Владимир Великий (980 - 1015 гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Ярополк пошел на Олега и тот погиб. Владимир бежал в Скандинавию собирать войско, а Ярополк тем временем объединил в своих руках всю страну. Однако, продолжалось это недолго: в 980 г. Владимир вернулся с варягами, завладел Новгородом и Киевом, Ярополк был убит. Владимир объединил в своих руках всю страну.

В начале своего княжения Владимир расширяет территорию государства. В 981 г. присоединил земли волынян и хорватов – Побужье. В состав Руси вошли Перемышль, Волынь, Червень, Белз и др. города, многие из которых были в зависимости от Польши и Чехии. В конце Х в. Владимир присоединил Закарпатье (992 г.), земли хорватов Поднестровья, а также тиверцев и уличей. Таким образом, Владимир объединил в пределах Руси все племенные княжества, которые находились на территории современной Украины. В состав государства окончательно вошли также племена вятичей и радимичей, земли ятвягов.

В 985 г. вместе с торками великий князь совершил удачный поход против Волжской Булгарии, укрепил позиции государства в Северном Причерноморье, Крыму и Приазовье. На Таманском полуострове возникло русское Тмутараканское княжество. Усилилось влияние Руси на крымские города Херсонес и Сурож. Благодаря деятельности Владимира Русь превратилась в крупнейшее по размерам европейское государство. Ее границы простирались от Днестра, Закарпатья, рек Западный Буг и Западная Двина на западе до междуречья Оки и Волги на востоке; Чудского, Ладожского, Онежского озер и Финского залива на севере до Причерноморья и Приазовья на юге. Во времена Владимира завершился процесс превращения Русского государства в империю.

Большое внимание Владимир уделял борьбе с печенегами, которые из южных степей совершали нападения даже на Киев и дальше на север. Он часто выходил печенегам на встречу, но уничтожить полностью их силы не мог. Над Стугной, Десной, Трубежом и Сулой князь строит в степи ряд укреплений. Укрепления соединялись на расстоянии десятков километров земляными валами с деревянными ограждениями и проездными воротами. Валы назывались в народе «Змиевыми» отчасти из-за их формы, напоминающей змея, отчасти из-за легенды, что валы были построены богатырями, которые запрягли гигантского змея в плуг и заставили его сделать большие полосы. Общая длина их была почти 1 тыс. км. Построены они были при Владимире и его сыне Ярославе. Остатки их существуют и сейчас. Но все эти меры не обеспечивали покоя, печенеги время от времени прорывались и беспощадно разрушали города и села.

Важное значение имели отношения с Византией. Предоставив военную помощь императору Василию III, князь добился, приняв крещение, согласия на брак с его сестрой Анной.

Главными направлениями внешней политики стали отношения со странами Центральной, Северо-Западной и Западной Европы. Поддерживались отношения со Скандинавией, в конце Х в. установлены дипломатические отношения с Чехией, Венгрией и Польшей. Успешно они развивались с Германией, завязывались контакты с Римом.

Владимир меняет внутреннюю политику. Великий князь постепенно ликвидирует независимость местной власти от Киева. Сначала он назначает в крупные города своих наместников, а в 988 г. завершает административную реформу, начатую отцом: раздает земли в управление сыновьям, которых было 12, но центральную власть оставляет в своих руках. Таким образом было начато формирование княжеств-наместничеств – административно-политических центров империи. Это значительно ослабило местную знать и привело к замене родоплеменного деления государства на территориальный. Исчезают племенные названия: поляне, северяне, радимичи и т. д., их заменяют – киевляне, черниговцы, волыняне и т. д.

Происходит судебная реформа. Принимается закон «Устав земляной». Разграничивается княжеское и церковное судопроизводство. Вводится, а потом отменяется смертная казнь. Она не будет использоваться до монгольского нашествия.

Было начато изготовление собственных денег – золотников и серебряников. С одной стороны монеты изображался Христос, с другой – Владимир, который сидел на троне с крестом в руке, в короне и царском облачении. На некоторых монетах впервые изображен трезубец как герб великого князя.

Разворачивается масштабное строительство в Киеве с целью повысить его значение как столицы. Был заложен новой центр – «град Владимира» площадь которого составила 10 га. Его охраняли высокие земляные валы и башни.

Проводится военная реформа. Варяжская дружина, которая в свое время помогла великому князю достичь власти, переходит на второе место. Даже когда после завладения Киевом в 980 г. варяги требовали откуп, Владимир отказал им и отправил в Византию. Место варяжской заняла славянская дружина, с которой князь советовался, пировал. Она делилась на старшую и младшую. Из старших дружинников выбирал князь ответственных наместников, воевод.

Так создал Владимир колоссальное государство – наибольшее по своим размерам во всей Европе, с централизованной властью князя, с крепкими укреплениями, славное своими богатствами, связанное торговыми и дипломатическими отношениями со всем культурным миром того времени. Но эта мощная империя состояла из разнородных этнических элементов, различных племен, языков и религий. Владимир понимал, что надо было найти, кроме власти, объединяющее начало, и таким началом он сделал религию.

Сначала Владимир предпочитал языческую религию. В 980 г. в Киеве на горе перед княжеским теремом, поставил статуи Перуна, Хорса, Стрибога, Даждьбога, Симаргла и Мокоша. Но эта попытка себя не оправдала потому, что язычество было неспособно обеспечить идеологическое и культурное единство государства, не могло обосновать право Владимира на единоличную власть. Поэтому он склоняется к другой религии – византийскому христианству. Летопись рассказывает, что перед тем как принять решение, великий князь знакомится с мировыми религиями. Для этого он посылает послов в разные страны мира. В 987 г. совет старейшин избирает православие.

Датой принятия христианства государственной религией считается 988 г. Это произошло после женитьбы Владимира на сестре византийского императора в Херсонесе (Корсунь). Вернувшись в Киев князь начал крещение киевлян. Языческие идолы были сброшены в Днепр, туда же собрали горожан и окрестили. Затем началось крещение всего государства. Но не всегда это был мирный процесс. Строятся новые церкви: на Перуновом холме – св. Василия, в 996 г. Завершено строительство первой каменной церкви – Десятинной (на ее содержание великий князь выделял десятую часть дани и оброков из своих владений). В конце его княжения уже действовало пять епископств: в Киеве, Чернигове, Белгороде, Владимире-Волынском и Новгороде. Был введен церковный устав.

Значение принятия христианства трудно переоценить. Новая вера вводила высокие морально-этические ценности, положила конец человеческим жертвоприношением, способствовала укреплению моногамной семьи. Христианство способствовало усилению княжеской центральной власти, развитию письменности, литературы, архитектуры и искусства, укрепляло международный авторитет государства, укрепляло само государство.

Так с Владимиром началась новая эпоха во всех сферах государственной жизни: политике, религии, культуре.

 

Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.)

После смерти Владимира Великого между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. В 1015 г. киевский престол занял Святополк. Новгородский князь Ярослав выступил против него и в бою под Любечем разбил. Святополк направился в Польшу за поддержкой отца своей жены – короля Болеслава Храброго. В 1018 г. во главе большого войска они вторглись на Русь. В бою под городом Волынь на Западном Буге Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород. Власть вновь перешла к Святополку. Но киевляне, недовольные господством поляков, восстали и Болеслав Храбрый вернулся в Польшу. Ярослав, собрал войско выступил на Киев. Святополк обратился за помощью к печенегам. В решающей битве на р. Альте под Переяславом летом 1019 г. победил Ярослав. Но он вынужден был признать самостоятельность Тмутараканского князя Мстислава, который победил Ярослава в битве под Лиственом. Был заключен в 1026 г. договор о разделе Русской земли по Днепру: Ярославу отошло Правобережье с Киевом, а Мстиславу – Левобережье с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал единоличным правителем Руси.

Правление Ярослава в значительной степени было продолжением деятельности Владимира: во внешней и внутренней политике он углублял то, что сделал отец.

Во времена Ярослава начинается строительство в Киеве – князь стремился превратить его в другой Константинополь. Длина городского вала достигала 3,5 км. Построены Золотые Ворота с надвратной церковью Благовещения Богородицы. Территория нового города выросла в семь раз по сравнению с детинцем Владимира. В 1037 г. построен Софийский собор – выдающийся памятник мировой архитектуры. Также строятся храмы св. Георгия и церковь св. Ирины. В 1051 г. основан Киево-Печерский монастырь.

Ярослав решил узаконить изменения, произошедшие в общественных отношениях. На основе существующих правовых норм примерно в 1016 г. издал Новгородскую грамоту, которая получила название «Древнейшая правда», или «Правда Ярослава». Она вошла в «Русскую правду» – сборник норм русского права. «Древнейшая правда» состоит из 18 статей, которые предусматривали наказание за убийство, драки, порчу имущества, укрывательство чужого раба и т. д. Сохранилось право родственников на кровавую месть за убийство, хотя ее можно было заменить денежным штрафом. Примерно в 1024-1026 гг. издается закон «Покон верный», который определял размеры дани, которую взимали с населения в пользу княжеских дружинников.

Усердно занимался Ярослав церковными делами. Он был вынужден согласиться на приезд в 1039 г. византийского митрополита, который со временем возвращается домой. Тогда Ярослав решает достичь церковной самостоятельности. По его приказу в 1051 г. митрополитом «Киевским и всея Руси» был избран русич Илларион, о котором сохранилось не много сведений. Но константинопольский патриарх отказался утвердить Иллариона, и Ярослав согласился принять византийского митрополита. Князь добился канонизации русских князей – Ольги, Владимира, Бориса и Глеба.

Во времена Ярослава развивалась образование, письменность, летописание и литература. При Софийском соборе была создана первая государственная библиотека, насчитывавшая более 900 книг. Библиотеки были также открыты в Белгороде, Чернигове, Переяславе и др. местах. В 1039 г. было завершено создание летописного Киевского свода. Илларион написал «Слово о законе и благодати», которое посвящалось Владимиру Великому.

В межгосударственных отношениях Ярослав продолжал политику отца. В 30-е годы XI в., не найдя взаимопонимания с польским королем Казимиром, был заключен договор предусматривающий признание королем Перемышля, Бэлза, Червенских городов и Берестейщины частью Руси. На севере и западе князь воевал с чудью, ятвягами, литовцами, мазовшанами.

В межгосударственных отношениях Ярослав отдавал предпочтение не военным действиям, а заключению взаимовыгодных договоров. В конце 40-х гг. XI в. были установлены дружеские отношения с Францией, Венгрией, Германией, Норвегией, Швецией, а также налаженны отношения с Англией. Подкреплялось это заключением династических браков. Так, например, дочь Ярослава Анна стала женой французского короля, Елизавета – сначала норвежского, а затем датского короля. Трое сыновей заключили брак с представительницами состоятельных семей в Германии. Поэтому Ярослава называли «тестем Европы».

Важным было южное направление внешней политики. Очень напряженными были отношения с Византией, что привело к войне 1043 г., которая стала неудачной для России. В 1036 г. великий князь разгромил печенегов, которые с тех пор больше не угрожали Руси. Таким образом, внешняя политика Ярослава была последовательной, миролюбивой. Это способствовало укреплению международного положения государства, росту его авторитета.

Ярослав понимал неизбежность борьбы за власть между сыновьями после своей смерти (умер 20 февраля 1054 г.). Чтобы предотвратить это, он составил завещание о порядке наследования княжеской власти и распределении между сыновьями территории государства – уделов. Согласно этому завещанию киевский престол по принципу старшинства должен был последовательно переходить к старшему по возрасту брату. Ярослав завещал сыновьям уважать и любить друг друга, иначе «погубите землю отцов и дедов».

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 367.