Начиная с классической работы Питерса и Уотермена в работах по теории и практике менеджмента, неоднократно отмечалась недостаточность одних лишь финансовых измерителей для оценки результативности деятельности предприятия. Результатом изысканий в этой области стала концепция сбалансированного набора показателей результативности – системы финансовых и нефинансовых метрик, построенной на основе набора факторов, определяющих акционерную стоимость предприятия, и непосредственно связанной с принятой стратегией ее увеличения.
Нет ли противоречия между принятием акционерной стоимости как основного измерителя результативности предприятия и включением нефинансовых показателей в набор измерителей результативности? Противоречие кажущееся, поскольку традиционные финансовые метрики, бухгалтерские по своей природе, вообще говоря, не измеряют денежный поток предприятия. Более того: бухгалтерские измерители по самой своей сути отражают события, случившиеся в прошлом. Поэтому даже проведение корректировок не позволяет оценить будущий денежный поток, который, собственно, и является темным фактором, определяющим акционерную стоимость предприятия.
Собственно построение сбалансированной системы показателей результативности проводится следующим образом.
На основе базовых факторов, определяющих акционерную стоимость предприятия (рост продаж, операционная маржа, налоги, капитальные затраты, изменение оборотного капитала, стоимость акционерного капитала, стоимость заимствований, структура капитала, период конкурентного преимущества[21]), формируется дерево факторов, определяющих стоимость данного предприятия с учетом отраслевой специфики, базы конкуренции[22], сильных и слабых сторон данного предприятия и, наконец, принятой стратегии развития. На этой основе формируется набор ключевых факторов успеха – областей менеджмента, в которых предприятие должно добиться успеха, – для осуществления принятой стратегии.
Определяются ключевые показатели результативности (КПР) – метрики, количественно описывающие степень достижения результата в области ключевых факторов успеха. Метрика должна обладать следующими свойствами:
– непосредственной связью со стратегией;
– простотой для понимания;
– способностью побуждать к действиям;
– квантифицируемостью, то есть способностью представления в количественном выражении.
Ее задачи заключаются и в том, чтобы:
– способствовать сосредоточению на внешней среде и конкуренции;
– способствовать ориентированному на факты проактивному[23] анализу;
– быть по возможности доступной для сравнения с показателями других компаний.
В качестве примера приведем цель – инновационное лидерство на рынке – и КПР для нее (долю выручки от продуктов, разработанных за последние три года, в общей выручке). Отметим способность побуждать к действиям – ускорение вывода продуктов на рынок, повышенное внимание сбытовиков к данной группе продуктов – и сосредоточение на конкуренции (результат измеряется долей в выручке).
На основании стратегии и существующего положения дел определяются текущие цели – плановые значения ключевых показателей результативности. По отношению к этим целям строится система стимулирования менеджеров и работников предприятия.
Сбалансированная система показателей результативности в целом должна дополнительно характеризоваться:
– охватом всей цепи создания стоимости;
– количественной обозримостью – число метрик должно быть в диапазоне 40–60;
– поддержанием баланса между финансовыми и нефинансовыми метриками;
– поддержанием баланса между внутренними метриками, оценивающими достижение целей самого предприятия, и внешними, оценивающими достижение целей важных для предприятия сторон (поставщиков, покупателей, конкурентов);
– непротиворечивостью метрик, применяемых на каждом из уровней управления (действие, наказываемое одной метрикой, не должно поощряться другой);
– согласованностью метрик на всех уровнях управления (метрики нижестоящих уровней должны вытекать из метрик вышестоящих уровней).
Таким образом, сбалансированная система показателей результативности по определению должна отражать любое существенное изменение в процессе создания стоимости на предприятии, например изменение эффективности набора бизнес–правил, описанное в разделе 5.12 Следовательно, экономический результат изменения системы бизнес–правил или появления таковой должен найти отражение в тех или иных КПР. Таким же образом описывается совокупное изменение капитала знаний. Временно остается открытой проблема повторного счета, например учета одного и того же события как изменения стоимости бизнес–процесса и одновременно как изменение соответствующего КПР. Эта проблема будет рассмотрена в следующем разделе.
В заключение отметим, что необходимым условием применения вышеописанного подхода (далеко не всегда выполненным) является наличие на предприятии сбалансированной системы показателей результативности.
Создание таковой – сложная задача, рассмотрение которой выходит за рамки данного курса. Тем не менее, ввиду существенности данной проблемы отметим некоторые признаки отсутствия означенной системы на предприятии:
– смещенные оценки, допустим выработка на одного работника. Данная метрика подает один сигнал – «производи», что может противоречить, например, философии «точно в срок», если таковая принята на предприятии;
– ориентация на историю, проявляемая обычно как предпочтение финансовых измерителей (см. выше);
– чрезмерное внимание к локальным метрикам, например к затратам на один обработанный счет–фактуру;
– избыток устаревших метрик. Их набор меняется с изменением стратегии, так что старые метрики следует своевременно упразднять;
– сосредоточение на данных, а не на информации. Различие между данными и метрикой: набор данных становится метрикой, будучи подкрепленным целью и ожиданием достижения этой цели со стороны менеджмента.
Таким образом, применение набора метрик, используемых предприятием, к оценке финансовой отдачи ИТ–проекта требует предварительной проверки набора метрик на соответствие принципам сбалансированной системы показателей. Ее отсутствие является не только серьезным препятствием для экономической оценки проекта, но и аргументом против реализации крупных ИТ–проектов как таковых, поскольку низкое качество метрик легко может привести к неверной постановке целей и задач самого проекта.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 273.