4.1 Основные понятия и определения.
В 1980-е гг. основные усилия по совершенствованию деятельности предприятий были сосредоточены в области управления качеством продукции и ресурсами, в 1990-е гг. — в области реинжиниринга бизнес-процессов, ориентированного на более полное удовлетворение интересов потребителей. К концу 1990-х гг. — началу XXI в. наблюдается переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий.
Любое коммерческое предприятие ставит своей целью получение прибыли. Это главная аксиома современной экономической теории. В отсутствие прибыли коммерческий эффект предприятия будет в лучшем случае нулевым, в худшем — отрицательным, сопровождающимся напрасными тратами материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов.
Однако не только труд и капитал являются источниками прибыли предприятия, но и вся система в целом, в которой происходят появление и потребление его продукции. В этой системе существуют коммерческие идеи, знания, информация, которые имеют отношение не только непосредственно к процессу производства продукта, но и к процессам обмена, конкуренции, привлечения инвестиций и др.
Традиционно компании стремились дифференцировать свою деятельность и повысить эффективность операций за счет владения всей цепочкой поставок, что было единственным способом добиться неразрывности потока информации, позволяло оптимизировать внутренние процессы, обеспечивало организации полный контроль над всеми подразделениями. Этот подход показал свою успешность в прошлом, но у него есть и ряд недостатков: во-первых, он чрезвычайно капиталоемок и, во-вторых, вынуждает компании сосредоточивать свои усилия на участках, которые не являются их основной специализацией.
Сетевые технологии дают возможность организовать неразрывные информационные потоки за существенно меньшие деньги. Предприятиям больше не нужно владеть всей цепочкой поставок, так как они могут в полной мере воспользоваться опытом и знаниями партнеров, работающих на отдельных участках цепочки.
В то же время Интернет предоставляет большие возможности предприятиям, ранее привязанным к своему географическому региону.
В теории управления определение виртуальный стало ключевым. Все чаще говорят о виртуальных продажах, банковских операциях, фондах, предприятиях и организациях.
Следует подчеркнуть, что пространство виртуализации предприятий включает три основных компонента:
• виртуальный рынок (рынок товаров и услуг, существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей);
• виртуальную реальность (отображение и имитация реальных разработок и производства продукции в информационном пространстве, которое одновременно является инструментом и средой);
• виртуальные (сетевые) организационные формы.
Виртуальная реальность - это имитация реальных процессов, разработок и производства в информационном пространстве. Используемая в качестве инструмента, она позволяет выстроить сложные структуры, а в качестве среды - дает возможность представить продукт, здания, рабочие места, машины и оборудование до того, как они обретут реальное существование. Человек воспринимается при этом как часть виртуального окружения, которое с помощью комбинации пространственных, звуковых и визуальных сигналов формирует качественно новое понимание реальности. Основные области применения виртуальной реальности - создание виртуальных прототипов предприятий, а также виртуальное планирование производства.
Под виртуальным (электронным) рынком понимаются предлагаемые глобальной сетью коммуникационные и информационные услуги коммерческого назначения. Характерными особенностями электронного рынка являются:
· свободный доступ к рынку и равноправие партнеров;
· добровольное участие и зависимость рыночных событий от поведения участников;
· повышение прозрачности рынка с одновременным снижением различий в степени информированности партнеров.
Виртуальные рынки позволяют осуществлять экономические операции круглосуточно в любой точке пространства и способствуют снижению издержек и росту эффективности производства и реализации продукции.
Виртуальные организационные формы охватывают широкую гамму работ на дому и работ с использованием средств телесвязи, а также работ с применением банков знаний. Их общим признаком является объединение в единую сеть отдельных сотрудников с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. В этом случае говорят об использовании интернет-среды во внутренних сетях предприятий. Пионерами в части виртуальной организации труда являются компания IBM, крупные консультационные предприятия, банки и др.
В настоящее время функционирует множество сетей, которые выходят за границы одного предприятия.
Временная модульная сеть. Она объединяет системных партнеров, выполняющих только свои производственные функции. Для такой сети характерны низкая заменяемость партнеров, ограниченность сроков существования, асимметричная зависимость партнеров по сети. Кооперация компаний Mercedes и Swatch показывает, каким образом системным партнерам удается распределять риски по инвестициям и добиваться намеченных результатов.
Сеть для выполнения отдельных заказов. Рассчитана на мобилизацию ориентированных на заданный проект ресурсов. Предусмотрена заменяемость партнеров, сроки заказов строго ограничены, зависимость партнеров по сети симметрична. Результаты работы сети свидетельствуют, что силами малочисленного постоянного коллектива можно добиться эффективного выполнения таких заказов.
Целевые сетевые объединения. В сфере воздушных и автомобильных перевозок, страхования и др. они дают возможность с помощью виртуальной кооперации предложить рынку оптимальные решения. Кооперация в таких сетях, отличающихся высокой степенью открытости и симметричной зависимостью партнеров, рассчитана на предложение общих решений.
Централизованно управляемая сеть. Практикуется в виртуальных предприятиях для координации производственных процессов и управления ими. Классическим примером использования подобных виртуальных форм могут служить брокерские сети с асимметричной зависимостью партнеров. Характерны гибкость принятия решений (типа «производить или покупать») и односторонняя заменяемость партнеров.
Долгосрочные сетевые пулы. Служат для создания ориентированных на заказ виртуальных предприятий. Для подобных пулов свойственна симметричная зависимость сетевых партнеров. Подобное виртуальное образование наибольший интерес представляет для мелких и средних предприятий, которые благодаря такой кооперации обеспечивают возможность получать заказы и снижать издержки.
Междисциплинарные сети знаний. Являются объединением носителей ноу-хау (отдельных лиц или организаций). Характеризуются централизованным управлением, выходящим за рамки выполнения отдельных заказов, симметричной зависимостью партнеров. Создание подобной сети знаний и последовательная ориентация на производственные ноу-хау позволили, например, тайваньской высокотехнологичной фирме Startek добиться мирового признания.
Сети для крупных проектов. Они являются открытыми организациями, нацеленными на рациональное объединение. С использованием таких сетей к участию привлекаются всемирно известные партнеры.
Инфраструктура виртуальной организации — это совокупность элементов, способствующих эффективному взаимодействию субъектов виртуальной организации, движению потоков ресурсов, продуктов и информации внутри сети.
Важнейшая функция инфраструктуры — минимизировать затраты на взаимодействие сторон, определяя порядок и последовательность такого взаимодействия. Среди функций инфраструктуры виртуальной предпринимательской организации могут быть выделены следующие:
• унификация и упрощение взаимодействия между членами виртуальной организации;
• обеспечение эффективного механизма поиска и инициации связи при построении виртуальной организации;
• снижение уровня рисков в ходе совместной деятельности;
• поддержка и унификация механизмов эффективной координации виртуальной работы;
• обеспечение единого пространства и стандартов для рыночных транзакций между участниками виртуальной организации;
• сопровождение механизма координации и планирования совместной деятельности участниками виртуальной организации.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 315.