Оценка стоимости предприятий в сетевой экономике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Фирма в системе предпринимательства является не только производителем товара, работ и услуг, но и сама может высту­пать рыночным товаром. Когда фирма выступает рыночным товаром, можно ее стоимость в определенной степени отождествить со стоимостью бизнеса, которым она занимается.

Возрождение и становление оценочной деятельности на рын­ке недвижимости обусловлено развитием рыночных преобразований во всех сферах российской экономики, в том числе и сетевой.

В основу оценки стоимости предприятия можно положить ряд оценочных принципов, полученных из многолетнего опыта экспертов-оценщиков:

1. Принцип пользователя предприятием.

2. Принципы, связанные с оценкой земли, зданий, соору­жений и другого имущества, составляющего единый имуществен­ный комплекс предприятия.

3. Принципы, связанные с внешней рыночной средой.

4. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования имущественного комплекса предприятия.

При стоимостной оценке предприятия в сетевой экономике могут быть задействованы все принципы оценки, но с разным весом.

1. Принципы пользователя предприятием включают в себя принципы полезности, замещения и ожидания. Полезность рас­сматривается как способность предприятия удовлетворять по­требности пользователя в данном месте и в течение определен­ного периода времени и в конечном счете обычно выражается в виде потока денежного дохода. Принцип замещения полагает, что максимальная стоимость предприятия определяется наимень­шей стоимостью, по которой может быть приобретено другое предприятие с эквивалентной полезностью. Стоимость действу­ющих предприятий, приносящих доход, определяется ожидае­мой будущей прибылью, которая может быть получена от исполь­зования имущества предприятия, а также размером денежных средств от его перепродажи.

2. Принципы, связанные с оценкой земли, зданий, соору­жений и другого имущества, составляющего единый имуществен­ный комплекс предприятия, включают в себя:

• остаточную продуктивность, определяемую как чистый до­ход, отнесенный к стоимости земли;

• сумму, на которую увеличивается (уменьшается) стоимость предприятия, или чистая прибыль, полученная от него вслед­ствие какого-либо улучшения или дополнения к действующим факторам производства;

 

• возрастающую или уменьшающуюся отдачу, которая оз­начает, что по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая прибыль имеет тенденцию увеличиваться растущими темпами до определенного момента;

• оптимальный размер фирмы, который характеризуется объемом отдельных факторов производства, позволяющим обес­печивать получение максимальной прибыли от функциониро­вания предприятия в соответствии с рыночной конъюнктурой.

3. В группу принципов, связанных с внешней рыночной средой, входят принципы зависимости, соответствия предложения и спроса, конкуренции.

Принцип зависимости означает, что на стоимость предпри­ятия влияет множество факторов. С другой стороны, производ­ственная деятельность и месторасположение оцениваемого предприятия влияют на стоимость объектов недвижимости и других предприятий, находящихся в данном регионе. Предложе­ние измеряется количеством продаваемых предприятий, имею­щихся на рынке по данной цене, спрос — количеством предпри­ятий, которые хотят приобрести по данной цене. Конкуренция обостряется в тех сферах экономики, где намечается рост при­были, а к ним как раз относится сетевая экономика. Обостре­ние конкуренции ведет к росту предложения и снижению при­были (если не увеличивается спрос).

4. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования предприятия является основным принципом оценки его стоимости, так как он определяет выбор факторов, влияю­щих на стоимость предприятия. Этот принцип предусматривает такое использование предприятия, которое обеспечит ему наи­высшую текущую стоимость на выбранную дату оценки, и яв­ляется объединяющим для всех других принципов оценки сто­имости.

Существует достаточно большое количество методов оцен­ки предприятий, имеющих свои положительные и отрицатель­ные качества. Выделяется целая группа методов, базирующихся на прошлых и текущих данных о состоянии оцениваемого пред­приятия:

• метод оценки балансовой стоимости;

• метод оценки стоимости замещения;

• метод оценки ликвидационной стоимости.

В основе этих методов лежит оценка активов. Однако ситу­ация на рынке может резко измениться. Ранее высокоприбыльные предприятия станут малоприбыльными или даже убыточ­ными и наоборот, что, безусловно, должно отразиться на цене предприятия. Следовательно, нельзя оценивать предприятие только на основе информации о прошлом и даже настоящем его состоянии. Существуют методы, базирующиеся на прогно­зах будущих финансовых результатов предприятия. В условиях Сетевой экономики для более точных оценок стоимости бизне­са целесообразно использовать оба подхода.

К методам, базирующимся на оценке будущих доходов пред­приятия, относятся:

• метод оценки периода окупаемости;

• метод оценки чистой текущей стоимости и внутренней нормы окупаемости;

• метод капитализации чистых доходов.

Метод оценки балансовой стоимости и скорректированной ба­ лансовой стоимости характеризует стоимость предприятия через накопленный им в прошлом потенциал. В соответствии с меж­дународными принципами бухгалтерского учета балансовая сто­имость предприятия представляет собой разницу между стоимо­стью активов предприятия за вычетом стоимости их износа и обязательств предприятия.

Этот метод позволяет быстро и достаточно просто устано­вить размер активов, которыми фактически располагает пред­приятие.

Главный недостаток метода оценки активов по балансовой стоимости заключается в том, что они не отражают прибыль, которую получает или может получить предприятие в будущем от использования своих активов. Поэтому если в качестве кри­терия оценки брать только чистую балансовую стоимость, не исключено, что предприятие, имеющее большой объем чистых активов, будет оценено выше, но принесет существенно мень­шую прибыль. Данный метод для оценки стоимости предприя­тий сетевой экономики применять не следует. Как правило, ба­лансовый метод используется при оценке предприятий с низкой платежеспособностью.

Метод оценки стоимости замещения базируется на оценке текущей стоимости активов, необходимых для того, чтобы в дан­ный момент начать такой же бизнес и достичь аналогичного положения на рынке. Метод включает в себя определение эко­номической стоимости имущества предприятия путем установ­ления стоимости замещения оцениваемой собственности с уче­том поправок на ее износ из-за потери стоимости. Величина этих потерь определяется невозможностью выполнять прежние функции, ростом конкуренции в регионе, воздействием вне­шних природных факторов и условий эксплуатации активов.

При использовании метода оценки стоимости замещения в отличие от метода оценки балансовой стоимости оцениваются также нематериальные активы (Goodwill), стоимость создания системы управления предприятием и т.п.

Метод оценки стоимости замещения более реалистичен, чем метод оценки балансовой стоимости, так как он базируется на текущей стоимости активов и поэтому в большей степени приго­ден для оценок в условиях инфляции. Современные активы, как правило, технически более совершенны, что затрудняет прямое

их сравнение с ранее использовавшимися активами и требует при­менения соответствующих поправочных коэффициентов.

Метод оценки ликвидационной стоимости используется глав­ным образом для оценки стоимости предприятия, которое не приносит дохода и не имеет перспектив развития. Может быть применен в сетевой экономике для оценки предприятий в кон­це его жизненного цикла. Как известно, ликвидационная сто­имость меньше балансовой стоимости на величину ликвидаци­онных издержек, включающих комиссионные при продаже бизнеса, расходы на реализацию товарных запасов, на сбор дебиторской задолженности, на увольнение персонала и др. Ликвидационная стоимость определяет минимальную цену пред­приятия при его продаже в случае высокой вероятности банк­ротства предприятия.

Метод капитализации дохода использует информацию о про­шлом и настоящем экономическом состоянии бизнеса. Он ба­зируется не столько на оценке активов, сколько на оценке до­ходов от бизнеса.

Суть этого метода заключается в определении величины еже­годных чистых доходов предприятия. На основе их величины и норм капитализации рассчитывается цена предприятия, прино­сящего данный объем чистых доходов. Увеличение прибыльно­сти бизнеса повышает цену предприятия при его продаже.

Под чистым доходом обычно понимается сумма чистой при­были и амортизации. При расчете чистого дохода важно пра­вильно выбрать период времени, за который проводятся рас­четы. Для расчетов можно использовать данные о доходах за несколько периодов в прошлом и прогнозы на ближайшее бу­дущее.

Рассматриваемый метод требует также определения ставки капитализации.

Под капитализацией подразумевается процедура переводов потока доходов в показатель текущей стоимости для данного объекта путем деления показателя доходов на норму капитали­зации. Под нормой капитализации иногда понимают величину нормы дисконта.

Если средний чистый доход будет определен, то рыночная цена предприятия на основе этого метода исчисляется следую­щим образом:

Рыночная предприятия

=

средний чистый доход
ставка отдачи

Значение ставки мультипликатора, или ставки капитализа­ции, зависит от устойчивости дохода предприятия. Если пред­приятие имеет устойчивый рост прибыли, выбирается более низкая ставка отдачи, что приводит к увеличению рыночной цены предприятия. При нестабильной прибыли предприятия ставку капитализации увеличивают.

Метод дисконтирования денежных потоков используется для оценки будущих чистых доходов предприятия. При этом необ­ходимо выполнить следующие действия:

• спрогнозировать будущие денежные потоки;

• определить соответствующую дисконтную ставку;

• продисконтировать будущие денежные потоки;

• определить сумму дисконтированных денежных потоков для определения чистой текущей стоимости.

Наиболее сложным и ответственным моментом оценки пред­приятия этим методом является составление прогноза доходов (или денежных потоков) предприятия на ближайший период времени.

Чистый денежный поток должен рассчитываться следующим образом:

чистый денежный поток = балансовая прибыль

предприятия от реализации продукции ± внереализационные

доходы (расходы) налоги + амортизация —

капитальные вложения в оборотные средства +

+ увеличение долгосрочной задолженности —

— уменьшение долгосрочной задолженности.

Главный вопрос при оценке предприятия — выбор величи­ны ставки дисконтирования. В широком смысле под нормой дисконта понимается ожидаемая норма рентабельности на аль­тернативные инвестиционные проекты с аналогичным уровнем риска. Это, по сути дела, та норма рентабельности, которую ожидают инвесторы на свои вложения и которая может побу­дить их к инвестированию в предприятия сетевой экономики.

После определения величины будущих доходов предприя­тия и ставки дисконта можно осуществить дисконтирование будущих денежных потоков. Сумма дисконтированных денежных потоков определит чистую текущую стоимость, которая по­казывает экономическую выгоду инвестора с учетом того, что инвестиции он осуществляет сегодня, а доходы будет получать в будущем.

Метод оценки с помощью дисконтированных денежных потоков позволяет оценить будущую доходность предприятия, учесть риск инвестиций и возможные темпы роста инфляции, что позволяет применять этот метод для определения рыночной цены предприятий.

Если темпы роста инфляции не поддаются прогнозирова­нию, применение этого метода весьма ограничено.

Метод рыночных сравнений состоит в сопоставлении стоимо­сти оцениваемого предприятия и предприятия-аналога. Главным сложность метода состоит в том, чтобы найти предприятие, Которое по своим параметрам в полной мере соответствовало бы оцениваемому. Для определения рыночной стоимости пред­приятия используют соотношения:

рыночная стоимость оцениваемого предприятия

=

рыночная стоимость предприятия - аналога
величина показателя, который может быть точно измерен на оцениваемом предприятии величина соответствующего показателя предприятия-аналога

 

В знаменателе этих соотношений переменной величиной является показатель, который может быть точно измерен и от величины которого зависит рыночная стоимость предприятия. Например, такой переменной величиной может служить доход ОТ оцениваемого бизнеса.

Таким образом, рыночная стоимость предприятия может быть определена следующим образом:

рыночная стоимость оцениваемого предприятия

=

Рыночная стоимость предприятия- аналога Величина показателя, характеризующего оцениваемое предприятие

величина соответствующего

показателя предприятия - аналога

 

При использовании метода рыночных сравнений правиль­ный выбор переменного показателя так же важен, как и выбор предприятия-аналога с похожими параметрами. При выборе предприятия-аналога обращают особое внимание на сопоставимость таких показателей, как однородность производимой продукции, подобие структуры активов и пассивов, штатного состава, до­ходность, конкурентоспособность и др.

 

В аналогичных предприятиях соотношения между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, денежный поток, дивидендные выплаты, объем реализации, ба­лансовая стоимость активов, в значительной степени совпадают.

Рассчитывается соотношение между ценой продажи и ка­ким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу, которое называется мультипликатором.

Например, необходимо оценить компанию, получившую в истекшем году чистую прибыль в размере 10 млн. руб. Известно, что недавно была продана сходная компания за 200 млн. руб., чистая прибыль которой составила 20 млн. руб. Мультиплика­тор цена/чистая прибыль по компании-аналогу равен 200 : 20=10. Стоимость оцениваемой компании составит 10 млн. руб. • 10 = = 100 млн. руб.

Основное преимущество сравнительного подхода состоит в том, что в основе оценки лежат рыночные данные о ценовой информации. Другое достоинство — отражение реального спро­са и предложения на данный объект инвестирования.

Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существен­ных недостатков:

• базой для расчета мультипликаторов служат ретроспек­тивные данные;

• для определения степени аналогичности сравниваемых компаний с оцениваемой, а также для расчета всех мультипли­каторов нужно располагать разносторонней финансовой инфор­мацией, которая не всегда достоверна;

• абсолютно сходных предприятий практически не существует.

Сопоставимость аналогичных фирм с оцениваемой опреде­ляется на основе анализа баланса фирмы и отчетов о прибылях и убытках. Финансовый анализ состояния фирм позволит уста­новить ранг оцениваемой фирмы в списке фирм-аналогов, выб­рать вид мультипликатора для оценки и внести соответствую­щие корректировки в расчет цены.

Для удобства экспертов, использующих те или иные муль­типликаторы для оценок стоимости фирм, мультипликаторы можно сгруппировать следующим образом:

1)

цена фирмы

;

цена фирмы

.

прибыль денежный поток

2)

цена фирмы

.

 

 

дивиденды, выплаты  

3)

цена фирмы

;

цена фирмы

.

выручка от реализации физический объем производства

4)

цена фирмы

.

балансовая стоимость активов

           

 

Первая группа мультипликаторов чаще всего используется для определения цены, так как информация о прибыли оцениваемой фирмы и предприятий-аналогов является наиболее дос­тупной. Для мультипликатора может быть выбран любой показа­тель прибыли (чистая прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов и т.д.).

Величина мультипликатора цена фирмы / прибыль существенно зависит от методов бухучета. Если в качестве аналога выступает зарубежная фирма, необходимо привести системы распределе­ния прибыли к единым стандартам. Только после проведения всех необходимых корректировок может быть достигнут необ­ходимый уровень сопоставимости показателей, позволяющий использовать мультипликатор.

В качестве базы для расчета данного мультипликатора мож­но использовать не только годовую сумму прибыли, но и, на­пример, среднегодовую сумму прибыли, исчисленную за после­дние пять лет.

Для расчета мультипликатора цена фирмы / денежный поток можно использовать любой показатель прибыли, увеличенный на сумму начисленной амортизации. Таким образом, появляет­ся многовариантность в расчетах.

Диапазон полученных резуль­татов может быть достаточно широким, что позволяет эксперту, оценивающему стоимость фирмы, выявить область оценочных величин.

Крупные предприятия лучше оценивать на основе чистой прибыли, мелкие фирмы — на основе прибыли до уплаты нало­гов, поскольку в этом случае устраняется влияние различий в налогообложении.

Мультипликатор цена / денежный поток предпочтителен при оценке предприятий, в активах которых преобладает недвижимость. Если предприятие имеет достаточно высокий удельный вес актив­ной части основных фондов, то достаточно объективный резуль­тат даст использование мультипликатора цена / прибыль.

Мультипликаторы второй группы могут рассчитываться на базе как фактически выплаченных дивидендов, так и потен­циальных дивидендных выплат. Под потенциальными дивиден­дами понимаются типичные дивидендные выплаты по группе сходных предприятий, исчисленные в процентах к чистой при­были.

Если оценка проводится в целях поглощения предприятия, способность выплачивать дивиден­ды не имеет значения. При оценке контрольного пакета акций ориентируются на потенциальные дивиденды, так как инвестор получает право определения дивидендной политики.

Третья группа мультипликаторов широко используется при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование и т.д.). Достоинством мультипликаторов этой группы является их уни­версальность, которая избавляет эксперта от необходимости проводить сложные корректировки, потому что мультиплика­тор цена фирмы / выручка от реализации не зависит от методов бухучета. При оценке фирмы, которая должна быть поглощена другой компанией, следует ориентироваться на этот мультипли­катор, поскольку он исключает возможность повышения цены за счет искусственного кратковременного роста прибыли. Та­ким образом, данный мультипликатор даст объективную оцен­ку при стабильности объема выручки от реализации в будущем. Мультипликатор цена фирмы / физический объем производ­ства - разновидность мультипликатора цена фирмы / выручка от реализации. Цена фирмы сопоставляется не со стоимостным, а с натуральными показателями, которые могут отражать физи­ческий объем производства, производственные мощности и т.п. Четвертая группа мультипликаторов может применять­ся для оценки холдинговых компаний или в случае необходимо­сти быстрой реализации крупного пакета акций. Финансовой базой для расчета являются чистые активы оцениваемой фирмы и компаний-аналогов. Данные для расчетов по этой группе муль­типликаторов можно брать из балансовых отчетов компаний. Так как абсолютно идентичных фирм не существует, область мультипликаторов всех групп достаточно размыта. В связи с этим прибегают к вычислению средних или средневзвешенных величин мультипликаторов.

К примеру, предположим, что диапазон изменения мульти­пликатора цена фирмы / балансовая стоимость, взятый по 11 фирмам-аналогам, лежит в пределах 2,1—6,9. Среднее значение этого мультипликатора будет равно 4,5.

Данный мультипликатор может хорошо коррелировать с не­которыми другими финансовыми показателями состояния фирмы, например с показателем доход фирмы / величина собствен­ного капитала. Этот показатель можно просчитать для всех фирм-аналогов и также определить диапазон его изменения и определить среднюю или средневзвешенную величину. Затем необходимо внести корректировку при выборе значения мульти­пликатора цена / балансовая стоимость с учетом величины выб­ранного финансового показателя.

Сравнительный подход позволяет эксперту по оценке сто­имости фирмы использовать все возможные варианты мульти­пликаторов. Простую среднюю величину каждого мультиплика­тора для оценок выбирать все же не стоит. Наиболее правильным способом определения итоговой величины представляется учет веса каждого выбранного мультипликатора (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Наименование мультипликатора Значение мульти­пликатора Удельный вес Итог
Цена фирмы /чистая прибыль 8 0,4 3,2
Цена фирмы /денежный поток 12 0,3 3,6
Цена фирмы /балансовая стоимость 15 0,3 4,5

Итоговое значение мультипликатора                                             11,3

 

Стоимость фирмы, полученная с использованием итогового значения мультипликатора, в дальнейшем корректируется с уче­том скидок, наличия активов непроизводственного назначения, величины собственного оборотного капитала и др.

Расчет стоимости фирмы методом дисконтирования денеж­ного потока позволит получить более точные оценки с учетом прогнозирования результатов его функционирования. По мере стабилизации экономики этот метод будет все чаще использо­ваться на практике.

Расчет стоимости фирмы методом дисконтирования денеж­ных потоков продемонстрируем на конкретном примере. Гипо­тетическое виртуальное предприятие «ПР» последние два года работало достаточно хорошо, и за последний год чистая при­быль составила 25 млн. руб. При этом стоимость основных средств оценивалась в 6 млн. руб.

Предполагается, что в последующие три года будут достиг­нуты следующие показатели: средний годовой прирост чистой прибыли — 20%, ежегодный рост стоимости основных средств - 10% их среднегодовой величины, амортизационные отчисле­ния — 15% стоимости основных средств ежегодно.

Развитие производства потребует увеличения оборотных средств за счет прибыли на 150 тыс. руб. ежегодно. Ежегодные капитальные вложения оцениваются 10% среднегодовой стоимо­сти основных средств.

Норма дисконта К на весь период принимается равной 30%.

Для оценки стоимости предприятия «ПР» необходимо про­вести ряд расчетов. Сначала определим величину годовой при­были, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, за прогнозируемый период. Так как за последний год прибыль составила 25 млн. руб., то именно эту величину при­мем за базу для расчетов на трехлетний период с учетом средне­годового прироста прибыли в 20%.

Величина прибыли, остающейся в распоряжении предприя­тия после уплаты налогов, за 1-, 2- и 3-й годы составит 30; 36 и 43,2 млн. руб. соответственно.

Размер основных средств за эти же три года может быть рассчитан по данным условия задачи и составит 6,6; 7,26 и 7,99 млн. руб. Ежегодный прирост оборотных средств, как сле­дует из условия задачи, составит 0,15 млн. руб.

Амортизация, рассчитанная за 1-, 2- и 3-й годы прогнозиру­емого периода, составит 0,99; 1,09 и 1,20 млн. руб. за вышеука­занные периоды.

Денежный поток за каждый период может быть подсчитан следующим образом:

денежный поток = чистая прибыль + амортизация прирост оборотных средств —
 —капитальные вложения.

Далее рассчитаем текущую стоимость денежных потоков с учетом коэффициента дисконтирования по годам за выбран­ный период. Результаты расчета необходимых показателей для определения стоимости фирмы методом дисконтирования де­нежного потока приведены в табл. 5.3.

Таблица 5.3

 

 

№ стро­ки

Наименование показателя

Прогнозируемый период по годам

1-й 2-й 3-й
1 Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, млн. руб. 30 36 43,2
2 Стоимость основных средств, млн. руб. 6,6 7,26 7,99
3 Прирост оборотных средств, млн. руб. 0,15 0,15 0,15
4 Амортизация, млн. руб. 0,99 1,09 1,20
5 Капитальные вложения, млн. руб. 0,66 0,73 0,8
6 Денежный поток (стр.1 + стр.4 — стр.3 — — стр.5), млн. руб. 30,18 36,21 43,45
7 Коэффициент дисконтирования (1/(1+R/100)) 0,77 0,59 0,46
8 Текущая стоимость будущих доходов (стр.6  стр.7), млн. руб. 23,24 21,36 19,99

Сумма текущей стоимости будущих доходов составит 65,48 млн. руб.

Остаточную стоимость имущества фирмы можно определить исходя из размеров ее денежного потока за последний (третий) год и заданной нормы дисконта, которую можно считать за внут­реннюю норму рентабельности фирмы.

Остаточная стоимость имущества к концу третьего года мо­жет быть оценена по формуле:

Остаточная текущая стоимость имущества фирмы

=

Величина денежного потока
за 3–й год

х

Внутренняя норма окупаемости

 

 

 

х

коэффициент дисконтирования

 

 
               

Таким образом, стоимость фирмы может быть определена как сумма текущей стоимости будущих доходов и остаточной текущей стоимости имущества к концу третьего года, т.е. соста­вит 132,1 млн. руб.


 




Дата: 2019-03-05, просмотров: 272.