Ребенок и взрослый болеют по-разному, и это необходимо учитывать
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Особенность сестринского процесса в педиатрии заключается в том, что помимо работы с ребенком медицинской сестре приходится работать и с его родителями и родственниками с той целью, чтобы донести до них потребности и нужды малыша.

Современные родители могут даже не подозревать о тех трудностях, нуждах и потребностях, которые ему необходимы. Обучить родственников особенностям ухода, объяснить проблемы ребенка в конкретном возрасте – это и есть задача медсестры педиатрического отделения.


Индивидуальные проблемы

Кроме универсальных трудностей, присущих всем детям, медицинская сестра обязана различать индивидуальные особенности личности малыша, свойственные его возрасту.

Например, ребенок может слабо развиваться в психическом или физическом плане, может отставать от детей своей группы или опережать их в развитии, может неверно проводить самооценку или понимать конкретные вещи, неправильно истолковывать социальные связи и тому подобное.

Игнорировать индивидуальность малыша медсестра не имеет права!

Для выявления таких факторов стоит обратить внимание на общение больного ребенка со своей социальной группой, оценить картину событий с различных точек зрения.

Альтернативные и необычные решения, приводящие к нужному результату, здесь только приветствуются, так роль медицинского работника в педиатрии неизбежно включает творческую компоненту.

При этом особенно важна правовая точка зрения, установленная законодательством государства.

К примеру, развитие и мировоззрение, состояние здоровья ребенка может формироваться под отрицательным воздействием внешних сторонних факторов. Права малыша в семье могут ущемляться, к ребенку могут применяться излишние меры физических наказаний, что обязательно попадает в поле зрения медицинской сестры педиатрического отделения.

Сестринское Обследование Ребенка в Педиатрии

Следующая компонента сестринского процесса складывается из пяти отдельных элементов, включающих:

· организацию обследования

· постановку сестринского диагноза

· разработку сестринского плана мероприятий

· реализацию поставленных задач

· оценку эффективности выполненной работы


.


Сестринский диагноз

Если информация о пациенте педиатрического отделения собрана в полном объеме, постановка сестринского диагноза никаких трудностей не вызывает и, в принципе, закладывается уже на этапе сбора информации.

При этом сестринский диагноз медсестры педиатрического отделения имеет свои характерные особенности и складывается из трех частей:

1. Биолого-генеалогических данных (развитие малыша, перенесенные болезни, детские травмы, акушерский анамнез и т.д.).

2. Социальных показателей (воспитание, бытовые особенности жизни).

3. Клинических данных (трудности со здоровьем).

Умение различать и группировать информацию о ребенке по этим трем группам имеет серьезное значение в педиатрии, так как раскрывает полную картину жизни и историю ребенка до нынешнего момента.

Первичная сестринская оценка состояния ребенка

Первичная сестринская оценка состояния ребенка проводится для определения конкретных потребностей . Это требует от медицинской сестры навыков наблюдения, общения, знания патологии и умения оказания доврачебной помощи. Данные для оценки могут быть собраны из беседы с пациентом, с родственниками, сопровождаемого, истории болезни (амбулаторной и стационарной карты), объективного исследования.

Методы исследования

1. Субъективные ( жалобы, история болезни, история жизни)

2. Объективные (осмотр, наблюдение, измерение АД, определения пульса, ЧД Д и т. д.)

3. Дополнительные методы (медсестра проводит подготовку пациента к дополнительным методам исследования)

I Субъективные методы исследования:

Необходимо при первичной оценке состояния пациента обратить внимание на его жалобы, которые могут быть разнообразными

2.Сбор анамнеза( истории) болезни

Необходимо выяснить:

· факторы риска, способствующие развитию заболевания или обострения;

· связь с другими заболеваниями, которые могли бы спровоцировать заболевание;

· когда заболел, с чем связывает развитие заболевания;

· как часты обострения, чем лечился, как помогало лечение;

· знает ли о своем заболевании, какие могут быть осложнения;

· знает ли, как себя вести с этой патологией и может ли при необходимости оказать самопомощь;

· каков настрой пациента на выздоровление;

· регулярность диспансерных осмотров( при хронических заболеваниях).

3.Из анамнеза( истории) жизни важным моментом является:

· перенесённые инфекции в детстве и сопутствующие заболевания в настоящем

· акушерский анамнез;

· семейное положение;

· материально-бытовые условия;

· Аллергоанамнез

· харак­тер питания и пить­евого режима;

· характер работы и профессиональные вредности, режим труда;

· вредные привычки

При сборе субъективных данных оцениваются возможности обмена информацией и способности пациента к обучению.

II . Объективное исследование

При осмотре:

1. Оценить общее состояние ребенка:

· удовлетворительное – сознание ясное. Симптомы болезни позволяют ребенку быть активным;

· средней тяжести — сознание ясное, отмечается выраженность симптомов заболевания, которые заставляют ребенка находиться в постели, самостоятельно себя обслуживает с трудом;

· тяжелое – сознание может быть разным, выражение лица страдальческое, ребенок вялый и самостоятельных действий производить не может, отмечается значительная выраженность симптомов заболевания,

2 . Отметить наличие или отсутствие сознания (ясное, спутанное, ступор, сопор, кома)

· Спутанное сознание пациент с трудом отвечает на вопросы

· Ступор — помраченное состояния (оцепенение) отвечает на громкий крик, но не осмысленно.

· Сопор — пациент не отвечает на вопросы, находится в глубоком оглушении, но рефлексы у него сохранены

· Кома — пациент без сознания

3.Обратить внимание на положение ребенка в постели (активное, пассивное, вынужденное).

· Активное положение – это такое положение, при котором ребенок самостоятельно может двигаться, ворочаться в постели, садиться.

· Пассивное положение — это такое положение, при котором ребенок, в силу своего состояния, не может самостоятельно двигаться, не может поменять позу.

· Вынужденное положение — это такое положение, при котором пациент, выбирает удобное положение, для облегчения своего состояния.

4.Обратить внимание на лицо и глаза ребенка.

· Лицо лихорадящего пациента — на фоне бледного лица, блеск глаз и гиперемия щек

· Лицо «нефритика»— отечность бледность лица, набухшие веки, особенно по утрам

· Лицо пациента с микседемой (недостаточность гормонов щитовидной железы) – бледное, без мимики, маскообразное, отечное лицо,

· Лицо пациента, страдающего митральным пороком сердца — на фоне бледного лица цианотичный румянец в виде бабочки.

· «Лицо Корвизара» — отечное желтовато-бледное, цианотичное, глаза тусклые, рот приоткрыт — характерно для сердечной недостаточности.

· «Лицо базедовика», страдающего тиреотоксикозом — испуганный взгляд, широко раскрытые глазные щели и выбухание глазных яблок ( экзофтальм. — пучеглазие);

· «Лицо Гиппократа»- запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно- бледная с синюшным оттенком кожа, покрытая потом.

5.Отметить изменения кожи:

· цвет кожи (бледная, бледно-желтушная, с земли­стым оттенком, субиктеричность, иктеричность, цианоз, гиперемия и т. д.);

· наличие на коже геморра­гии, экскориаций, папул, пятен.

· тургор кожи

· влажность или сухость

· температура

6. Обратить внимание на отеки — один из частых проявлений заболеваний сердечно-сосудистой системы и почек.

· на локализацию отеков — на лице, на конечностях, на поясни­це, увеличение живота – асцит, анасарка.

· на консистенцию отеков –  мягкие при заболевании почек; плотные – при сердечных отеках.

· на время возникновения отеков – по утрам – при заболевании почек; к вечеру – при сердечных отеках.

7.Оценить тип телосложения (астеник, нормастеник, гиперстеник), наличие видимых дефор­маций или отсутствие, каких — либо частей тела.

8.Провести антропометрию

9. Отметить наличие нарушений слуха и зре­ния (если они есть). 10. Определить тип дыхания, подсчитать ЧДД.

11.Определить пульс и его характеристику, измерить АД.

12.Осмотретьполость рта и язык ( отсутствие зубов, съемных протезов).

13. Оценить характер и частоту стула.

14.Оценить характер мочеиспускания и осмотреть мочу.

15.Оценить нервно-психическое состояние: обратить внимание на манеру говорить, эмоциональную лабильность, тревожность и мнительность, депрессивность или эйфорию. Адекватность поведения.

После проведенной первичной оценки состояния пациента сестра обобщает информацию и делает выводы.

Для записи первичной оценки состояния пациента, а также планирования сестринского процесса применяют различные формы и модели сестринского дела : по В. Хендерсон, Д. Орэм, Н. Роупер. (Приложение 4)

 

Обучение проведению психологической подготовки к проведению вмешательств: особенности проведения с детьми разного возраста

 

В подготовке детей к обследованию велика роль медсестры, которая проводит с ними значительную часть времени. От ее знаний и умений отвлечь малыша, успокоить зависит поведение ребенка во время процедуры. В общении с детьми особенно недопустима небрежность персонала, не говоря уже о грубости. В основу работы медицинской сестры должен быть положен принцип, максимально щадящий психику больного ребенка; максимальное ограждение ребенка от отрицательных эмоций, связанных с медицинскими манипуляциями. Следует избегать насилия над ребенком при обследовании, проведении разных медицинских процедур. Для этого необходимо использовать все возможные методы, позволяющие снять состояние страха у маленького пациента. Одним из таких приемов является терапевтическая игра.

 Игра является важной частью жизни ребенка и поэтому помогает ему преодолевать беспокойство и депрессию.

Терапевтическая игра включает два этапа:

• подготовку детей к процедурам;

• общение с ними соответственно их возрастным группам.

Подготовка детей от рождения до 6 лет к процедурам ведется с родителями, от 12 до 14 лет - без родителей.

Подготовка к процедуре начинается:

• за 30 мин - 1 час у детей до 3 лет;

• за 1-4 часа у детей до 5 лет;

• за 1-2 часа у детей до 15 лет.

Дети от 1 года до 3 лет не имеют представления о времени, поэтому время процедуры можно связать со сном. Например: «Это будет после сна». Вместо: «Доктор сделает рентген», необходимо сказать: «Доктор сейчас тебя сфотографирует».

Действия медсестры:

• хвалить поведение ребенка во время процедуры;

• подготовить игровой материал и необходимое для этой процедуры оборудование, инструментарий, чтобы ребенок мог увидеть и потрогать его;

• позволить ребенку «помогать» во время процедуры: подержать что-то, надеть самому, поиграть (по возможности) или «примерить» кукле;

• не применять отрицательной лексики: «не делай!», «не двигайся!» и т.п.;

• предупредить о возможности боли (обезболить) или сказать о возможной боли во время процедуры.

Дети от 3 до 5 лет обладают фантазией и богатым воображением, они очень беспокойны, их пугает даже царапина, они боятся телесных повреждений. Им необходимо в деталях представить ход процедуры.

Действия медсестры:

• ознакомить ребенка с процедурой, дать поиграть с некоторыми инструментами, потрогать (в ходе терапевтической игры);

• ответить на все вопросы, которые ребенок задает о процедуре;

• успокоить;

• наблюдать за поведением ребенка и определить симптомы проявления боли.

Дети в 12 лет способны понимать многие вещи. Они любят использовать во время терапевтической игры кукол, макеты, и т.д. Их желательно изолировать от сверстников во время подготовки к процедуре (чувство стеснения, кроме того, рассеивается внимание).

Действия медсестры:

• объяснить, какие части тела будут подвержены процедуре;

• отвлечь внимание ребенка, вводя элементы терапевтической игры;

• успокоить.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 315.