Литовско-польская экспансия на восточнославянские земли (XIV- начало XVI вв.). Унии их последствия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В XIII-XV вв. земли Киевской Руси, ослабленные золотоордынским игом, стали объектом экспансии иностранных государств Литвы, Польши, Венгрии.

Окруженные со всех сторон врагами, литовские племена начали объединяться. Впервые летопись упоминает имя князя Миндовга, который выступает уже как могущественный король литовцев. В 1250-е гг. Он начинает захватывать соседние земли – Смоленск, Полоцк, Витебск. После его смерти в Литве начинается борьба за власть.

Вновь объединяет княжество Гедимин (1316-1341 гг.). Он захватывает Брестского-Дрогочинську землю. Власть Гедимина распространилась также на северную Киевщину. В 1349 г. разгорелась война между Польшей и Литвой за Галичину. Вследствие нескольких походов 1350-1360-х гг. Казимир заключил с литовскими князьями договоры, которыми определено границы польских и литовских владений: Галичина осталась за Польшей, а Волынь – за Литвой.

После смерти Гедимина в 1341 году Великим князем Литовско-Русского государства стал его сын Ольгерд (1341-1377 гг.), который проявил себя очень талантливым организатором. Главное внимание он обратил на экспансию в сторону русских земель к югу и юго-востоку. В течение 50-60-х гг. XIV в. он присоединил Черниговщину, Новгород-Сиверщину, Киевщину, Переяславщину. Деятельность Ольгерда вызвала недовольство со стороны татар и их поход на эти земли. На реке Синие воды в 1362 г. Ольгерд разбил татарские силы и заставил их отступить. Более князь не платил дань татарам. Эта победа открыла Литве дорогу на Подолье.

Литву и Русь сближали давние и многосторонние связи. Большинство феодальной знати Литвы было русского происхождения. Многие литовцы, в том числе и князья, были православными и женаты на русских княжнах. Присоединение уделов русских князей к Литовскому государству освобождало их от подчинения Орде, поэтому в XIV в. многие русские князья признают свою вассальную зависимость от Литвы.

Что же касается состояния захваченных то необходимо отметить, что для населения власть литовских князей была более лояльной, чем жестокое господство монголо-татар и разрушительные междоусобные стычки местных князей. В конце правления Ольгерда в Литовском княжестве присоединенные земли составляли 9/10 его территории. Это было подчеркнуто даже в официальном названии княжества - «Великое княжество Литовское, Русское и Жемантийское». Большинство земель вошло в это княжество путем мирных переговоров. Ольгерд и другие князья в грамотах объявляли, что «старины не отправляются, новости не вводят», и это осуществляли на практике. Даже система княжеского управления не изменилась, только место князей Мономаховичей заняли князья Гедеминовичи. Русские бояре шли в литовские войска, вступали на службу к новому правительству. «Русская Правда» стала источником права. Об этом свидетельствуют Литовские статуты 1529, 1566 В государственной практике сохранились термины – «тиун», «наместник», «ключник» и т.д. Поэтому историки называют Великое княжество Литовское – Литовско-Русским государством. В княжестве остался характер «удельных» княжеств, и за каждой частью сохранилась значительная автономия. Князь не имел права судить за пределами своей земли. На войну Великий князь призывал удельных князей с их войсками. Территория делилась на волости. В Великом Литовском княжестве господствовала русская речь, победила также и православная вера. Анализируя суть государственного строя в ВКЛ, следует отметить, что во главе Литовско-Русского государства стоял великий князь, которому принадлежала законодательная, исполнительная и судебная власть. Он был начальником вооруженных сил. Проводил дипломатические отношения с другими государствами.

Таким образом, княжество было конгломератом почти самостоятельных полугосударств, связанных между собой наличием единого сюзерена и единством внешнеполитических интересов (борьба с золотоордынским господством).

Необходимо обратить внимание на то, что чиновники Польши на захваченных западных землях проводили двоякую политику. После присоединения Галичины в 1349 г. Казимир вел там осторожную политику, стараясь не вызвать против себя вражды. Он оставил некоторых бояр на их должностях, не запрещал употреблять старославянского языка, не преследовал Православной Церкви, хотя требовал от папы помощи в борьбе с «схизматиками» – так стали называть православных. Более всего изменений внесено в экономическую жизнь: Казимир щедро раздавал земли полякам, венграм, немцам, обязывая их к военной службе, предоставлял Магдебургское право старым большим городам, таким как Львов, а одновременно строил и новые. В 1370 г. были основаны католические епископства в Галиче, Перемышле, Холме, Владимире.

В 1434 г. польский король Владислав II Ягайло окончательно отменил любые автономные права украинских земель в составе Польского королевства (Галичины и Волыни), распространил на них польское право, суд и администрацию. На этих землях внедрялись польский язык и католическая вера. Край был разделен на воеводства. Король раздавал землю польским панам и ополяченным украинцам. Здесь вводились крепостнические порядки. В городах торговля и промыслы были захвачены иностранными купцами и ремесленниками. Хотя в некоторых городах вводилось Магдебургское право (местное самоуправление), но в органы самоуправления допускались только католики. Местные жители были ограничены в правах. В то же время католическому духовенству раздавались земли в Галичине. Поощрялось переселение сюда венгерских, чешских, немецких дворян. В 1431 г. местные дворяне получали равные с поляками права при условии принятия католичества. Происходило массовое ополячевание. В учреждениях царил польский язык, прежние обычаи, православная вера преследовались, проводилось насильственное насаждение католической веры.

Таким образом, на начало XVI в. территория бывшей Киевской Руси была разделена между соседними государствами: Литвой (в ее состав вошли Волынь, восточное Подолье, Среднее Поднепровье, Киевская область), Польшей (Галичина, Холмщина, западное Подолье), Венгрией (Закарпатье), Молдавским княжеством, что с XV в. находилось под турецким протекторатом (Буковина), Московским государством (Чернигово-Сиверщина). В результате этого произошло расчленение этнических территорий, разрыв между ними связей, потеря политической независимости и были прервано государственное строительство.

Кревская уния

После смерти Ольгерда в 1377 г. между его сыновьями началась борьба за великокняжеский престол. Главной причиной этого было то, что Ольгерд, минуя старших сыновей и братьев, назначил своим наследником Ягайло. Кроме того, Ягайло уничтоживши своего дядю Кейстута (задушен в тюрьме в 1382 г.), продолжал борьбу с другими братьями. Спасаясь от террора, начатого Ягайло, два его брата обращаются в Москву. Положение князя становится угрожающим. С одной стороны давила Польша, которая стремилась расширить свою территорию за счет земель принадлежавший Литве, с другой – Тевтонский орден, а дальше, на востоке, Московское княжество.

За восемь лет правления Ягайло не снискал ни поддержки в княжестве, ни союзников среди соседей.В таких условиях предложение поляков жениться на королеве Ядвиге и получить польскую корону, чтобы укрепить свое положение, было для него очень важно. Такие причины толкали литовского князя к подписанию Кревской унии.

После смерти польского короля Казимира по договору корона перешла к Людовику Венгерскому. После его смерти в 1382 г. остались две дочери: Мария и Ядвига. На основании договора, старшая Мария должна была получить корону и объединить Польшу с Венгрией. Однако польская шляхта не согласились с ее кандидатурой. Было решено, что польской королевой станет младшая сестра Ядвига, которая и была коронована в 1384 г. Сначала ее женили на австрийском герцоге. Но этот брак не удовлетворил польскую шляхту и был расторгнут.

Положение Польши было тяжелым: с одной стороны угрожала ей Венгрия, с другой – шла борьба за польскую корону. Поэтому были начаты переговоры с литовским князем Ягайло. В августе 1385 г. была подписана Кревская уния, которая предусматривала объединение Польши и Литвы путем заключения брака литовского князя Ягайло с польской королевой Ядвигой. Согласно соглашению Ягайло обещал:

• принять католическую веру и перевести на нее все Великое княжество Литовское;

• принять все возможные меры, чтобы вернуть утраченные Польшей и Литвой земли;

• вернуть Польше земли, отобранные кем угодно;

• приобщить литовские и русские земли к Короне Польской;

• освободить плененных (очевидно Литвой) поляков.

Необходимо сказать, что значение унии двоякое: с одной стороны она создала условия для сдерживания агрессии крестоносцев, а с другой – открыла путь для польской экспансии на русские, белорусские и украинские земли, передачи казны Великого княжества Литовского Польше, насильственное распространение католицизма и т. д.

Кревское соглашение фактически ликвидировало Великое Литовско-Русское княжество и сделало его частью Польши. Такое положение не могло продолжаться долго, оно должно было вызвать протест. Возглавил этот протест Витовт, сын Кейстута, задушенного по приказу Ягайло. Витовт сначала возглавил Литовское княжество как заместитель Ягайло. Авторитет его рос. В 1398 г. литовские и русские бояре провозгласили его королем Литовским и Русским. Кревская уния была отменена.

Разразившаяся после смерти Витовта в 1430 г. феодальная война привела к тому, что с 1440 г. литовский великокняжеский престол занимают потомки Ягайла, бывшие одновременно и королями Польши. Рост польского влияния и насаждение католицизма привели к переходу вассальных русских княжеств под покровительство окрепшего московского государства. Особенно часто эти переходы стали совершаться в конце XV – начале XVI вв. Приняв в конце XVв. титул великого князя «всея Руси», Иван III недвусмысленно дал понять, что конечной целью Москвы является объединение всех русских земель, входивших ранее в состав Киевской державы. Переход русских князей под покровительство Москвы вызвал военные столкновения между Литвой и Русским государством. В 1494 г. между Великим княжеством Литовским и Москвой был заключен мир, по которому Литва согласилась вернуть России земли в верховьях Оки и город Вязьму. Продолжавшийся переход мелких русских владетелей на службу к московскому князю вызвал еще две войны 1500-1503 и 1507-1508 гг. В результате к Москве отошли верхнее течение Оки, земли по берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения Сожа и верхнего течения Днепра, города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль – всего 25 городов и 70 волостей. В заключенном в 1508 г. «вечном мире » Литовское правительство признало права России на эти земли. Политика возвращения русских земель была продолжена преемником Ивана III Василием III. В 1514 г. был возвращен Смоленск.

 

Люблинская уния (1569 г.)

Какие факторы толкали правительства Польши и Литвы к созданию единого государственного образования? Правящие круги Литвы были крайне обеспокоены неудачами в войне с Московией и реальной угрозой потери независимости. Все труднее (из-за ослабления государства) становилось защищать южные рубежи от агрессивного Крымского ханства. Внутри страны, в условиях проведения политико-административных реформ 1564-1566 гг., среди значительной части представителей литовской, белорусской и украинской шляхты выросли симпатии к Польше, поскольку ее общественные порядки казались им идеальными. Именно они и выступили самыми последовательными и самыми горячими сторонниками унии.

Польское правительство и господствующий слой добивались унии еще с конца XIV в. Польша руководствовалась идеей древней принадлежности части западных земель к Польше, от которой они якобы были оторваны.

Работа сейма, который рассматривал унию, изначально приобрела острый характер, потому что литовские послы добивались создания федеративного государства, а польские – инкорпорации (включения) Литвы в состав Польши. Несмотря на все противоречия 1 июля 1569 г. уния была заключена. Она предусматривала объединение двух государств «в одно неразрывное тело» – федеративное государство «двух народов» Речь Посполитую (дословно «общее дело»).

Новое государство должно было управляться единым общим избранным главой, который короновался в Кракове как польский король и великий князь литовский. Литва теряла право на собственные сеймы и внешние отношения, и хотя отдельные государственные институты существовали и дальше (армия, правительство, законодательство, административная и финансовая системы), фактически ее роль в политической жизни объединенного государства была сведена на нет. Доминировала во всем Польша.

Официально ни Польша, ни Литва во время переговоров не рассматривали политический статус украинских земель в объединенном государстве. Кроме того в унии было записано, что «городские дела» в украинских городах должны были вестись «письмом польским, согласно обычаю коронного».

Негативными последствиями унии были:

• усиление польской экспансии;

• закрепощение крестьян (Литовский статут 1588 г.);

• разрушительное наступление католицизма;

• нарастание социальной напряженности;

• внедрение польского языка в учреждениях;

• преследование украинского языка и православной веры;

• полонизация тогдашней элиты.

Положительными последствиями унии были:

• воссоединения земель, хотя и в пределах другого государства;

• мощная вспышку национально-освободительного и культурно-образовательного движения всех сословий.

Таким образом, Люблинская уния законодательно оформила перераспределение захваченных земель между Польшей и Литовским государством в пользу первой. Уния открыла Польше путь к использованию природных богатств этой территории для наращивания своей экономической и военной мощи. Местному населению она принесла резкое усиление эксплуатации, что сопровождалось национально-религиозной дискриминацией, полонизацией и окатоличиванием и вызвало грандиозный взрыв 1648 г.

Согласно новым административно-территориальным устройством, украинские земли, оказавшиеся в составе Польши, были разделены на 6 воеводств: Русское (с центром во Львове), Белзское (Белз), Подольское (Каменец), Волынское (Луцк), Брацлавское ( Брацлав), Киевское (Киев). В 1635 г. было образовано Черниговское воеводство с центром в Чернигове. Каждое воеводство имело свои сеймики и посылало своих депутатов в Варшаву на сейм.

 

Брестская уния (1596)

Люблинская уния косвенно повлияла на вызревание процессов, которые привели к Брестской унии православной и католической церквей в 1596 г. С 70-х гг. XVI в. растет интерес Рима к православному Востоку, чтобы обратить его население в лоно католицизма.

Между тем украинское православие переживало длительный и глубокий кризис. Его обусловили действие нескольких факторов. Во-первых, чрезвычайно негативную роль играло право королевского патроната над Церковью. Вопреки обычаям православной Церкви, король назначал на кафедры епископов, что поставило высшую церковную иерархию в зависимость от светской власти. Кроме того, возможность легкого обогащения толкала далеких от христианских добродетелей лиц разными путями добиваться кафедр и архимандрий, морально разлагало верхушку духовенства. Ситуация осложнялась тем обстоятельством, что такое же право патроната имели магнаты и шляхта. Последние стали рассматривать церкви и монастыри в своих имениях как свою собственность: назначали и снимали священников без ведома епископов, распоряжались по своему усмотрению церковными имениями и тому подобное. Все это вносило беспорядок и хаос в церковную организацию. Во-вторых, из-за названных выше причин среди священников оказалось мало лиц образованных, толковых, преданных святому делу служения Богу и обществу. В-третьих, отсутствие национального государства не позволял Церкви найти опору в поддержке официальных властей. Напротив, польское правительство направляло значительные усилия на ее ослабление.

В 80-х гг. XVI в. появились первые признаки возможного преодоления данной кризиса. Так возрастает роль братств (общественные организации украинских и белорусских горожан, которые возникали для защиты сословных, национально-религиозных интересов и традиций культурной жизни), которые создавались в разных городах и выступали с требованиями реформирования церковной жизни, повышение культурно-образовательного уровня духовенства, возрождение его нравственно-духовного назначения в обществе. Братства решительно отстаивали родную веру от нападений католического духовенства и особенно иезуитов. Несколько улучшилась обстановка с образованием, в чем немаловажная заслуга принадлежала братствам. Создается высшая школа князем Константином Острожским, открывается Львовская братская школа. Братства открывали школы и в других местах. Все это подготовило путь по повышению образовательного уровня украинского духовенства.

Первое упоминание в источниках о намерениях отдельных епископов согласиться на унию приходится на 1588-1589 гг. Весной 1590 г. в Белзе состоялось тайное совещание. львовского православного епископа Гедеона Балабана, луцкого епископа Кирилла Терлецкого, холмского епископа Дионисия Збируйского и туровского епископа Леонтия Пелчицкого, завершившейся согласием добиваться заключения унии. Затем присоединились – Михаил Копыстенский, из Перемышля, Ипатий Потий из Владимира и даже сам митрополит Михаил Рогоза.

Согласовав в 1595 г. с представителями короля и католической церкви основные вопросы о сохранении традиционной православной литургии и обрядов, право священников жениться и т.п., они согласились на объединение своей церкви с католической. В конце 1595 г. папа Климент VIII провозгласил официальное признание унии и гарантированные права и привилегии украинской церкви.

Сведения о подготовке епископами унии и ее принятие подняли все украинское общество. Против нее выступила подавляющее большинство шляхты, низшего духовенства, мещан и крестьян. Отказались поддержать ее Г.Балабан и перемышльский епископ Михаил Копыстянский. Движение против унии возглавил Острожский, который предлагал протестантам выступить вместе против правительства и угрожал последнему провести вооруженную акцию. В середине июня 1596 г. король издал универсал о созыве 16 октября собора в Бресте для решения вопроса принятия унии Киевской митрополией.

С самого начала он раскололся на два непримиримых лагеря, которые провели фактически два собора. Православные осудили унию и приняли решение об отстранении от должностей митрополита и епископов-отступников. Униатский собор провозгласил объединение с католической церковью, признав ее догматы и превосходство Папы Римского, но сохранив православные обряды и церковнославянский язык в богослужении. Соответствующее грамоты подписали митрополит, пять епископов и три архимандрита. Униаты получали значительные привилегии: духовенство освобождалось от налогов, шляхтичам открывался доступ к государственным должностям, мещане уравнивались в профессиональных правах с католическим мещанством. Униатским епископам обещали места в сенате, но это никогда не было выполнено.

Итак, Брестская уния не только не преодолела раскола 1054 г., но и увеличила его: к двум еще существующим церквям – католической и православной – добавилась еще и третья – униатская, или греко-католическая, как ее впоследствии стали называть. Не принесла она единства и украинскому обществу, разделив его на две части: с одной стороны – православное большинство отказалось от унии, с другой – униатское меньшинство вместе с митрополитом и остальными епископов. Обе стороны повели между собой упорную борьбу во всех направлениях. Польское правительство полностью поддержало униатов, одобрило их декларацию об объединении с католиками, признав униатскую церковь обязательной для всего православного населения, поставило православие вне закона, насаждая унию силой. Все церкви и церковные имения должны быть переданы униатам. Против унии выступили известные полемисты. Брестская уния вызвала большой духовный раскол. Со времени Брестского собора 1596 г. началась многолетняя борьба между православными и униатами.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 2125.