Отвлекающими моментами являются чтение книг, показ интересной игрушки, оказание помощи старшими детьми младшим. При этом по реакции пациента медицинская сестра оценивает состояние ребенка, чтобы затем внести соответствующие коррективы. Эти показатели контроля служат главным основанием для суждения о результатах проведенного сестринского процесса.
Медицинская сестра, работающая в тесном контакте с родителями больного ребенка, играет существенную роль в подготовке его к обследованию и болезненным лечебным процедурам.
Терапевтическая игра как один из приемов подготовки ребенка к медицинским процедурам:
• помогает ребенку отличать воображаемое от действительности;
• уменьшает страхи больного ребенка;
• способствует адаптации ребенка к процедурам и медицинскому окружению;
• помогает преодолеть беспокойство и депрессию, почувствовать защищенность и заботу со стороны медицинского персонала;
• способствует более быстрому выздоровлению ребенка. Внешние проявления панического страха у детей перед лечением достаточно разнообразны: эмоциональный компонент в виде чувства волнения, беспокойства, испуганное выражение лица, слезы, истерика, замкнутость – проявляются у детей в разной степени выраженности, и это зависит от личностных особенностей пациента. Чтобы добиться спокойного поведения ребёнка, врач и сестра должны войти с ним в контакт, проявляя при этом терпение и выдержку. Немаловажное значение имеет и установление контакта с родителями ребенка. Беспокойство, слезы родителей отрицательно воздействуют на психоэмоциональное состояние ребенка, и он становится неуправляемым.
В случае, когда боль связана с манипуляциями, возникает проблема ожидания боли. Ребенок, врачи и родители знают, что предстоит некоторая болезненная процедура, потому очень большое значение имеет подготовка ребенка к предстоящим ощущениям. Необходимо выяснить у родителей, как ребенок относится к мелким болезненным манипуляциям, когда лучше ему сообщить об этом и каким образом рассказать. Некоторых детей лучше предупредить заранее, объяснить необходимость проведения тех или иных процедур, для других легче, если какая-то неприятность будет неожиданной и не нужно ничего говорить заранее в связи с реакцией переживания и страха.
В случае мелких манипуляций типа инъекций очень важную роль играет беседа с родителями, с ребенком, беседа родителей с ребенком и беседа детей между собой. Особенно важна беседа детей между собой, так как дети порой больше доверяют друг другу и лучше объясняют свои ощущения. Иногда врач просит: «Спроси, пусть он тебе расскажет!» Пример ближнего, товарища по играм и товарища по несчастью лучше влияет.
Очень важно не обманывать детей и не говорить, что будет не больно (например, что кровь брать не больно). Больно. Нужно сказать: «Будет больно, но не очень»; «Больно, но быстро пройдет». И обычно такая тактика себя оправдывает.
Что касается более серьезных и более болезненных вмешательств, при них обязательно должна применяться анестезия, а для уменьшения психологических реакций — седативные препараты. При этом врач должен оценить интенсивность предстоящей боли у каждого конкретного ребенка, и при необходимости и желании ребенка этот вопрос обсуждается с ним (если он достиг соответствующего возраста). Например, костномозговые пункции выполняются с кратковременным общим наркозом, если ребенок сам выбирает этот метод. И даже если доктор считает, что быстрее и легче эту процедуру провести с местным обезболиванием и боль будет минимальной, но ребенок очень боится, необходимо выполнить его просьбу.
Таким образом, психологическая подготовка, обсуждение с ребенком и выбор наиболее подходящего способа анестезии в значительной мере позволяют избежать негативных реакций и обид ребенка на врача и на медицинский персонал.
Детей замкнутых или гиперактивных сначала необходимо отвлечь от проблемы, создать условия эмоционального покоя. Пути реализации могут быть различными: наличие детских игровых комнат и прослушивание спокойной музыки, показ интересных мультфильмов, дарение призов за хорошее поведение – все, что интересно детям.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.