Классификация и свойства ощущений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современной науке существуют разные подходы к классификации ощущений. Согласно классификации ощущений английского ученого Ч. Шеррингтона выделят 3 группы ощущений в зависимости от морфологической локализации (местораспо­ложения) рецепторов:

1) экстероцептивные ощущения, расположенные на поверхности тела и доводят до человека информацию из внешнего мира. В свою очередь экстероцептивные ощущения делятся на контактные ощущения (возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств), к ним относят – тактильные, вкусовые и осязательные и дистантные ощущения (возникновение ощущений происходит тогда, когда раздражитель находится на расстоянии от органа чувств) – слух и зрение. Обоняние занимает промежуточное место, так как хотя обонятельные ощущения и возникают на расстоянии от предмета, в то же время обонятельный рецептор непосредственно воспринимает молекулы, связанные с данным предметом и характеризующий его запах;

2) интероцептивные (органические) ощущения – это ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма (наличие в нем биологически полезных или вредных веществ): температура тела, давление, боль и т. д. Внутренние рецепторы располагаются во всех внутренних органах. Интероцептивные ощущения наименее осознанны (за исключением, болевых ощущений), но в то же время они в значительной степени определяют психоэмоциональное состояние человека;

3) проприоцептивные (кинестетические) ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве. Располагаются проприоцепторы в мышцах, сухожилиях и суставах. Благодаря нм человек управляет своими движениями и координирует их, ощущает равновесие.

Под свойствами ощущений понимают их качественные и количественные характеристики. Американский психолог Э. Б. Титченер выделил такие свойства ощущений, как качество (модальность), интенсивность, длительность и отчетливость (ясность). Качество (модальность) ощущений – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, при слуховых ощущениях речь идет о высоте, тембре, громкости; при зрительных ощущениях – цветовые тона, яркость; при вкусовых ощущениях качественными характеристиками являются сладкий, соленый, кислый, горький и др. Интенсивность ощущений – количественное свойство, указывающее на силу действующего раздражителя и зависимое от функционального состояния органа чувства. То есть при нормальной работе органа чувств рецептор в состоянии обрабатывать информацию определенного рода, при различных «сбоях» (например, в случае болезни) при той же силе (интенсивности) раздражителя ощущение может быть другим. Например, при насморке или заложенности носа интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена. Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Она также зависит от функционального состояния органа чувств. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. С момента начала воздействия раздражителя до возникновения ощущения как психического процесса существует так называемый латентный («скрытый») период – время, необходимое для поступления импульса от рецептора до соответствующих участков головного мозга. В то же время после окончания воздействия раздражителя ощущение часто не исчезает. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Отчетливость (ясность) – свойство ощущений, указывающее насколько возникающее в психике отражение внешнего воздействия является субъективно ярко воспринимаемым. Одно ощущение может нами осознаваться очень ясно, другое наоборот – как нечто смутное, диффузное.

Рассмотренные свойства не позволяют в достаточной мере полно описать ощущения. Поэтому исследователями в качестве других свойств ощущений также выделяют – пространственную локализацию, адаптацию, пороги ощущений, сенсибилизацию, контраст и др. Пространственная локализация раздражителя – свойство ощущения, основанное на анализе рецептором месторасположения воздействующего раздражителя. Соответственно, данное свойство позволяет человеку ориентироваться во внешней среде, адекватно адаптируясь к ее воздействиям. Благодаря данному свойству, мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель. Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. Каждый орган чувства может в определенных пределах изменять свое функциональное состояние, благодаря чему и обеспечивается адаптация. Пороги ощущений – свойства ощущений, связанные с количественными характеристиками раздражителей, влияющие на появление и изменение ощущений. В частности, выделяют нижний (наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение «уже существует раздражение») и верхний порог ощущений (наибольшая сила раздражителя, при которой «еще существует ощущение данного вида»). Итак, существует минимальная интенсивность раздражителя, при действии которого появляется минимальное, едва заметное ощущение. Эту минимальную интенсивность раздражителя Г. Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности органов чувств (или нижний порог ощущений) [3 с. 167]. Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог, тем выше чувствительность. Наличие ощущения наблюдается до определенной максимальной величины раздражителя, называемой верхним порогом ощущений. Если же воздействие раздражителя продолжается и сверх верхнего порога, наблюдается нарушение в функционировании органа чувств, сопровождаемое болью и другими негативными последствиями. Благодаря органам чувств, человек может не только констатировать наличие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их качеству и силе. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое субъектом различие интенсивности ощущения, называется порогом различения или разностным порогом чувствительности.

В процессе взаимодействия различных ощущений могут наблюдаться такие явления, как сенсибилизация, синестезия и контраст. Взаимодействие ощущений – это процесс изменения чувствительности данного анализатора под влиянием раздражителей, поступающих на другие анализаторы. Общая закономерность взаимодействий состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимодействии повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов. Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов. Например, ощущение ритма способствует усилению мышечно-двигательной чувствительности. Обратный процесс, когда действие раздражителя снижает чувствительность анализатора, носит название десенсибилизация. Синестезия (от греч. synaisthesis – одновременное ощущение) – яление, при котором ощущения, характерные для одной модальности, возникают под действием раздражителя другой модальности. Констраст – явление повышения чувствительности к одному раздражителю при сопосталвении его с раздражителем противоположного типа. Например, синий цвет дает ощущение прохлады, голубой – свежести, коричневый теплоты.

Понятие о восприятии.

Помимо ощущения, на чувственной ступени познания окружающего мира значительная роль отводится восприятию. Мы говорим об ощущении, когда человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (громкая музыка, яркое солнце, горячий предмет и т. д.). Восприятие же связано с формированием в психике целостного образа предмета или явления. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Безусловно, восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ними, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от характера отношений между ощущениями, от связей и отношений между качествами и свойствами предмета. То есть прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением целостных образов предметов и явлений. Процесс формирования этих образов в психологии называется восприятием.

В процессе восприятия задействован предыдущий опыт человека, процессы осмысления того, что воспринимается, то есть в процесс восприятия включаются психические процессы более высокого уровня, такие, как память и мышление. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга. Таким образом, восприятие представляет собой сложную систему перцептивных действий, требующих специального обучения и практики. Неслучайно восприятие часто называют сложной перцептивной системой человека. Соответственно, под перцептивной системой понимают совокупность различных элементов, обеспечивающих формирование целостного психического образа.

Когда говорят о процессе восприятия, часто используют такие понятия, как – «перцепция», или «пер ц ептивный процесс» (от англ. «perception» – восприятие, понимание). Субъективность восприятия заключается в том, что одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Выделяют четыре операции (уровня) перцептивного действия – обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям. Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Свойства и виды восприятия.

Суть восприятия в наибольшей степени отражена в его характерных свойствах. К основным свойствам восприятия относят – предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность и избирательность. Предметность восприятия – свойство, указывающее, что в процессе воздействия многочисленных раздражителей человек «не теряется», а способен различать и выделять четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы. То есть речь идет об отнесении внешних воздействий к самим предметам, и, соответственно, об осознании того, что эти предметы не зависят от нас, существуют сами по себе, имеют свои характеристики. Целостность восприятия указывает на важнейшую характеристику, подразумевающую, что мы всегда воспринимаем целостный образ предмета (явления). Даже если в настоящий момент на человека действует не вся совокупность раздражителей, характеризующих данный объект, он «достраивает» образ на основе своего предыдущего перцептивного опыта. В силу того, что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности, принципам (законам) перцептивной группировки. Наиболее полно данная проблема была изучена в гештальтпсихологии, утверждающей, что целое всегда больше суммы своих частей. Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне. Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина (рисунок 5.1). В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. Иными словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

Рисунок 1.4.1 – Ваза Э. Рубина

Константность восприятия – относительное постоянство воспринимаемых предметов по различным характеристикам (цвету, форме, величине и др.) при изменении условий восприятия. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы, благодаря чему происходят многочисленные «подстройки», изменение функционального состояния органов чувств. Структурность восприятия показывает, что, несмотря на формирование целостного образа предмета, мы имеем дело с элементами воздействующего предмета. Структурность восприятия позволяет видеть связи между элементами и способствует формированию более адекватного образа предмета. Осмысленность восприятия указывает на то, что восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов, на что и указывает данное свойство. Связь восприятия и мышления многогранна: воспринимая, человек сопоставляет разные предметы между собой, с предыдущим опытом, с контекстом конкретной ситуации. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Если для человека актуальны определенные мотивы, у него в наибольшей степени будет активизировано восприятие тех предметов и явлений, которые позволят их реализовать. Данное свойство указывает на активный характер отражения человеком окружающей действительности.

В зависимости от наличия цели восприятия делят на непреднамеренные и преднамеренные. Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непреднамеренным. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит соответствующая цель – человек воспринимает тот или иной объект, потому что, это для него важно. Примеры преднамеренного восприятия мы наблюдаем в следующих ситуациях: ученик воспринимает новый учебный материал на уроке; водитель – все, что происходит на дороге; мама на прогулке с ребенком – все, что окружает ее ребенка и с чем он играет.

Другая классификация восприятия основывается на форме отражения. Исходя из этого, восприятие делится на восприятие движения, восприятие пространства и восприятие времени. Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза различных ощущений. Важнейшую роль при восприятии пространства играет зрительный анализатор. Зрительное восприятие объекта одновременно двумя глазами называют бинокулярным зрением. Благодаря способности к трехмерному восприятию, человек способен адекватно отражать направление, удаленность, глубину, форму, объем и другие характеристики объекта. Восприятие движения – свойство восприятия, указывающее на отражение психикой изменений положения предмета в пространстве (направление движения) и во времени (скорость движения). Восприятие движений возможно при активном взаимодействии различных анализаторов – зрительного, слухового, вестибулярного и др. Восприятие времени – постоянно проявляющееся свойство восприятия, имеющее достаточно сложную природу по причине отсутствия четкого физического стимула его вызывающего. Поэтому пока учеными не обнаружен механизм, определяющий появление соответствующих сенсорных сигналов. В то же время в качестве важных определяющих «биологических часов» часто называются сердечный ритм и метаболизм (то есть обменные процессы) тела.

Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности или фрустрации время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший. Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, а более длительные промежутки вспоминаются как уменьшенные. Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до, а события ожидаемого будущего – после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название временной перспективы.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 259.