Элементы производственного процесса и процесса управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Производственный процесс – совокупность трудовых и естественных процессов, в результате взаимодействия которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.

Основные элементы производственного процесса: предметы труда, средства труда, труд.

Предметы труда – вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей.

Средства труда – материальные средства, при помощи которых человек воздействует на предмет труда.

Труд – целенаправленная деятельность рабочих, инженерного персонала и служащих, связанная с превращением исходного сырья и материалов в готовую продукцию или услуги.

Основные элементы управления:

- функции управления,

- структура управления.

К условиям функционирования организаций относятся различные ограничения их деятельности.

Ограничением может выступать внешняя среда организаций, где можно выделить среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.

Элементы среды прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, собственники, инвесторы, законы и госорганы.

Элементы среды косвенного воздействия: состояние экономики, научно-технический прогресс, политические факторы, факторы международного окружения, географические факторы, социально-культурные факторы.

 

Жизненный цикл организации

Возникновение (создание) – концептуальная стадия. Обоснование жизнеспособности идеи создания и развития организации, определение факторов коммерческого успеха. Формальное учреждение.

Развитие – становление производства. Новизна продукции, малые масштабы. Борьба за лидерство между предприятиями конкурентами.

Рост – расширение масштабов. Наращивание производства и объемов продаж. Освоение новых рынков, поиск новых решений. Лучшее конкурентное положение.

Зрелость – Падение объемов продаж и доходов. Модернизация и индивидуализация продукции, проникновение в новые производственные сферы, поиск новых рынков. Пересмотр предпринимательской концепции.

Кризис (затухание) – Падение прибыли, снижение платежеспособности, ограниченные возможности реализации продукции. Возможны два пути:

- банкротство – ликвидация организации;

- реформирование (возрождение) на основе планомерно осуществляемой санации.

Жизненный цикл организации – объективная реальность, но возрождение организации требует субъективных действий управленческого персонала.           

Практическое занятие

 

Вопросы для обсуждения

1. Школа научного управления (1885-1920г.)

2. Классическая школа (1920-1950гг.)

3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930г. по настоящее время)

4. Количественная школа (1950 г. по настоящее время)

5. Процессный подход в менеджменте

6. Системный подход в менеджменте 

7. Ситуационный подход в менеджменте

8. Опыт управления экономикой в России

9. Опыт управления экономикой в Японии

10.Опыт управления экономикой в США

11. Рыночное самоуправление и государственное регулирование в сервисе

12. Инфраструктура рынка

13. Условия рынка, виды рынка

14. Виды организаций, их характеристики

15. Функциональные области деятельности организации в сервисе

16. Элементы среды косвенного воздействия

17. Элементы среды прямого воздействия

Ситуация

Руководитель отдела кредитования одного из российских банков Татьяна Михайловна после долгих размышлений приняла наконец окончательное решение о необходимости введения штатной должности заместителя начальника отдела. Это было связано с тем, что постоянно увеличивающийся объем работы отдела, где Татьяна Михайловна была единственным менеджером, стал отражаться на качестве работы. Татьяна Михайловна понимала, что за ежедневной «текучкой» начинает упускать из виду наиболее важные проблемы, которые следовало решать в отделе. Круг потенциальных кандидатов быстро сузился до двух сотрудниц. Первой была ее давняя подруга Елена Николаевна; с ней они пятнадцать лет назад вместе учились в Финансовой академии. Годы совместной учебы в одной группе, жизнь в общежитии, радости и горе - все это очень сблизило их. Они доверяли друг другу, а после замужества продолжали дружить семьями. Как специалист Елена Николаевна была исполнительным и вполне квалифицированным работником. Ей не хватало, по мнению Татьяны Михайловны, творческой «жилки», энергичности и настойчивости в достижении поставленных целей.

Именно эти качества и позволили в свое время Татьяне Михайловне стать руководителем отдела кредитования и соответственно начальником Елены Николаевны. Данное событие Елена Николаевна восприняла внешне спокойно. Другой кандидатурой на должность заместителя, как считала Татьяна Михайловна, являлась Надежда, которая после окончания ВУЗа работала в ее отделе около двух лет. С первых дней своей трудовой деятельности Надежда быстро «вписалась» в женский коллектив отдела.

Обладая острым умом и будучи чрезвычайно динамичной, Надежда очень скоро стала квалифицированным работником. Татьяна Михайловна полагала, что Надежде не хватало лишь усидчивости. Неоднократно по собственной инициативе Надежда предлагала Татьяне Михайловне оригинальные решения возникающих перед отделом проблем, с помощью которых удавалось достичь значительных результатов.

Вопросы

1. Кому, по вашему мнению, следует отдать предпочтение в решении вопроса о заместителе отдела: подруге Елене Николаевне или молодой сотруднице Надежде?

2. Объясните свое решение, постараясь «взвесить» достоинства и недостатки каждой кандидатуры.

3. Какими качествами прежде всего должен обладать менеджер?

4. Имеется ли специфика в работе заместителя начальника отдела банка, страховой фирмы, налоговой инспекции и других предприятий и организаций?_

 

Тесты для самостоятельной работы студентов

 

1. Какими факторами обусловлено возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности (2):

1. общественное разделение труда;

2. дифференциацией индивидуальной (семейной) организации производства; 

3. увеличением масштабов производства (замена ручного труда машинами;

 

2. Что не относится к категории «субъекты менеджмента в сервисе» (2):

1. менеджеры;   

2. организация;   

3. принципы менеджмента;

 

3. Что является объектом менеджмента в сервисе:

1. менеджеры;    

2. сервисная организация;         

3. рыночное пространство;

 

4. Укажите верное определение школы человеческих отношений:

1. это школа связана с развитием и применением в управлении кибернетики, математической статистики, моделированием и вычислительной техники;

2. это школа управления межличностными отношениями и применением психологии и социологии;

3. главная идея этой школы состоит в том, что ни одно действие не принимается в изоляции от других; каждое решение имеет последствия для всей системы;

 

5 . Что понимается под термином «менеджмент»?

1. область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов;

2. область знаний и профессиональной деятельности, направленных на производство конкурентоспособной продукции организацией;

3. область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование команды менеджеров по выпуску и реализации конкурентоспособной продукции;

 

6. Что является верным для теории системного подхода в менеджменте:

1. это подход, суть которого состоит в том, чтобы увязывать приемы управления и решения с конкретной ситуацией;

2. это подход, который рассматривает управление как логически взаимосвязанные действия, функции;

3. это подход, главная идея которого состоит в том, что ни одно действие не принимается в изоляции от других;

 

 7 . С точки зрения методологии менеджмента различают четыре основных подхода в развитии теории и практики управления. Укажите, какие из представленных (4):

1. различные научные школы;     

2. компромиссный подход;     

3. политический подход;                         

4. ситуационный подход;            

5. системный подход;              

6. процессуальный подход;

7. административная школа;       

8. правовой подход;

 

8 . Под самоменеджментом традиционно понимается:

1. построение деловой карьеры; 

2. усилия менеджера по совершенствованию своей деятельности;

3. фейсбилдинг;                            

4. проектирование рабочего времени;

 

9 . Менеджеры это:

1. коллектив, эффективно выполняющий функции на всех этапах производственного процесса организации;

2. руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации;

3. сообщество людей, сознательно координируемое для достижения установленных целей организации;

 

10. Для американской модели управления характерны такие особенности, как… (несколько вариантов):

1. ориентация на индивидуальные показатели

2. постоянный карьерный рост

3. ориентация на группу

4. коллективная ответственность

Литература: [1.2; 1.6; 2.1; 2.3]

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 231.