В теме 9.1.4 были рассмотрены экономические преимущества модели MRP II/ERP как бизнес-модели. Поток доходов от проекта внедрения ERP-системы оценивался исключительно с точки зрения различий между бизнес-моделью MRP II и традиционными подходами к планированию и управлению производством. Подобный подход представляется вполне справедливым для проекта внедрения ERP-системы. Однако реинжиниринг бизнес-процессов дает возможность в некотором смысле «перевнедрить» ERP-систему, обеспечив тем самым дальнейшее приращение эффективности основного бизнеса.
Одним из ключевых моментов успешного реинжиниринга является новый подход к реализации механизма выполнения и контроля бизнес-правил на предприятии. Этот подход предполагает максимально возможное устранение из бизнес-процесса действий по контролю правил бизнеса. Деятельность сотрудников предприятия, требующая значительных затрат времени и средств, заменяется автоматическим контролем бизнес-правил при вводе хозяйственной операции в учетную систему. От успеха этого преобразования полностью или частично зависят следующие направления реинжиниринга:
· объединение нескольких работ в одну;
· принятие решений самими работниками;
· сокращение объема проверок и контроля за счет совокупного или отсроченного контроля;
· сокращение необходимости согласований;
· сочетание преимуществ децентрализованных и централизованных операций.
Приведем небольшой поясняющий пример из области оптовой торговли нефтепродуктами. Эта торговля обычно подразумевает составление следующих документов:
· рамочного договора между поставщиком и покупателем, определяющего условия взаиморасчетов;
· приложения к договору, регламентирующего номенклатуру, объемы поставки и цены нефтепродуктов на ближайший месяц или квартал;
· заявки покупателя на отгрузку нефтепродуктов, включающей в себя объем и номенклатуру отгружаемых нефтепродуктов, место назначения и ряд других параметров.
Контроль выполнения бизнес-правил (в упрощенном представлении) включает в себя проверки:
· наличия договора и приложения сданным контрагентом; О соответствия объема и номенклатуры поставки по заявке остатку (остаткам) позиций по приложению на текущий период;
· соответствия заявки текущему лимиту отгрузки НПЗ[41] с учетом уже поступивших заявок и их приоритетности;
· непревышения покупателем установленного ему лимита кредитования;
· включения цены транспортировки в цену нефтепродуктов, что будет учтено при выставлении счета покупателю, и т.д.
Контроль вышеперечисленных правил бизнеса осуществляется сотрудниками бэк-офиса реализации. Менеджер, ведущий договор с клиентом, получает от последнего заявку и передает ее в бэк-офис для контроля. Контроль занимает один-два дня, занимается им три-пять человек. При успешной реализации контроля бизнес-правил в учетной системе те же самые правила будут проверяться автоматически в течение одной-двух минут без участия дополнительного персонала. Таким образом, автоматизация контроля бизнес-правил действительно обеспечивает значительную часть преимуществ реинжиниринга бизнес-процессов.
Рассмотрим теперь практическую реализацию такого контроля. Выполнение вышеперечисленных операций требует знаний о товарных остатках на заводе, сальдо расчетов с клиентом по всем договорам (которых, вообще говоря, может быть несколько), производственном плане завода на ближайшее время вплоть до планового выполнения заявки, содержании договоров и приложений к ним. Далее, заявка на отгрузку — естественная основа для формирования производственного плана НПЗ. Из сказанного вытекают требования к системе, реализующей эти возможности:
· наличие справочника контрагентов и постоянное его ведение, исключающее пропуск и дублирование данных контрагентов;
· наличие справочника реализуемых нефтепродуктов с аналогичными требованиями к его ведению;
· возможность разработки плана производства с соответствующими требованиями к справочникам и алгоритмам.
Вышеперечисленные возможности, необходимые для автоматизации контроля бизнес-правил, полностью присутствуют в ERP-системе и составляют примерно 60—80% объема функциональных требований к последней (см. подтему 9.1.4). Таким образом, ERP-система — едва ли не оптимальный инструмент для выполнения подобных операций. Вместе с тем система должна работать в существенно ином режиме:
· реализация контроля бизнес-правил требует значительной гибкости средств настройки и программирования системы. При этом всегда необходимо формальное описание набора бизнес-правил, что обычно приводит к некоторому упрощению последнего;
· работоспособность ERP-системы становится непременным условием сбытовых операций. В результате стоимость времени даже небольшого простоя и требования к службе сопровождения многократно возрастают;
· специфика работы менеджера требует доступа к системе не только из стационарного офиса, но и из офиса клиента, что предполагает удаленный доступ в ERP-систему с мобильного компьютера;
· все торговые документы вводятся в систему непосредственно менеджерами. Ошибка при вводе исходных данных потребует повторного подписания торгового документа у контрагента;
· для взаимодействия с покупателем необходима подсистема объяснений, позволяющая убедить клиента в невозможности предполагаемой им операции. Зачастую благодаря этому удается уточнить условия операции таким образом, чтобы она стала допустимой с учетом применяемого набора бизнес-правил.
На основании вышеприведенных требований следует выделить два проекта развития ИТ. Бизнес-проект состоит в реализации в ERP-системе нового сервиса — контроля соблюдения бизнес-правил. Инфраструктурный проект заключается в повышении устойчивости ERP-системы и организации удаленного доступа в нее с мобильных компьютеров. Это, в свою очередь, требует решения проблем надежности, пропускной способности, безопасности и т.д.
По мере внедрения и тестирования новых бизнес-процессов для них разрабатывается ФСА/ФСУ-модель. Она позволяет оценить доходность нового сервиса в терминах КПР и ФСА, а также стоимость единицы времени простоя сервиса для различных категорий простоев. После передачи новых сервисов в эксплуатацию на них с временных объектов затрат списывается стоимость обоих ИТ-проектов. На основании этих данных производятся оценка результатов проекта реинжиниринга и пересмотр СУС. Последний необходим для учета новых сервисов и вероятного изменения параметров существующих сервисов. Описанная последовательность действий приведена на рис. 9.14.
С точки зрения экономического анализа ИТ проект реинжиниринга бизнес-процессов включает в себя проект собственно реинжиниринга, связанный бизнес-проект реализации новых сервисов в ERP-системе и связанный же проект развития инфраструктуры ИТ (проект поддержки). Решение по проекту принимается на основании неформальной оценки приемлемости новой бизнес-модели. Формальная экономическая оценка на этой стадии невозможна, поскольку для вновь создаваемой модели бизнес-процессов данные по КПР, факторам затрат, факторам использования и другим метрикам, позволяющим оценить доход от вновь создаваемых сервисов, отсутствуют.
Впрочем, затраты на ИТ-проекты вполне могут быть оценены в соответствии с расширенной моделью ФСА.
Экономические параметры сервисов ИТ в новой модели бизнес-процессов определяются на этапе тестирования последней. К этому моменту также становятся известными точные данные по затратам на связанные проекты развития ИТ. На основании тех и других данных производится экономическая оценка связанных проектов ИТ. Она позволяет определить параметры новых и измененных сервисов, необходимых для пересмотра СУС, а также проконтролировать результаты проекта реинжиниринга в целом.
Рис. 9.14 Принятие решений по связанным ИТ-проектам в составе проекта реинжиниринга.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 392.