Проекты развития справочных информационных систем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под справочными информационными системами понимаются инфор­мационные системы, обеспечивающие бизнес-пользователям доступ к справочным базам данных, необходимых для выполнения их задач. Речь может идти о базах данных новостей (Reuters, Bloomberg, Росбизнесконсалт), о фактографических базах данных по предметным областям (таких как правовые базы данных «Гарант» и «Консультант Плюс»), о специа­лизированных базах данных ценовой информации (пример — база дан­ных цен на рынках нефти и нефтепродуктов Piatt's). Как объект экономи­ческой оценки подобные программы имеют следующие особенности:

· отсутствие непосредственного влияния на основные бизнес-процессы предприятия (исключая базы данных ценовой информации, влияющие на бизнес-процесс реализации);

· отсутствие значительных требований к вычислительной мощности и специальных требований к каналам связи (последнее — за исключе­нием специализированных терминалов биржевой информации и ново­стных агентств);

· отсутствие требований к изменениям в бизнес-процессах.

Тем не менее, оценка данных систем осложняется ввиду практичес­ки полной невозможности квантификации полученных результатов, не говоря о представлении последних в стоимостной форме. Теоретичес­ки данные системы сокращают время поиска необходимой информа­ции и повышают точность принимаемых решений. Однако для оценки времени, которое понадобится на решение проблемы, и особенно оцен­ки и прогноза изменений, связанных с внедрением справочной системы, необходимы изощренные учетные системы на основе модели ФСА/ФСУ.

Дополнительная трудность в том, что речь, как правило, идет об обес­печивающих бизнес-процессах, для которых модель ФСУ может и не применяться. В последнем случае внедрение модели ФСУ потребовало бы затрат, сопоставимых с гипотетическим эффектом от внедрения ин­формационных систем, что лишает смысла саму постановку задачи.

Среди перечисленных видов справочных систем исключение состав­ляют системы, поставляющие ценовую информацию. Во-первых, они за­действованы в основном бизнес-процессе, то есть речь идет о значитель­но больших, чем для вышеописанных случаев, суммах доходов и затрат. Во-вторых, в основных бизнес-процессах обычно используются гораз­до более развитые учетные модели; среди прочих может использовать­ся и модель ФСУ. В-третьих, системы ценовой информации, как прави­ло, содержат сведения о ценах на биржевые товары. Следовательно, для самого предприятия речь пойдет о большом количестве однотипных сде­лок. В такой ситуации уже можно собрать статистику, описывающую фи­нансовые последствия запаздывания информации, неточной информа­ции и т.д. Тогда схема экономической оценки будет аналогична схеме оценки систем предметной области (см. подтеме 9.1.2).

Для остальных видов справочных информационных систем можно предложить следующую схему принятия решения. На предприятии, ис­ходя из общих бюджетных лимитов, устанавливаются предельные сум­мы накладных расходов[38], в том числе лимиты на приобретение справоч­ных систем. В пределах лимитов справочные системы устанавливаются по запросу пользователей, без экономического обоснования.

Мы рассмотрели экономическую оценку бизнес-проектов, то есть про­ектов, создающих новые бизнес-сервисы ИТ. Как показал анализ, оцен­ка проекта любого вида в общем случае требует применения всех моде­лей, рассмотренных в теме 7: ССВ сервиса ИТ, ФСА/ФСУ, КПР Общая схема оценки проектов также неизменна — она включает:

· оценку изменения показателей эффективности предприятия в резуль­тате исполнения проекта;

· оценку изменения КПР предприятия посредством агрегирования из­менений показателей в соответствии с моделью ФСА/ФСУ;

· прямую оценку изменения стоимости выполнения затронутых проек­том бизнес-процессов по модели ФСА;

· косвенную оценку финансового результата изменения нефинансовых показателей эффективности по модели КПР;

· оценку затрат на вновь созданный сервис ИТ и возможных изменений затрат на существующие сервисы ИТ в соответствии с моделью ССВ сервиса ИТ.

Вместе с тем в зависимости от класса проектов изменяется набор па­раметров, на основании которых осуществляется экономическая оцен­ка. Финансовый результат внедрения АСУ ТП оценивается на основании изменения параметров производственного процесса, а результат внедре­ния системы предметной области — на основании изменения параметров основного бизнес-процесса. Результат финансово-экономических сис­тем (кроме ERP) оценивается на основании параметров вспомогатель­ных бизнес-процессов, а результат систем ERP и следующих поколе­ний стандартов — на основании параметров основных бизнес-процессов, определяемых качеством планирования производственного процесса. Наконец, проекты внедрения справочных информационных систем по большей части не подлежат экономической оценке; решения по таким проектам принимаются на основании установленных лимитов наклад­ных расходов.

Инфраструктурные проекты.

В данной теме будут рассмотрены подходы к экономическому анализу инфраструктурных проектов. Классификация и анализ проектов постро­ены на степени воздействия проекта на основные бизнес-процессы пред­приятия. По этому критерию мы рассмотрим следующие классы проектов:

· проекты развития инфраструктуры ИТ в целях поддержки бизнес-про­ектов (далее — проекты поддержки): развитие инфраструктуры ИТ в целях поддержки нескольких бизнес-проектов;

· проекты развития инфраструктуры ИТ в целях поддержки расшире­ния предприятия (далее — проекты расширения): развитие инфра­структуры ИТ на приобретенных или вновь созданных предприятиях для распространения на них существующих бизнес-сервисов;

· решение непредвиденных проблем развития инфраструктуры ИТ (да­лее — проекты решения проблем): проекты, адаптирующие инфра­структуру ИТ предприятия к обстоятельствам, не предусмотренным в регулярном планировании;

· проекты повышения эффективности деятельности ИС по разработ­ке сервисов, их сопровождению и управлению ими (далее — проекты развития ИС): проекты развития инфраструктуры ИТ, повышающие эффективность деятельности самой информационной службы.

Как уже отмечалось в подтеме 9.1.1, инфраструктура ИТ сама по себе не приносит финансовой отдачи. По этой причине инфраструктура ИТ в ФСА-модели себестоимости сервиса ИТ (см. подтему 9.2.3) рассматри­вается как набор ресурсов, обеспечивающих бизнес-сервисы ИТ. Таким образом, затраты на данные ресурсы распределяются по бизнес-сервисам в соответствии с методологией ФСА. Поэтому в настоящей теме мы будем рассматривать проекты развития инфраструктуры ИТ с точки зрения близости создаваемых ресурсов к бизнес-сервисам и простоты отнесения на бизнес-сервисы затрат на эти ресурсы. В таком контексте:

· проекты поддержки создают ресурсы, непосредственно относимые на себестоимость вновь создаваемых бизнес-сервисов;

· проекты расширения создают ресурсы, непосредственно относимые на себестоимость существующих бизнес-сервисов;

· проекты решения проблем проводятся в случае недееспособности или морального устаревания определенных ресурсов инфраструкту­ры ИТ, вследствие чего затраты на эти проекты относятся сначала на ресурсы ИТ, а уже потом, в соответствии с моделью ФСА, — на бизнес-сервисы;

· проекты развития ИС затрагивают внутренние сервисы ИТ, рас­сматриваемые в ФСА-моделировании бизнес-сервисов как функции. Затраты на эти проекты относятся на функции ИС и уже затем на бизнес-сервисы.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 271.