В принципе виртуальное предприятие обладает теми же возможностями и потенциалом, что и традиционное, но при этом характеризуется несколько другими организационными и структурными формами. Виртуальное предприятие — это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду всем участникам. На базе согласованных представлений о содержании хозяйственного процесса и явно выраженной культуры доверия партнеры по кооперации совместно используют свои возможности в форме различных ресурсов, чтобы добиться результата лучше, дешевле, быстрее и с конкурентным преимуществом в международном масштабе. С точки зрения потребителя, совокупность участников выступает как единое предприятие, использующее возможности самых современных информационных и коммуникационных технологий.
Можно привести примеры и более кратких определений виртуального предприятия. Так, немецкий исследователь К. Блейхер под виртуальной корпорацией понимает межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на время, главная цель которого — получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг.
Один из ведущих менеджеров фирмы DEC Дж. Хоплэнд определяет виртуальное предприятие как сетевую, компьютерно-опосредованную организационную структуру, состоящую из неоднородных взаимодействующих агентов, расположенных в различных местах.
Агенты виртуального предприятия разрабатывают совместный проект (или ряд взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества, координации и т.п. Поэтому создание виртуального предприятия связано с интеллектуальным моделированием взаимодействия сложных, неоднородных, отстоящих друг от друга агентов.
По сути, виртуальная организация представляет собой объединение независимых хозяйствующих субъектов (людей, групп, компаний), распределенных территориально, осуществляющих текущее взаимодействие в электронном пространстве в глобальном масштабе путем объединения своих ресурсов и усилий для достижения совместных задач и осуществления совместной деятельности.
Существует также понятие бизнес-сети, которое является более широким, нежели виртуальная организация. Бизнес-сеть представляет собой виртуальное сетевое сообщество взаимосвязанных субъектов (компаний, групп, частных лиц), организованных в едином виртуальном информационном пространстве, вступающих в регулярное взаимодействие, разделяющих общие базовые принципы сообщества и готовых к сотрудничеству в глобальном масштабе для достижения взаимовыгодных целей.
Можно выделить следующие основные характеристики данных образований.
Для бизнес-сети и виртуальной организации:
• добровольность участия;
• организация в электронном пространстве;
• концентрация участников на своих ключевых компетенциях;
• независимость членов;
• обилие лидеров;
• наличие объединяющей миссии и/или общих ценностей и видения бизнеса;
• свободное построение связей;
• интеграция на всех уровнях.
Особенности, присущие виртуальной организации, но не характерные для бизнес-сети:
• наличие общей задачи;
• кооперация;
• распределение работ;
• наличие взаимных обязательств;
• координация совместной деятельности.
Ниже представлены основные принципы построения инфраструктуры виртуального предприятия и проблемы, с которыми оно сталкивается.
Таблица 4.1
Проблемы формирования и функционирования виртуальной организации. | Основные принципы функционирования сетевой инфраструктуры, нацеленные на решение приведенных проблем. |
Избыточность коммуникаций. | Структурирование информационных потоков. |
Сложность принятия решений при большом количестве равноправных участников. | Координация виртуальной работы. Ролевое структурирование виртуальной организации. Обеспечение единой стратегии взаимодействия в бизнес-сети. Стандартизация опорных технологий. |
Потери эффективности при обмене информацией в виртуальной среде. | Стандартизация опорных технологий. |
Сложности в поиске партнеров и инициации связей. | Разделение виртуальной организации и бизнес-сообщества. Идентификация виртуальной организации. Формализация компетенций. Ролевое структурирование сетевой организации. Дифференциации статусов участников сети. Структурирование информационных потоков. |
Недоверие к потенциальным партнерам. | Обеспечение среды доверия в сети. Дифференциация статусов участников сети. Обеспечение единой стратегии бизнес-сети. Формализация и персонализация ответственности. |
Нестабильность сети, возможность выхода любого из участников. | Формализация и персонализация ответственности. Выявление и эффективное распространение знаний. |
Сложности с трансфертом ресурсов внутри сети, неоднозначность прав на создаваемые активы, риск неадекватной оценки и трансферта выигрышей. | Опора на эффективные рыночные механизмы. Эффективный трансферт ресурсов внутри сети. Обеспечение единой стратегии взаимодействия в бизнес-сети. Идентификация проекта. |
Отсутствие гарантий постоянной занятости. | Обеспечение единой стратегии взаимодействия в бизнес-сети. Минимизация затрат на участие. |
Виртуальные предприятия характеризуются не только поставленными задачами, целями и функциями, но также распределением ролей и властных полномочий, способами коммуникации, правилами распределения прибыли и другими особенностями. Можно выделить относительно типов управления три вида виртуальных предприятий:
• с централизованным типом управления — участники действуют по поручению своих организаций, причем один из участников управляет процессом (уясняет задачу, выдает задания другим, обобщает результаты и принимает решение);
• с распределенным типом управления — знания и ресурсы распределяются между участниками, но сохраняется общий орган командного управления, принимающий решения в конфликтных ситуациях;
• с децентрализованным типом управления — все управленческие процессы осуществляются только за счет локальных взаимодействий между участниками.
Виртуальное предприятие полностью ориентировано на заказчика для ускорения скорости выполнения заказа и полноты удовлетворения его потребностей. Создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий для некоторого проекта, который они не могут выполнить в отдельности. Упрощенно функционирование виртуального предприятия можно представить в виде двух схем.
По первой схеме (рис. 4.1) виртуальное предприятие должно обеспечивать реализацию всего производственного цикла изделия. При этом портфель заказов может изменяться в короткие сроки, так же как и состав участвующих в его выполнении организаций.
Вторая схема (рис. 4.2), более общая по сравнению с первой, отражает функционирование виртуального предприятия на сетевом уровне. В этом случае Интернет может использоваться как широкодоступная и сравнительно дешевая коммуникационная среда.
Термин «виртуальное» может интерпретироваться как «искусственно образованное» или как «мнимое, не существующее в реальном физическом пространстве», или как «расширенное за счет совместных ресурсов».
Рис. 4.1 Схема функционирования виртуального предприятия.
Рис. 4.2 Упрощенная схема функционирования виртуального предприятия на сетевом уровне.
Традиционно цель функционирования различных предприятий состоит в том, чтобы произвести как можно больше продукции и получить прибыль. В эпоху производства, ориентированного на индивидуального клиента, целью является обеспечение полного удовлетворения потребностей заказчика за счет своевременного изготовления и поставки требуемых высококачественных товаров. Этого можно достигнуть с помощью, так называемого виртуального продукта, являющегося новым понятием. Виртуальный продукт может быть изготовлен и адаптирован к запросам потребителя в кратчайшие сроки в любом месте, но для этого он должен существовать в виртуальной реальности. Хорошим примером служит виртуальный продукт японской фирмы Toyota, где на конвейере в течение 72 часов производится автомобиль, параметры которого соответствуют заказу клиента.
Все экономически активные члены общества могут быть разделены на производителей и потребителей стоимостей. И до недавнего времени граница между ними практически всегда отчетливо просматривалась.
Производители изучают, что может быть востребовано рынком, создают адекватную стоимость и предлагают ее на реализацию в обществе. Потребители же со своей стороны оценивают предлагаемую на рынке стоимость исходя из своих интересов и системы ценностей и либо приобретают ее за некий эквивалент, либо нет. Подобная модель социально-экономических отношений в бизнесе до сих пор распространена довольно широко в силу того, что информационная составляющая в производимых стоимостях была мала.
Однако информатизация общества ведет к тому, что информация становится жизненно важным элементом современной бизнес-системы, а рост информационной составляющей в стоимости товаров приводит к постепенному размыванию границ между производством и потреблением стоимости, между ее производителем и потребителем. В самом деле, сегодня важно производить то и только то, что будет востребовано потребителем. Таким образом, сам потребитель стоимости становится функционально полезным элементом подсистемы производителя и, естественно, вправе рассчитывать на определенную долю коммерческого эффекта всей бизнес-системы. И тот потребитель, который действительно активно вовлечен в процесс функционирования бизнес-системы, на самом деле получает сегодня эту долю в виде разнообразных скидок, бесплатного обслуживания и т.п.
В условиях высокой доли информационной составляющей в стоимости товаров и услуг для производителя все более важным становятся знание своих конкретных потребителей, воспроизводство этих потребителей, трансформация собственной организации под их интересы и запросы. Вместе с тем и для потребителя в этих условиях важно знать производителей, которые способны произвести стоимость, наилучшим образом удовлетворяющую его конкретные потребности.
Издержки, связанные с образованием бизнес-системы, известны как транзакционные издержки бизнеса, в состав которых включаются:
• затраты по поиску выгодных деловых связей (партнеров, инвесторов, клиентов);
• затраты на ведение конкурентной борьбы (преодоление ценового давления конкурентов, защиту занятого сегмента рынка, борьбу за новые рынки и т.д.);
• затраты, связанные с ошибками в организации и управлении бизнес-системой;
• расходы на оплату услуг посредников (agency cost);
• затраты на адаптацию (отладку механизмов согласования интересов ее участников);
• потери, связанные с порчей или невостребованностью определенной части вновь созданной стоимости.
Для поиска возможных форм своего участия в бизнес-процессах хозяйствующие субъекты (предприниматели, специалисты, инвесторы, поставщики, потребители и т.д.) подключаются к информационным системам различного уровня. В результате становится возможным с гораздо меньшими затратами охватить поиском сферы применения экономического потенциала хозяйствующего субъекта.
Таким образом, происходит объединение производителя и покупателя вопреки ограничениям пространственно-временного, социально-политического, финансово-экономического, морально-этического характера.
Создаваемая в таких условиях стоимость продукции будет зависеть не только от производственных активов предприятия, но и от его способности отреагировать на запрос потребителя. Таким образом, сначала предприятие должно продать продукт, а потом его произвести.
Но в процессе создания стоимости участвует не одно отдельно взятое предприятие, а соответствующая бизнес-система, поэтому для удовлетворения своих запросов потребителю придется участвовать в организации работы целой бизнес-системы.
Функцию организации работы бизнес-системы, нацеленной на удовлетворение индивидуальных потребностей конкретного потребителя, может взять на себя особая структура — виртуальное предприятие, задачами которого являются:
• поиск клиентов;
• анализ запросов клиентов;
• синтез товарно-производственных решений, отвечающих требованиям запросов;
• организация производства, доставка товаров клиентам, формирование и реализация планов.
Обслуживая других участников бизнес-системы, виртуальное предприятие не просто экономит им транзакционные издержки. Оно, по сути, выступает интегрирующим звеном, которое увязывает интересы и функции всех участников бизнеса.
Появление виртуальных предприятий в экономике должно приводить к удешевлению процесса производства, а не к его удорожанию.
Рассмотрим различия в функционировании виртуальных предприятий и предприятий традиционной экономики.
В своей работе «The Next Economy» Бредфорд Де Лонг и Майкл Фрумкин утверждают: «Современные технологии начинают подрывать свойства, которые делают Невидимую Руку рыночной системы эффектным и эффективным средством для организации производства и распределения продукции». К таким свойствам, составляющим основу рыночной системы, в первую очередь можно отнести:
• исключительность — способность продавцов заставить потребителей стать покупателями;
• соперничество — наличие производителей, выполняющих одну и ту же операцию с разными затратами;
• прозрачность — индивиды ясно понимают, что им нужно и что они хотят купить.
Данные свойства все еще хорошо соответствуют современной экономике, но не будут, видимо, применимы для характеристики деятельности виртуальных предприятий.
Считается, что главным отличием сетевых форм управления от рыночных и иерархических является длительность связей между агентами, которые не регламентируются вышестоящей властью.
Виртуальное предприятие может быть охарактеризовано некоторыми новыми качествами и преимуществами:
• поставщикам услуг или товаров в виртуальной экономике лучше известны и более доступны потенциальные клиенты и потребители, с каждым из которых может быть установлен более надежный по сравнению с обычными рынками контакт и по каждому может быть получена полная информация;
• ужесточается конкуренция, в том числе ценовая, на виртуальном рынке;
• обеспечивается комплексное обслуживание потребителей за счет установления и поддержания постоянных информационных контактов;
• использование выгод постоянного контакта с клиентом, создание групп по интересам облегчают связи между ними и виртуальным предприятием, что повышает ценность предлагаемой продукции и снижает затраты клиентов на ее использование;
• ориентация исключительно на потребности клиента и организация сервиса для данного потребителя увеличивают спрос на продукцию виртуального предприятия.
Несмотря на все преимущества виртуальных предприятий перед предприятиями традиционной экономики, еще нет ответа на вопрос о достаточной их прибыльности. До 2001 г. лишь немногие виртуальные предприятия приносили прибыль. Виртуальные предприятия существуют, как правило, в условиях так называемой сжатой шкалы времени. Всего за несколько лет они проходят те стадии развития и упадка, на которые фирмам традиционной экономики требовались десятилетия. И еще одно отличие виртуальных предприятий от обычных — виртуальные фирмы иногда получают деньги в больших объемах и за короткий срок, но они их быстро тратят. Не случайно в словаре виртуального бизнеса появилось новое понятие «скорость сгорания», которое пришло на смену давно известному понятию «чрезмерная торговая деятельность». Последнее всегда было синонимом опрометчивости в традиционной экономике.
Компании традиционной экономики могут ежегодно тратить 3-5% дохода от продаж на информационные технологии. Виртуальные компании вкладывают в них на порядок больше. Для этих компаний вложения в технологии не ограничиваются фиксированной долей от объема продаж. Серверы, лицензии на программное обеспечение, штат — все требует гораздо более частого обновления и расширения, поэтому виртуальные компании сталкиваются с серьезными экономическими проблемами в процессе своего расширения.
Распределение затрат в виртуальных компаниях похоже на то, которое характерно для капиталоемкого бизнеса. Обычно технологическая инфраструктура виртуальной компании неизменно обновляется с ориентацией на грядущие потребности.
Возникающий временный избыток мощностей побуждает компанию искать новых потребителей, а также создавать новые продукты и услуги, которые она может продавать. Это увеличивает затраты на маркетинг, разработку продуктов и технологию, что ведет к убыткам в краткосрочной, а иногда и более длительной перспективе, когда требуются особенно большие вложения в новую технологию. Как в любом бизнесе с высоким уровнем фиксированных расходов, потребность увеличения объема продаж для покрытия этих расходов возрастает. Таким образом, целостность виртуального предприятия может поддерживаться лишь ростом продаж.
Наряду с вышеперечисленными отличиями в деятельности виртуальных фирм и традиционных предприятий имеется много общего. В любых случаях сделка не считается завершенной до тех пор, пока товары не перейдут из одних рук в другие, а деньги не будут уплачены. У виртуального предприятия в этих областях даже больше проблем, чем у фирм традиционной экономики.
Мошенничество в платежных виртуальных системах распространено так же широко, как и везде.
Виртуальные предприятия так же страдают от недостатков управления, как и предприятия традиционной экономики.
Такие испытанные формы сотрудничества, как консорциумы или совместные предприятия, лишь в ограниченной степени могут приспособиться к динамике современного рынка. Быстро меняющаяся ситуация ограничивает использование форм кооперации на зафиксированных в договорах условиях. Виртуальные сети позволяют преодолеть этот недостаток за счет своей открытости и гибкости. Высокие транзакционные издержки, которые свойственны подобным сетевым формированиям, могут компенсироваться возможностями, предоставляемыми информационно-коммуникационными технологиями.
Таким образом, основное достоинство виртуальных форм организаций состоит в возможности выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Виртуальные предприятия имеют следующие достоинства:
• увеличение скорости выполнения рыночного заказа;
• снижение совокупных затрат;
• более полное удовлетворение потребностей заказчика;
• гибкая адаптация к изменениям окружающей среды;
• снижение барьеров выхода на новые рынки. Недостатками виртуальных предприятий являются:
• чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализацией членов сети;
• практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;
• неопределенность в производственном планировании деятельности субъектов виртуального предприятия.
Вопросы проектирования виртуальных предприятий.
После принятия принципиального решения о создании виртуального предприятия необходимо получить ответы на ряд вопросов. Прежде всего, следует определить потребности в дополнительных ресурсах, для чего нужно проанализировать структуру производства товаров и услуг, а также оценить роль собственных возможностей на каждом этапе производственного процесса. Для принятия окончательного решения важно установить сотрудничество с партнерами в целях достижения максимального синергического эффекта в рамках проекта, что предполагает определение характера партнерства (отдельные лица, группы лиц, предприятия), географических границ выбора партнеров, требований к ним, перечня функций, которые они должны выполнять в структуре виртуального предприятия.
Оценка возможностей действующей сетевой инфраструктуры выдвигает вопрос о дополнительных капиталовложениях и рисках, связанных с созданием виртуальной организации.
Предприятие должно определить, насколько хорошо оно знает партнеров, в какой мере бизнес требует личных контактов, готово ли оно отказаться от властных прерогатив.
Весьма важно уяснить степень зависимости партнеров и ее воздействие на работу будущего предприятия.
Управление виртуальным предприятием может ориентироваться на централизованную систему или самоуправление партнеров. Сильное влияние на управление сформированной сетью субъектов виртуального предприятия могут оказывать глобальные сети данных. Целями создания виртуального предприятия могут быть экономия времени или издержек, увеличение гибкости, потребность в интернационализации бизнеса, повышение инновационной активности и т.п. в рамках создаваемого виртуального партнерства.
Продолжительность работы виртуальной сети непосредственно определяется поставленными перед ней целями, поэтому партнерство может быть длительным или краткосрочным. На сроки функционирования влияют также размеры заказов.
Создание и работа виртуальных предприятий требуют решения не только производственных, но и философских, психологических, социальных, правовых, общехозяйственных и некоторых других вопросов.
Если цель создания виртуального предприятия уже определена и производство продуктов/услуг экономически целесообразно, можно приступать непосредственно к созданию предприятия. Последовательность этапов создания виртуального предприятия может быть представлена следующим образом:
• проектирование производственных процессов;
• привязка процессов к ресурсам, требующимся для их поддержки;
• привлечение ресурсов других компаний, когда это целесообразно;
• эксплуатация виртуальной организации;
• мониторинг производственных процессов;
• контроль деятельности виртуального предприятия.
При проектировании производственных процессов нужно описать все технологические процессы изготовления продукта или услуги. Для этого можно воспользоваться, например, средствами реинжиниринга бизнес-процессов ( BPR — Business Process Reengineering). С их помощью можно относительно легко описать каждую функцию во всех производственных процессах, каждый документ, характеризующий входящую и выходящую информацию этих процессов.
С помощью инструментов имитационного моделирования можно определить ресурсы, необходимые для поддержки производственных процессов, рассчитать суммарное время, требующееся для их выполнения, и даже вычислить стоимость их реализации. Инструменты BPR дают возможность создать множество вариантов описания одного и того же производственного процесса, оценить и сравнить их эффективность.
Затем составляется технико-экономическое обоснование создания планируемого предприятия, которое позволит признать проект достаточно эффективным.
Каждую функцию производственного процесса следует привязать к определенному ресурсу. Например, некоторые функции, реализуемые в цепочке поставок, можно привязать к складу и т.п.
По завершении этого этапа в распоряжении предприятия оказывается список необходимых ресурсов, а для каждого ресурса — список функций, которые он должен будет выполнять.
Привлечение ресурсов по контрактам применительно к виртуальному предприятию состоит в том, чтобы найти требуемые ресурсы вне структуры виртуального предприятия. Идея заключается в том, чтобы, опираясь на сравнение результатов или финансовых обязательств различных поставщиков с эталонными показателями в данной отрасли, выбрать наилучшего поставщика для каждого ресурса с учетом ранее составленных спецификаций функций.
Привлечение ресурсов по контракту позволит сократить размер стартового капитала для основания нового дела, поскольку большинство необходимых ресурсов будет привлекаться на контрактной основе и оплачиваться по мере предоставления услуг. Предприятие, внедряющее новые продукты и услуги, опирается на инвестиции, персонал, инструменты и методологии, которые уже существуют. Сокращается время, необходимое для пуска в эксплуатацию виртуального предприятия по сравнению с традиционными предприятиями.
Руководство виртуального предприятия должно осознавать, что придется эксплуатировать сложный комплекс ресурсов, подконтрольных множеству различных и независимых организаций.
Важнейшие инструменты, позволяющие автоматизировать процесс управления виртуальным предприятием, будут охарактеризованы в разд. 4.4.
Интернет предоставляет универсальную коммуникационную и презентационную среду, которая позволяет эффективно развертывать приложения в любом месте и при низких затратах благодаря общепризнанным и довольно широко поддерживаемым стандартам.
Без соответствующего инструментария стоимость эксплуатации такого сложного комплекса может свести на нет эффект от ожидаемых преимуществ.
Мониторинг производственных процессов виртуального предприятия охватывает ряд экономических субъектов и осуществляет контроль за выполнением каждым субъектом своих контрактных обязательств. Результаты решения задачи мониторинга и управления качеством продукции/услуг, предоставляемых каждым субъектом в цепочке, являются промежуточным результатом автоматизации всех бизнес-процессов.
Управление в рамках виртуального предприятия, как правило, осуществляет один из субъектов, который организует и направляет деятельность остальных. Команда менеджеров решает следующие задачи:
• прогнозирование рыночных возможностей для определения объема необходимых ресурсов и постоянная корректировка этого прогноза;
• активный маркетинг планируемых продуктов/услуг и их защита всеми доступными законными средствами;
• заключение контрактов на поставку необходимых ресурсов;
• постоянное сравнение ресурсов, привлекаемых по контракту, с эталонами и привлечение альтернативных ресурсов там, где это целесообразно, и др.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 493.