Особую группу проектов развития ИТ составляют проекты, имеющие целью повышение эффективности инфраструктуры ИТ предприятия. К таковым относятся:
· стандартизация оборудования и ПО, а также дальнейшее совершенствование введенных стандартов;
· переход на оборудование и ПО промышленного уровня, укрупнение ИТ-решений;
· внедрение современных средств управления корпоративной сетью;
· обучение персонала ИС и конечных пользователей;
· внедрение современных моделей управления ИС в сочетании с соответствующими средствами автоматизации;
· передача в аутсорсинг непрофильных видов деятельности.
Рассмотрим эти направления подробнее, за исключением перехода на оборудование и ПО промышленного уровня, подробно рассмотренного в теме 9.2.1.
Стандартизация оборудования и ПО повышает эффективность ИС в нескольких аспектах:
· сокращается число инцидентов и проблем. При использовании стандартного оборудования и ПО значительно снижается частотность инцидентов, связанных с несовместимостью различных категорий оборудования, а также несовместимостью оборудования и ПО;
· снижаются квалификационные требования к персоналу ИС. Оборудование и ПО различных поставщиков имеют свою специфику, которая требует специализации сотрудников ИС на оборудовании и/или ПО конкретного поставщика.
Стандартизация сокращает число типов применяемого оборудования, что позволяет снизить требования к специалистам и сделать загрузку каждого из них более равномерной. Это, в свою очередь, ведет к снижению расходов на персонал ИС;
· удешевление закупки оборудования и ПО. Использование того или иного оборудования и/или ПО в качестве корпоративного стандарта позволяет как увеличить размер партий, закупаемых у одного поставщика, так и сделать отношения с поставщиком более предсказуемыми. Как правило, это обеспечивает скидки на закупаемое оборудование и ПО со стороны поставщиков.
Стандартизация оборудования имеет свои экономически обоснованные пределы, которые необходимо учитывать. Так, снижение затрат на эксплуатацию оборудования достигается прежде всего в пределах одного предприятия либо группы предприятий, обслуживаемых одним поставщиком услуг аутсорсинга. Кроме того, стандартизация имеет принципиальное значение для оборудования, обеспечивающего трафик корпоративной информационной сети. Напротив, стандартизация клиентских ПК на предприятиях, обслуживаемых различными ИС, не ведет к снижению эксплуатационных затрат. Удешевление закупки также имеет свои границы, связанные с утратой поставщиком конкурентных стимулов. Договор, предоставляющий одному поставщику длительную монополию на поставки массового оборудования, как правило, ведет к снижению экономической эффективности ИС.
Внедрение современных средств управления корпоративной сетью позволяет автоматизировать ряд распространенных технологических операций, занимающих значительную часть времени персонала ИС, а именно:
· сбор данных об устройствах, работающих в корпоративной сети, и их последующую актуализацию. Под устройствами понимаются как клиентские ПК, так и серверы, активное сетевое оборудование, периферийные устройства и т.д.;
· настройку и конфигурирование оборудования в корпоративной сети, также применимые к оборудованию всех видов;
· установку, обновление и конфигурирование ПО на клиентских ПК, осуществляемые со станции управления сетью;
· анализ данных о корпоративной сети, выявление перегруженного или неисправного оборудования и ПО.
В средней и крупной сети выполнение каждой из этих операций вручную требует значительных трудозатрат, поэтому в лучшем случае проводится периодически через достаточно большие промежутки времени. Автоматизация позволяет многократно снизить трудозатраты и одновременно осуществлять учет и анализ в реальном времени, благодаря чему повышается точность учетных данных и аналитических отчетов.
Обучение персонала ИС в том или ином объеме представляет собой необходимый этап всех инфраструктурных проектов и большей части бизнес-проектов. Экономический результат — снижение трудозатрат для решения существующих задач средствами имеющегося оборудования и ПО. Обучение конечных пользователей может происходить в ходе проектов развития ИТ, а также в рамках самостоятельных проектов. Оно, с одной стороны, повышает отдачу от проекта с точки зрения бизнеса, а с другой — сокращает число инцидентов при эксплуатации сервисов ИТ.
Теперь рассмотрим внедрение современных моделей управления ИС. Преимущества модели ITIL/ITSM уже были подробно описаны в этом курсе лекций (см. подтему 9.1.1). В настоящей теме мы кратко остановимся на измеримых характеристиках, позволяющих оценить данные преимущества с финансовой точки зрения:
· снижается число инцидентов и сокращаются затраты времени на разрешение одного инцидента. Это обеспечивает выигрыш конечного пользователя (снижение простоя) и выигрыш ИС (снижение трудозатрат);
· сокращаются необоснованные изменения инфраструктуры ИТ предприятия за счет сбалансированного процесса управления изменениями;
· предотвращаются крупномасштабные инциденты, связанные с большими потерями для бизнеса предприятия (подобные описанным в подтеме 9.2.4).
Количество таких инцидентов всегда мало, поэтому статистический подход здесь неприменим. Анализируются факт возникновения крупномасштабного инцидента и соответствующие потери;
· снижаются потери от незавершенных проектов развития ИТ за счет сбалансированных процессов планирования сервисов, управления проектами и приема сервисов в эксплуатацию.
Ряд показателей, позволяющих оценить результативность проекта развития ИС, приведен в таблице 9.4.
Мы не претендуем на составление исчерпывающего перечня показателей эффективности, ориентируясь на наиболее распространенные и значимые в модели ITIL/ITSM метрики. Именно по этой причине не рассматривается, например, эффективность процессов блока интеграции с бизнесом и блока планирования и управления сервисов. Метрики, применяемые к данным процессам, слишком индивидуальны для каждого предприятия, вследствие чего какие-либо обобщения в данный момент не представляются возможными.
Для проекта развития ИС фиксируется набор критериальных характеристик. Далее, по каждой характеристике дается прогноз изменения величины (величин) одного или нескольких показателей, затрагиваемых проектом. Эта задача решается путем совместного применения модели ФСА и экспертных оценок. Изменение параметров отдельных бизнес-процессов может быть оценено исключительно экспертно. Напротив, интегральный эффект проекта развития ИС с высокой точностью оценивается по модели ФСА. К необходимым условиям такой оценки относятся:
· использование в ИС предприятия модели ФСА;
· включение параметров, затронутых проектом, в состав факторов затрат и факторов использования модели ФСА;
· наличие экспертных оценок изменения показателей по всем бизнес-процессам, входящим в модель.
Таблица 9. 4 Показатели эффективности деятельности
Дата: 2019-03-05, просмотров: 264.