Под справочными информационными системами понимаются информационные системы, обеспечивающие бизнес-пользователям доступ к справочным базам данных, необходимых для выполнения их задач. Речь может идти о базах данных новостей (Reuters, Bloomberg, Росбизнесконсалт), о фактографических базах данных по предметным областям (таких как правовые базы данных «Гарант» и «Консультант Плюс»), о специализированных базах данных ценовой информации (пример — база данных цен на рынках нефти и нефтепродуктов Piatt's). Как объект экономической оценки подобные программы имеют следующие особенности:
· отсутствие непосредственного влияния на основные бизнес-процессы предприятия (исключая базы данных ценовой информации, влияющие на бизнес-процесс реализации);
· отсутствие значительных требований к вычислительной мощности и специальных требований к каналам связи (последнее — за исключением специализированных терминалов биржевой информации и новостных агентств);
· отсутствие требований к изменениям в бизнес-процессах.
Тем не менее, оценка данных систем осложняется ввиду практически полной невозможности квантификации полученных результатов, не говоря о представлении последних в стоимостной форме. Теоретически данные системы сокращают время поиска необходимой информации и повышают точность принимаемых решений. Однако для оценки времени, которое понадобится на решение проблемы, и особенно оценки и прогноза изменений, связанных с внедрением справочной системы, необходимы изощренные учетные системы на основе модели ФСА/ФСУ.
Дополнительная трудность в том, что речь, как правило, идет об обеспечивающих бизнес-процессах, для которых модель ФСУ может и не применяться. В последнем случае внедрение модели ФСУ потребовало бы затрат, сопоставимых с гипотетическим эффектом от внедрения информационных систем, что лишает смысла саму постановку задачи.
Среди перечисленных видов справочных систем исключение составляют системы, поставляющие ценовую информацию. Во-первых, они задействованы в основном бизнес-процессе, то есть речь идет о значительно больших, чем для вышеописанных случаев, суммах доходов и затрат. Во-вторых, в основных бизнес-процессах обычно используются гораздо более развитые учетные модели; среди прочих может использоваться и модель ФСУ. В-третьих, системы ценовой информации, как правило, содержат сведения о ценах на биржевые товары. Следовательно, для самого предприятия речь пойдет о большом количестве однотипных сделок. В такой ситуации уже можно собрать статистику, описывающую финансовые последствия запаздывания информации, неточной информации и т.д. Тогда схема экономической оценки будет аналогична схеме оценки систем предметной области (см. подтеме 9.1.2).
Для остальных видов справочных информационных систем можно предложить следующую схему принятия решения. На предприятии, исходя из общих бюджетных лимитов, устанавливаются предельные суммы накладных расходов[38], в том числе лимиты на приобретение справочных систем. В пределах лимитов справочные системы устанавливаются по запросу пользователей, без экономического обоснования.
Мы рассмотрели экономическую оценку бизнес-проектов, то есть проектов, создающих новые бизнес-сервисы ИТ. Как показал анализ, оценка проекта любого вида в общем случае требует применения всех моделей, рассмотренных в теме 7: ССВ сервиса ИТ, ФСА/ФСУ, КПР Общая схема оценки проектов также неизменна — она включает:
· оценку изменения показателей эффективности предприятия в результате исполнения проекта;
· оценку изменения КПР предприятия посредством агрегирования изменений показателей в соответствии с моделью ФСА/ФСУ;
· прямую оценку изменения стоимости выполнения затронутых проектом бизнес-процессов по модели ФСА;
· косвенную оценку финансового результата изменения нефинансовых показателей эффективности по модели КПР;
· оценку затрат на вновь созданный сервис ИТ и возможных изменений затрат на существующие сервисы ИТ в соответствии с моделью ССВ сервиса ИТ.
Вместе с тем в зависимости от класса проектов изменяется набор параметров, на основании которых осуществляется экономическая оценка. Финансовый результат внедрения АСУ ТП оценивается на основании изменения параметров производственного процесса, а результат внедрения системы предметной области — на основании изменения параметров основного бизнес-процесса. Результат финансово-экономических систем (кроме ERP) оценивается на основании параметров вспомогательных бизнес-процессов, а результат систем ERP и следующих поколений стандартов — на основании параметров основных бизнес-процессов, определяемых качеством планирования производственного процесса. Наконец, проекты внедрения справочных информационных систем по большей части не подлежат экономической оценке; решения по таким проектам принимаются на основании установленных лимитов накладных расходов.
Инфраструктурные проекты.
В данной теме будут рассмотрены подходы к экономическому анализу инфраструктурных проектов. Классификация и анализ проектов построены на степени воздействия проекта на основные бизнес-процессы предприятия. По этому критерию мы рассмотрим следующие классы проектов:
· проекты развития инфраструктуры ИТ в целях поддержки бизнес-проектов (далее — проекты поддержки): развитие инфраструктуры ИТ в целях поддержки нескольких бизнес-проектов;
· проекты развития инфраструктуры ИТ в целях поддержки расширения предприятия (далее — проекты расширения): развитие инфраструктуры ИТ на приобретенных или вновь созданных предприятиях для распространения на них существующих бизнес-сервисов;
· решение непредвиденных проблем развития инфраструктуры ИТ (далее — проекты решения проблем): проекты, адаптирующие инфраструктуру ИТ предприятия к обстоятельствам, не предусмотренным в регулярном планировании;
· проекты повышения эффективности деятельности ИС по разработке сервисов, их сопровождению и управлению ими (далее — проекты развития ИС): проекты развития инфраструктуры ИТ, повышающие эффективность деятельности самой информационной службы.
Как уже отмечалось в подтеме 9.1.1, инфраструктура ИТ сама по себе не приносит финансовой отдачи. По этой причине инфраструктура ИТ в ФСА-модели себестоимости сервиса ИТ (см. подтему 9.2.3) рассматривается как набор ресурсов, обеспечивающих бизнес-сервисы ИТ. Таким образом, затраты на данные ресурсы распределяются по бизнес-сервисам в соответствии с методологией ФСА. Поэтому в настоящей теме мы будем рассматривать проекты развития инфраструктуры ИТ с точки зрения близости создаваемых ресурсов к бизнес-сервисам и простоты отнесения на бизнес-сервисы затрат на эти ресурсы. В таком контексте:
· проекты поддержки создают ресурсы, непосредственно относимые на себестоимость вновь создаваемых бизнес-сервисов;
· проекты расширения создают ресурсы, непосредственно относимые на себестоимость существующих бизнес-сервисов;
· проекты решения проблем проводятся в случае недееспособности или морального устаревания определенных ресурсов инфраструктуры ИТ, вследствие чего затраты на эти проекты относятся сначала на ресурсы ИТ, а уже потом, в соответствии с моделью ФСА, — на бизнес-сервисы;
· проекты развития ИС затрагивают внутренние сервисы ИТ, рассматриваемые в ФСА-моделировании бизнес-сервисов как функции. Затраты на эти проекты относятся на функции ИС и уже затем на бизнес-сервисы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 271.