Формирование белорусского народного костюма. Развитие ткачества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одежда является важной этнической приметой народности и нации. Народная одежда белорусов – это яркое достояние национальной культуры нашего народа.

Одежда, как произведение декоративно-прикладного искусства во все времена является примером настоящего мастерства и искусства. Историческое развитие белорусской народной одежды проходило под влиянием природно-климатических и социально-экономических условий. Одежда соответствовала также моральным требованиям и эстетическим вкусам простых людей.

Белорусская народная одежда формировалась на протяжении столетий. Основные ее виды, способы пошива, колористические и орнаментальные особенности начали складываться в конце ХІІІ века, одновременно с формированием белорусской народности. В костюме белорусов заметно влияние костюмов русских, украинцев, литовцев и поляков. В XIII веке (как вы помните из истории костюма) в Западной Европе разрабатывались основные способы и приемы кроя, совершенствовалось швейное мастерство, что привело к существенным изменениям в одежде. Почти все виды одежды у белорусов были накладные (кроме “спадніцы”), а общим эстетическим требованием были простота и статичность. В праздничный, а затем и повседневный комплект одежды в 14-16 веках входили:

- сорочка ( «кашуля»)

- андарак (зимняя юбка « спадніца»)

- жилет («гарсэт»)

- намитка ( головной убор).

С развитием кроя сорочка «кашуля» усложнилась отложным воротником, а свита (верхняя одежда)- вытачками для создания объема и прилегания, овальным кроем проймы и оката рукавов.

Ткани для пошива одежды изготавливали в домашних условиях вплоть до XX века. Археологи нашли на Беларуси много образцов тканей времен Полоцкого и Туровского княжеств (Х-Х! века нашей эры). В летописях белое льняное полотно упоминалось наравне с ценным шелком и сукном.

Основным материалом для ткачества издревна служили лен, конопля и шерсть.

Лен рвали вручную, расстилали на влажном лугу, позже немного немного подсушивали. Затем лен мяли на специальной «мялице», трепали специальным приспособлением (деревянной лопаткой «трепашкой»). Потом волокна расчесывали деревянными гребнями, чтобы очистить от костры и отделить длинные волокна от коротких.

Пряли волокна на прялке «прасніцы» при помощи веретена или самопрялки – калаврот с колесом. Часть пряжи красили натуральными красителями, а затем из окрашенной пряжи ткали полотно с узорами. Ткали также из неокрашенной пряжи, тогда готовое полотно отбеливали или красили в определенный цвет. Полотно ткали тонкое «кужэльнае» или грубое «згрэбнае», однотонное или с узором. Натуральные красители получали из почек деревьев, полевых цветов, травы и ягоды. Например, черную краску получали из отвара ольхи, дуба, шишек ели. Отвар листьев зверобоя давал красный и песочный тон.

Издавна на Беларуси была известна техника набивки тканей. Но большая часть одежды (кашулі, фартухі) шили из белого полотна и вышивали цветными нитками. Узоры вышивок делались в образе символов засеянного поля: квадратов, ромбов, треугольников, крестиков.

3.Общая характеристика белорусского народного костюма.

 

1.1. Женский костюм

Согласно тому, с чем носили сорочку “кашулю” в женском наряде выделяют четыре основных комплекса:

1-кашуля, спадніца и фартух;

2-кашуля, андарак или палатнянік, льняной фартух и жилет “гарсэт”;

3-кашуля, юбка (саян, андарак) к которой пришит лиф-жилет, льняной или ситцевый фартук;

4-сорочка, панева (типа плахты или фартуха запаски) суконный фартук, жилет и пояс “гарсэт”.

В женском костюме искусство белорусской народной одежды достигло наивысшего взлета фантазии и мастерства.

Рассмотрим основные виды одежды, входившие в костюм.

В зависимости от покроя в женской сорочке «кашуле» выделяют три основных типа:

- с прямыми плечевыми вставками;

- туникообразный;

- с кокеткой (з гесткай).

У горловины сорочка присборивалась и оформлялась отложным или стоячим воротником, разрез застегивался на пуговицу или кнопку. Низ рукава присборивался и оформлялся манжетой. Сорочку обильно вышивали на груди по переду и на рукавах. Белорусы верили в магическую силу красного ромбовидного орнамента.

Разнообразна поясная одежда белорусских женщин. Носили различные виды спадніц: андарак, палатнянік, летнік, а также паневы и фартукі.

Спадніцы могли быть однотонными (малиновый, темно-синий и др. цвета) в клетку, в поперечные или продольные полосы. Летние юбки часто были серебристо-белого цвета.

Фартук по композиционно-орнаментальному решению соответствовал решению сорочки «кашулі». Фартуки могли быть с тканым узором или белого льняного полотна. Их вышивали гладью нитками разных цветов или крестиком (чаще красно-черного цвета).Фартуки кроме вышивки украшали кружевами, макраме, оборками, защипами.

В женский праздничный наряд так же входил жилет «гарсэт». Он имел вид короткой безрукавки, плотно облегающей фигуру. Жилеты были укороченными или до середины бедер (Слуцкий строй). Шили «гарсэты» из мануфактурных (покупных) материалов: парча, шелк, бархат и из домотканых. Украшали их разноцветной тесьмой, пуговицами. Обязательным элементом костюма был пояс (тканый, вязаный или плетеный) красно-зеленого орнамента с кистями, бахромой .

Девушки носили 1-2 косы с вплетенными лентами, а головной убор – повязка (скиндачка, шлячок) наподобие узкого ручника, в праздники – венки. Замужние женщины носили (ручниковые головные уборы) хустки и намитки рогатистые (головач и сорока, канор, чепец).

Верхней одеждой у женщин были: суконные свиты ( в основном светлые) и катухи и кожушки из овчины. Спинка этих одежд имела сложный и интересный покрой. Зимой носили валенки, хромовые чаравики и постолы, а летом – лапти.

 

Мужской костюм.

Традиционный комплекс мужской одежды состоял из :

- полотняной рубашки-“кашулі”

- штанов – “нагавіц”

- жилета – “камізэлькі”.

Вышивали “кашулю” на груди, воротник, манжеты и низ изделия. “Кашулю” носили навыпуск, повязывали поясом с бахрамой.

Штаны-нагавицы для лета могли быть из сурового льнянового полотна светло-серые, суконные – в полоску, клетку.

Зимой поверх одних штанов надевали “суконнікі” из домотканого серого сукна без карманов.

Верхняя одежда – світы, кажухі, бурка, бурное

Головные уборы – соломенные шляпы или вяленая нагерка, зимой- шапки-ушанки.

Завершала ансамбль кожаная сумочка (шабета), которую одевали через плечо или подвязывали к поясу. В ней хранили вс5 необходимые мелочи.

Обувь: лапти, боты(сапоги)

 

4. Региональные особенности белорусской народной одежды.

 

Костюм белорусских крестьян в основном однотипный, все же имел отличительные черты, свойственные тому или иному региону.

На Беларуси выделяют следующие регионы и строи ( стили, наряды, комплексы), которые соответствуют историко-этнографическим регионам:

- северный регион (Поозерье): дубровенский, лепельский строй;

- центральный регион (центр Беларуси, Минская обл.): ляховичский, вилейский, слуцкий строй;

- восточный регион (Поднепровье): краснопольский, быховский строй;

- северо-западный регион (Понемонье): волковыско-каменецкий строй;

- восточное Полесье: турово-мозырский и калинковичский строй;

- западное Полесье: пинский, кобринский, домановичский и др. строи.

ТУРОВО-МОЗЫРСКИЙ СТРОЙ

Это Традиционный комплекс белорусской народной одежды, который бытовал в конце 19 начале 20 веков в Житковичском, Ельском, Лельчицком, Петриковском и Мозырском рыйонах. Ему присущи разнообразие форм одежды и полихромность художественной вышивки гладью.

Женский гарнитур имел два варианта:

1- сорочка, два фартука, жилет (кабат), намитка

2- сорочка, андарак или спадница, фартук, косынка.

Сорочки шили с прямыми плечевыми вставками или с кокетками (гесткой).

Вышивку гладью располагали вдоль линии кроя. Преобладали растительные мотивы: цветы роз, ягоды, листья калины. Встречались узоры цветов шиповника, стилизованные образы птиц и геометрические узоры.

Фартуки-крыски шили из однотонного полотна андарачной суконной ткани с горизонтальными охристо - красно - черными полосками на подоле.

Белые фартуки шили из 1-2 полотен льняного полотна или ситца, украшали вышивкой гладью, кружевами, оборками.

Если кашулю носили с андараком, то полотно для юбки часто ткали в красно-малиновых тонах с продольными бело - охристыми полосами. Также они могли быть клетчатыми и однотонными: темно-синего, голубого, красного, зеленого цветов.

Юбки шили из покупных тканей: сатина, саржи, шерстянки. Тогда их украшали около подола пестрыми тесемками в 2-3 ряда.Затем юбки прессовали в складки. На талии подвязывали узкий пояс, концы которого украшали декоративными кистями.

Жилеты «гарсэты» выкраивали короткими до талии из серебристой либо золотистой парчи, набивного сатина, шелка, бархата, шерстяной ткани. На груди жилет украшали нашивками полосок разноцветных тканей, кружевами.

Головные уборы намитки, чепцы и хустки делали из домотканой ткани. Позже платки покупали.

Мужские сорочки («кашулі») выкраивали с плечевыми вставками или туникообразные. Сорочку вышивали на груди, подоле,по воротнику, манжетам и подвязывали поясом.

Ноговицы (штаны) шили из плотного серого или коричневого сукна.

Верхнюю одежду (світку, кажух, куртку) шили из суконных тканей и украшали нашивками, шнуром, аппликацией, каймой из красных и синих тканей.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 306.