Сопровождению и управлению сервисами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особую группу проектов развития ИТ составляют проекты, имеющие целью повышение эффективности инфраструктуры ИТ предприятия. К таковым относятся:

· стандартизация оборудования и ПО, а также дальнейшее совершен­ствование введенных стандартов;

· переход на оборудование и ПО промышленного уровня, укрупнение ИТ-решений;

· внедрение современных средств управления корпоративной сетью;

· обучение персонала ИС и конечных пользователей;

· внедрение современных моделей управления ИС в сочетании с соот­ветствующими средствами автоматизации;

· передача в аутсорсинг непрофильных видов деятельности.

Рассмотрим эти направления подробнее, за исключением перехода на оборудование и ПО промышленного уровня, подробно рассмотренного в теме 9.2.1.

Стандартизация оборудования и ПО повышает эффективность ИС в нескольких аспектах:

· сокращается число инцидентов и проблем. При использовании стан­дартного оборудования и ПО значительно снижается частотность ин­цидентов, связанных с несовместимостью различных категорий обо­рудования, а также несовместимостью оборудования и ПО;

· снижаются квалификационные требования к персоналу ИС. Обору­дование и ПО различных поставщиков имеют свою специфику, кото­рая требует специализации сотрудников ИС на оборудовании и/или ПО конкретного поставщика.

Стандартизация сокращает число ти­пов применяемого оборудования, что позволяет снизить требования к специалистам и сделать загрузку каждого из них более равномерной. Это, в свою очередь, ведет к снижению расходов на персонал ИС;

· удешевление закупки оборудования и ПО. Использование того или иного оборудования и/или ПО в качестве корпоративного стандарта позволяет как увеличить размер партий, закупаемых у одного постав­щика, так и сделать отношения с поставщиком более предсказуемы­ми. Как правило, это обеспечивает скидки на закупаемое оборудова­ние и ПО со стороны поставщиков.

Стандартизация оборудования имеет свои экономически обоснован­ные пределы, которые необходимо учитывать. Так, снижение затрат на эксплуатацию оборудования достигается прежде всего в пределах одного предприятия либо группы предприятий, обслуживаемых одним поставщи­ком услуг аутсорсинга. Кроме того, стандартизация имеет принципиаль­ное значение для оборудования, обеспечивающего трафик корпоратив­ной информационной сети. Напротив, стандартизация клиентских ПК на предприятиях, обслуживаемых различными ИС, не ведет к снижению эксплуатационных затрат. Удешевление закупки также имеет свои гра­ницы, связанные с утратой поставщиком конкурентных стимулов. Дого­вор, предоставляющий одному поставщику длительную монополию на поставки массового оборудования, как правило, ведет к снижению эко­номической эффективности ИС.

Внедрение современных средств управления корпоративной се­тью позволяет автоматизировать ряд распространенных технологичес­ких операций, занимающих значительную часть времени персонала ИС, а именно:

· сбор данных об устройствах, работающих в корпоративной сети, и их последующую актуализацию. Под устройствами понимаются как кли­ентские ПК, так и серверы, активное сетевое оборудование, перифе­рийные устройства и т.д.;

· настройку и конфигурирование оборудования в корпоративной сети, также применимые к оборудованию всех видов;

· установку, обновление и конфигурирование ПО на клиентских ПК, осуществляемые со станции управления сетью;

· анализ данных о корпоративной сети, выявление перегруженного или неисправного оборудования и ПО.

В средней и крупной сети выполнение каждой из этих операций вруч­ную требует значительных трудозатрат, поэтому в лучшем случае про­водится периодически через достаточно большие промежутки времени. Автоматизация позволяет многократно снизить трудозатраты и одновре­менно осуществлять учет и анализ в реальном времени, благодаря чему повышается точность учетных данных и аналитических отчетов.

Обучение персонала ИС в том или ином объеме представляет со­бой необходимый этап всех инфраструктурных проектов и большей час­ти бизнес-проектов. Экономический результат — снижение трудозатрат для решения существующих задач средствами имеющегося оборудования и ПО. Обучение конечных пользователей может происходить в ходе про­ектов развития ИТ, а также в рамках самостоятельных проектов. Оно, с одной стороны, повышает отдачу от проекта с точки зрения бизнеса, а с другой — сокращает число инцидентов при эксплуатации сервисов ИТ.

Теперь рассмотрим внедрение современных моделей управления ИС. Преимущества модели ITIL/ITSM уже были подробно описаны в этом курсе лекций (см. подтему 9.1.1). В настоящей теме мы кратко остановимся на измеримых характеристиках, позволяющих оценить данные преимущес­тва с финансовой точки зрения:

· снижается число инцидентов и сокращаются затраты времени на разре­шение одного инцидента. Это обеспечивает выигрыш конечного поль­зователя (снижение простоя) и выигрыш ИС (снижение трудозатрат);

· сокращаются необоснованные изменения инфраструктуры ИТ предприятия за счет сбалансированного процесса управления изменениями;

· предотвращаются крупномасштабные инциденты, связанные с боль­шими потерями для бизнеса предприятия (подобные описанным в подтеме 9.2.4).

       Количество таких инцидентов всегда мало, поэтому статистический подход здесь неприменим. Анализируются факт воз­никновения крупномасштабного инцидента и соответствующие потери;

· снижаются потери от незавершенных проектов развития ИТ за счет сбалансированных процессов планирования сервисов, управления проектами и приема сервисов в эксплуатацию.

Ряд показателей, позволяющих оценить результативность проекта развития ИС, приведен в таблице 9.4.

Мы не претендуем на составление исчерпывающего перечня пока­зателей эффективности, ориентируясь на наиболее распространенные и значимые в модели ITIL/ITSM метрики. Именно по этой причине не рассматривается, например, эффективность процессов блока интегра­ции с бизнесом и блока планирования и управления сервисов. Метрики, применяемые к данным процессам, слишком индивидуальны для каждого предприятия, вследствие чего какие-либо обобщения в данный момент не представляются возможными.

Для проекта развития ИС фиксируется набор критериальных харак­теристик. Далее, по каждой характеристике дается прогноз изменения величины (величин) одного или нескольких показателей, затрагиваемых проектом. Эта задача решается путем совместного применения модели ФСА и экспертных оценок. Изменение параметров отдельных бизнес-процессов может быть оценено исключительно экспертно. Напротив, интегральный эффект проекта развития ИС с высокой точностью оце­нивается по модели ФСА. К необходимым условиям такой оценки отно­сятся:

· использование в ИС предприятия модели ФСА;

· включение параметров, затронутых проектом, в состав факторов за­трат и факторов использования модели ФСА;

· наличие экспертных оценок изменения показателей по всем бизнес-процессам, входящим в модель.

Таблица 9. 4 Показатели эффективности деятельности

Дата: 2019-03-05, просмотров: 231.