаружении критических несоответствий во время аудита;

н) предоставление клиенту ясного с окончательными выводами заключения по аудиту в течение времени, установленного в плане аудита;

о) выдача рекомендаций по улучшению системы управления окружающей средой, если это предусмотрено в рамках объема аудита.

4.2.2 Аудитор В обязанности и деятельность аудитора должны входить:

а) выполнение распоряжений ведущего аудитора и его поддержка;

б) объективное, эффективное и действенное планирование и выполнение порученного задания в объеме аудита;

в) сбор и анализ надлежащих и достаточных аудиторских данных для определения результатов аудита и получения выводов по аудиту относительно системы управления

окружающей средой;

г) подготовка рабочих документов под руководством ведущего аудитора;

д) документирование отдельных результатов аудита;

е) сохранение документов по аудиту и предоставление этих документов по требованию;

ж) оказание помощи в написании аудиторского заключения.

4.2.3 Аудиторская группа Процесс отбора членов аудиторской группы должен гарантировать, что аудиторская группа будет обладать широким опытом и специальными знаниями, необходимыми для проведения аудита.

Проведение аудита

5.1 Инициирование аудита

5.1.1 Объем аудита Объем аудита описывает глубину и границы аудита в терминах таких факторов, как физическое расположение и деятельность организации, а также форма отчетности. Объем аудита определяется клиентом и ведущим аудитором. Обычно при определении объема аудита консультируются с проверяемой организацией. Любые последующие изменения объема аудита требуют согласования с клиентом и ведущим аудитором. Ресурсы, выделенные для аудита, должны быть достаточны для назначенного объема.

5.1.2 Предварительный анализ документов В начале процесса аудита ведущий аудитор должен проанализировать документацию организации, такую, как заявления об экологической политике, программы, зарегистрированные данные или руководства, чтобы ознакомиться с их требованиями к системе управления окружающей средой. При этом следует использовать всю надлежащую исходную информацию о структуре проверяемой организации. Если документация признается неадекватной для проведения аудита, об этом следует сообщить клиенту. Не следует расходовать дополнительные ресурсы, пока не будут получены дальнейшие инструкции от клиента.

5.2 Подготовка аудита

5.2.1 План аудита План аудита должен быть гибким, чтобы можно было менять акцент в аудите в

зависимости от собранной в процессе аудита информации и эффективно использовать ресурсы.

 

73.Планирование программы экоаудита: предварительный сбор, обобщение и организация основных исходных данных; определение основных объектов экоаудирования; оценка исходных данных; оценка масштаба предстоящих работ и применяемого внутреннего контроля; определение и разработка методик проведения экоаудита и критериев оценок.

Экоаудит является достаточно сложным видом природоохранной деятельности, связанным с использованием большого количества методик, учетом множества факторов и организацией взаимодействия между участниками процесса аудита. Поэтому часто бывает необходима разработка Программы экоаудита для проведения конкретных видов и типов аудита. На промышленных объектах это относится к случаям, когда аудит охватывает широкий комплекс вопросов, связанных с воздействием на окружающую среду и ее состоянием. Примерами случаев, когда предметом аудита является оценка фактической экологической деятельности объекта и разработка Программы экоаудита наиболее целесообразна, являются следующие направления экоаудита:

- оценка соблюдения требований природоохранного законодательства и мер ответственности за его соблюдение;

- оценка обеспечения экологической безопасности и оценка экологического риска, организация превентивных и санационных мероприятий в части предупреждения и ликвидации последствий кризисных экологических ситуаций;

- оценка состояния мониторинга, системы управления качеством окружающей среды, рационализации использования природных ресурсов, сырья, материалов, продукции, отходов;

- оценка регулирования сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства и потребления, определение лимитов использования природных ресурсов;

- оценка реализации экологических программ и экологической политики объекта с учетом кратко- и долгосрочных задач по обеспечению экологической безопасности и устойчивого развития;

- другие.

Планирование программы экологического аудирования.

* Этап планирования программы экологического аудирования можно представить в виде следующих стадий:

* предварительный сбор, обобщение и организация исходныхданных по основной эко- логической документации предприятия;

* анализ исходных данных,определение основных объектов аудирования, методик про- граммы и критериев оценок;

* формирование собственно программы ЭА.

* Этап планирования программы должен занимать у аудиторов минимальное количествовремени с учетом высокой стоимости аудиторских услуг и временной ограниченности работ непосредственно на производственной площадке.

 

Определение структуры действующей системы производственного экологического контроля и управления. Производственный экологический контроль является важнейшим элементом природоохранной деятельности любого промышленного предприятия.

В соответствии с изменениями, внесёнными в Положение о Росприроднадзоре постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 975, функция по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, закреплена за Росприроднадзором. При этом сам порядок ПЭК определяется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами. Разъяснения по исполнению Службой данной государственной функции представлены в письме Росприроднадзора от 19.10.2011 № ВК-03-03-36/13634, в частности в нём представлен следующий перечень разделов, которые должен содержать порядок осуществления ПЭК (далее - Порядок):

*общие положения (нормативные документы и акты, в соответствии с требованиями которых разработан Порядок; содержание Порядка должно быть определено в соответствии с условиями и особенностями осуществляемой деятельности хозяйствующим субъектом);

*цели и задачи Порядка;

*данные об организационной структуре или о должностном лице, ответственном за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в хозяйствующем субъекте;

*объекты производственного контроля в области обращения с отходами и их характеристики;

*состав производственного контроля в области обращения с отходами;

*контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) с указанием обязанностей и функций должностных лиц хозяйствующего субъекта в области охраны окружающей среды;

*контроль лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, проводимый предприятием;

*привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами;

*ответственность юридических и должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды;

*общие сведения о предприятии с указанием наименования юридического лица; вида деятельности; юридического и фактического адреса; должностного лица или организационной структуры предприятия, ответственной или организующей производственный контроль в области обращения с отходами и охраны окружающей среды.

Также в письме Росприроднадзора разъясняется, что в случае наличия у предприятия филиалов и отделений, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, Порядок должен быть единым для всех филиалов и отделений данного хозяйствующего субъекта.

 

82.Итоговая часть аудиторского заключения. Порядок оформления и подписания экоаудиторского заключения. Ответственность экоаудитора за аудиторский отчет и аудиторское заключение.

Итоговая часть аудиторского заключения должна включать:

*название данной части;

*наименование того, кому адресована итоговая часть;

*наименование экономического субъекта;

*объект аудита;

*указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность;

*распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;

*указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит;

*изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении (если это возможно) их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта;

*мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта отчетности экономического субъекта;

*дату аудиторского заключения.

Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена «Заключение аудиторской фирмы», а аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, — «Заключение аудитора».

Итоговая часть должна быть адресована учредителям (участникам) экономического субъекта, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита.

В итоговой части должен быть указан нормативный акт, регулирующий бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность. Обозначение соот-ветствующего нормативного акта должно содержать полное официальное наименование документа, наименование органа, издавшего документ, дату издания документа и его номер (если таковой имеется).

При описании распределения ответственности между экономическим субъектом и аудиторской фирмой в отношении бухгалтерской отчетности подразумевается, что:

*экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерской отчетности, в отношении которой аудиторская фирма проводила аудит;

*аудиторская фирма несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Итоговая часть должна содержать указание на нормативный акт, регулирующий аудиторскую деятельность в Российской Федерации, а также кратко описывать подход аудиторской фирмы к проведению аудита. Обозначение соответствующего нормативного акта должно содержать полное официальное наименование документа, наименование органа, издавшего документ, дату издания документа и его номер (если таковой имеется).

Порядок оформления экоаудиторского заключения

Процедура экологического аудирования предусматривает оформление его результатов в виде экологического аудиторского заключения, представляемого Заказчику.

Аудиторское заключение - это официальный документ, заверенный подписью и печатью эколога-аудитора или аудиторской организации и содержащий заключение о соответствии отчетности и деятельности хозяйствующего субъекта действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов и рекомендациям по устранению выявленных недостатков.

Аудиторское заключение составляется по установленной форме и должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

1. Вводная часть:

для аудиторской организации:

юридический адрес и телефоны;

порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

номер регистрационного свидетельства;

номер расчётного счёта;

ФИО всех аудиторов, принимавших участие в проверке;

срок проведения экологического аудита.

для аудитора, работающего самостоятельно:

ФИО;

стаж работы в качестве аудитора;

дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

номер регистрационного свидетельства;

номер расчётного счёта;

срок проведения экологического аудита.

2. Аналитическая часть:

наименование субъекта экологического аудита и период его деятельности, за который проводится проверка;

результаты экспертизы соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, составлению соответствующей отчётности и состоянию внутреннего контроля, обеспечивающему выполнение требований экологической безопасности;

факты выявленных существенных нарушений экологического законодательства и правил составления нормативной и статистической документации предприятия (субъекта экологического аудита) в ходе аудиторской проверки, а также нарушений экологического законодательства, которые нанесли или могут нанести ущерб государству и проживающему населению.

3. Итоговая часть:

запись о подтверждении соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности;

обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды

конкретные и приемлемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

последствия непринятия субъектом хозяйственной деятельности соответствующих мер.

Важно знать, что если Заказчиком в ходе проведения экологического аудита не были устранены существенные нарушения природоохранительного законодательства, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным актам.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской группой аудиторское заключение, кроме того, подписывается руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом и заверяется печатью аудиторской фирмы.

Аудиторское заключение датируется числом, когда был завершен аудит. При этом дата подписания указывается не ранее даты утверждения и подписания соответствующей документации предприятия, относящейся к объектам аудита. Подписывая заключение и ставя определенную дату, аудитор тем самым фиксирует и утверждает, что именно на этот момент сформировано его мнение.

-Подпись аудитора - указание даты заключения. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Ответственность экоаудитора за аудиторский отчет и аудиторское заключение.

Аудиторская организация несет ответственность за составление аудиторского отчета в соответствии с законодательством.

Информация, содержащаяся в аудиторском отчете, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. За разглашение информации лица, получившие доступ к этой информации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

По результатам проведенной проверки аудитор должен оформить аудиторское заключение. Форма и принципы составления аудиторских заключений регулируются "временными правилами аудиторской деятельности в РФ" №2262 и порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, оформленного протоколом № от 9.02.96 г. комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудитора фирмы о достоверности этой отчетности.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.

 

Оформление аудиторского протокола по определению направлений и аспектов экологической деятельности предприятия.

При проведении экологического аудита важное место отводится порядку составления протоколов экологического аудита. Протокол — это удобная форма сведения и формализации аудиторской информации. Форм аудиторских протоколов достаточно много, к основным формам можно отнести: «Аудиторский протокол оценки наличия и характеристики документации, связанной с охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов и обеспечением требований экологической безопасности на аудируемом объекте»; «Аудиторский протокол определения направлений и аспектов экологической деятельности»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны атмосферного воздуха»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны водных объектов»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны почв и земельных ресурсов»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны растительности и лесных ресурсов»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны животного мира»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области контроля за размещением, передачей и использованием отходов производства и потребления». Эти протоколы заполняются практически при любых видах экологического аудита.

В зависимости от конкретных задач заполняются и иные аудиторские протоколы.

 

Оформление аудиторского протокола по определению наличия и характеристик экологической документации предприятия.

При проведении экологического аудита важное место отводится порядку составления протоколов экологического аудита. Протокол — это удобная форма сведения и формализации аудиторской информации. Форм аудиторских протоколов достаточно много, к основным формам можно отнести: «Аудиторский протокол оценки наличия и характеристики документации, связанной с охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов и обеспечением требований экологической безопасности на аудируемом объекте»; «Аудиторский протокол определения направлений и аспектов экологической деятельности»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны атмосферного воздуха»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны водных объектов»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны почв и земельных ресурсов»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны растительности и лесных ресурсов»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области охраны животного мира»; «Аудиторский протокол соответствия критериям экологического аудита в области контроля за размещением, передачей и использованием отходов производства и потребления». Эти протоколы заполняются практически при любых видах экологического аудита.

В зависимости от конкретных задач заполняются и иные аудиторские протоколы.

 

86.Аудиторское заключение и его структура. Конфиденциальность результатов экологического аудита и защита коммерческой тайны при использовании материалов экоаудиторского заключения.

Аудиторское заключение и его структура. Аудиторское заключение представляет собой мнение аудитора о достовер-ности бухгалтерской отчетности, и никто не может трактовать его как-либо иначе.

Аудиторское заключение имеет следующую структуру:

1. Реквизитная часть

2. Вводная часть

3. Аналитическая часть

4. Итоговая часть

Реквизитная часть аудиторского заключения содержит следующие элементы:

1. Наименование адресата.

2. Следующие сведения об аудиторе:

• организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;

• место нахождения;

• номер и дата свидетельства о государственной регистрации;

• номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;

• членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении.

3. Следующие сведения об аудируемом лице:

• организационно-правовая форма и наименование;

• место нахождения;

• номер и дата свидетельства о государственной регистрации.

Требования к реквизитной части аудиторского заключения:

• аудиторское заключение должно иметь наименование «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров;

• аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и/или договором о проведении аудита; как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т. п.

Во вводной части аудиторского заключения содержится перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности с указанием отчетного периода и ее состава.

Здесь же отмечается распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности: экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность отчетности, аудиторская фирма - за высказанное мнение о ее достоверности.

Пример изложения информации во вводной части аудиторского заключения:

• бухгалтерского баланса;

• отчета о прибылях и убытках;

• приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

• пояснительной записки.

Аналитическая часть (часть, описывающая объем аудита). В аналитической части аудиторского заключения описывается объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами.

Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности. Это необходимо для получения пользователем уверенности в том, что аудит проведен в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами и стандартами.

Аудиторское заключение должно содержать заявление о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская), отчетность не содержит существенных искажений.

В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:

• изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

• оценку формы соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторское заключение должно содержать заявление аудитора относительно того, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Пример изложения информации в части, описывающей объем аудита:

«Мы провели аудит в соответствии с:

• Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

• федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

• внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессиональное объединение);

• правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

• нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.

В итоговой части (части, содержащей аудиторское мнение) аудиторского заключения выражается мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта. Возможно включение мнения по поводу соответствия этой отчетности другим требованиям, а также относительно иных документов и сделок, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, если они подлежат обязательной аудиторской проверке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В аудиторском заключении указывается дата, когда был завершен аудит. Аудиторское заключение подписы-вается руководителем аудиторской фирмы или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия квалификационного аттестата, и заверяется печатью аудиторской организации. Если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, заключение должно быть подписано только этим аудитором.

Конфиденциальность результатов экологического аудита и защита коммерческой тайны при использовании материалов экоаудиторского заключения.

Конфиденциальность — важнейшее требование при осуществлении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предоставлять каких-либо сведений никакому органу о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. За разглашение секретов своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, то и материальную ответственность.

Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых он не имеет достаточных профессиональных знаний.

Использование методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок, на высоком научном уровне, получить более объективные и достоверные данные для принятия решений.

Применение новых информационных технологий заключается преимущественно в использовании вычислительной техники для организации аудиторской деятельности. Это касается и проведения проверки и анализа отчетности, ведения и восстановления учета.

По результатам проверки аудитор может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации работы и ведении бухгалтерского учета.

Ответственность аудитора проявляется в том, что он отвечает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет руководство проверяемого предприятия. С точки зрения классификационных признаков можно выделить внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный.

 

Основные подходы к пониманию сущности понятия «экологический аудит» в России.

В России экологический аудит стал развиваться в 1990-х гг. Среди основных предпосылок его возникновения можно выделить следующие:-осознание глобальных экологических проблем и, как результат, переход России на путь экологически безопасного экономического развития;-необходимость интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности;-усиление требований законодательства в области охраны окружающей среды и др.

В соответствии с Экологической доктриной РФ, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р, содействие развитию экологического аудита, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды определено в качестве необходимого элемента для развития экономических и финансовых механизмов, являющихся средствами реализации государственной

политики в области экологии. В Основах государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 г., утвержденных Президентом РФ 30.04.2012, проведение экологического аудита установлено в качестве одного из основных механизмов реализации государственной политики в области экологического развития.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 753.