Тема 4. Виртуальные предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.1 Основные понятия и определения.

В 1980-е гг. основные усилия по совершенствованию дея­тельности предприятий были сосредоточены в области управле­ния качеством продукции и ресурсами, в 1990-е гг. — в области реинжиниринга бизнес-процессов, ориентированного на более пол­ное удовлетворение интересов потребителей. К концу 1990-х гг. — началу XXI в. наблюдается переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий.

Любое коммерческое предприятие ставит своей целью получе­ние прибыли. Это главная аксиома современной экономической теории. В отсутствие прибыли коммерческий эффект предприя­тия будет в лучшем случае нулевым, в худшем — отрицательным, сопровождающимся напрасными тратами материальных, тру­довых, интеллектуальных и финансовых ресурсов.

Однако не только труд и капитал являются источниками прибыли предприятия, но и вся система в целом, в которой происходят появление и потребление его продукции. В этой системе существуют коммерческие идеи, знания, информация, которые имеют отношение не только непосредственно к про­цессу производства продукта, но и к процессам обмена, конку­ренции, привлечения инвестиций и др.

Традиционно компании стремились дифференцировать свою деятельность и повысить эффективность операций за счет вла­дения всей цепочкой поставок, что было единственным спосо­бом добиться неразрывности потока информации, позволяло оптимизировать внутренние процессы, обеспечивало организа­ции полный контроль над всеми подразделениями. Этот подход показал свою успешность в прошлом, но у него есть и ряд недо­статков: во-первых, он чрезвычайно капиталоемок и, во-вторых, вынуждает компании сосредоточивать свои усилия на участках, которые не являются их основной специализацией.

Сетевые технологии дают возможность организовать нераз­рывные информационные потоки за существенно меньшие день­ги. Предприятиям больше не нужно владеть всей цепочкой по­ставок, так как они могут в полной мере воспользоваться опытом и знаниями партнеров, работающих на отдельных участках це­почки.

В то же время Интернет предоставляет большие возможнос­ти предприятиям, ранее привязанным к своему географическо­му региону.

В теории управления определение виртуальный стало клю­чевым. Все чаще говорят о виртуальных продажах, банковских операциях, фондах, предприятиях и организациях.

Следует подчеркнуть, что пространство виртуализации пред­приятий включает три основных компонента:

• виртуальный рынок (рынок товаров и услуг, существую­щий на основе коммуникационных и информационных возмож­ностей глобальных сетей);

• виртуальную реальность (отображение и имитация реаль­ных разработок и производства продукции в информационном пространстве, которое одновременно является инструментом и средой);

• виртуальные (сетевые) организационные формы.

       Виртуальная реальность - это имитация реальных процессов, разработок и производства в информационном пространстве. Используемая в качестве инструмента, она позволяет выстроить сложные структуры, а в качестве среды - дает возможность пред­ставить продукт, здания, рабочие места, машины и оборудова­ние до того, как они обретут реальное существование. Человек воспринимается при этом как часть виртуального окружения, которое с помощью комбинации пространственных, звуковых и визуальных сигналов формирует качественно новое понимание реальности. Основные области применения виртуальной реаль­ности - создание виртуальных прототипов предприятий, а также виртуальное планирование производства.

Под виртуальным (электронным) рынком понимаются пред­лагаемые глобальной сетью коммуникационные и информаци­онные услуги коммерческого назначения. Характерными осо­бенностями электронного рынка являются:

· свободный доступ к рынку и равноправие партнеров;

· добровольное участие и зависимость рыночных событий от поведения участников;

· повышение прозрачности рынка с одновременным сни­жением различий в степени информированности партнеров.

Виртуальные рынки позволяют осуществлять экономичес­кие операции круглосуточно в любой точке пространства и спо­собствуют снижению издержек и росту эффективности произ­водства и реализации продукции.

Виртуальные организационные формы охватывают широкую гамму работ на дому и работ с использованием средств телесвязи, а также работ с применением банков знаний. Их общим призна­ком является объединение в единую сеть отдельных сотрудников с помощью современных информационных и коммуникацион­ных технологий. В этом случае говорят об использовании интер­нет-среды во внутренних сетях предприятий. Пионерами в части виртуальной организации труда являются компания IBM, круп­ные консультационные предприятия, банки и др.

В настоящее время функционирует множество сетей, кото­рые выходят за границы одного предприятия.

Временная модульная сеть. Она объединяет системных парт­неров, выполняющих только свои производственные функции. Для такой сети характерны низкая заменяемость партнеров, ог­раниченность сроков существования, асимметричная зависи­мость партнеров по сети. Кооперация компаний Mercedes и Swatch показывает, каким образом системным партнерам уда­ется распределять риски по инвестициям и добиваться наме­ченных результатов.

Сеть для выполнения отдельных заказов. Рассчитана на мо­билизацию ориентированных на заданный проект ресурсов. Пре­дусмотрена заменяемость партнеров, сроки заказов строго ог­раничены, зависимость партнеров по сети симметрична. Результаты работы сети свидетельствуют, что силами малочис­ленного постоянного коллектива можно добиться эффективно­го выполнения таких заказов.

Целевые сетевые объединения. В сфере воздушных и автомо­бильных перевозок, страхования и др. они дают возможность с помощью виртуальной кооперации предложить рынку оптималь­ные решения. Кооперация в таких сетях, отличающихся высо­кой степенью открытости и симметричной зависимостью партнеров, рассчитана на предложение общих решений.

Централизованно управляемая сеть. Практикуется в вирту­альных предприятиях для координации производственных процессов и управления ими. Классическим примером использова­ния подобных виртуальных форм могут служить брокерские сети с асимметричной зависимостью партнеров. Характерны гибкость принятия решений (типа «производить или покупать») и одно­сторонняя заменяемость партнеров.

Долгосрочные сетевые пулы. Служат для создания ориенти­рованных на заказ виртуальных предприятий. Для подобных пу­лов свойственна симметричная зависимость сетевых партнеров. Подобное виртуальное образование наибольший интерес пред­ставляет для мелких и средних предприятий, которые благодаря такой кооперации обеспечивают возможность получать заказы и снижать издержки.

Междисциплинарные сети знаний. Являются объединением носителей ноу-хау (отдельных лиц или организаций). Характе­ризуются централизованным управлением, выходящим за рамки выполнения отдельных заказов, симметричной зависи­мостью партнеров. Создание подобной сети знаний и последо­вательная ориентация на производственные ноу-хау позволили, например, тайваньской высокотехнологичной фирме Startek до­биться мирового признания.

Сети для крупных проектов. Они являются открытыми орга­низациями, нацеленными на рациональное объединение. С ис­пользованием таких сетей к участию привлекаются всемирно известные партнеры.

Инфраструктура виртуальной организации — это совокупность элементов, способствующих эффективному взаимодействию субъектов виртуальной организации, движению потоков ресур­сов, продуктов и информации внутри сети.

Важнейшая функция инфраструктуры — минимизировать затраты на взаимодействие сторон, определяя порядок и после­довательность такого взаимодействия. Среди функций инфра­структуры виртуальной предпринимательской организации мо­гут быть выделены следующие:

• унификация и упрощение взаимодействия между члена­ми виртуальной организации;

• обеспечение эффективного механизма поиска и инициа­ции связи при построении виртуальной организации;

• снижение уровня рисков в ходе совместной деятельности;

• поддержка и унификация механизмов эффективной ко­ординации виртуальной работы;

• обеспечение единого пространства и стандартов для ры­ночных транзакций между участниками виртуальной организа­ции;

• сопровождение механизма координации и планирования совместной деятельности участниками виртуальной организа­ции.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.