Оценка результатов деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Необходимость разработки модифицированного состава по­казателей для оценки результатов деятельности предприятий в сетевой экономике обусловлена тем, что они могут отличаться от применяемых в традиционной экономике показателей.

Предприятия, действующие в сетевом экономическом про­странстве, целесообразно классифицировать на две группы. Пер­вую группу образуют предприятия, которые в результате своей деятельности получают ежегодно стабильную по объему при­быль. Во вторую группу входят высокорискованные, высоко­технологичные с быстро растущими ежегодными объемами обо­рота и одновременно несущие весьма значительные убытки в начальном периоде деятельности.

Для каждой из названных выше групп предприятий, реали­зующих свою деятельность в сетевом экономическом простран­стве, должен быть рекомендован соответствующий состав эко­номических показателей, предназначенных для оценки конечных результатов их предпринимательской деятельности.

Для первой группы таких предприятий может быть предложе­на следующая система основных экономических показателей.

• Объемы полученной валовой ( RB ) и чистой ( RN ) прибыли за истекший период (например, год):

RB = Q — Z; RN = RB — Н ,                                                           (5.1)

где Q — объем производства и реализации продукции и оказания ус­луг (объем оборота);

Z — затраты на производство и реализацию продукции (услуг);

Н — всевозможные выплаты из полученных доходов (проценты за кредит, штрафы, пени, неустойки).

• Темпы роста объемов валовой (ТВ) и чистой (TN ) прибыли по сравнению с предыдущим периодом:

                                                          (5.2)

где   — объем валовой прибыли, полученной в предыдущем перио­де (году);

— объем чистой прибыли, полученной в предыдущем периоде (году).

• Общая (РO) и расчетная (РP) рентабельность оборота пред­приятия:

                                                      (5.3)

Эти показатели характеризуют долю валовой и чистой при­были соответственно в общем объеме продаж.

• Объем продаж, приходящийся на одного покупателя Qk:

                                                                          (5.4)

где k — количество потребителей продукции предприятия.

• Общая O) и расчетная ( PN ) рентабельность основного капитала:

                                                                (5.5)

где KO — величина основного капитала предприятия.

Эти показатели характеризуют прибыльность предприятия, возможность получения достаточного объема валовой и чистой прибыли в расчете на единицу стоимости KO.

• Общая ( ) и расчетная ( ) рентабельность чистого оборотного капитала:

                                                         (5.6)

где КОБ - величина чистого оборотного капитала.

Чистый оборотный капитал в данном случае определяется как разница между краткосрочными активами и краткосрочны­ми пассивами или, иначе, как сумма оборотного капитала за минусом величины краткосрочного заемного капитала (сумма краткосрочных обязательств и краткосрочных резервных фон­дов, если таковые имеются).

• Общая ОС) и расчетная (РРС) рентабельность собственного капитала компании:

                                                       (5.7)

где КС - величина собственного капитала предприятия.

Данные показатели отражают эффективность использования собственного капитала. Обычно их сравнивают с рентабельнос­тью вложений в различные ценные бумаги. Эти показатели от­ражают, сколько денежных единиц валовой или чистой прибы­ли приходится на единицу собственного капитала.

• Общая величина дисконтированных денежных доходов за определенное время ( PV , Present Value):

                                                            (5.8)

где Dk - величина прибыли в k-м периоде (году); k — номер периода;

К — количество периодов в рассматриваемом временном сроке;

r — ставка (норма) дисконта.

Рассчитанный таким образом денежный поток отражает дей­ствительную сумму денег, которую получит предприятие с уче­том их временной стоимости.

• Чистый дисконтированный эффект ( NPV , Net Present Value) за расчетный срок:

                                                        (5.9)

где I — объем инвестиционных капиталовложений, необходимых для создания и организации работы предприятия в сетевой эко­номике.

Если стоит вопрос о создании предприятия сетевой эконо­мики, то при NPV > 0 его следует решить положительно, так как в этом случае ценность предприятия со временем будет увеличиваться.

В качестве ставки дисконтирования, от которой зависит вре­менная стоимость денег, могут выступать ставка банковского депозита, ставка кредитора, процентная ставка на финансовом рынке, достигнутая доходность активов фирмы, доходность соб­ственного капитала фирмы.

Цена капитала каждого названного выше источника средств различна, поэтому для определения цены капитала пользуются понятием средневзвешенной величины. На практике предпри­ятиям приходится финансировать свою деятельность из различ­ных источников, каждый из которых характеризуется собственной ценой капитала. Таким образом, средневзвешенная цена капитала (rсв) может быть определена по формуле:

                                                               (5.10)

где ri — цена i-го источника средств;

diудельный вес i-го источника средств в общей сумме этих средств.

Для убыточных сетевых предприятий можно рекомендовать следующие экономические показатели.

• Объем сокращения убытков ( ) в истекшем периоде по сравнению с предшествующим ему периодом (например, годом):

                                                            (5.11)

где У i — объем убытков по i-му периоду;

Уi -1 — объем убытков по (i-1)-му периоду.

• Темп сокращения убытков (TУ) по сравнению с предыдущим периодом:

                                                             (5.12)

• Прирост объема продаж ( ) по сравнению с предыдущим периодом:

                                                             (5.13)

где Qi. — объем продаж (оборота) по i-му периоду;

Qi -1 — объем продаж (оборота) по (i -1)-му периоду.

• Темп роста объема продаж по сравнению с предыдущим периодом:

                                                             (5.14)

Из-за убыточной работы этой группы сетевых предприятий нет необходимости дисконтировать денежные потоки.

Дополнительными оценочными показателями сетевых пред­приятий являются:

 • численный состав постоянных клиентов;

• удельный вес теряемых клиентов за определенный период времени;

• период времени, в течение которого клиент продолжает пользоваться продукцией сетевого предприятия;

• затраты денежных средств на привлечение и удержание одного клиента;

• доля завоеванного целевого рынка (или отдельного сег­мента целевого рынка).

Важное место в оценке результатов деятельности сетевых предприятий должны занимать показатели, отражающие раз­личные стороны их коммерческой и финансовой деятельности.

Информационная основа для расчета экономических пока­зателей, входящих в различные группы, — баланс компании, а также отчет о прибылях и убытках. Для удобства проведения необходимых расчетов форма представления баланса согласно действующим положениям в РФ должна быть приведена в соответствие с общепринятым в мире стандартом бухгалтерского учета.

Для оценки имущественного положения сетевого предприя­тия можно выбрать следующие показатели:

• сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряже­нии предприятия (общая сумма капитала);

 

доля активной части основных средств

 

=

стоимость активной части основных фондов
балансовая стоимость основных фондов
     

коэффициент износа основных средств

=

стоимость износа основных фондов
балансовая стоимость основных фондов
     

коэффициент износа

активной части

основных фондов

 

=

износ активной части основных фондов
балансовая стоимость активной части основных фондов
     

коэффициент обновления основных средств

=

балансовая стоимость введенных за период основных фондов
балансовая стоимость основных фондов на конец периода
     

коэффициент выбытия основных средств

=

стоимость выбывших за период основных фондов
балансовая стоимость основных фондов на начало периода

 

В качестве показателей оценки уровня ликвидности могут быть использованы следующие:

величина чистого оборотного капитала (собственных оборотных средств) = текущие активы — текущие (краткосрочные) обязательства (пассивы)

коэффициент текущей ликвидности

=

текущие активы (оборотные средства)
текущие краткосрочные обязательства (пассивы)

 

коэффициент быстрой (срочной) ликвидности

 

 

=

денежные наличные средства + + дебиторская задолженность + + краткосрочные финансовые вложения (например, в ценные бумаги)
текущие краткосрочные обязательства (пассивы)

коэффициент абсолютной ликвидности

=

денежные наличные средства+ + легкореализуемые ценные бумаги
текущие обязательства

маневренность функционирующего капитала

=

запасы и затраты
функционирующий капитал

коэффициент покрытия

=

текущие активы
текущие краткосрочные обязательства (пассивы)

доля оборотных средств в активах

=

текущие активы
всего хозяйственных средств (нетто)

доля производственных запасов в текущих активах

=

запасы и затраты
текущие активы

 

 

Показатели (коэффициенты) ликвидности определяют спо­собность компании удовлетворять претензии держателей крат­косрочных долговых обязательств. В сетевой экономике нор­мативные значения этих показателей не определены, хотя некоторые из них могут характеризоваться общепринятыми зна­чениями.

Например, значение коэффициента текущей ликвидности, характеризующего средства предприятия, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств, со­гласно международной практике должно находиться в пределах от 1 до 3. Нижняя граница этого коэффициента обусловлена величиной оборотных средств, достаточных для погашения крат­косрочных обязательств.

Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами в несколько раз экономичес­ки нецелесообразно.

Значение коэффициента абсолютной ликвидности, показы­вающего, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, всегда больше или равно 0,2.

Приведем некоторые показатели финансовой устойчивости предприятия в сетевой экономике, которые могут быть использованы на практике:

коэффициент концентрации собственного капитала

=

собственный капитал
всего хозяйственных средств
     

коэффициент финансовой зависимости

=

всего хозяйственных средств
собственный капитал
     

коэффициент маневренности собственного капитала

=

собственного капитала
собственный капитал
     

коэффициент концентрации привлеченного капитала

=

привлеченный капитал
всего хозяйственных средств
     

коэффициент структуры долгосрочных вложений

=

долгосрочные обязательства
основные средства и прочие внеоборотные активы
     

коэффициент структуры привлеченного капитала

=

долгосрочные обязательства
привлеченный капитал

 

Важное место в оценке эффективности функционирования предприятий в сетевой экономике отводится показателям пла­тежеспособности (структуры капитала).

Платежеспособность — это способность сетевого предприя­тия отвечать по долгосрочным обязательствам, не прибегая к Ликвидации долгосрочных активов.

Приведем некоторые показатели платежеспособности, ко­торые можно использовать в сетевой экономике:

коэффициент, отражающий отношение суммарных обязательств к активам

=

текущие активы + долгосрочные пассивы
величина активов

коэффициент, отражающий отношение долгосрочных обязательств к активам

=

долгосрочные пассивы
величина активов

коэффициент финансовой независимости

=

текущие пассивы + долгосрочные пассивы
суммарная величина акционерного (собственного) капитала

коэффициент покрытия долга денежным потоком

=

денежный поток
сумма всего долга

Показатели деловой активности позволяют оценить состоя­ние отдельных компонентов оборотных средств и показывают, насколько эффективно компания использует свои оборотные средства.

Перечислим некоторые основные показатели деловой актив­ности предприятия в сетевой экономике:

коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов

=

прямые затраты
величина запасов  

коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

=

выручка от реализации за год
дебиторская задолженность  

коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

=

выручка от реализации
кредиторская задолженность

коэффициент финансовой независимости

=

текущие пассивы + + долгосрочные пассивы
суммарная величина акционерного (собственного) капитала

коэффициент оборачиваемости чистого оборотного рабочего капитала

=

выручка от реализации
чистый оборотный (рабочий)капитал  

коэффициент оборачиваемости основных средств
(фондоотдача)

=

выручка от реализации
среднегодовая стоимость производственных фондов

коэффициент использования собственного оборотного капитала

=

выручка от реализации
собственный оборотный капитал

 

Период погашения дебиторской задолженности показывает среднее число дней, в течение которых счета кредиторов оста­ются неоплаченными.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности представляет собой среднее количество дней, которое необхо­димо компании для оплаты ее счетов. Чем меньше требуется дней, тем больше внутренних средств используется для финансирования потребностей компании в оборотном капитале. И, наоборот, чем больше требуется дней для оплаты счетов, тем в большей степени для финансирования бизнеса используется кредиторская задолженность. Лучше всего, когда эти две край­ности сочетаются.

В идеальном случае компании желательно изыскивать задолженность по счетам дебиторов до того, как нуж­но выплачивать долги кредиторам. Большое количество дней может свидетельствовать о недостаточности денежных средств, необходимых для удовлетворения текущих потребностей из-за сокращения объема продаж, увеличения затрат или роста потребности в оборотном капитале.

Расчет производится только для периода в один год. При ITOM используется общая сумма, на которую произведены за­купки (прямые производственные издержки): затраты на сырье, материалы и комплектующие изделия, за исключением сдель­ной заработной платы за текущий год, и среднее значение кре­диторской задолженности за текущий год.

Коэффициент оборачиваемости чистого оборотного (рабоче­ го) капитала, определяемый как отношение выручки к объему чистого оборотного капитала, показывает, насколько эффек­тивно компания использует инвестиции в оборотный капитал и как это влияет на рост объема продаж. Чем больше значение этого коэффициента, тем выше эффективность использования предприятием чистого оборотного капитала.

Расчет производится только для периода в один год. При этом используются суммарная выручка от реализации продук­ции или услуг за текущий год и среднее значение чистого обо­ротного капитала за текущий год.

Показатели рентабельности характеризуют прибыльность деятельности предприятия. Среди таких показателей можно выделить:

Рентабельность
валовой прибыли

=

валовая прибыль
выручка от реализации продукции

Рентабельность
чистой прибыли

=

чистая прибыль
выручка от реализации продукции'

Рентабельность
оборотных активов (средств)

=

валовая прибыль
среднегодовая стоимость оборотных активов (средств)

Рентабельность
внеоборотных активов (средств)

=

валовая прибыль
среднегодовая стоимость основных фондов (средств)

Рентабельность
собственного капитала

=

валовая прибыль (или чистая прибыль)
величина собственного капитала  

Рентабельность
заемного капитала

=

величина выплаченных процентов
величина заемного капитала

Рентабельность
продукции

=

валовая прибыль
общая себестоимость производства и реализации

Инвестирование — одна из важнейших сторон деятельности любого предприятия, особенно если оно динамично развивается.

Разумеется, инвестиционная деятельность должна базиро­ваться на ряде факторов, таких, например, как стоимость инве­стиционного проекта, ограниченность финансовых и других ре­сурсов для инвестирования, риски, связанные с выбором того или иного решения, и др.

Принятие решений инвестиционного характера в рамках се­тевой экономики должно основываться на использовании того же ряда показателей.

Для традиционной экономики любой инвестиционный про­ект характеризуется различными составляющими — финансовой, организационной, социальной, экологической, технологической и др. На наш взгляд, финансовая составляющая инвестиционно­го проекта начинает превалировать, когда принимается реше­ние о реализации проекта и необходимо определить объем фи­нансирования, источники финансирования, а также уточнить прогноз величины будущих денежных потоков.

Показатели, используемые в оценке инвестиционных про­ектов в сетевой экономике, могут быть такими же, как и в тра­диционной. Следует, однако, учитывать, что срок жизни пред­приятия сетевой экономики, как правило, не очень долгий, что скажется при расчете величины дисконтированной стоимости будущих денежных потоков.

Система финансирования деятельности сетевой компании не может оставаться постоянной, особенно на современном этапе становления таких компаний в России. По мере стабилизации работы сетевых предприятий, роста масштабов использования сетевых технологий в производстве должны складываться неко­торые структуры их финансирования.

Для анализа инвестиционных проектов в сетевой экономи­ке можно использовать ряд показателей, в которых участвует такой параметр, как цена капитала.

В качестве цены капитала, авансированного в деятельность предприятия в сетевой экономике, следует, на наш взгляд, выб­рать величину средневзвешенной цены капитала.

Финансирование новых проектов в сетевой экономике не­избежно связано с финансовыми рисками предприятия и мо­жет привести к изменению значения средневзвешенной цены капитала, хотя на величину этого показателя оказывают влия­ние не только внутренние условия деятельности предприятия, но и конъюнктура, складывающаяся на финансовых рынках.

Рассмотрим показатели экономической оценки инвестици­онных проектов в сетевой экономике.

Величина чистого приведенного эффекта. Для расчета чис­ленного значения показателя необходимо сопоставить объемы инвестиций в производство, предусмотренные бизнес-планом, с общей суммой прогнозируемых годовых доходов. В связи с тем, что анализируемые денежные потоки распределены во вре­мени, их необходимо скорректировать на ставку дисконта. Ее значение устанавливается, как правило, экспертным путем. Чистый приведенный эффект ( NPV ) определяется по формуле:

                                                              (5.15)

       где i — номер планируемого периода;

   PVi — чистый годовой доход в i-м периоде;

  r     — ставка дисконтирования;

I0    — величина инвестиций.

Индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, PI ) определяется по формуле:

                                                                 (5.16)

Норма рентабельности инвестиции (Internal Rate of Return, IRR ) определяется значением коэффициента дисконтирования:

при котором

Экономический смысл этого показателя заключается в сле­дующем: в бизнес-план могут быть заложены любые инвести­ции, уровень рентабельности которых не ниже так называемой цены авансированного капитала. На практике указанный пока­затель вычисляется по формуле средней арифметической взве­шенной уплачиваемых предприятием за используемые финан­совые ресурсы процентов, дивидендов, вознаграждений и т.п.

Алгоритм определения данного показателя следующий:

• экспертным путем выбираются два значения коэффици­ента дисконтирования  таким образом, чтобы в интервале  функция NPV' = f ( r ) меняла свое значение с «+» на «-» или с «-» на «+»;

• определяется значение IRR по формуле:

                                                   (5.17)

 

где r 1 — значение коэффициента дисконтирования, при котором. , ;

r 2 - коэффициент дисконтирования, при котором .

Точность вычислений обратно пропорциональна длине ин­тервала ( r 1 , r 2 ), а наилучшая аппроксимация достигается в слу­чае, когда длина интервала минимальна.

Срок окупаемости финансовых вложений (Payback Period, PP ) определяется числом лет, за которое инвестиция будет погаше­на за счет полученной чистой прибыли.

Коэффициент эффективности финансовых вложений. При его определении не предполагается дисконтирование величины чи­стой прибыли. Коэффициент эффективности инвестиции (Accounting Rate of Return, ARR ) определяется по формуле:

                                                            (5.18)

где PN — среднегодовая чистая прибыль;

RV — ликвидационная стоимость списанного оборудования.

На основе анализа численных значений показателей NPV , PI, IRR можно принять решение о реализации проекта или его отклонении (табл. 5.1).









Таблица 5.1

NPV PI IRR Выводы
>0 >1 IRR>CC Бизнес-проект следует принять за основу
<0 <1 IRR<CC Бизнес-проект следует переработать
=0 =1 IRR=CC Требуется дополнительный анализ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 367.