Электронный бизнес — одно из наиболее широко обсуждаемых в последнее время направлений развития ИТ. В конце 1990-х годов за период становления данного направления в такие компании, как Yahoo или Amazon.com были вложены десятки миллионов долларов, причем рост стоимости акций этих компаний в течение первых пяти лет их существования вполне оправдывал ожидания инвесторов. Высокие доходы последних некоторое время затеняли тот факт, что подавляющее большинство Internet-компаний как в то время, так и сейчас не обеспечивало безубыточной деятельности. На этой волне ажиотажа у ряда экспертов возникло отношение к проектам электронного бизнеса как к универсальному средству повышения эффективности и доходов предприятия.
Одновременно производители оборудования и ПО начали энергично разрабатывать серверы Web-сайтов, программное обеспечение для них, средства разработки и т.д. вплоть до интегрированных многофункциональных платформ разработки и поддержки Internet-приложений, таких как Bluestone.
К началу нового тысячелетия тенденция роста стоимости акций сменилась на противоположную — индекс NASDAQ, сводный для предприятий высоких технологий, менее чем за год упал с 5000 до 2000 пунктов. При этом недоверие инвесторов парадоксальным образом сочетается с оптимизмом отраслевых экспертов: Gartner Group, Meta Group, Forrester Research и другие аналитики отрасли предсказывают в ближайшие годы экспоненциальный рост электронного бизнеса. При существующих масштабе и степени неопределенности тенденций неизбежен переход к фундаментальному анализу данного сектора ИТ, в частности с позиций экономической эффективности. Чем же именно электронный бизнес отличается от традиционного?
Начнем с определения. Под электронным бизнесом мы будем понимать способ ведения бизнеса, при котором весь цикл операций по купле-продаже товаров и услуг (заключение договора, заказ товара/ Услуги, оплата) производится средствами ИТ, прежде всего на основе Internet-технологий. Если купля-продажа совершается между предприятиями, речь идет о схеме В2В (Business-to-Business), если между предприятиями и физическими лицами — В2С (Business-to-Customer). Хотя компьютерные технологии в документообороте между предприятиями применялись и ранее,- они (например, EDI[35]) никогда не охватывали ни столь широкого круга контрагентов, ни полного цикла действий по совершению сделки. Именно такой цикл осуществлен в знаменитом Internet-магазине Amazon.com: покупатель выбирает по каталогу товар, оплачивает его посредством кредитной карточки, после чего продавец осуществляет поставку.
В чем же состоят экономические преимущества электронного бизнеса? Internet-технологии, с одной стороны, позволяют предприятиям достичь максимально широкой аудитории, с другой — дают потребителям возможность донести до производителя сведения об их индивидуальных предпочтениях. В дополнение к этому Internet снижает стоимость транзакций за счет снижения потребности в человеческих ресурсах, торговых площадях, оборудовании и т.д.
Указанные преимущества основаны на нескольких не всегда очевидных предпосылках:
· ограниченности набора характеристик товара (например, покупка жилья в Internet до сих пор остается экзотикой);
· наличии развитой деловой инфраструктуры (обращения кредитных карточек, службы доставки товара и т.д.);
· наличии правовой инфраструктуры информационных технологий (шифрования, электронной подписи и других аспектов электронного документооборота);
· наличии средств приема и обработки заказов, поступающих на предприятие от покупателей.
Рассмотрим эти предпосылки подробнее. Ограниченность характеристик товара дает возможность осуществить сделку посредством заполнения стандартных форм. Деловая инфраструктура позволяет освоить новый канал сбыта без существенных инвестиций в системы оплаты и транспортную структуру. В противном случае затраты предприятия на создание соответствующей инфраструктуры могут значительно превысить выгоды от применения электронного бизнеса. Правовая инфраструктура определяет уровень риска — при ее отсутствии повышение риска сопоставимо с доходами от операций в Internet и может даже перекрыть их.
Из перечисленных предпосылок обратим внимание на последнюю. Электронный бизнес означает значительный рост потока стандартизированных заказов при значительно меньших издержках на получение каждого отдельного заказа. Эта ситуация требует немедленной адаптации производства (для производственного предприятия) или закупок (для торгового предприятия) к потоку заказов.
Как уже было показано, на сегодняшний день наилучший инструмент решения этой задачи — система MRP II/ERR. К тому же, современные технологии обеспечивают передачу заказов, собранных через Internet, непосредственно в ERP-систему[36], еще более снижая транзакционные издержки за счет устранения операций ввода данных. Вместе с тем отсутствие ERP-системы оборачивается катастрофой для системы логистики предприятия, что крайне плохо влияет на сбыт. 78% покупателей российских Internet-магазинов недовольны уровнем сервиса.
Отсутствие вышеперечисленных предпосылок характерно, прежде всего, для российской экономики. Но и на Западе, где все эти предпосылки налицо, перспективы электронного бизнеса отнюдь не безоблачны. Главным препятствием на пути развития электронного бизнеса представляется ограниченный масштаб возможного при его применении экономического эффекта. Рассмотренные выше выгоды электронного бизнеса — по сути, не что иное, как оптимизация бизнес-процессов предприятия. Предельный выигрыш от такой оптимизации, как было показано ранее, составляет 4—7% объема выручки предприятия, что сопоставимо с любым другим крупным проектом масштаба предприятия. Иными словами, снижение издержек на сбыт продукции не обеспечивает революционных изменений в бизнесе.
Для подлинно революционных изменений необходимо, как уже было показано, обеспечить не только снижение издержек на ведение отдельных бизнес-процессов (в данном случае — бизнес-процессов сбыта), но и изменить процесс управления основным бизнесом предприятия. Эта задача решается в рамках нового стандарта систем управления производством, CSRP (Customer Synchronized Resource Planning).
Рассмотрение данного стандарта мы начнем с недостатков, присущих системам стандарта ERR Система ERP сосредоточена на внутреннем планировании предприятия. Спрос покупателей, например, при формировании основного плана производства, выступает в качестве внешнего ограничения.
Как следствие, функции маркетинга и разработки новых продуктов не могут быть интегрированы в систему стандарта ERP. Поэтому в современных условиях система ERP ведет к запаздыванию реакции предприятия на потребности рынка. Наконец, будучи широко распространенными на Западе, системы ERP перестали быть фактором конкурентного преимущества.
Стандарт CSRP позволяет преодолеть указанные недостатки. Основная идея CSRP - включение покупателя в бизнес-процессы планирования предприятия. Иными словами, традиционный для ERP вопрос «как производить?» дополняется (но не заменяется!) вопросом «что производить?». В CSRP ответ на этот вопрос обеспечивается интеграцией в систему производственного планирования требований покупателя к продукту.
Каким же образом она производится?
Системы ERP обеспечивают интеграцию данных по финансовым и производственным ресурсам в единую базу данных. В то же время требования покупателя к продукту остаются распределенными по четырем отделам предприятия (табл. 9.3).
В рамках CSRP данная схема будет совершенно иной. Во-первых, в CSRP заказ делается совместно продавцом и его клиентом. Клиент в этом случае получает уникальное решение, точно соответствующее его запросам. Предприятие получает немедленный доступ к информации о заказе, что позволяет быстрее включить его в производственный план. Во-вторых, посредством электронных технологий клиент может направить заказ в любое удобное ему время. В-третьих, CSRP позволяет стандартизировать и передавать по электронным каналам не только заказы, но и другие документы:
· заявки на техническое обслуживание;
· заявки на дополнительные услуги;
· запросы на улучшение продуктов и услуг.
Таблица 9. 3 Источник данных о покупателях и продуктах.
Подразделение
Дата: 2019-03-05, просмотров: 291.