Структура личности по З. Фрейду
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На основе многолетних клинических наблюдений З. Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней:

1. «Оно» — бессознательная часть психики. «Оно» насыщено сексуальной энергией — «либидо». Будучи бессознательным и иррациональным, «оно» подчиняется принципу удовольствия. Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

2. Уровень «я» — сознание находится в состоянии постоянного конфликта с «оно», подавляет сексуальные влечения. На «я» воздействуют три силы: «оно», «сверх-я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

3. «Сверх-я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «я» примет решение или совершит действие в угоду «оно», но в противовес «сверх-я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

«Сверх-я» не пускает инстинкты в «я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность), в формах поведения (в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, сублимация — это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия либидо не находит выхода, то у человека будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «я» и «оно» применяются средства психологической защиты (вытеснение желаний, отрицание, рационализация, инверсия, проекция, изоляция, регрессия).

В отечественной психологии предпринималось ряд попыток обоснования структуры личности (А. Г. Ковалев, В. С. Мерлин, А. И. Щербаков В. А. Крутецкий, К. К. Платонов). Широкую популярность получили взгляды на структуру личности К. К. Платонова. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в ее структуре им выделены четыре иерархические соотносящихся подструктуры:

1. Направленность личности. Эта подструктура объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру в своем подавляющем большинстве не имеют непосредственных врожденных задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие ее формы как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные потребности. Данная подструктура формируется путем воспитания.

2. Опыт личности. Подструктура, объединяющая знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

3.  Особенности психических процессов. Третья подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения (память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля).

4. Биопсихические свойства. Данная подструктура личности объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.

На эти четыре подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.

Важнейшее место в структуре личности занимает мотивация.

Мотивацияэто совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация (включающая потребности, интересы, стремления и др. побуждения) связанна с побудительной стороной деятельности и поведении личности. Кроме побудительной, выделяют также регуляционную сторону, которую обеспечивают познавательные психические процессы, темперамент, характер, эмоции и воля.

Мотивация может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация связана с т.н. личностными диспозициями, к которым относятся потребности, цели, намерения, желания, интересы. Внешняя мотивация обусловлена стимулами, исходящими из сложившейся ситуации. Поэтому иногда эту мотивацию называют ситуационной мотивацией. Диспозиционная и ситуационная мотивация тесно взаимосвязаны и определяют поведение человека.

Мотиввнутреннее, психологическое образование, побуждающее человека к действиям и поступкам, в основе которого лежит осознаваемая причина.

В данном определении мотив рассматривается как внутреннее, осознанное побуждение (есть в психологии и другие подходы, когда мотив рассматривается и как неосознанные побудители).

Мотив можно рассматривать как множество личностных диспозиций. От мотивов как осознанных побуждений следует отличать влечения.

Влеченияэто неосознаваемые внутренние побуждения и внешние стимулы, определяющие деятельность и поведение человека.

В качестве мотива могут выступать различные побуждения: потребности; интересы; установки; идеалы; убеждения; стремления и др.

Потребностьсостояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой или между личностью и обществом. Потребность проявляется в определенном состоянии психики. Чтобы восполнить отражаемые психикой недостатки, нужны затраты соответствующих сил путем проявления активности. Потребности человека можно классифицировать в зависимости от происхождения и предмета потребности.

По происхождению потребности могут быть естественными и культурными. Естественные потребность – это потребности, необходимые для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. Естественные потребности имеются и у животных, но у человека они носят общественно-исторический характер: изменяются способы и орудия их удовлетворения, претерпевают изменения и сами потребности. В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры (науки, искусство, литература и т. д.); их корни целиком лежат в границах человеческой истории.

По характеру предмета потребности могут быть органические, материальные, социальные и духовные. Органические потребности связаны с объектами, в которых нуждается человеческий организм (потребности в воздухе, воде, тепле, влажности и т. д.). В материальных потребностях является зависимость человека от предметов материальной культуры (потребности в одежде, жилище и т. д.). Социальные потребности связаны с жизнью человека в обществе (потребность в общении, в деятельности, в привязанности и любви, в самоутверждении и др.). Духовные потребности выражаются в усвоении духовной культуры (потребность следовать идеалам добра, потребность в эстетически переживаниях, познавательные потребности и др.)

Интересыформы проявления познавательной потребности, обеспечивающих направленность личности на осознание целей деятельности и способствующих более полному познанию действительности.

Интересы окрашивают процесс познания положительным эмоциональным тоном, что вызывает у человека желание еще больше узнать о предмете, понять его. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познавательной деятельности. Они могут быть широкими и узкими, устойчивыми и неустойчивыми.

Установки – благоприятные или неблагоприятные оценочные реакции на что-либо или на кого либо, которые выражаются в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении (Д. Майерс)

Установки могут определять реакции и поведение человека, когда необходимо быстро отреагировать или продемонстрировать свои чувства. Например, установка личности «курение – вред!» может служить мотивом избегания общения с курящими людьми. Установки формируются в результате общения с другими людьми, в результате воспитания. Они могут меняться на протяжении жизни. Установки, подкрепленные опытом, имеют большую силу и в большей мере определяют поведение человека.

Убеждениясистема осознанных потребностей человека, побуждающих его поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Убеждения связаны не только с тем, что понято, осмысленно, но и глубоко прочувствовано, пережито. В убеждениях отражены результаты понимания человека окружающего мира. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека.

В качестве мотивов деятельности человека могут выступать стремления.

Стремленияэто мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которых нет в данной ситуации, но они могут быть созданы в результате деятельности личности.

Стремления могут приобретать различные психологические формы. Если отчетливо осознаются не только условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства, которые рассчитывает он использовать, то такие стремления называют намерениями. Конкретной формой стремлений является мечта как созданный фантазией образ желаемого будущего, который поддерживает и усиливает активность личности.

К стремлениям следует отнести и страсти – мотивы, в которых выражаются потребности, обладающие непреодолимой силой, отодвигающие на задний план в деятельности человека все, что не связано с объектом страсти, и на протяжении длительного времени определяющие направление мыслей и поступков человека.

Стремлениями являются и идеалы как потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец поведения.

В заключении следует отметить, что мотивация определяет направленность личности. Она не описывает поведение личности, а объясняет его. Это поиск ответа на вопросы: почему? зачем? для какой цели? ради чего? какой смысл?

Современные теории личности

Взгляды в психологии взгляды на природу личности оформились в виде соответствующих теорий. В настоящее время в психологической науки существуют десятки теорий личности, в каждой из которых представлено свое обосновании содержательных и структурных характеристик человек.   Не имея возможности рассмотреть все теории, кратко рассмотрим лишь некоторые, оказывающие влияние, как на развитие самой теории, так и на решение прикладных задач. Из зарубежных психологических теорий мы рассмотрим психоанализ и гуманистическую психологию.

Психоанализ – одна из наиболее популярных теорий в психологии, возникшая в конце 19 – начале 20 века благодаря работам австрийского психолога Зигмунда ФРЕЙДА. В основе психоанализа лежит идея о решающем значении в психической жизни человека бессознательных сил.

В структуре психики Фрейд выделял три уровня – сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из переживаний, осознаваемых человеком в данный момент времени. По Фрейду, лишь незначительная часть психической жизни связана с этим уровнем. Уровень предсознания включает все, что не осознается человеком в данный момент времени, но может без особых усилий стать объектом осознания под влиянием воли или случайных событий. Этот уровень своего род буфер между сознание и бессознательным.

Бессознательный уровень психики – самая значимая и влиятельная часть. Он включает инстинк-тивные побуждения, а также сильные эмоциональные переживания и воспоминания, вытесненные в бессознание из-за того, что человек воспринимает их как угрозу для своего благополучия.

Фрейд настаивал, что самые значимые аспекты поведения человека определяются бессознательными побуждениями. Осознать это очень сложно, а если это происходит, человек как правило испытывает негативные эмоции. В то же время неосознанное проявляет себя в замаскированной или символической форме (сновидениях, оговорках, юморе и т.д.), анализ которых выступает объектом интереса для психоаналитика при психотерапии.

Впоследствии наряду с выделением рассмотренных уровней психики, Фрейд выделил 3 структур-ных компонента личности: ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО. ИД (в пер. с лат. – «ОНО») – означает исключительно примитивные, инстинктивные, врожденные аспекты личности. Ид полностью находится в бессознательном и определяется биологическими инстинктами, которые наполняют жизнь энергией. Оно подчинено принципу удовольствия и направлено на немедленную разрядку основных побуждений, главное место среди которых занимают сексуальные и агрессивные. Снятие напряжение может происходить 2 путями: рефлекторными действиями (автоматическая реакция на раздражитель) и формированием первичных процессов (т.е. образа объекта, который связан с удовлетворением потребности). ЭГО – структура, обеспечивающая учет как побуждений ид, так и внешних условий, и принимающая на основе этого решения. Т.е. эго подчиняется принципу реальности. В отличие от ид, эго характеризуется способностью принимать рациональные решения (Фрейд говорит логическом мышлении как о вторичном процессе). СУПЕРЭГО – компонент личности, включающий усвоенные человеком социальные нормы, ценности, стандарты поведения. Данный компонент включает 2 подкомпонента: совесть и эго-идеал. Совесть связана с наказанием человека    за «неправильное» поведение, а эго-идеал – с теми устремлениями, за которые он поощряется.

Психоанализ получил широкое распространение зарубежом благодаря эффективности психотерапии, исследованию природы тревожности, механизмов психологической защиты и т.д. Однако исходные положения данной теории не раз обоснованно подвергались критике, что привело как к пересмотру самого психоанализа (взгляды К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни и др.), так и к генерированию новых идей и созданию других, альтернативных теорий. Вместе с тем идеи Зигмунда Фрейда и по сей день захватывают ученых, что и позволяет его считать одним из величайших психологов всех времен. Кроме того, многие психотерапевтические приемы, возникшие в рамках психоанализа, получили широкое распространение в среде практических психологов и психотерапевтов.

Гуманистическая психология – направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистического подхода в психологии существуют различные взгляды, но их объединяет некоторые общие черты:

· человек должен изучаться в своей целостности;

· все исследования должны учитывать уникальность каждого человека, а потому использование стандартов, норм недопустимо;

· каждый человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации;

· человек обладает относительной независимостью от внешней среды и врожденных инстинктов благодаря своей воли, способности формировать свои ценности и смыслы.

К основным представителям гуманистической психологии можно отнести А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла. Во многом гуманистическая психология противостоит теориям, которые признают решающую роль тех сил, которыми человек не управляет. В противоположность этому гуманисты считают, что человек обладает внутренними ресурсами, чтобы быть ответственным за свою судьбу.

Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве “третьей силы” (по словам  А. Маслоу) бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возмож-ность достижения “идеального Я” (К. Роджерс). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное, приспособительное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания жизни.

Центральной темой в работах Абрахама Маслоу выступает самоактуализация человека. Ученый определяет самоактуализацию как полное использование человеком своих способностей, возможностей, дарований. Маслоу считает, что ядро "Я" индивида составляют собственные вкусы, ценности и цели. «Чтобы самоактуализироваться, то есть привносить в действительность "себя", свое "Я", важно понимать свою внутреннюю природу и действовать в согласии с нею». Самоактуализирующимся людям, по мнению А. Маслоу, в большей степени присуща так назы-ваемая мотивация, связанная с более высокими потребностями и часто принимающая форму посвящения себя определенным идеалам или целям, чему-то "вне себя".

Маслоу считает, что «чувство принадлежности, достойная профессия, приобщенность к системе ценностей так же существенны для психологического благополучия, как безопасность, любовь и самоуважение».

Гуманисты говорят о внутренней свободе человека. Человек может быть свободным, если он осознает, что ключ его внутренней свободы связан с осуществлением осознанных и ответственных решений, с выбором в любой значимой жизненной ситуации.

Деятельностный подход – теория, возникшая в советской науке и рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в различных аспектах (историческом, индивидуальном, социальном и т.д.).

Основные принципы деятельностного подхода:

Ü принципы развития и историзма;

предметности;

Ü активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека;

Ü интериоризации – экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта;

Ü единства строения внешней и внутренней деятельности;

Ü системного анализа психики;

Ü зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

На основе этих принципов выделены критерии возникновения и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, функциональные системы), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности. Деятельностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической и т. п.). На основе предложенной А.Н. Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив – цель – условие), изучался широкий круг психических явлений.

Субъективный подход – направление в отечественной психологии, сторонники которого считают основной категорией психологии категорию субъекта деятельности и всей жизни. Разработка и введение данного подхода в психологию связано прежде всего с известным советским психологом С. Л. Рубинштейном. Он обосновал позицию, согласно которой человек «связывает» все аспекты своего жизненного пути и выступает активным «строителем» всей своей жизни. Введение понятия субъекта жизни позволило Рубинштейну раскрыть деятельную сущность человека, преодолеть созерцательный подход к личности и к ее жизни. Таким образом, в основе подхода Рубинштейна, лежит идея об индивидуально активном человеке, т. е. о человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Акцентирование внимание на том, что человек может и должен принимать решения в отношении всех аспектов своей жизни и позволяет говорить о нем как о субъекте, а не объекте независимых от него воздействий (внешних или внутренних).  Б. Г. Ананьев отмечал, что внутренний план и жизненные программы поведения человека определяются не только и не столько социальными статусами и ролями, сколько позицией самого человека. Ученый указывал, что именно активное участие самой личности в изменении статуса и социальных функций и характеризуется человека как субъекта всей своей жизни. Человек сам определяет свои жизненные стратегии, а на их основе и тактики своего поведения. Большой вклад в развитие субъектного подхода внесла К. А. Абульханова-Славская. В своих работах она показывает, что у человека достаточно ресурсов для организации своей жизни в соответствии со своими интересами, ценностями для максимального развития своих потенций. Она считает, что личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути. Личность выступает субъектом жизни, т.е. ее организатором и в этом проявляется прежде всего индивидуальный характер жизни. «Чем меньше человек продумывает, осмысливает свою жизнь, чем меньше он стремится организовать ее ход, определить ее основное направление, тем больше, как правило, его жизнь становится подражательной, а потому похожей на жизнь других людей, стандартной». Таким образом, сторонники субъектного подхода доказывают, что человек обладает всеми ресурсами, для того чтобы выступать не пассивным объектом для восприятия воздействий, а активным субъектом своей жизни. В этом позиция данного подхода во многом созвучна основным идеям теорий гуманистической психологии.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 222.