Понятие о речевой деятельности. Речь и язык
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь – это процесс общения людей посредством языка. Речь, как психический феномен, изучается в психологии в двух основных проявлениях: как средство передачи информации в процессе межличностного взаимодействия (в приведенном определении отражена именно эта функция); как средство мышления в познавательной деятельности. В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык является продуктом общественно-исторического развития. Язык является общим для народа, говорящего на нём, в то время как речь всегда субъективна и неповторима, зависит от конкретного человека. Всякий язык имеет определенную систему слов с соответствующими значениями (лексический состав языка), определенную систему форм слов и словосочетаний (грамматика языка) и определенный звуковой состав (фонетика языка). Слово является разновидностью знака. Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Любое значение слова – это всегда обобщение.

В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза. Таким образом, речевое общение – это сложный и многосторонний процесс.

Виды речевой деятельности.

Выделяют 4 основных функции речи: выражение – указывает на то, что, благодаря речи, мы имеем возможность выразить свое отношение к определенному объекту, ситуации, человеку; сообщение – связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми; обозначение – выражается в придании названия предметам и явлениям; воздействие – посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

С функциями речи непосредственно связаны и ее основные свойства: содержательность – объем и глубина выраженной в речи информации; понятность – умение индивида использовать адекватные ситуации слова, предложения, употреблять нужные понятия; выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызвать отклик в собеседнике; воздейственность – способность влиять на других людей (их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.).

Выделяют различные виды речевой деятельности. По тому, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю и внешнюю речь. Внутренняя речь связана с использованием языка вне процессов реального общения между людьми. При этом различают три типа внутренней речи: 1) «речь про себя» – внутреннее проговаривание, наблюдаемая, например, при решении трудных мыслительных задач; в данном случае она соответствует структуре внешней речи; 2) речь как средство мышления, где различные понятия и суждения могут быть «свернуты», закодированы в виде соответствующих схем, образов и, соответственно, данный тип не соответствует структуре внешней речи; 3) речь как средство внутреннего программирования – использование слов для оказания воздействия на свое состояние, эмоции, мотивацию. Внешняя речь ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации. Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной. Письменная речь – общение посредством слов, выраженных в письменных текстах. Для данного вида речи характерны: достаточно сложная композиционно-структурная организация, особые (в отличие от устной речи) стиль и грамматическое построение. Чтение – восприятие текстовой информации. Чтение письменной речи про себя отличается высокой скоростью (скорость чтения превышает процесс говорения в среднем в три раза). Устная речь – словесное общение при помощи языка, воспринимаемого на слух. В устной речи условно можно выделить два процесса – говорение и аудирование. Говорение – процесс непосредственного обращения к собеседнику при помощи слов. Выделяют две основные характеристики данного процесса – объем высказываемых фраз и темп речи. Аудирование – процесс восприятия устной речи, обусловленный особенностями субъекта и объекта общения, содержанием передаваемой информации, ситуацией и др. Важно, чтобы в ходе общения человек не только понял содержание сообщения, но и был способен воспринимать скрытый подтекст и эмоциональное состояние говорящего.

Устная речь может быть в форме диалога или монолога. Диалогическая речь – вид речи, характеризующийся тем, что в ходе общения происходит активный обмен информацией между двумя и более собеседниками. Как правило, данная речь основана на использовании простейших форм речи, не требует развернутых предложений, содержит эмоциональную окраску. Монологическая речь – речь, произносимая одним человеком и направленная на определенную аудиторию. В отличие от диалогической, монологическая речь, как правило, более сложна, логична, содержательна.

В психологии также выделяют активную и пассивную речь. Активная речь связана с говорящим, а пассивная речь со слушающим (считается, что слушатель про себя часто повторяет слышимое). Для понимания особенностей психического развития ребенка важно также определить и еще один вид речи – эгоцентрической. Эгоцентрическая речь – речь ребенка, обращенная к самому себе, позволяющая ему управлять и контролировать свою деятельность. По мнению Л. С. Выготского, эгоцентрическая речь – своего рода переходный этап между внешней и внутренней речью. То есть, сначала ребенок пассивно воспринимает речь других людей, затем вслух обращается к себе для регуляции своих действий, а на основе этого впоследствии формируется внутренняя речь и развивается его мышление.

Речь, являясь средством коммуникации между людьми, выполняет и другую важнейшую функцию – выступает средством мыслительной деятельности человека. В своих работах Л. С. Выготский убедительно показал, что формирование высших психических функций (произвольности и осознанности познавательных процессов) осуществляется благодаря речи. Об этом свидетельствуют факты, когда речевые нарушения сказываются на развитии всех сторон психической организации человека, и особенно на интеллектуальной сфере.

Развитие речи.

Развитие речи для человека играет основополагающую роль. Развитие речи лежит в основе общения в семье. Развитие речи это основное средство достижения желаний для личности. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе! Развитие речи лежит в центре обучения ребёнка, подростка и взрослого. Развитие речи начинается у новорожденного уже с того, что он слышит ласковый голос мамы, воспринимает положительные эмоции, улавливая тончайшие модуляции голоса. Развитие речи малыша начинается с первых месяцев только при условии постоянного контакта с мамой, которая ласково воркует с ним, улыбается младенцу, ухаживая за новорожденным. Развитие речи затормаживается, если ребёнок по какой-то, даже уважительной причине, живёт в длительном отрыве от мамы. Младенец входит в состояние беспокойства и у него может снижаться аппетит, если более 3-х часов он находится вне биополя мамы. Возникает скрытая субдепрессия, о которой не догадываются подчас взрослые, а это психологическое состояние новорожденного уже приостанавливает нормальное эмоциональное состояние маленького. Младенец может так сильно переживать отсутствие мамы, правда, если этот срок доходит до нескольких дней, что малыш может отказываться даже от питья! Возникновение дисгармонии с окружающим миром приводит к приостановке хорошего развития речи. На развитие речи влияет даже нарушение взаимоотношений родителей и различные конфликтные отношения в семье и окружающей жизни, ещё в период вынашивания ребёнка мамой.

Развитие речи очень сильно страдает у детей сирот и отказных детей, которые взращиваются в домах ребёнка, интернатах и детских домах. Развитие речи протекает ущербно у таких детей, потому что у них страдает эмоциональная сторона личности. Для развития речи, как это ни странно, существенно всё: телесный контакт с родителем, взаимоотношения в любви и в воспитании воли, терпения, логически обоснованных запретов, в терпеливом формировании привычек самообслуживания. Развитие речи зависит от того, имеет ли возможность ребёнок манипулировать предметами. То есть сенсорное развитие тоже способствует гармоничному развитию речи.

Развитие речи у детей раннего возраста имеет тесную взаимосвязь с развитием мышления, поэтому полноценное развитие речи так важно в этот период. У малыша есть все предпосылки для овладения речью, но без помощи взрослого никак не обойтись. Несмотря на то, что первые слова ребенок обычно произносит к концу первого года, первые навыки речевого развития малыш получает с момента его рождения. Новорожденный уже может издавать звуки – плач, гуление. И эти звуки уже являются попыткой общения с окружающими. Уже к 2-3 месяцам периоды бодрствования ребенка удлиняются, и малыш уже издает своеобразные звуки – гуление. Если в момент гуления начать разговаривать с малышом или петь, то его настроение улучшается, появляется двигательная активность. Неонатологи рекомендуют как можно чаще разговаривать с ребенком, вызывая его ответную реакцию. Ведь именно общение является обязательным условием нормального развития младенца.

Во втором полугодии жизни малыш уже может издавать отдельные элементы услышанных слов. В лепете крохи появляются слоги, которые ему нравится повторять много раз. Общаясь с ребенком в этот период лучше не использовать искаженные слова, так как это может способствовать нарушению развития речи. Общение с ребенком после 6 месяцев должно быть более активным. Необходимо как можно чаще комментировать происходящее, даже если ребенок не понимает абсолютного значения слов, то их эмоциональную окраску он наверняка сможет уловить. Так же важно развитие мелкой моторики рук с целью стимуляции речевого центра. Дети, с которыми регулярно занимались упражнениями для мелкой моторики, как правило, начинают раньше говорить. Развитие речи на первом году жизни:

1-3 месяца: ребенок реагирует на обращенную речь, отвечает улыбкой при общении, произносит гласные звуки в ответ на речь взрослого;

4-5 месяцев: ребенок уже может смеяться при эмоциональном общении с окружающими, активно «гулит» с изменениями интонации, может определить направление исходящих звуков;

6-7 месяцев: узнает голос матери, уже может понимать интонацию взрослого, поддерживает игровое общение, звуки начинают складываться в слоги;

8-9 месяцев: малыш использует не только гласные, но и согласные звуки, ритмично повторяет нравящиеся слоги, малыш уже может быть инициатором общения, активно использует жесты;

10-12 месяцев: уже появляются упрощенные слоговые слова: «ма-ма», «ля-ля», ребенок уже может комментировать ситуацию, он понимает отдельные слова и может выполнять элементарные просьбы, количество используемых слогов увеличивается.

На втором году жизни ребенок начинает использовать все больше слов, переходит к более активной и сложной речи. Не у всех малышей речевое развитие идет такими темпами, о которых мечтают их родители. Зачастую малыши начинают произносить большинство слов только к двум годам, а то и позднее. Это не является признаком каких-либо отклонений, и индивидуально для каждого ребенка. Так, А.Эйнштейн начал говорить лишь к 4 годам, что не отразилось на его интеллекте.

Важная часть усвоения речи это запоминание и воспроизведение информации, поэтому многократное повторение сказок и стихотворений способствует развитию речи. Пассивный словарный запас (те слова, значение которых ребенок понимает и знает) к концу второго года значительно увеличивается и составляет уже 250-300 слов.

Особенности развития речи ребенка второго года жизни:

1год и 3 месяца – ребенок должен показывать на картинке знакомые предметы, хорошо понимать простые просьбы (без жестов), использовать 6-7 простых лепетных слов;

1 год 6 месяцев – активный словарный запас достигает 10-20 слов, ребенок уже может показать несколько частей тела;

1 год 9 месяцев – запас используемых слов пополняется до 20-25, в речи малыша уже появляются простые предложения (2-3 упрощенных слова);

2 года – ребенок показывает основные части своего тела, активный словарный запас состоит из 50 слов, ребенок использует местоимения (я, ты, они), в речи присутствуют простые предложения из 2 слов, ребенок выполняет двухэтапные просьбы («пойди к столу – и возьми книгу»).

На третьем году жизни речевое развитие идет невероятно быстрыми темпами. Ребенок понимает значение более 1000 слов, и активно пытается использовать многие слова для общения с окружающими. На третьем году жизни он уже строит более сложные предложения, пытается с помощью слов выражать свои эмоции и пожелания.

К концу третьего года ребенок может: понимать количественное значение цифр; знает несколько цифр в последовательности и может их повторить; знает значение предлогов (на, под, за) и союзов (если, потому что, когда), и активно использует их в своей речи; строит предложения из 4-8 слов; понимает разницу между единственным и множественными числами; может назвать свое имя, возраст, пол; задает вопросы о значении новых предметов; понимает смысл коротких рассказов без картинки.

Каждый ребенок развивается по своему индивидуальному плану, одни малыши начинают говорить к 1,5 годам, другие остаются молчунами до 2-3 лет. При этом и одни и другие являются совершенно нормальными в своем развитии. Не следует торопить события, и подгонять ребенка под среднестатистические нормы. Просто помогайте развитию ребенка, активно разговаривайте с ним. Однако если родители заметят отставание в развитии речи на протяжении нескольких месяцев, то следует немедленно обратиться к специалисту (логопеду), чтобы не упустить время.

Дошкольный период является определяющим для развития речи и личности человека. В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой). Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для дошкольника важна не отнесенность слова к определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. Объясняя значение слов, он устанавливает аналогии с теми словами, которые ему уже знакомы (например, «цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках»).

В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте: речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом; ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов; развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого; складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач; речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки; возникают предпосылки для освоения грамоты.

Когда маленький человек хорошо произносит все слова, не нарушает последовательность слогов в словах, употребляет правильно все предлоги и приставки в глаголах, не делает ошибок в падежных окончаниях существительных, мы говорим о хорошем развитии речи и готовности к изучению звуко-букв, к овладению чтением и письмом. Успешность обучения в школе закладывается до 6 лет, когда ребёнок умеет передать свой опыт, то есть рассказать, что с ним произошло: последовательно, связно и увлекательно. Хороший уровень развития речи демонстрирует тот ребёнок, который справляется с задачей пересказать спектакль, услышанную сказку, или увиденный мультфильм.



ТЕМА 1.10. ВООБРАЖЕНИЕ

Вопросы:

1. Понятие о воображении. Социальная природа воображения.

2. Виды воображения. Функции воображения.

1. Понятие о воображении. Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения с мышлением и памятью. Подобно мышлению, воображение возникает из проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления, память. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта. Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. В отличие от мышления, которое осуществляется посредством оперирования понятиями и суждениями, воображение осуществляется посредством оперирования образами. Другой отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу. Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума. Таким образом, воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Вот еще одно определение: воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью (Е. И. Рогов). Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека. Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом. Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:

воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком;

воображение способствует предвосхищению будущего;

воображение «оживляет» то, что было ранее.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов. Таким образом, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипотоламо-лимбическая система. В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование. В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков, проявления различных болезней и т.д.). Следует отметить, что сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития (самовнушение на основе создания образов, в том числе работы внутренних органов, частей собственного тела и т. д.).

2. Виды воображения. Функции воображения.

Выделяют следующие виды воображения. В зависимости от степени выраженности, активности различают пассивное и активное воображение. В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями, грезами. Они являются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения, осознанно вызванного, но не связанного с волей человека. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитее этого человека. Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т. д. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше – внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и др. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать. Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Оно проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют – воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха. Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.). Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Видом творческого воображения является мечта – создание образов желаемого будущего. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В отличие от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей) мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.

Как психический познавательный процесс воображение можно охарактеризовать с точки зрения следующих функций: 1) представление в психике действительности в образах – во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»; 2) регуляция деятельности и поведения – благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу ее разрешения, образ желаемого результата на основе этого и затем осуществляет практические действия; 3) управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного типа. В психоанализе – для формирования «оздоровительных легенд» в интересах клиентов на основе воображаемых образов; в психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; в аутотренинге – для снятия психической напряженности, болевых ощущений, для снятия сердечного ритма и т. д.;·в психотерапии – для излечения психических расстройств через образы, формируемые у клиента под руководством педагога;·в видеомоторике – для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.

Способы создания образов воображения (механизмы воображения). Создание или рекомбинация новых образов предполагает наличие психических механизмов, которые могут быть реализованы в конкретных способах или техниках. Они основаны на способности подмечать, выделять в предметах и явлениях их специфические или неявные признаки и свойства и переносить их на другие предметы. К таким механизмам воображения относят: агглютинацию, акцентирование, гиперболизацию, типизацию, схематизацию.

Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей отдельных предметов в один образ. Например: образ русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-амфибия, гидросамолет, аккордеон и пр. Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы. Приемом создания образов воображения является гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета по сравнению с действительностью, изменение отдельных частей предмета, их смещение. Этот прием используется в народных сказках, былинах (великаны, лилипуты, многорукий Будда в индийской религии, многоголовые драконы).

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира). Каждый человек может без труда представить себе китайца, англичанина и т.д. Эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем. Более сложным приемом является типизация – процесс разложения и соединения, в результате чего появляется определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование определенных черт.

Воображение как никакой другой когнитивный процесс выделяет человека из окружающего мира, составляет его сущность и характеризует его индивидуальность. В научной литературе оно, как правило, положительно эмоционально окрашено, в житейской практике может настораживать своею виртуальностью и оторванностью от реальности. При этом наиболее устойчив в сознании обывателей миф о том, что у детей воображение лучше развито, чем у взрослых.

Говоря о развитии воображения, важно иметь в виду, что речь идет не просто о качественном изменении одного из познавательных процессов, a всей познавательной сферы человека и его некоторых личностных особенностях. Это связано с тем, что воображение непосредственно связано с творческой деятельностью человека. Роль воображения в творческом процессе велика. Творчество тесно связано со всеми сферами личности: создание нового объекта, нахождение решения, написание произведения и т. д. опосредовано имеющимися знаниями, уровнем развития соответствующих способностей, волевыми чертами характера, эмоциональным настроем, переживаниями и др.

Несмотря на признание, что творчество в своей основе уникально, английский ученый Г. Уоллес выделил четыре основных этапа творческого процесса: подготовка – зарождение идеи; созревание – концентрация на проблеме, сбор необходимой информации, ее мысленная переработка; озарение – видение всей проблемы, ситуации целиком и генерирование идей на этой основе; проверка – апробирование на практике найденного решения, получение обратной информации. В связи с этим важно, чтобы в ходе учебной деятельности данный алгоритм был внутренне воспринят, интериоризирован детьми, чтобы они увидели и прочувствовали, что учение – это не только «важно» и «надо», но «интересно» и «увлекательно». Именно творческая составляющая в учебной деятельности и во всей жизни младших школьников может стать основой для раскрытия их индивидуальности. Это позволит в перспективе выбрать ту сферу учебных и профессиональных интересов, реализация в которой сделает будущую жизнь насыщенной, содержательной и значимой как для самого человека, так и для социума.



ТЕМА 1.11. ВНИМАНИЕ

Вопросы:

1. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания.

2. Виды внимания.

3. Свойства внимания.

4. Развитие внимания и внимательности.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 213.