Понятия производительности информации и капитала знаний были введены П. Страссманом с целью оценки результативности внедрения информационных систем. Продемонстрировав отсутствие взаимосвязи между затратами на ИТ и прибыли для 468 крупнейших фирм США, Европы и Канады, автор пришел к выводу о необходимости другого измерителя отдачи от затрат на ИТ.
В качестве основного измерителя отдачи от вложения в ИТ Страссман предложил «отдачу от менеджмента». Данный показатель измеряется как отношение стоимости, добавленной менеджментом, и затрат на менеджмент. Соответственно под стоимостью, добавленной менеджментом, понимается остаток от всех расходов, то есть разность между прибылью после уплаты налогов и стоимостью капитала. Под затратами на менеджмент понимаются все косвенные расходы, получаемые как разность между общими и прямыми затратами.
Отдача от менеджмента понимается автором как отдача от использования информации предприятием, а затраты на менеджмент – как затраты на ее получение. Поэтому «отдача от менеджмента» отражает эффективность использования информации на предприятии. Для приближенной оценки отдачи от менеджмента П. Страссман вводит понятие производительности информации, где в знаменателе косвенные затраты, не наблюдаемые статистически, заменены на общие, сбытовые и административные расходы, данные о которых содержатся в отчетах зарубежных компаний.
Далее вводится понятие капитала знаний. Под таковым понимается стоимость, добавленная менеджментом, деленная на средневзвешенную стоимость капитала. Вот самая простая интерпретация данного соотношения: капитал знаний представляет собой оценку капитализации факторов, приводящих к получению стоимости, добавленной менеджментом, и приближенно описываемой показателем производительности информации. Если рассматривать капитал знаний более детально, можно сказать, что он описывает результат приобретения знаний работниками компании, выраженный в денежной форме. В этом случае под понятие «вложений в капитал знаний» подпадают все формы обучения сотрудников предприятия – как формальные, так и неформальные. Первые очевидны; ко вторым относятся приобретение производственного или управленческого опыта и навыков, участие в совещаниях, консультирование и т.д. По оценке автора, на предприятиях с интенсивной информационной деятельностью более 25% заработной платы (а в правительственных учреждениях – многим более 50%) идет на расходы, связанные с информационной деятельностью, то есть входит в состав накладных расходов на менеджмент. Все эти расходы составляют инвестиции в капитал знаний.
В качестве основного фактора, определяющего динамику капитала знаний, автор относит эффективность конверсии накладных расходов в знания предприятия, измеряемую соответствующим коэффициентом. Коэффициент представляет собой отношение прироста капитала знаний[17] за определенный период времени к общему объему накладных расходов за тот же период. Экономически данная величина представляет собой долю накладных расходов, затраченную продуктивно (другими словами, инвестированную в капитал знаний). Анализ динамики капитала знаний в компаниях США, по расчетам автора, обнаруживает следующие свойства:
– высокую корреляцию с рыночной стоимостью компании;
– устойчивый рост отношения капитала знаний к акционерному капиталу у успешных компаний;
– большой разброс значений коэффициента конверсии накладных расходов в активы, в том числе и в область отрицательных значений.
Ряд признаков, в частности высокий уровень корреляции с рыночной капитализацией компании, позволяет рассматривать капитал знаний как показатель, близкий к акционерной стоимости.
В дальнейшем автор отказывается от понятия стоимости, добавленной менеджментом, и заменяет его уже рассмотренным выше показателем экономической добавленной стоимости, совпадающим по смыслу с акционерной стоимостью предприятия[18], оставляя в силе остальную аргументацию.
Для нашего курса существенно рассмотрение программного обеспечения с позиции капитала знаний. П. Страссман обращает внимание на то, что в настоящее время 40% бюджетов ИС расходуется на поддержку аппаратного и программного обеспечения и лишь около 10 % – на новые проекты, причем во многих случаях важнейшим основанием разработки нового ПО является снижение затрат на техническую поддержку. Подход к ПО как к быстро обесценивающемуся активу, по мнению исследователя, не учитывает тот факт, что ПО становится одним из важнейших хранилищ знаний современного предприятия. При этом приобретение передового ПО, предназначенного для управления предприятием, позволяет фактически приобрести составляющие его основу знания за незначительную часть цены их накопления. Тем самым эволюционное совершенствование ПО становится сейчас, а еще более – в перспективе одним из важнейших средств управления знаниями.
Развитием данной концепции является выделение среди затрат на ИТ собственно затрат и вложений в капитал знаний. Хотя в цитированных работах перенос концепции капитала знаний на операционный уровень, то есть на уровень отдельных бизнес–процессов, не производился, мы считаем необходимым сформулировать некоторые замечания относительно такого переноса. Передовые бизнес–процессы, отмеченные П. Страссманом, безусловно, повышают устойчивость предприятия и его способность к созданию стоимости. Однако для управления описанным Страссманом процессом накопления капитала знаний необходимо оценить вклад отдельных бизнес–процессов в капитал знаний предприятия.
Для анализа процесса накопления капитала знаний целесообразно выделить в бизнес–процессе две составляющих: собственно бизнес–процесс, который будет рассматриваться в настоящем разделе как процесс документооборота, и связанную с ним систему правил бизнеса. Под правилами бизнеса (бизнес–правилами) понимается формализованная, обычно документированная система правил принятия решений либо иных действий операционного и более низкого уровня, принятая на данном предприятии для типовых ситуаций бизнеса. В качестве примеров бизнес–правил назовем правила выдачи кредита в банке, правила выбора цены в зависимости от условий заказа, правила определения ставки страховых премий и т.д. В современных условиях подавляющий объем бизнес–правил реализован в форме алгоритмов промышленных или собственных систем масштаба предприятия.
Особую роль правилам бизнеса придает американский специалист по реинжинирингу бизнес–процессов Д. Васкевич. Согласно его исследованию, можно выделить три основные группы правил бизнеса:
– правила принятия типовых решений. Каждое такое правило представляет собой некоторое «дерево решения». Его роль – единообразное принятие решений, типовых для данного бизнеса. Примеры – правила выдачи потребительского кредита банком[19] или правила определения срока исполнения заказа промышленным (торговым) предприятием;
– правила управления ресурсами. Каждое такое правило представляет собой один или несколько запросов на наличие ресурсов и, при условии наличия таковых, бронирование необходимых ресурсов. Его роль – динамическое поддержание баланса между потребностями и ресурсами компании в целом. Примеры – функции контроля наличия материалов на складе или проверка лимита кредитования контрагента;
– правила поддержания целостности корпоративных данных. Каждое такое правило представляет собой набор действий, выполняемых при создании, изменении или удалении записи в справочниках и иных централизованных базах данных корпоративной информационной системы (систем). Роль правила – поддержание целостности данных при работе с ними. Примеры – обязательные действия при сохранении/ удалении контрагента или документа из базы данных.
В своей совокупности набор правил бизнеса, реализованный в автоматизированной системе, обеспечивает целостность информационной среды предприятия и соответствие принимаемых решений стратегическим и оперативным установкам руководства.
Эффективность набора бизнес–правил с позиции акционерной стоимости предприятия определяется экономической оценкой ущерба от ошибок первого и второго рода, возникающих при применении данного набора. Рассмотрим такой подход на примере решения о выдаче кредита. Ошибку первого рода представляет выдача кредита, оказывающегося впоследствии проблемным; ошибку второго рода – отказ в выдаче кредита добросовестному заемщику. Соответственно эффективность набора бизнес–правил определяется суммой математического ожидания потерь от тех и других ошибок.
Усовершенствование набора бизнес–правил может, например, состоять в использовании более полного алгоритма отслеживания кредитной истории, который разделяет факты просрочки выплат по кредиту на форс–мажорные и обусловленные неаккуратностью пользователя, учитывающие объем просроченных платежей и т.д. Другим направлением совершенствования может быть подключение внешних баз данных по кредитной истории предприятий и частных лиц и т.д.
Экономическая оценка результата таких усовершенствований будет состоять в сопоставлении достигнутого снижения математического ожидания потерь и дополнительных затрат на бизнес–процесс.
Нетрудно заметить, что в современных условиях изменение набора бизнес–правил обычно требует внедрения новой информационной системы или модернизации существующей. Если на предприятии уже существует регулярный менеджмент[20], изменение набора бизнес–правил требует изменения регламента информационных потоков на предприятии. Следовательно, если этот регламент уже реализован в виде информационной системы (а в противном случае само понятие бизнес–правил теряет смысл), последняя должна быть модифицирована или заменена.
Приведенный метод непосредственного определения финансового результата весьма трудоемок и требует, помимо прочего, значительных затрат времени на получение соответствующих статистических данных. Но темный его недостаток заключается в невозможности получения достоверных априорных оценок финансового результата, поскольку в рамках старого набора бизнес–правил соответствующая статистика обычно не собирается. Поэтому такого рода исследования целесообразны исключительно в рамках крупномасштабных изменений набора бизнес–правил, например в ходе реинжиниринга бизнес–процессов. Более распространенные проекты эволюционных изменений требуют иных, более дешевых методов экономической оценки, пригодных, в частности, для прогнозирования финансового результата проекта.
Такую методику в настоящем курсе представляет сбалансированная система показателей.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 298.