ТЕМА 1.4. Общая характеристика деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы:

1. Понятие о деятельности.

2. Структура деятельности.

3. Основные виды деятельности и их характеристика.

4. Профессиональная деятельность.

 

Понятие о деятельности.

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Использование категории деятельность – отличительная черта советской психологической науки, основывающейся на марксистско-ленинской методологии, для которой были характерны следующие идеи: а) положение о единстве психики и деятельности; б) деятельность – движущая сила развития психического отражения. Изучение деятельности впоследствии вылилось в особое научное направление отечественной психологии – деятельностный подход (к изучению психики), родоначальниками которого были А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн Б. М.Теплов, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев и др. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева, в частности, в его книге «Деятельность. Сознание. Личность». Так, согласно теории деятельности, основными ее характеристиками являются: социальная обусловленность (деятельность продукт общественного развития); целенаправленность (деятельность преследует сознательно выбранные цели); плановость (все действия подчинены системе и осуществляются по особому плану); предметность (деятельность всегда ориентирована на идеальный или материальный объект); субъективность (субъективной является всякая психическая деятельность, в том числе и та, в ходе которой человек раскрывает объективную реальность и которая выражается в объективной истине); активность (совокупность обусловленных индивидом моментов движения деятельности, т.е. нет деятельности вне активности и активности вне деятельности).

Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к условиям окружающей среды. Деятельность – категория социальная. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер: человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер: она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми. Деятельность детерминируется общественно-историческими условиями. Человек не может отделить свою деятельность от окружающей его жизни, требований общества, в котором он живет. И деятельность его приобретает различный характер в зависимости от требований общества.

Необходимые условия человеческой деятельности – психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека. Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности. Личность формируется, проявляется и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания. Деятельность – это процесс взаимодействия человека с миром, процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.

Различают две формы деятельности: внешнюю (практическую, видимую для других людей) и внутреннюю (мыслительную, невидимую для посторонних). Обе эти формы представляют собой общность, через которую человек взаимодействует с окружающим его миром. Обе формы имеют одинаковое строение (побуждаются потребностями и мотивами, сопровождаются переживаниями и направляются целями). Внутреннюю деятельность отличает от внешней то, что в нее включены не реальные предметы, а их образы. Кроме того, результат внутренней деятельности выражен не в реальном продукте, а в мыслительной форме. Единство этих двух форм деятельности проявляется и в их взаимных переходах друг в друга через процессы интериоризации и экстериоризации. Умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией (от франц. interiorisation, от лат. interior – внутренний). Например, когда ребенок учится считат, он вначале считает палочки, складывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, а объектом оперирования становятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность. Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми стимулами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией (от лат. exterior – внешний).

Если деятельность является для человека новой, то он ещё не в достаточной мере владеет составляющими ее действиями и операциями. Таким образом, обучение новой деятельности первоначально сопровождается сознательным контролем выполнения действий, движений и операций. Если данные действия повторяются, то человек через определённое количество повторений приобретает способность к выполнению их как единого целостного целенаправленного акта. Таким образом, сознательный контроль над правильностью выполнения отдельных компонентов сознательного действия исчезает, это явление получило название автоматизации, а результат – навыка. Навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнения автоматизированным. Так, к примеру, человек, который впервые садится на велосипед, вначале контролирует свои движения, но через некоторое количество повторений в результате упражнений и тренировок он уже едет на нем, не задумываясь, куда ставить ногу, как держать руль, как сидеть на велосипеде и т. п. Навык без использования может угасать, происходит так называемая деавтоматизация. Причём, чем более сложен навык, тем меньший перерыв в его использовании может привести к деавтоматизации.

Для целенаправленного формирования желаемого навыка необходимо не просто повторение действий, а упражнение. Упражнение характеризуется такими признаками, как: удержание в сознании конечного результата, эталона правильного выполнения того или иного действия; понимание обучающимися того, на достижение какого результата направлено данное упражнение и сопоставление эталонных образцов деятельности с собственными.

Кроме навыков, к автоматизированным действиям можно отнести привычку. Привычка – действия, выполнение которых стало потребностью. Для формирования привычки необходимо многократное, неуклонное повторение выбранной деятельности. В настоящее время в зависимости от конкретной психологической теории существует множество взглядов на пути формирования привычки. Так, для того, чтобы выработать привычку, согласно поведенческой теории в психологии, после желаемого действия человек должен получать положительное подкрепление (то, что ему хочется, в чём нуждается). Причём если подкрепления будут постоянными, то привычка образуется достаточно быстро, однако она имеет тенденцию к быстрому угасанию. Если же подкрепление дается через определённые, всё более отдаляющиеся друг от друга промежутки времени, то привычка, формируясь более длительное время, становится долгосрочной.

Структура деятельности.

Из определения деятельности следует, что она является творческим процессом преобразования действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Любую деятельность можно рассматривать с точки зрения анализа ее структуры. Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Под структурой деятельности понимают совокупность связей между ее различными составляющими. Наиболее полно вопрос структуры деятельности раскрыт в работах советского ученого А. Н. Леонтьева. Согласно точке зрения ученого деятельностьформа активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С этого момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается как потребность в чем-то конкретном и становится мотивом, который может осознаваться или нет. Именно теперь, считает А. Н. Леонтьев, возможно, говорить о деятельности. Деятельность соотносится с мотивом; мотив – то, ради чего совершается деятельность. Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, подталкивающее его заниматься той или другой деятельностью. Обязательным структурным компонентом деятельности выступает цель. Цель – это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цели выступают в образе результата деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Деятельность – это совокупность действий, которые вызываются мотивом. Действие – главная структурная единица деятельности. Действие – элемент деятельности, направленный на решение текущей задачи. Действие формируется под влиянием осознанного результата, или цели.

В структуру действия входят не только реактивные и исполнительские элементы, но и элементы экспрессии, чувствительности, памяти, предвидения и оценки. В целом, действие состоит из трех частей: ориентировочной, исполнительской и контролирующей. По форме психического отражения различают сенсорные, перцептивные, мнемические и другие виды действий. По соответствию различным видам деятельности выделяют игровые, учебные, трудовые и другие действия. По степени освоения действия различают внешние и внутренние действия. В действиях закреплен исторический опыт человечества, передача которого осуществляется в процессе общения ребенка и взрослого, а также двух и более взрослых людей между собой.

Действие осуществляется на основе определенных способов, эти способы называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Одна и та же цель может быть достигнута разными способами, с использованием разных операций. В то же время, одна и та же операция может входить в состав разных действий. Например, запоминание цифровой информации можно осуществить либо разложением ее на отдельные части, либо использованием каких-либо мнемических правил или ассоциаций. Операции могут быть реализованы на уровне слабой осознанности в виде автоматических действии и навыков. Это возможно после продолжительных тренировок. Операции и действия могут легко трансформироваться друг в друга. Это затрудняет их различение. Основным отличительным признаком действия является его обязательная осознанность. Операции формируются двумя способами: с помощью подражания и путем автоматизации действий.

Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Таким образом, деятельность – это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану. Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения – поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.

Основные виды деятельности.

Деятельность человека многообразна. На макроуровне каждый индивид оказывается включенным в три основные вида деятельности: игру, учение, труд. Эти виды деятельностей отличаются друг от друга как по конечным результатам (продукту деятельности), так и по особенностям мотивации и организации. Игра – это особый вид деятельности человека в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые – включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.

От других видов деятельности игру отличает то, что она свободная и развивающаяся, предпринимается лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; творческая, импровизационная, активная по своему характеру; эмоционально напряжённая, приподнятая, состязательная, конкурентная; проходящая в рамках прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры; имеющая имитационный характер; разыгрывается в определённых рамках пространства и времени, внутри которых царит собственный безусловный порядок.

Учение – деятельность, направленная на систематическое приобретение знаний (получение информации об окружающих предметах и явлениях), умений (овладение способами использования знаний и навыков в соответствии с целями деятельности) и навыков (усвоение приемов, входящих в состав основных видов деятельности). Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это, прежде всего, процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Поэтому в учебной деятельности участвуют непременно два лица – учитель и учащийся. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые качества характера, интересы и способности.

Труд – основной вид деятельности, направленный на создание общественно-полезного продукта или удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер и личность в целом. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть (построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития). Труд, в котором проявляется нечто новое, приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной значимости. Творческая деятельность требует наличия способностей, знаний и огромного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 298.