Проекты электронного бизнеса и их экономическая оценка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Электронный бизнес — одно из наиболее широко обсуждаемых в по­следнее время направлений развития ИТ. В конце 1990-х годов за пе­риод становления данного направления в такие компании, как Yahoo или Amazon.com были вложены десятки миллионов долларов, причем рост стоимости акций этих компаний в течение первых пяти лет их сущес­твования вполне оправдывал ожидания инвесторов. Высокие доходы последних некоторое время затеняли тот факт, что подавляющее боль­шинство Internet-компаний как в то время, так и сейчас не обеспечивало безубыточной деятельности. На этой волне ажиотажа у ряда экспертов возникло отношение к проектам электронного бизнеса как к универсаль­ному средству повышения эффективности и доходов предприятия.

Од­новременно производители оборудования и ПО начали энергично раз­рабатывать серверы Web-сайтов, программное обеспечение для них, средства разработки и т.д. вплоть до интегрированных многофункцио­нальных платформ разработки и поддержки Internet-приложений, та­ких как Bluestone.

К началу нового тысячелетия тенденция роста стоимости акций смени­лась на противоположную — индекс NASDAQ, сводный для предприятий высоких технологий, менее чем за год упал с 5000 до 2000 пунктов. При этом недоверие инвесторов парадоксальным образом сочетается с оп­тимизмом отраслевых экспертов: Gartner Group, Meta Group, Forrester Research и другие аналитики отрасли предсказывают в ближайшие годы экспоненциальный рост электронного бизнеса. При существующих масштабе и степени неопределенности тенденций неизбежен переход к фундаментальному анализу данного сектора ИТ, в частности с позиций экономической эффективности. Чем же именно электронный бизнес от­личается от традиционного?

Начнем с определения. Под электронным бизнесом мы будем по­нимать способ ведения бизнеса, при котором весь цикл операций по купле-продаже товаров и услуг (заключение договора, заказ товара/ Услуги, оплата) производится средствами ИТ, прежде всего на основе Internet-технологий. Если купля-продажа совершается между предпри­ятиями, речь идет о схеме В2В (Business-to-Business), если между пред­приятиями и физическими лицами — В2С (Business-to-Customer). Хотя компьютерные технологии в документообороте между предпри­ятиями применялись и ранее,- они (например, EDI[35]) никогда не охваты­вали ни столь широкого круга контрагентов, ни полного цикла действий по совершению сделки. Именно такой цикл осуществлен в знаменитом Internet-магазине Amazon.com: покупатель выбирает по каталогу товар, оплачивает его посредством кредитной карточки, после чего продавец осуществляет поставку.

 

В чем же состоят экономические преимущества электронного бизне­са? Internet-технологии, с одной стороны, позволяют предприятиям до­стичь максимально широкой аудитории, с другой — дают потребителям возможность донести до производителя сведения об их индивидуальных предпочтениях. В дополнение к этому Internet снижает стоимость транзакций за счет снижения потребности в человеческих ресурсах, тор­говых площадях, оборудовании и т.д.

Указанные преимущества основаны на нескольких не всегда очевид­ных предпосылках:

· ограниченности набора характеристик товара (например, покупка жилья в Internet до сих пор остается экзотикой);

· наличии развитой деловой инфраструктуры (обращения кредитных карточек, службы доставки товара и т.д.);

· наличии правовой инфраструктуры информационных технологий (шиф­рования, электронной подписи и других аспектов электронного доку­ментооборота);

· наличии средств приема и обработки заказов, поступающих на пред­приятие от покупателей.

Рассмотрим эти предпосылки подробнее. Ограниченность характе­ристик товара дает возможность осуществить сделку посредством за­полнения стандартных форм. Деловая инфраструктура позволяет осво­ить новый канал сбыта без существенных инвестиций в системы оплаты и транспортную структуру. В противном случае затраты предприятия на создание соответствующей инфраструктуры могут значительно превы­сить выгоды от применения электронного бизнеса. Правовая инфра­структура определяет уровень риска — при ее отсутствии повышение риска сопоставимо с доходами от операций в Internet и может даже пе­рекрыть их.

Из перечисленных предпосылок обратим внимание на последнюю. Электронный бизнес означает значительный рост потока стандартизиро­ванных заказов при значительно меньших издержках на получение каж­дого отдельного заказа. Эта ситуация требует немедленной адаптации производства (для производственного предприятия) или закупок (для торгового предприятия) к потоку заказов.

Как уже было показано, на се­годняшний день наилучший инструмент решения этой задачи — система MRP II/ERR. К тому же, современные технологии обеспечивают переда­чу заказов, собранных через Internet, непосредственно в ERP-систему[36], еще более снижая транзакционные издержки за счет устранения опера­ций ввода данных. Вместе с тем отсутствие ERP-системы оборачивается катастрофой для системы логистики предприятия, что крайне плохо вли­яет на сбыт. 78% покупателей российских Internet-магазинов недовольны уровнем сервиса.

Отсутствие вышеперечисленных предпосылок характерно, прежде всего, для российской экономики. Но и на Западе, где все эти предпо­сылки налицо, перспективы электронного бизнеса отнюдь не безоблач­ны. Главным препятствием на пути развития электронного бизнеса пред­ставляется ограниченный масштаб возможного при его применении экономического эффекта. Рассмотренные выше выгоды электронного бизнеса — по сути, не что иное, как оптимизация бизнес-процессов пред­приятия. Предельный выигрыш от такой оптимизации, как было показа­но ранее, составляет 4—7% объема выручки предприятия, что сопоста­вимо с любым другим крупным проектом масштаба предприятия. Иными словами, снижение издержек на сбыт продукции не обеспечивает рево­люционных изменений в бизнесе.

Для подлинно революционных изменений необходимо, как уже было показано, обеспечить не только снижение издержек на ведение отдель­ных бизнес-процессов (в данном случае — бизнес-процессов сбыта), но и изменить процесс управления основным бизнесом предприятия. Эта задача решается в рамках нового стандарта систем управления произ­водством, CSRP (Customer Synchronized Resource Planning).

Рассмотрение данного стандарта мы начнем с недостатков, присущих системам стандарта ERR Система ERP сосредоточена на внутреннем планировании предприятия. Спрос покупателей, например, при форми­ровании основного плана производства, выступает в качестве внешнего ограничения.

Как следствие, функции маркетинга и разработки новых продуктов не могут быть интегрированы в систему стандарта ERP. По­этому в современных условиях система ERP ведет к запаздыванию ре­акции предприятия на потребности рынка. Наконец, будучи широко рас­пространенными на Западе, системы ERP перестали быть фактором конкурентного преимущества.

Стандарт CSRP позволяет преодолеть указанные недостатки. Основ­ная идея CSRP - включение покупателя в бизнес-процессы планирова­ния предприятия. Иными словами, традиционный для ERP вопрос «как производить?» дополняется (но не заменяется!) вопросом «что произво­дить?». В CSRP ответ на этот вопрос обеспечивается интеграцией в сис­тему производственного планирования требований покупателя к продук­ту.

Каким же образом она производится?

Системы ERP обеспечивают интеграцию данных по финансовым и производственным ресурсам в единую базу данных. В то же время требова­ния покупателя к продукту остаются распределенными по четырем отде­лам предприятия (табл. 9.3).

В рамках CSRP данная схема будет совершенно иной. Во-первых, в CSRP заказ делается совместно продавцом и его клиентом. Клиент в этом случае получает уникальное решение, точно соответствующее его запросам. Предприятие получает немедленный доступ к информации о заказе, что позволяет быстрее включить его в производственный план. Во-вторых, посредством электронных технологий клиент может напра­вить заказ в любое удобное ему время. В-третьих, CSRP позволяет стан­дартизировать и передавать по электронным каналам не только заказы, но и другие документы:

· заявки на техническое обслуживание;

· заявки на дополнительные услуги;

· запросы на улучшение продуктов и услуг.

Таблица 9. 3 Источник данных о покупателях и продуктах.

Подразделение

Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.