Понятие бизнес–процесса в экономическом анализе информационных систем. Основные и обеспечивающие бизнес–процессы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время общепризнан факт, что информационная технология как таковая не приносит финансовой отдачи. Поэтому для оценки дохода от использования информационной системы мы должны рассматривать деятельность компании не только с точки зрения технологии, но и с точки зрения выполняемых пользователями задач, организации работ, обрабатываемых документов и данных. Бизнес–процесс как категория анализа как раз и позволяет рассматривать всю совокупность этих аспектов. Следовательно, понятие бизнес–процесса оказывается одним из ключевых в данном курсе.

В литературе встречаются два основных подхода к определению бизнес–процесса. Первое, более общее, приведено в классической работе М. Хаммера и Д. Чампи: «Бизнес–процесс есть совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».

Такое определение весьма удобно в рамках радикального перепроектирования бизнес–процессов – вход и выход процесса заданы однозначно, тогда как его внутреннее содержание подлежит глубокому изменению, ввиду чего не представляет особого интереса.

 

 

Проблема, однако, в том, что далеко не всегда проект создания новой информационной системы связан с радикальным реинжинирингом бизнес–процессов. В его отсутствие речь, как правило, идет об эволюционном улучшении существующего бизнес–процесса, что предполагает точное знание содержания последнего. Соответственно, для таких проектов требуется другое определение бизнес–процесса.

Исторически такое понимание бизнес–процесса возникло на определенном этапе усложнения информационных систем и повышения их роли в управлении фирмой. Наличные на тот период средства проектирования информационных систем обладали недостатками, к числу которых относятся:

– раздельное моделирование функций и данных, не обеспечивавшее интегрированного описания документооборота в фирме;

– чрезмерная сложность функциональной модели и модели данных. При этом, если функциональная модель допускала иерархическое описание, то модель данных – нет. В итоге соответствующие модели не могут быть использованы высшим руководством при принятии решений;

– привязка функциональной модели к существующей организационной структуре фирмы, в то время как использование преимуществ современных информационных технологий требовало существенной реорганизации последней.

Рассматривая бизнес–процесс как средство решения вышеназванных проблем, мы будем использовать данное ниже (в дальнейшем изложении – узкое) определение.

Бизнес–процесс – описание последовательности работ, направленной на достижение определенной бизнес–цели, обладающее следующими признаками:

– интегрированное описание функций, документов, опосредующих эти работы, и организационных подразделений;

– иерархический характер описания.

Характеристики процесса:

– он может быть нарисован в виде схемы;

– его производительность может быть измерена;

– он может быть улучшен путем выявления соотношений между его компонентами и последующим изменением этих компонентов и их взаимосвязей.

Таким образом, бизнес–процесс здесь и далее рассматривается как основной объект задач управленческой автоматизации в отличие от проектов производственной автоматизации с одной стороны и совершенствования внутренней организации самой информационной системы – с другой. Предметом анализа финансовой отдачи проектов управленческой автоматизации являются затраты на осуществление бизнес–процесса, а также воздействие информации, получаемой в рамках данного бизнес–процесса, на объем и структуру рисков предприятия. В то же время, рассматривая реинжиниринг бизнес–процессов по М. Хаммеру и Д. Чампи, мы будем возвращаться к первоначальному, широкому определению.

В дальнейшем изложении будут также использованы понятия основных и обеспечивающих бизнес–процессов. Под основными бизнес–процессами будут пониматься бизнес–процессы, непосредственно связанные с процессами создания стоимости, то есть создания конечной продукции или услуг. Примеры: разработка продукции, закупка материалов, производство. Совокупность основных бизнес–процессов на отдельно взятом предприятии называется цепью создания стоимости. Под обеспечивающими бизнес–процессами здесь и далее будут пониматься бизнес–процессы, не увеличивающие ценность продукта или услуги для потребителя, но необходимые для деятельности предприятия. Примеры: бухгалтерский учет, финансы, информационные технологии.


 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 376.