Реинжиниринг бизнес-процессов — одно из самых дискуссионных направлений в теории менеджмента. Работы М. Хаммера и Д. Чампи оценивают крайне неоднозначно: в диапазоне от революции в менеджменте до очередного терминологического трюка консультантов по управлению. В настоящей работе не ставится задача общей оценки данного подхода или его результатов для предприятий. Вместо этого проект реинжиниринга рассматривается в свете описываемой настоящим курсом лекций системы моделей. Итак, можно ли посредством системы моделей ССВ — ФСА — КПР дать экономическую оценку проекту реинжиниринга предприятия? Рассмотрим основные принципы проекта реинжиниринга. «Реинжиниринг есть фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных результатов в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность». В этом определении четыре ключевых слова: фундаментальный, радикальный, существенный, процессы. «Фундаментальный» означает отказ от всей совокупности бизнес-процессов, бизнес-правил и метрик, принятых на предприятии. «Радикальный» свидетельствует о том, что бизнес при реинжиниринге создается заново, с чистого листа. «Существенный» подразумевает, что целью реинжиниринга является рост показателей результативности предприятия от нескольких десятков процентов до нескольких раз. Под «процессом» (бизнес-процессом) понимается «совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя». Это определение процесса в концепции реинжиниринга противостоит задачам — отдельным этапам бизнес-процесса.
Цель проекта реинжиниринга — переход предприятия от ориентации на задачи к ориентации на процессы и на конечный результат этих процессов. Именно прогрессировавшее со времен Адама Смита расщепление работы на отдельные операции создало структуры, правила бизнеса и метрики, которые в совокупности требуют колоссальных затрат труда, а значит средств и времени, чтобы по выполнении ряда отдельных операций получился конечный результат процесса. Напротив, целевая модель бизнес-процессов проекта реинжиниринга характеризуется:
· объединением нескольких работ, то есть интеграцией ранее разрозненных работ и трудовых заданий, а также появлением сотрудника, лично ответственного за результат процесса (ситуационного работника);
· принятием решений самими работниками. Суть в том, что теперь принятие решений становится частью процесса работы, а не отдельной операцией, осуществляемой специально выделенными людьми — менеджерами;
· выполнением этапов процесса в естественном порядке. Иными словами, последовательность операций определяется наличием условий для их выполнения более, чем некогда закрепленными правилами и инструкциями;
· наличием множества вариантов процесса для различных сочетаний внешних условий вместо принятого ранее единого процесса со сложной системой проверок и разветвлений;
· выполнением работы там, где можно сделать ее наиболее эффективно, независимо от границ между отдельными подразделениями предприятия и даже от границ самого предприятия (имеется в виду аутсорсинг);
· сокращением объема проверок и контроля за счет совокупного (по бюджетным статьям) или отсроченного контроля (в рамках месячной, квартальной и т.д. отчетности);
· сокращением необходимости согласований за счет уменьшения числа контактов с внешней средой;
· использованием в качестве «точки контакта» с внешней средой единственного ответственного лица — ситуационного менеджера;
· сочетанием преимуществ децентрализованных и централизованных операций за счет децентрализованных обращений к централизованной базе данных и правил.
В ходе успешного проекта реинжиниринга изменяются:
· характер работы — от ориентированной на простые задачи к многомерной;
· рабочие единицы — от функциональных отделов в составе жесткой организационной структуры к подвижным процессным командам, создаваемым и распускаемым по мере необходимости;
· критерии оценки и оплаты труда — от деятельности к результатам.
Помимо вышеперечисленного изменяются также требования к образованию, критерии продвижения по службе, ценности работников, менеджеров и руководителей и т.д.
Особую роль в проекте реинжиниринга играют информационные технологии. Большинство перечисленных изменений означает резкий рост объема обработки информации каждым сотрудником — от отдельного работника до руководителя предприятия. Такой рост может быть эффективным только при значительном повышении производительности труда применительно к обработке информации. Более того, старые бизнес-правила, ведущие к неэффективной работе, устраняются именно новыми технологическими решениями, прежде всего в сфере ИТ. Целый ряд конкретных примеров рассмотрен по схеме: «старое правило — разрушающая технология — новое правило».
Итак, вернемся к изначальному вопросу данной темы: может ли такой проект быть оценен в рамках принятой в настоящем курсе лекций системы моделей? Для этого рассмотрим последовательно основные модели — ССВ, ФСД/ФСУ, КПР.
ССВ — модель, точность результата которой в рамках проекта наиболее высока. Технология — одна из несущих конструкций реинжиниринга, и технологические решения приобретают определенность уже на ранних стадиях проекта, а часто являются его исходным пунктом, то есть известны до его начала. По этой причине оценить ССВ вновь применяемых решений сравнительно легко. Стоимость оборудования, и ПО известна; стоимость технической поддержки может быть определена исходя из технических характеристик новых систем. Неопределенной остается стоимость простоев, самоподдержки и взаимоподдержки, поскольку цена рабочего времени сотрудников определяется уже входе проекта, а главное, меняется даже после его завершения в связи с изменением состава команд и другими изменениями. Тем не менее это не самая принципиальная проблема модели ССВ в данном случае. Гораздо более существенно, что реинжиниринг не используется для снижения ССВ.
Как следствие, применяемые при реинжиниринге решения характеризуются большим количеством рабочих мест, большим числом мест ситуационных работников (в терминах ССВ — работников сферы обработки знаний и мобильных работников) в ущерб местам работников сферы ввода данных, большей степенью распределенности информационных систем, большим числом мобильных пользователей и т.д. В результате сложность информационной системы предприятия, а значит и ее ССВ, растет. Поэтому, хотя ССВ может применяться при выборе технологических решений в проекте реинжиниринга, ее применение к общей оценке проекта крайне ограничено: ведь достижение результата проекта неизбежно приводит к росту ССВ.
Модель ФСА/ФСУ изначально создавалась для оценки стоимостных и иных характеристик бизнес-процессов. Вот почему данная модель хорошо оценивает результаты проекта реинжиниринга апостериори. Однако априорные (то есть проводимые до начала проекта) экономические оценки могут быть состоятельны лишь в предположении, что набор ресурсов, объектов затрат и факторов затрат остается неизменным. Такое утверждение противоречит определению реинжиниринга: при фундаментальном переосмыслении бизнес-процесса странно ожидать сохранения в целости механизма его экономической оценки. Более того, попытка оценки проекта по модели ФСА может помешать его успеху, внедряя этот механизм (возможно, устаревший) в сознание людей. Таким образом, модель ФСА не предоставляет данных для априорной оценки проекта реинжиниринга.
По тем же самым причинам проект реинжиниринга не может быть оценен и средствами модели КПР. Новая модель бизнес-процессов потребует, вообще говоря, иных КПР. Иным будет и вклад отдельных КПР в совокупную акционерную стоимость предприятия. Следовательно, модель КПР не может быть использована не только для априорной оценки проекта реинжиниринга, но и для оценки результатов проекта, поскольку сравниваться в общем случае будут два разных набора КПР.
Таким образом, рассмотренную в данном курсе лекций совокупность моделей нельзя использовать ни для оценки проекта реинжиниринга в целом, ни для оценки его ИТ-составляющей. Является ли это недостатком данной системы моделей или признаком полной невозможности экономической оценки для данного случая? На наш взгляд, правилен второй вывод. Риск крупных изменений в любой области, включая и область бизнес-процессов, состоит именно в отсутствии базы для предположений о финансовом результате. В пользу этого рассуждения мы приведем два свидетельства. Первое из них исходит от авторов концепции реинжиниринга: «реинжиниринг компании — это путешествие из знакомого в неизведанное». Многочисленные свидетельства другого рода приводит Р. Фостер. В своей книге он описывает множество примеров неожиданных для изобретателей и в принципе непредсказуемых результатов внедрения новых технологий — от стирального порошка «Тайд» до персонального компьютера. Таким образом, неопределенность финансовых Результатов является неизбежным атрибутом крупных изменений в бизнесе; можно предположить, что среди прочих областей и в реинжиниринге бизнес-процессов.
Наконец, следует сказать несколько слов о принятии решений по проектам реинжиниринга. На наш взгляд, реинжиниринг - это новая модель бизнеса, место которой занимала ранее модель всеобщего контроля качества, а еще ранее — регулярное планирование, бюджетирование и финансовый контроль на крупных предприятиях. Для принятия решения о переходе на новую модель бизнеса необходимы и достаточны два условия. Первое — необходимость радикального повышения результативности предприятия. Второе — соответствие на качественном уровне проблем предприятия новой модели бизнеса. Количественные оценки на данном этапе исключаются именно по причине их несостоятельности. Они имеют смысл позднее, уже в ходе проекта, при сравнении различных технологических решений или различных вариантов бизнес-процесса. В этом случае при необходимости применяются модели ССВ и ФСА/ ФСУ соответственно.
Из сказанного следует вывод о необходимости особого подхода к ИТ-составляющей крупных бизнес-проектов. В целях экономической оценки необходимо выделить в составе проекта «бизнес-проект развития ИТ» и «инфраструктурный проект развития ИТ». Первый будет оцениваться неформально, в соответствии с вышеприведенными рассуждениями; второй — формально, в соответствии с расширенной ФСА-моделью ССВ информационной системы, уже обсуждавшейся выше в связи с инфраструктурными проектами. Применение такого подхода на практике мы рассмотрим в следующей теме на примере использования ERP-систем в проекте реинжиниринга предприятия.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 288.