Под непредвиденными проблемами развития инфраструктуры ИТ мы здесь и далее будем понимать проблемы, не предусмотренные в регулярном планировании ИС.
Следует отметить, что для современного состояния ИС и ИТ-инфраструктуры российских предприятий непредвиденные проблемы весьма типичны. К ним могут относиться:
· недопустимые простои критически важных сервисов (например, программ операционного дня в коммерческом банке);
· прекращение сопровождения критически важных приложений вследствие распада внутренней команды разработчиков или небольшой фирмы - поставщика;
· масштабное поражение корпоративной сети компьютерным вирусом;
· необходимость срочной легализации применяемого ПО вследствие правовых проблем.
Однако модель бизнес-процессов ITIL/ITSM предназначена не в последнюю очередь для проактивного (предупреждающего) разрешения проблем такого уровня. Так, блок процессов планирования и управления сервисами в этой модели ориентирован, в частности, именно на решение вышеперечисленных задач. Означает ли это, что разрешение непредвиденных проблем развития инфраструктуры ИТ с внедрением модели ITIL/ITSM становится ненужным? Нет, не означает.
Хотя модель ITIL/ITSM позволяет ограничить внутренние риски ИТ-инфраструктуры предприятия, а также организовать планирование и управление этими рисками, сохраняются риски внешней среды, которые зачастую невозможно контролировать. К ним относятся:
· технические проблемы, не предусмотренные в рамках регулярных процедур планирования и управления ИТ, например «проблема 2000 года»;
· изменение технической политики производителей оборудования и ПО, например колебания компании Hewlett-Packard в отношении своей линии UNIX-серверов;
· изменение лицензионной политики производителей ПО, например введение фирмой Microsoft практики ограниченного срока действия лицензии на операционную систему Windows XP, а также другие возможные проблемы. Эти внешние риски находятся вне контроля предприятия и его ИС, вследствие чего совершенствование управления ИС не позволяет их устранить.
Все перечисленные ситуации несут в себе риски отказа сервиса или снижения его качества. Технические проблемы, такие как некорректная обработка даты, могут привести к отказу сервиса в ситуации, не предусмотренной разработчиком аппаратных или программных средств. Изменение технической политики производителей оборудования и ПО означает обычно частичное или полное прекращение поддержки определенных ИТ-решений со стороны их производителей. Наконец, изменение лицензионной политики (точнее, те изменения, которые представляют проблему для конечных пользователей) ведет к удорожанию программного обеспечения, а значит и соответствующих сервисов.
Вышеперечисленные задачи, как и другие подобные, решаются при помощи проектов решения непредвиденных проблем развития инфраструктуры ИТ (сокращенно — проектов решения проблем). Подобный проект предполагает срочное изменение инфраструктуры ИТ предприятия, связанное с обстоятельствами, не учтенными в планировании. Таким образом, речь идет о крайней ситуации в решении проблемы, когда необходимые изменения требуют отдельного проекта. Сам он состоит в модернизации или замене ресурсов ИТ, которые послужили причиной проблемы. Срочность изменения подразумевает устранение проблемы к определенному сроку (дате).
Рассмотрим общие принципы таких «чрезвычайных проектов», как мы и будем их называть в дальнейшем:
· целью проекта является восстановление сервиса, а не обеспечение работоспособности оборудования и ПО. Иными словами, при необходимости то и другое следует заменять;
· проект должен предусматривать несколько вариантов решения, включая основной (восстановление сервиса) и один или несколько резервных вариантов удовлетворения бизнес-требований в случае, если сервис обеспечить не удастся (данное условие не обязательно, если причина проекта — удорожание сервиса);
· необходимо оценить полные затраты по модели ФСА для основного и запасного вариантов решения;
· проект должен предусматривать систему мониторинга, позволяющую заблаговременно переключить усилия и затраты с основного варианта на запасной.
Таким образом, разработка схемы проекта решения проблемы подразумевает несколько обязательных этапов:
1. Диагностика проблемы — определение перечня оборудования и ПО, затронутых проблемой, затем внутренних сервисов, основанных на данном оборудовании и ПО, и, наконец, внешних сервисов.
2. Сортировка нарушенных проблемой внешних сервисов по их приоритетам. В результате определяется круг сервисов, восстанавливаемых в рамках чрезвычайного проекта. Прочие сервисы восстанавливаются при выполнении обычных инфраструктурных проектов.
3. Разработка и оценка вариантов решения проблемы. В каждом варианте анализируются, во-первых, способность решить проблему, и, во-вторых, затраты по модели жизненного цикла ИТ-решения. Исходя из последнего критерия среди допустимых вариантов выбирается оптимальный.
4. Выполнение проекта и его мониторинг. Выбранный вариант решения проблемы приводится в исполнение. Параллельно руководство проекта контролирует ход работ с целью определения отклонений от плана и их существенности.
5. Планирование резервных вариантов решения проблемы. При решении крупномасштабных проблем предусматриваются резервные, обычно временные варианты поддержания работоспособности сервиса при неудаче или срыве сроков выполнения основного плана работ. Такое планирование ведется параллельно работам по основному плану проекта.
6. Оценка готовности решения. Производятся тестирование готового решения и анализ его готовности к эксплуатации. В зависимости от результатов анализа вводится в эксплуатацию основное решение либо приводится в исполнение резервный план. Также планируются мероприятия по обеспечению бесперебойного ввода решения в эксплуатацию: подготовка персонала, создание и обучение специализированных бригад по решению проблем и т.д.
7. Ввод в действие резервного плана в случае, если основной проект не укладывается в требуемые сроки.
8. Запуск в эксплуатацию основного варианта решения проблемы, включающий мероприятия по обеспечению бесперебойного функционирования решения в переходный период.
Вышеприведенная схема основана на опыте решения «проблемы 2000 года», являющейся на сегодняшний день крупнейшим проектом такого рода. В более простых проектах, таких как замена бухгалтерской системы, ряд шагов может быть опущен. Тем не менее базовая схема остается неизменной: оценка масштаба проблемы — выбор основного варианта решения — выполнение работ — планирование резервных вариантов — оценка готовности к эксплуатации.
Экономическая оценка проекта решения проблемы проводится в следующем порядке. Исходный пункт — оценка потерь, связанных с непредвиденными обстоятельствами. Эти потери складываются из трех составляющих:
1. Потери от возможного отказа сервисов, затронутых проектом. Данные для такой оценки собираются в рамках модели ФСА в ИС предприятия (см. подтему 9.3). При необходимости, данные о потерях уточняются бизнес-подразделениями.
2. Потери от сокращения жизненного цикла ИТ-решения. Данные для этой оценки собираются в рамках модели жизненного цикла ИТ-решения (см. подтеме 9.2.1).
3. Далее оценивается удорожание сервисов в связи с непредвиденными обстоятельствами. Эти данные оцениваются также на основании модели жизненного цикла ИТ-решения (см. подтему 9.2.1).
Следует отметить, что в рамках одной проблемы необязательно присутствуют все составляющие потерь. Проблемы, связанные с политикой производителей, как правило, не создают рисков отказа сервиса[39]. Аналогичным образом непредвиденные технические проблемы создают риски отказа сервиса, но не ведут к удорожанию существующих ИТ-решений.
Затраты на проект оцениваются на этапе 3 и корректируются на последующих этапах с учетом необходимых изменений в плане и бюджете проекта.
Решение о целесообразности проекта принимается на основании сопоставления затрат на проект с оценкой потерь от непредвиденных обстоятельств. Риск отказа сервиса обычно служит достаточным основанием для чрезвычайного проекта. Напротив, удорожание сервисов в результате изменения политики производителя необязательно требует чрезвычайного проекта, а возникшие проблемы в определенных случаях могут быть устранены в рамках регулярных процедур развития ИТ-инфраструктуры. При оценке затрат необходимо учитывать возможность изменений в других проектах развития ИТ, проводимых предприятием, поскольку непредвиденные проблемы влекут за собой изменение уже существующих решений и стандартов инфраструктуры ИТ. Если тот или иной проект развития ИТ опирается на изменяемые решения, необходимы изменения в таком проекте.
Рис. 9.12 Принятие решений по проекту решения проблем.
Если проект был начат, затраты списываются на проект как временный объект затрат. При успешном завершении проекта затраты списываются на сервисы ИТ, затронутые непредвиденными обстоятельствами.
Схема принятия решения по проекту решения проблем приведена на рис. 9.12. Оценка возможных потерь от непредвиденных обстоятельств проводится совместно бизнес-подразделениями (уточнение потерь от отказа сервиса) и ИС (оценка прочих видов потерь). На основании совокупной оценки потерь оцениваются варианты решения с учетом влияния на другие проекты. На основании основного и резервного вариантов решения формируются основная и альтернативная оценка затрат. Решение о целесообразности проекта принимается Комитетом по изменениям. При значительном объеме проекта решение принимает Правление предприятия. Это имело место, например, в случае «проблемы 2000 года». Ее решение требовало от крупнейших российских предприятий затрат в десятки миллионов долларов. Эти суммы находились в исключительной компетенции Правления соответствующих предприятий.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 327.