Русский национальный костюм разных сословий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эпоха Московской Руси – это период расцвета национальной культуры и искусства. Он всегда привлекал к себе внимание талантливых художников и писателей более поздних времен.

Костюм Московской Руси XV – XVII вв. сохраняет основные части костюма Киевской Руси: большую длину одежды, не отрезной крой; манеру ношения и отделку.

Однако, как отмечает Н.М.Каминская, появляется и целый ряд новых особенностей, отличающих костюм Московской Руси от Костюма Киевской Руси:

1. появление распашной одежды, которая застегивалась у женщин до низа, а у мужчин – только до пояса;

2. значительное расширение ассортимента одежды знати, его социальное расслоение;

3. увеличение объема и длины одежды;

4. дальнейшее развитие декоративности путем использования тканей, вышивки, украшений.

Рубаха и порты, составляющие основу мужского костюма, не претерпевали существенных изменений. В рубахе разрез горловины переместился с середины влево, появляется рубашка – косоворотка. Длина ее стала меньше. Появились различные по назначению рубахи.

Поверх рубахи надевали зипун – распашную одежду полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением.

Характерной мужской одеждой этого периода была также шуба – распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с длинными рукавами и отложным воротником. Верх шубы обычно покрывали тканью, подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, овчины. 

Такие формы костюма, как ферязь и охабень, появились в одежде дворян и бояр как выражение их сословий принадлежности и имущественного положения.

Немалую роль играли в костюме пояса и кушаки из кожи, шелка, парчи, бархата, простой веревки, вышитые золотом, жемчугом, драгоценными камнями, металлическими бляхами, галуном. Часто к поясам подшивали украшения и небольшую сумку – кошелек калиту. Благодаря разной манере ношения пояса подчеркивали особенности фигуры.

Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси. В конструктивном его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды.

Нижней одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или парчи.

Наряду с сарафанами в женском костюме продолжали носить старинные запону, нагрудник, поневу, передник. Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась на плечевых лямках. Душегрею надевали поверх сарафана и рубахи, шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой.

Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные женщины, был летник – глухая одежда прямого покроя, расширенная за счет боковых клиньев до 4 м внизу.

 Распространенной верхней одеждой была телогрея. Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминали шубу, но являлась распашной одеждой с пуговицами или завязками.

Так же как в Киевской Руси, головной убор продолжает быть композиционным центром костюма. Венец украшают жемчужные пряди с подвесками – рясы вдоль щек, поднизь - на лоб. В косу девушки вплетали золотые, серебряные, жемчужные нити, цветные шнурки, треугольные украшенные накосники в конце косы. У замужних женщин получил широкое распространение головной убор кика, носимый поверх повойника и состоящий из обруча, чехла – «сороки» и назатыльника. Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью. В холодное время года женщины носили меховые шапки горлатные или колпаки с околышем.

Наиболее распространенными украшениями костюма были ожерелья, серьги, перстни, браслеты, булавки.

Женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До XVII в. обувь была без каблуков, затем появляется высокий каблук.

Костюм царя и царицы отличался от одежды знати только в особо торжественных случаях. Тогда он состоял из царского платна – распашной длинной одежды, очень расширенной книзу, с широкими короткими рукавами. Линия застежки встык, борта, низ плата и низ рукавов обшивались декоративной полосой. Сверху надевался круглый широкий воротник – барма и головной убор – тулья конусообразной формы с меховым околышем.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.