В основе эффективности сетевых технологий лежат следующие их свойства:
• независимость от времени — информационные ресурсы доступны 24 часа в сутки;
• независимость от места дислокации компьютеров, на которых хранится обрабатываемая информация;
• устойчивость к повреждениям — в случае повреждения целостности сети и выхода из строя части узлов сеть будет продолжать функционировать и передавать данные по назначению до тех пор, пока существует хотя бы один путь, по которому это осуществимо;
• целостность — отдельные части сетей работают независимо, но в едином информационном пространстве;
• высокая скорость передачи данных, которая зависит от характеристик используемого оборудования.
Эффективность сетевых технологий определяется также возможностью немедленно отреагировать на обращение, т.е. интерактивным режимом.
Таблица 3.9
В табл. 3.9 приведены свойства различных информационных технологий, позволяющих вести диалог.
Интернет все активнее вовлекается в сферу бизнеса для ведения деловых операций. Множество компаний различных стран мира, в том числе такие крупные корпорации, как IBM, AT&T, Ford, Merrill Lynch, J.P.Morgan, Dun & Bradstreet, J.C.Penney, Mitsubishi и др., уже попали в число клиентов сети или намерены в ближайшее время стать ими.
Некоторые компании немало выиграли от использования Интернета, получив весьма ощутимое преимущество в конкуренции. Ряд компаний использует сеть для виртуальных «встреч» с потребителями. IBM же знакомит пользователей сети с материалами своего журнала «Think» о деятельности корпорации, ее продукции и новостях фирмы в области НИОКР.
Сеть Интернет является эффективным средством рекламы, маркетинга, сбыта продукции и послепродажного обслуживания клиентов.
Глобальные сети заменяют телефон, факс, экспресс-почту и прочие средства коммуникации, помогают фирмам наладить прямые контакты с покупателями продукции, выведя отношения с ними на новый уровень, позволяющий получать оперативную информацию о конъюнктуре рынка и изменениях в структуре потребительского спроса.
На эффективность использования в экономике сетевых технологий, с точки зрения потребителей, большое влияние оказывают особенности глобальных сетей, к которым относятся:
• коммуникационный простор, не ограниченный ни во времени, ни в пространстве;
• четко определенные каналы доступа;
• полная прозрачность рынка — условия конкурентов можно выяснить в считанные секунды;
• активные пользователи, готовые понести определенные издержки;
• явная эффективность для клиента;
• возможность разбивки клиентов на группы;
• возможность статистического анализа поведения пользователей;
• возможность оперативной передачи актуализированной информации;
• возможность расширения функций системы.
Менеджеры российских предприятий, использующие сетевые технологии, должны уметь определять экономический эффект от затрат на создание сетевых серверов, баз данных, линий связи и др. Эффективность использования информационных технологий в различных сферах экономической деятельности — торговле, бизнесе, рекламе, издательском деле и др. — может быть представлена различными показателями.
Эффективность использования информационных технологий в электронной торговле (ЕТОРГ), например, для случая реализации на веб-сервере виртуального магазина определяется как соотношение между посетителями, перешедшими к активным действиям по приобретению товаров (SПТОВ) и общим количеством посетителей сервера ( S ):
(3.3)
Эффективность использования веб-сервера может быть оценена несколькими показателями.
1. Эффективность различных входов на сервер (Еистi ) — характеризует частоту использования различных источников для привлечения посетителей на сервер. Определяется как отношение посетителей, воспользовавшихся данным источником (Sистi), к общему количеству посещений сервера ( S0):
(3.4)
где i — наименование данного источника.
2. Оценка эффективности посещаемости веб-страниц сервера (Естрi ) — характеризует популярность страниц сервера. Определяется для каждой страницы как отношение посещений страницы ( Sстрi) к общему количеству посещений сервера ( S0):
(3.5)
где i — наименование соответствующей страницы.
3. Количество повторных посещений (КП) — характеризует выполнение второй основной функции веб-маркетинга после первоначального привлечения посетителей на сервер, а именно достижение максимального числа повторных посещений сервера. Этот показатель определяется как величина, равная отношению общего количества посещений сервера ( S0) к числу его посетителей ( S ):
(3.6)
4. Эффективность баннерной рекламы (Ебi) зависит от числа посетителей, которые благодаря рекламе воспользовались баннером-ссылкой, и перешли на веб-сервер фирмы. Величина показателя Ебi определяется как отношение числа посетителей страницы, на которой размещен баннер (S6i), к числу «кликнувших» на него (S0i):
(3.7)
где i — наименование ссылки.
Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. Что касается показателя экономической эффективности использования сетевых технологий, то известно, что он может быть определен как отношение результата, получаемого от их применения, к затратам, необходимым для достижения данного результата.
Таким образом, экономическая эффективность (Е) может быть рассчитана следующим образом:
(3.8)
где | Э | — экономия на издержках производства продукции и услуг, получаемая за счет использования сетевых технологий в бизнесе, торговле, рекламе и т.п.; |
З | — затраты, имеющие место при использовании сетевых информационных технологий. |
Разумеется, без капитальных вложений на использование в производстве информационных технологий не обойтись ни одной фирме, которая хотела бы информационное преимущество перед конкурентами превратить в экономическое.
Эффективность затрат в условиях рыночной экономики может быть определена из уравнения:
(3.10)
где | Bi | — стоимостная оценка результатов использования сетевых технологий в производстве; |
Ci | — дополнительные эксплуатационные издержки (расходы) при внедрении сетевых технологий в i-м периоде; | |
Ki | — единовременные капитальные затраты в i-м периоде (году); | |
N | — число расчетных периодов (лет); | |
ip | — номер периода (года) получения результатов от применения сетевых технологий; | |
r | — расчетная процентная ставка, ставка дисконта для периода (года). |
Определив или задав величины Bi , Ci , Ki, N, можно рассчитать оценку эффективности применения сетевых технологий, которая будет определяться величиной r .
Уравнение (3.10) можно заменить неравенством:
(3.11)
где rH — нормативное значение процентной ставки (показателя эффективности).
Если неравенство (3.11) соблюдается, то вкладывать средства в использование сетевых технологий целесообразно.
Оценка эффективности будет более точной, если в уравнение (3.10) ввести коэффициенты, учитывающие налоги на прибыль и инфляцию.
Таким образом, для определения экономической эффективности необходимо определить основные статьи затрат и снижения расходов за счет использования сетевых технологий.
Источники затрат можно разделить на единовременные капитальные затраты и эксплуатационные расходы.
К единовременным капитальным затратам можно отнести:
• инвестиции на первоначальный анализ и планирование;
• затраты на приобретение необходимого оборудования (например, веб-сервера);
• затраты на приобретение программного обеспечения;
• инвестиции на организацию линий связи и сопутствующее оборудование;
• затраты на приобретение вспомогательного оборудования (например, компьютерной техники для обновления информации на веб-сервере, выполнения функций по обеспечению его работоспособности и др.);
• инвестиции на подготовку и переподготовку кадров, в случае если какие-либо функции по обеспечению работоспособности веб-сервера обеспечиваются внутренними ресурсами предприятия.
К эксплуатационным расходам относятся:
• заработная плата обслуживающего персонала;
• расходы на вспомогательные материалы;
• взносы за доменное имя;
• арендная плата за каналы связи;
• плата провайдеру за предоставление доступа к веб-серверу, за предоставление места на собственном сервере или за обслуживание веб-сервера предприятия в случае размещения его у провайдера;
• амортизационные отчисления;
• дополнительные расходы в случае привлечения сторонних фирм для развития сервера, его дизайна, выполняемых функций;
• расходы на проводимые рекламные кампании и т.д.
При этом следует учесть, что кроме снижения затрат присутствие фирмы в сети может принести прибыль за счет:
• повышения имиджа торговой марки компании;
• продвижения товаров фирмы;
• привлечения новых потребителей;
• добавления нового канала распространения продукции;
• улучшения сервисного обслуживания текущих и потенциальных потребителей.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 311.