Функционирование виртуальных предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В принципе виртуальное предприятие обладает теми же воз­можностями и потенциалом, что и традиционное, но при этом характеризуется несколько другими организационными и струк­турными формами. Виртуальное предприятие — это доброволь­ная временная форма кооперации нескольких, как правило, не­зависимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду всем участникам. На базе согласованных представлений о содержании хозяйственного процесса и явно выраженной культуры доверия партнеры по кооперации совме­стно используют свои возможности в форме различных ресур­сов, чтобы добиться результата лучше, дешевле, быстрее и с конкурентным преимуществом в международном масштабе. С точки зрения потребителя, совокупность участников выступает как единое предприятие, использующее возможности самых со­временных информационных и коммуникационных технологий.

Можно привести примеры и более кратких определений вир­туального предприятия. Так, немецкий исследователь К. Блейхер под виртуальной корпорацией понимает межорганизацион­ное гибкое предприятие, создаваемое на время, главная цель которого — получение выгоды благодаря расширению ассорти­мента товаров и услуг.

Один из ведущих менеджеров фирмы DEC Дж. Хоплэнд оп­ределяет виртуальное предприятие как сетевую, компьютерно-опосредованную организационную структуру, состоящую из нео­днородных взаимодействующих агентов, расположенных в раз­личных местах.

Агенты виртуального предприятия разрабаты­вают совместный проект (или ряд взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества, координации и т.п. Поэтому создание виртуального предприятия связано с интеллектуальным моделирова­нием взаимодействия сложных, неоднородных, отстоящих друг от друга агентов.

По сути, виртуальная организация представляет собой объе­динение независимых хозяйствующих субъектов (людей, групп, компаний), распределенных территориально, осуществляющих текущее взаимодействие в электронном пространстве в глобаль­ном масштабе путем объединения своих ресурсов и усилий для достижения совместных задач и осуществления совместной де­ятельности.

Существует также понятие бизнес-сети, которое является более широким, нежели виртуальная организация. Бизнес-сеть представляет собой виртуальное сетевое сообщество взаимосвя­занных субъектов (компаний, групп, частных лиц), организо­ванных в едином виртуальном информационном пространстве, вступающих в регулярное взаимодействие, разделяющих общие базовые принципы сообщества и готовых к сотрудничеству в глобальном масштабе для достижения взаимовыгодных целей.

Можно выделить следующие основные характеристики дан­ных образований.

Для бизнес-сети и виртуальной организации:

• добровольность участия;

• организация в электронном пространстве;

• концентрация участников на своих ключевых компетен­циях;

• независимость членов;

• обилие лидеров;

• наличие объединяющей миссии и/или общих ценностей и видения бизнеса;

• свободное построение связей;

• интеграция на всех уровнях.

Особенности, присущие виртуальной организации, но не характерные для бизнес-сети:

• наличие общей задачи;

• кооперация;

• распределение работ;

• наличие взаимных обязательств;

• координация совместной деятельности.

Ниже представлены основные принципы пост­роения инфраструктуры виртуального предприятия и пробле­мы, с которыми оно сталкивается.

Таблица 4.1

Проблемы формирования и функционирования виртуальной организации. Основные принципы функционирования сетевой инфраструктуры, нацеленные на решение приведенных проблем.
Избыточность коммуникаций. Структурирование информационных потоков.
Сложность принятия решений при большом количестве равноправных участников. Координация виртуальной работы. Ролевое структурирование виртуальной организации. Обеспечение единой стратегии взаимодействия в бизнес-сети. Стандартизация опорных технологий.
Потери эффективности при обмене информа­цией в виртуальной среде. Стандартизация опорных технологий.
Сложности в поиске партнеров и инициации связей. Разделение виртуальной организации и бизнес-сообщества. Идентификация виртуальной организации. Формализация компетенций. Ролевое структурирование сетевой организации. Дифференциации статусов участников сети. Структурирование информационных потоков.
Недоверие к потенциальным партнерам. Обеспечение среды доверия в сети. Дифференциация статусов участников сети. Обеспечение единой стратегии бизнес-сети. Формализация и персонализация ответственности.
Нестабильность сети, возможность выхода лю­бого из участников. Формализация и персонализация ответственности. Выявление и эффективное распространение знаний.
Сложности с трансфертом ресурсов внутри сети, неоднозначность прав на создаваемые активы, риск неадекватной оценки и трансфер­та выигрышей. Опора на эффективные рыночные механизмы. Эффективный трансферт ресурсов внутри сети. Обеспечение единой стратегии взаимодействия в бизнес-сети. Идентификация проекта.
Отсутствие гарантий постоянной занятости. Обеспечение единой стратегии взаимодействия в бизнес-сети. Минимизация затрат на участие.

 

Виртуальные предприятия характеризуются не только постав­ленными задачами, целями и функциями, но также распределе­нием ролей и властных полномочий, способами коммуникации, правилами распределения прибыли и другими особенностями. Можно выделить относительно типов управления три вида вирту­альных предприятий:

с централизованным типом управления — участники дей­ствуют по поручению своих организаций, причем один из участ­ников управляет процессом (уясняет задачу, выдает задания другим, обобщает результаты и принимает решение);

с распределенным типом управления — знания и ресурсы распределяются между участниками, но сохраняется общий орган командного управления, принимающий решения в конфликт­ных ситуациях;

с децентрализованным типом управления — все управлен­ческие процессы осуществляются только за счет локальных вза­имодействий между участниками.

Виртуальное предприятие полностью ориентировано на за­казчика для ускорения скорости выполнения заказа и полноты удовлетворения его потребностей. Создание виртуального пред­приятия означает интеграцию уникального опыта, производ­ственных возможностей и передовых технологий ряда предпри­ятий для некоторого проекта, который они не могут выполнить в отдельности. Упрощенно функционирование виртуального предприятия можно представить в виде двух схем.

По первой схеме (рис. 4.1) виртуальное предприятие долж­но обеспечивать реализацию всего производственного цикла из­делия. При этом портфель заказов может изменяться в корот­кие сроки, так же как и состав участвующих в его выполнении организаций.

Вторая схема (рис. 4.2), более общая по сравнению с пер­вой, отражает функционирование виртуального предприятия на сетевом уровне. В этом случае Интернет может использоваться как широкодоступная и сравнительно дешевая коммуникаци­онная среда.

Термин «виртуальное» может интерпретироваться как «ис­кусственно образованное» или как «мнимое, не существующее в реальном физическом пространстве», или как «расширенное за счет совместных ресурсов».

 

 


Рис. 4.1 Схема функционирования виртуального предприятия.

Рис. 4.2 Упрощенная схема функционирования виртуального предприятия на сетевом уровне.

 

 

Традиционно цель функционирования различных предприя­тий состоит в том, чтобы произвести как можно больше продукции и получить прибыль. В эпоху производства, ориен­тированного на индивидуального клиента, целью является обес­печение полного удовлетворения потребностей заказчика за счет своевременного изготовления и поставки требуемых высокока­чественных товаров. Этого можно достигнуть с помощью, так называемого виртуального продукта, являющегося новым по­нятием. Виртуальный продукт может быть изготовлен и адап­тирован к запросам потребителя в кратчайшие сроки в любом месте, но для этого он должен существовать в виртуальной реальности. Хорошим примером служит виртуальный продукт японской фирмы Toyota, где на конвейере в течение 72 часов производится автомобиль, параметры которого соответствуют заказу клиента.

Все экономически активные члены общества могут быть раз­делены на производителей и потребителей стоимостей. И до недавнего времени граница между ними практически всегда от­четливо просматривалась.

Производители изучают, что может быть востребовано рынком, создают адекватную стоимость и предлагают ее на реализацию в обществе. Потребители же со своей стороны оценивают предлагаемую на рынке стоимость исходя из своих интересов и системы ценностей и либо приоб­ретают ее за некий эквивалент, либо нет. Подобная модель со­циально-экономических отношений в бизнесе до сих пор рас­пространена довольно широко в силу того, что информационная составляющая в производимых стоимостях была мала.

Однако информатизация общества ведет к тому, что инфор­мация становится жизненно важным элементом современной бизнес-системы, а рост информационной составляющей в сто­имости товаров приводит к постепенному размыванию границ между производством и потреблением стоимости, между ее про­изводителем и потребителем. В самом деле, сегодня важно про­изводить то и только то, что будет востребовано потребителем. Таким образом, сам потребитель стоимости становится функ­ционально полезным элементом подсистемы производителя и, естественно, вправе рассчитывать на определенную долю ком­мерческого эффекта всей бизнес-системы. И тот потребитель, который действительно активно вовлечен в процесс функцио­нирования бизнес-системы, на самом деле получает сегодня эту долю в виде разнообразных скидок, бесплатного обслуживания и т.п.

В условиях высокой доли информационной составляющей в стоимости товаров и услуг для производителя все более важ­ным становятся знание своих конкретных потребителей, вос­производство этих потребителей, трансформация собственной организации под их интересы и запросы. Вместе с тем и для по­требителя в этих условиях важно знать производителей, кото­рые способны произвести стоимость, наилучшим образом удов­летворяющую его конкретные потребности.

Издержки, связанные с образованием бизнес-системы, из­вестны как транзакционные издержки бизнеса, в состав которых включаются:

• затраты по поиску выгодных деловых связей (партнеров, инвесторов, клиентов);

• затраты на ведение конкурентной борьбы (преодоление ценового давления конкурентов, защиту занятого сегмента рын­ка, борьбу за новые рынки и т.д.);

• затраты, связанные с ошибками в организации и управле­нии бизнес-системой;

• расходы на оплату услуг посредников (agency cost);

• затраты на адаптацию (отладку механизмов согласования интересов ее участников);

• потери, связанные с порчей или невостребованностью определенной части вновь созданной стоимости.

Для поиска возможных форм своего участия в бизнес-про­цессах хозяйствующие субъекты (предприниматели, специали­сты, инвесторы, поставщики, потребители и т.д.) подключают­ся к информационным системам различного уровня. В результате становится возможным с гораздо меньшими затратами охватить поиском сферы применения экономического потенциала хозяй­ствующего субъекта.

 

 

Таким образом, происходит объединение производителя и покупателя вопреки ограничениям пространственно-временно­го, социально-политического, финансово-экономического, мо­рально-этического характера.

Создаваемая в таких условиях стоимость продукции будет зависеть не только от производственных активов предприятия, но и от его способности отреагировать на запрос потребителя. Таким образом, сначала предприятие должно продать продукт, а потом его произвести.

Но в процессе создания стоимости участвует не одно отдель­но взятое предприятие, а соответствующая бизнес-система, по­этому для удовлетворения своих запросов потребителю придется участвовать в организации работы целой бизнес-системы.

Функцию организации работы бизнес-системы, нацеленной на удовлетворение индивидуальных потребностей конкретного потребителя, может взять на себя особая структура — виртуаль­ное предприятие, задачами которого являются:

• поиск клиентов;

• анализ запросов клиентов;

• синтез товарно-производственных решений, отвечающих требованиям запросов;

• организация производства, доставка товаров клиентам, формирование и реализация планов.

Обслуживая других участников бизнес-системы, виртуаль­ное предприятие не просто экономит им транзакционные из­держки. Оно, по сути, выступает интегрирующим звеном, кото­рое увязывает интересы и функции всех участников бизнеса.

Появление виртуальных предприятий в экономике должно приводить к удешевлению процесса производства, а не к его удорожанию.

Рассмотрим различия в функционировании виртуальных предприятий и предприятий традиционной экономики.

В своей работе «The Next Economy» Бредфорд Де Лонг и Майкл Фрумкин утверждают: «Современные технологии начи­нают подрывать свойства, которые делают Невидимую Руку рыночной системы эффектным и эффективным средством для организации производства и распределения продукции». К та­ким свойствам, составляющим основу рыночной системы, в пер­вую очередь можно отнести:

исключительность — способность продавцов заставить по­требителей стать покупателями;

соперничество — наличие производителей, выполняющих одну и ту же операцию с разными затратами;

прозрачность — индивиды ясно понимают, что им нужно и что они хотят купить.

Данные свойства все еще хорошо соответствуют современ­ной экономике, но не будут, видимо, применимы для характе­ристики деятельности виртуальных предприятий.

Считается, что главным отличием сетевых форм управления от рыночных и иерархических является длительность связей между агентами, которые не регламентируются вышестоящей властью.

Виртуальное предприятие может быть охарактеризовано не­которыми новыми качествами и преимуществами:

• поставщикам услуг или товаров в виртуальной экономике лучше известны и более доступны потенциальные клиенты и потребители, с каждым из которых может быть установлен бо­лее надежный по сравнению с обычными рынками контакт и по каждому может быть получена полная информация;

• ужесточается конкуренция, в том числе ценовая, на вир­туальном рынке;

• обеспечивается комплексное обслуживание потребителей за счет установления и поддержания постоянных информаци­онных контактов;

• использование выгод постоянного контакта с клиентом, создание групп по интересам облегчают связи между ними и виртуальным предприятием, что повышает ценность предлагае­мой продукции и снижает затраты клиентов на ее использова­ние;

• ориентация исключительно на потребности клиента и орга­низация сервиса для данного потребителя увеличивают спрос на продукцию виртуального предприятия.

Несмотря на все преимущества виртуальных предприятий перед предприятиями традиционной экономики, еще нет отве­та на вопрос о достаточной их прибыльности. До 2001 г. лишь немногие виртуальные предприятия приносили прибыль. Вир­туальные предприятия существуют, как правило, в условиях так называемой сжатой шкалы времени. Всего за несколько лет они проходят те стадии развития и упадка, на которые фирмам тра­диционной экономики требовались десятилетия. И еще одно отличие виртуальных предприятий от обычных — виртуальные фирмы иногда получают деньги в больших объемах и за короткий срок, но они их быстро тратят. Не случайно в словаре виртуального бизнеса появилось новое понятие «скорость сгорания», которое пришло на смену давно известному понятию «чрезмерная торговая деятельность». Последнее всегда было си­нонимом опрометчивости в традиционной экономике.

Компании традиционной экономики могут ежегодно тратить 3-5% дохода от продаж на информационные технологии. Вир­туальные компании вкладывают в них на порядок больше. Для этих компаний вложения в технологии не ограничиваются фик­сированной долей от объема продаж. Серверы, лицензии на про­граммное обеспечение, штат — все требует гораздо более частого обновления и расширения, поэтому виртуальные компании стал­киваются с серьезными экономическими проблемами в процес­се своего расширения.

Распределение затрат в виртуальных компаниях похоже на то, которое характерно для капиталоемкого бизнеса. Обычно технологическая инфраструктура виртуальной компании неиз­менно обновляется с ориентацией на грядущие потребности.

Возникающий временный избыток мощностей побуждает ком­панию искать новых потребителей, а также создавать новые про­дукты и услуги, которые она может продавать. Это увеличивает затраты на маркетинг, разработку продуктов и технологию, что ведет к убыткам в краткосрочной, а иногда и более длительной перспективе, когда требуются особенно большие вложения в новую технологию. Как в любом бизнесе с высоким уровнем фиксированных расходов, потребность увеличения объема про­даж для покрытия этих расходов возрастает. Таким образом, целостность виртуального предприятия может поддерживаться лишь ростом продаж.

Наряду с вышеперечисленными отличиями в деятельности виртуальных фирм и традиционных предприятий имеется мно­го общего. В любых случаях сделка не считается завершенной до тех пор, пока товары не перейдут из одних рук в другие, а деньги не будут уплачены. У виртуального предприятия в этих областях даже больше проблем, чем у фирм традиционной эко­номики.

Мошенничество в платежных виртуальных системах распро­странено так же широко, как и везде.

Виртуальные предприятия так же страдают от недостатков управления, как и предприятия традиционной экономики.

Такие испытанные формы сотрудничества, как консорциу­мы или совместные предприятия, лишь в ограниченной степе­ни могут приспособиться к динамике современного рынка. Бы­стро меняющаяся ситуация ограничивает использование форм кооперации на зафиксированных в договорах условиях. Виртуальные сети позволяют преодолеть этот недостаток за счет своей открытости и гибкости. Высокие транзакционные издержки, которые свойственны подобным сетевым формированиям, могут компенсироваться возможностями, предоставляемыми информационно-коммуникационными технологиями.

Таким образом, основное достоинство виртуальных форм организаций состоит в возможности выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими вре­менными затратами. Виртуальные предприятия имеют следую­щие достоинства:

• увеличение скорости выполнения рыночного заказа;

• снижение совокупных затрат;

• более полное удовлетворение потребностей заказчика;

• гибкая адаптация к изменениям окружающей среды;

• снижение барьеров выхода на новые рынки. Недостатками виртуальных предприятий являются:

 

• чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализацией членов сети;

• практическое отсутствие социальной и материальной под­держки своих партнеров вследствие отказа от классических дол­госрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;

• неопределенность в производственном планировании де­ятельности субъектов виртуального предприятия.

 


Вопросы проектирования виртуальных предприятий.

 

После принятия принципиального решения о создании вир­туального предприятия необходимо получить ответы на ряд воп­росов. Прежде всего, следует определить потребности в допол­нительных ресурсах, для чего нужно проанализировать структуру производства товаров и услуг, а также оценить роль собственных возможностей на каждом этапе производственного процесса. Для принятия окончательного решения важно установить сотрудни­чество с партнерами в целях достижения максимального синергического эффекта в рамках проекта, что предполагает опреде­ление характера партнерства (отдельные лица, группы лиц, предприятия), географических границ выбора партнеров, требо­ваний к ним, перечня функций, которые они должны выпол­нять в структуре виртуального предприятия.

Оценка возможностей действующей сетевой инфраструкту­ры выдвигает вопрос о дополнительных капиталовложениях и рисках, связанных с созданием виртуальной организации.

Предприятие должно определить, насколько хорошо оно знает партнеров, в какой мере бизнес требует личных контак­тов, готово ли оно отказаться от властных прерогатив.

Весьма важно уяснить степень зависимости партнеров и ее воздействие на работу будущего предприятия.

Управление виртуальным предприятием может ориентиро­ваться на централизованную систему или самоуправление парт­неров. Сильное влияние на управление сформированной сетью субъектов виртуального предприятия могут оказывать глобаль­ные сети данных. Целями создания виртуального предприятия могут быть экономия времени или издержек, увеличение гиб­кости, потребность в интернационализации бизнеса, повыше­ние инновационной активности и т.п. в рамках создаваемого виртуального партнерства.

Продолжительность работы виртуальной сети непосредствен­но определяется поставленными перед ней целями, поэтому партнерство может быть длительным или краткосрочным. На сроки функционирования влияют также размеры заказов.

Создание и работа виртуальных предприятий требуют реше­ния не только производственных, но и философских, психоло­гических, социальных, правовых, общехозяйственных и неко­торых других вопросов.

Если цель создания виртуального предприятия уже опреде­лена и производство продуктов/услуг экономически целесооб­разно, можно приступать непосредственно к созданию пред­приятия. Последовательность этапов создания виртуального предприятия может быть представлена следующим образом:

• проектирование производственных процессов;

• привязка процессов к ресурсам, требующимся для их под­держки;

• привлечение ресурсов других компаний, когда это целе­сообразно;

• эксплуатация виртуальной организации;

• мониторинг производственных процессов;

• контроль деятельности виртуального предприятия.

При проектировании производственных процессов нужно описать все технологические процессы изготовления продукта или услуги. Для этого можно воспользоваться, например, сред­ствами реинжиниринга бизнес-процессов ( BPR — Business Process Reengineering). С их помощью можно относительно легко опи­сать каждую функцию во всех производственных процессах, каждый документ, характеризующий входящую и выходящую информацию этих процессов.

 

С помощью инструментов имита­ционного моделирования можно определить ресурсы, необходи­мые для поддержки производственных процессов, рассчитать суммарное время, требующееся для их выполнения, и даже вы­числить стоимость их реализации. Инструменты BPR дают возможность создать множество вариантов описания одного и того же производственного процесса, оценить и сравнить их эффек­тивность.

Затем составляется технико-экономическое обоснование со­здания планируемого предприятия, которое позволит признать проект достаточно эффективным.

Каждую функцию производственного процесса следует при­вязать к определенному ресурсу. Например, некоторые функ­ции, реализуемые в цепочке поставок, можно привязать к скла­ду и т.п.

По завершении этого этапа в распоряжении предприятия оказывается список необходимых ресурсов, а для каждого ре­сурса — список функций, которые он должен будет выполнять.

Привлечение ресурсов по контрактам применительно к вир­туальному предприятию состоит в том, чтобы найти требуемые ресурсы вне структуры виртуального предприятия. Идея заклю­чается в том, чтобы, опираясь на сравнение результатов или финансовых обязательств различных поставщиков с эталонны­ми показателями в данной отрасли, выбрать наилучшего по­ставщика для каждого ресурса с учетом ранее составленных спе­цификаций функций.

Привлечение ресурсов по контракту позволит сократить раз­мер стартового капитала для основания нового дела, поскольку большинство необходимых ресурсов будет привлекаться на кон­трактной основе и оплачиваться по мере предоставления услуг. Предприятие, внедряющее новые продукты и услуги, опирается на инвестиции, персонал, инструменты и методологии, которые уже существуют. Сокращается время, необходимое для пуска в эксплуатацию виртуального предприятия по сравнению с тради­ционными предприятиями.

Руководство виртуального предприятия должно осознавать, что придется эксплуатировать сложный комплекс ресурсов, под­контрольных множеству различных и независимых организаций.

Важнейшие инструменты, позволяющие автоматизировать про­цесс управления виртуальным предприятием, будут охарактери­зованы в разд. 4.4.

Интернет предоставляет универсальную коммуникационную и презентационную среду, которая позволяет эффективно раз­вертывать приложения в любом месте и при низких затратах благодаря общепризнанным и довольно широко поддерживае­мым стандартам.

Без соответствующего инструментария стоимость эксплуа­тации такого сложного комплекса может свести на нет эффект от ожидаемых преимуществ.

Мониторинг производственных процессов виртуального предприятия охватывает ряд экономических субъектов и осу­ществляет контроль за выполнением каждым субъектом своих контрактных обязательств. Результаты решения задачи монито­ринга и управления качеством продукции/услуг, предоставляе­мых каждым субъектом в цепочке, являются промежуточным результатом автоматизации всех бизнес-процессов.

Управление в рамках виртуального предприятия, как прави­ло, осуществляет один из субъектов, который организует и на­правляет деятельность остальных. Команда менеджеров решает следующие задачи:

• прогнозирование рыночных возможностей для определе­ния объема необходимых ресурсов и постоянная корректировка этого прогноза;

• активный маркетинг планируемых продуктов/услуг и их защита всеми доступными законными средствами;

• заключение контрактов на поставку необходимых ресурсов;

• постоянное сравнение ресурсов, привлекаемых по кон­тракту, с эталонами и привлечение альтернативных ресурсов там, где это целесообразно, и др.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 440.