Понятие о чувствах и эмоциях. Физиологические основы эмоций и чувств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Говоря о переживании человека, употребляют два термина – «чувства» и «эмоции». В широком смысле слова – это синонимы. В узком – под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях. Понятие «эмоция» несколько уже понятия «чувство». Главное отличие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Чувства более длительные, чем эмоции. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувства любви, если у него нет объекта привязанности. Также он не может испытывать чувства ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

Эмоции могут повышать жизнедеятельность человека или понижать ее. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. И наоборот, когда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность – это астенические эмоции. Эмоции делятся также на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные.

Физиологические основы чувств и эмоций. Исследования показывают, что возникновение и проявление эмоций и чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущую роль в эмоциях и, особенно, в чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга. И. П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, держит под контролем все явления, происходящие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. В ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (мимика, пантомимика), желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреций.

Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей среде в значительной мере определяются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Специальные эксперименты обнаружили там существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждение» и «страдание».

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, эстетические, интеллектуальные.

Основные функции эмоций.

Человеческие эмоции и чувства возникли на основе совместной трудовой деятельности и выполняют важнейшие сигнальную, регулирующую, защитную, мобилизующую, компенсаторную функции и др. Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды. Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счёт выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например, при активно-оборонительной его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость. Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщённую и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она всё же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

3. Эмоциональные особенности личности.

К эмоциональным особенностям личности относятся: эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Степень выраженности эмоциональных особенностей весьма вариативна и колеблется от легкой эмоциональной возбудимости у одних до эмоциональной инертности у других, от ярко выраженной импульсивности и аффективности до чётко выраженной сдержанности. Сила, темп, ритм эмоциональных реакций также варьируются и индивидуальны у каждого человека.

Весьма важны также различия в направленности и содержании чувств. У разных людей можно заметить преобладание того или иного настроения, склонность к определённым чувствам, что позволяет говорить о них, как о ведущих. Эта особенность обычно связана с мировоззрением, жизненными интересами, убеждениями личности. Если эмоциональные черты личности положить в основу характеристики людей, то по этому признаку выделяются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и, наконец, холодные. Эмоциональные натуры возбудимы, порывисты, импульсивны, впечатлительны. Сентиментальные натуры характеризуются склонностью к созерцательности. Они чувствительны и пассивны. У них отмечается направленность чувств на самого себя, то есть стремление любоваться своими переживаниями. Страстные натуры исключительно действенны, стремительны и преданны любимому делу, они живут богатой, эмоционально насыщенной жизнью. Для холодных натур типична пониженная эмоциональная возбудимость, слабая впечатлительность.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами личности сложную систему, психический облик человека.

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных состояний. Наиболее значимыми принято считать следующие виды эмоциональных переживаний: собственно эмоции, чувства, настроение, аффекты, эмоциональный стресс.

Основную группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции, которые К. Е. Изард определил как «фундаментальные эмоции», то есть – определяющие все остальные. К ним относят:

1) интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующие обучение;

2) радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;

3) удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес;

4) страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным;

5) гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызванное внезапным возникновение серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности;

6) отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками;

7) презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением субъекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие нравственным нормам;

8) страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания – это лишь вероятный прогноз возможного неблагополучия;

9) стыд – отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям окружающих или своим представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Еще одну группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека. Через настроение человек отражает свое отношение к действительности. Настроение – самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и предметность. Причина настроения всегда есть, но не всегда осознается человеком. Настроение человека отражает бессознательную обобщенную оценку того, насколько благоприятно на данный момент складываются для него обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.

Аффект – эмоциональное состояние взрывного характера, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Причиной аффекта является состояние внутреннего конфликта, противоречие между влечением, желанием, стремлением и невозможностью удовлетворить его. Особенно ярко проявляются аффекты у детей. Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая ее организованность. В состоянии аффекта человек теряет власть над собой. Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. Однако справиться с аффектом на первых этапах его развития может любой. Главное – отсрочить аффективную вспышку, сдержать себя.

Стресс – состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой. Понятие введено канадским физиологом Г. Селье для обозначения необычайной реакции организма на любое сильное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы (холод, боль, страх, унижение) вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Стресс никогда не равен нулю, в минуты равнодушия он просто минимален. Стресс – обычная действительность нашей жизни. Выделяют физиологический стресс как реакцию организма на выброс в кровь адреналина, гормонов щитовидной железы и т. д. и психологический стресс, который в свою очередь делится на информационный, связанный с высокой степенью ответственности при недостатке времени и эмоциональный, подразумевающий под собой угрозу, опасность, обиду, то есть состояния, когда человек длительное время остается один на один со своими нерешёнными проблемами. Длительное пребывание в состоянии стресса сокращает жизнь, вызывает болезни.

Разные люди по-разному реагируют на состояние стресса. Одной из типичных реакций на стресс является фрустрация. Фрустрация – психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, отчаянием, тревогой. Отличительные черты фрустрации: неожиданность, неопределенность, изменение привычного хода событий. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Устойчивость к фрустрирующим факторам (толерантность) зависит от степени эмоциональной возбудимости субъекта, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Высшие чувства.

Как отмечает А. В. Петровский, чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на объект. Чувства влияют в свою очередь на эмоции. Строго научное использование термина «чувства» ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, то есть оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. В психологии принято выделять следующие виды чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и к обществу. Основанием оценки этих чувств являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах общественной жизни. К нравственным чувствам относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность и др. Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности. К ним относятся: сомнение, радость открытия, любовь к истине. Эстетические чувства отражают и выражают отношение человека к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или низменному.



ТЕМА 1.13. ВОЛЯ

Вопросы:

1. Понятие о воли.

2. Структура волевого акта.

3. Волевые качества личности.

1. Понятие о воли.

Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Она является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. Благодаря воле люди организуют свою деятельность, изменяют природу и общественную жизнь, создают материальные и духовные ценности, совершают подвиги и делают открытия в науке. Ни одна более или менее сложная проблема не решается без участия воли. Человек тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть ещё и воля. Таким образом, воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля является важным компонентом психики, обеспечивая выполнение двух взаимосвязанных функций – побудительной и тормозной. Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность характеризуется произвольностью. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Регулирование поведения было бы незначительным без торможения.

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека с позиции его соответствия общепринятым нормам. Античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Во времена Средневековья проблема воли фактически не существовала в качестве самостоятельной проблемы. Человек рассматривался как исключительно пассивное начало, а понятие воли связывалось в большей степени с некими высшими силами.

В научном контексте проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком стало признаваться право на творчество и даже и на ошибку. Например, стало господствовать мнение о том, что, только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта. В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма – «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции – абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли.

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Воля, в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, то есть она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев). Однако в последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Помимо указанных точек зрения, существуют и другие концепции воли. Так, в рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от 3. Фрейда до Э. Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Сам З. Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения. А. К. Лоренц (один из последователей 3. Фрейда) видел энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для К. Г. Юнга это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для А. Адлера – стремление к власти и социальному господству, а для К. Хорни и Э. Фромма – стремление личности к самореализации в культуре.

2. Структура волевого акта.

Воля проявляется в действиях и поступках. Но не все действия могут быть охарактеризованы как волевые. С точки зрения активности действия могут быть следующих видов. Импульсивные действия – действия по удовлетворению непосредственно возникшей потребности, без ясно поставленной цели, без осознанного волевого напряжения (выкрики на уроке, аффективная реакция). Привычные действия – совершаются без преднамеренных усилий по шаблону, на основе сложившихся ранее стереотипов (решает хорошо известную учебную задачу, поддерживает порядок). Волевые действия – целенаправленные, с хорошо осознанной целью, связанные с преодолением трудностей (подготовка домашнего задания: цель – выучить уроки, внешние трудности – большое задание, внутренние трудности – не хочу, болит голова). Таким образом, всякое волевое действие характеризуется наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения. Выделяют следующие особенности волевых действий:

1) сознательная целеустремлённость. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на её достижение;

2) связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя человек может только в том случае, если он всё хорошо обдумал и спланировал;

3) связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности;

4) структура волевого действия. Всякое волевое действие характеризуется наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Принято различать простой и сложный волевые акты. Простой, как правило, имеет два этапа – постановку цели и исполнение. В сложном волевом акте выделяют этапы:

1) цель и стремление достичь её;

2) осознание ряда возможностей достичь цель;

3) появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве версии;

6) осуществление принятого решения.

Волевое действие всегда связано с осознанием цели деятельности, её значимости, с подчинением этой цели выполняемым действиям. Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связаны с актуальными потребностями человека. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, их разделяют на влечения и желания. Если индивид осознаёт лишь неудовлетворённость текущей ситуации, но не осознаются пути и средства к достижению цели, то мотивом деятельности является влечение. Из-за своей неопределённости влечение не может перерасти в деятельность. Желание как мотив деятельности характеризуется чёткой осознанностью, породившей его потребностью. Однако далеко не всякие желания претворяются сразу в жизнь. У человека может возникнуть одновременно несколько противоречивых желаний, и он окажется в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. В результате изменения значения различных потребностей у человека может возникнуть борьба трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Волевая регуляция может включаться на любом этапе осуществления деятельности. В начальный момент осуществления деятельности волевая ситуация состоит в том, что человек сознательно отказывается от одних мотивов, влечений, целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным побуждениям. В выборе действия волевая регуляция проявляется в отказе от привычных способов решения задач, в выборе индивидом более трудного пути и стремления следовать ему. Волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверить правильность выполненного действия.

Сложное волевое действие характеризуется тем, что в нём сталкиваются несовместимые мотивы. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор, называют борьбой мотивов. Борьба мотивов, с одной стороны, служит показателем способностей человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные высшими мотивами, и превращать их в цели. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, способности, нести ответственность за последствия, связанные с достижением или недостижением цели. В борьбе мотивов в большей мере проявляется воля человека. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, что окончательно выражается в принятии решения. Принять решение – это значит отграничить одно желание от другого и таким образом создать идеальный образ цели. Сложные волевые действия чаще всего развёртываются в больших отрезках времени. Однако нередки случаи, когда приходится совершать поступки, предельно ограниченные временем. Тогда чёткость звеньев волевого действия стирается. Они как бы слиты воедино.

Волевой акт совершается при большем или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержания от него. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта. Как показывают психологические исследования, интенсивность волевого усилия, её стойкость зависит от ряда обстоятельств: направленности личности, установки по отношению к деятельности, типа темперамента и т. д. Таким образом, волевое усилие – это особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Усилие воли сопровождается эмоциями, напряжением, поэтому человек совершает его с трудом. Вместе с тем, привычку к волевому усилию можно развивать путем тренировки и упражнений.

Волевые качества личности.

В волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества. Волевые качества – совокупность качеств личности, характеризующих ее со стороны способности достигать поставленные цели, несмотря на возникающие преграды. К таким качествам относят: силу воли, целеустремлённость, решительность, настойчивость, выдержку, самостоятельность и т. д. Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели, выражающаяся в решительности, настойчивости, других качествах. Целеустремлённость – волевое свойство личности проявляется в умении ставить и достигать общественно значимые цели. Решительность – волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов её достижения. Настойчивость – волевое свойство личности, которое проявляется в способности длительно проявлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью. Выдержка (самообладание) – волевое свойство личности, которое проявляется в способности личности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Самостоятельность – волевое свойство личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути её достижения и практически выполнять принятые решения.

Р. С. Немов выделяет 3 группы свойств, которые характеризуют волю человека: первичные, вторичные, третичные. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, базовые волевые качества личности. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются в онтогенезе несколько позже и проявляются в единстве с характером. Это вторичные волевые свойства. Третья группа качеств, отражая волю человека, связана с его морально-ценностными ориентациями. К этой группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность. На образование ценных волевых качеств положительно влияет развитое чувство долга, ясность жизненных целей, страстное желание их достичь. Для преодоления возникающих трудностей большое значение имеют твёрдое убеждение, сформировавшиеся взгляды на задачи человека в жизни, подлинное человеческое достоинство. Велика роль самовоспитания, работы человека над собой, которые приводят к увеличению волевой активности.

Воля как созидательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, – это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Известно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Существует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, настойчивость и др. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, значимых. Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью норм психики. Например, это абулия и апраксия. Абулия – возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности. Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызванное поражением мозговых структур. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, определёнными условиями воспитания. Коррекция его возможна лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.

Люди различаются между собой ещё и по тому, кому они склонны приписывать ответственность за свои действия. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям, называется локализацией контроля (в психологической литературе используется понятие «локус контроля», введённое американским психологом Д. Роттером). Когда люди объясняют причины своих действий, поведения внешними факторами (судьбой, случаем, обстоятельствами), говорят о внешней (экстернальной) локализации контроля. Если человек принимает на себя ответственность за свои деяния, объясняя их, исходя из своих способностей, характера и др., то есть основания говорить о преобладании внутренней (интернальной) локализации контроля. Внешняя или внутренняя локализация контроля волевой деятельности, как отмечают учёные, имеет свои положительные последствия и является устойчивым качеством личности.

Развитие воли. Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека. Развитие воли неразрывно связано с развитием других сторон личности и, прежде всего, с формированием мировоззрения и нравственных качеств. Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует, прежде всего, отметить роль семейного домашнего воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в семейном воспитании воли ребёнка, вызываемые тем, что родители не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно выполняться или перегружают детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. Развитие воли неразрывно связано с воспитанием сознательной дисциплины ребёнка. Соблюдение режима, неуклонное выполнение определённых правил заставляет ребёнка соблюдать определённую линию поведения, не выходить за общепринятые границы, сдерживать себя и таким образом формирует соответствующие волевые качества.

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причём каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, проявляющиеся первыми в возрастном развитии ребёнка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребёнка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами, кроме этой задачи, решают ещё одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, проявляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Воля подростков переходит на новую ступень развития. Школьники среднего возраста в состоянии самостоятельно ставить довольно сложные и отдалённые цели и подчинять им своё поведение. Они способны детально и глубоко обдумывать предстоящие действия, опираясь на достаточно распространенные знания и жизненный опыт, могут составить план действий, проявить настойчивость в его осуществлении. Ведущая роль в развитии воли подростка принадлежит труду и, прежде всего, общественно полезному. Воспитывает волю не труд сам по себе, а труд, наполненный общественным содержанием, полезный другим людям. Однако характер подростка ещё не сформирован. Бьющая через край активность нередко проявляется в порывистых, импульсивных действиях. Стремление скорее стать взрослым иногда порождает у подростков ложное понимание самостоятельности, которое выражено в некотором пренебрежении обязанностями перед родителями, учителями и классным коллективом. Нужно продолжать воспитывать волю детей данного возраста, не надеясь на стихийное формирование её качеств.

В период юности при нормальных условиях воспитания развитие воли достигает ещё более высокого уровня. Характерные особенности юности – устремлённость в будущее, потребность в самоопределении – побуждают юношей к переоценке своего отношения к учению, труду, моральному и волевому поведению. Возрастает критичность воли. Стремясь развить волевые качества и избавиться от недостатков поведения, юноши широко пользуются приёмами самоконтроля и самообязательств. Старший школьник хорошо понимает, что волю закаляют не в каких-то чрезвычайных случаях, а в выполнении повседневных дел. Как правило, в этом возрасте основные волевые процессы превращаются в устойчивые свойства личности.

Совершенствование волевой регуляции поведения человека связано с его общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю в отрыве от общего психологического развития личности невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы – упрямство и ригидность. Учитель, стремящийся к развитию волевых качеств у учеников, должен соблюдать следующие педагогические правила:

1) не делать за ученика то, чему он должен научиться, а лишь создать условия для успеха его учебной деятельности;

2) активизировать самостоятельную работу ученика, направленную на достижение цели;

3) воспитывать привычку самоконтроля;

4) поощрять, стимулировать деятельность, вызывать чувство радости от достигнутого результата.



ТЕМА 1.13. ВОЛЯ

Вопросы:

1. Понятие о воли.

2. Структура волевого акта.

3. Волевые качества личности.

1. Понятие о воли.

Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Она является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. Благодаря воле люди организуют свою деятельность, изменяют природу и общественную жизнь, создают материальные и духовные ценности, совершают подвиги и делают открытия в науке. Ни одна более или менее сложная проблема не решается без участия воли. Человек тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть ещё и воля. Таким образом, воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля является важным компонентом психики, обеспечивая выполнение двух взаимосвязанных функций – побудительной и тормозной. Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность характеризуется произвольностью. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Регулирование поведения было бы незначительным без торможения.

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека с позиции его соответствия общепринятым нормам. Античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Во времена Средневековья проблема воли фактически не существовала в качестве самостоятельной проблемы. Человек рассматривался как исключительно пассивное начало, а понятие воли связывалось в большей степени с некими высшими силами.

В научном контексте проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком стало признаваться право на творчество и даже и на ошибку. Например, стало господствовать мнение о том, что, только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта. В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма – «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции – абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли.

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Воля, в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, то есть она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев). Однако в последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Помимо указанных точек зрения, существуют и другие концепции воли. Так, в рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от 3. Фрейда до Э. Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Сам З. Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения. А. К. Лоренц (один из последователей 3. Фрейда) видел энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для К. Г. Юнга это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для А. Адлера – стремление к власти и социальному господству, а для К. Хорни и Э. Фромма – стремление личности к самореализации в культуре.

2. Структура волевого акта.

Воля проявляется в действиях и поступках. Но не все действия могут быть охарактеризованы как волевые. С точки зрения активности действия могут быть следующих видов. Импульсивные действия – действия по удовлетворению непосредственно возникшей потребности, без ясно поставленной цели, без осознанного волевого напряжения (выкрики на уроке, аффективная реакция). Привычные действия – совершаются без преднамеренных усилий по шаблону, на основе сложившихся ранее стереотипов (решает хорошо известную учебную задачу, поддерживает порядок). Волевые действия – целенаправленные, с хорошо осознанной целью, связанные с преодолением трудностей (подготовка домашнего задания: цель – выучить уроки, внешние трудности – большое задание, внутренние трудности – не хочу, болит голова). Таким образом, всякое волевое действие характеризуется наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения. Выделяют следующие особенности волевых действий:

1) сознательная целеустремлённость. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на её достижение;

2) связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя человек может только в том случае, если он всё хорошо обдумал и спланировал;

3) связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности;

4) структура волевого действия. Всякое волевое действие характеризуется наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Принято различать простой и сложный волевые акты. Простой, как правило, имеет два этапа – постановку цели и исполнение. В сложном волевом акте выделяют этапы:

1) цель и стремление достичь её;

2) осознание ряда возможностей достичь цель;

3) появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве версии;

6) осуществление принятого решения.

Волевое действие всегда связано с осознанием цели деятельности, её значимости, с подчинением этой цели выполняемым действиям. Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связаны с актуальными потребностями человека. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, их разделяют на влечения и желания. Если индивид осознаёт лишь неудовлетворённость текущей ситуации, но не осознаются пути и средства к достижению цели, то мотивом деятельности является влечение. Из-за своей неопределённости влечение не может перерасти в деятельность. Желание как мотив деятельности характеризуется чёткой осознанностью, породившей его потребностью. Однако далеко не всякие желания претворяются сразу в жизнь. У человека может возникнуть одновременно несколько противоречивых желаний, и он окажется в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. В результате изменения значения различных потребностей у человека может возникнуть борьба трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Волевая регуляция может включаться на любом этапе осуществления деятельности. В начальный момент осуществления деятельности волевая ситуация состоит в том, что человек сознательно отказывается от одних мотивов, влечений, целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным побуждениям. В выборе действия волевая регуляция проявляется в отказе от привычных способов решения задач, в выборе индивидом более трудного пути и стремления следовать ему. Волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверить правильность выполненного действия.

Сложное волевое действие характеризуется тем, что в нём сталкиваются несовместимые мотивы. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор, называют борьбой мотивов. Борьба мотивов, с одной стороны, служит показателем способностей человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные высшими мотивами, и превращать их в цели. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, способности, нести ответственность за последствия, связанные с достижением или недостижением цели. В борьбе мотивов в большей мере проявляется воля человека. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, что окончательно выражается в принятии решения. Принять решение – это значит отграничить одно желание от другого и таким образом создать идеальный образ цели. Сложные волевые действия чаще всего развёртываются в больших отрезках времени. Однако нередки случаи, когда приходится совершать поступки, предельно ограниченные временем. Тогда чёткость звеньев волевого действия стирается. Они как бы слиты воедино.

Волевой акт совершается при большем или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержания от него. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта. Как показывают психологические исследования, интенсивность волевого усилия, её стойкость зависит от ряда обстоятельств: направленности личности, установки по отношению к деятельности, типа темперамента и т. д. Таким образом, волевое усилие – это особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Усилие воли сопровождается эмоциями, напряжением, поэтому человек совершает его с трудом. Вместе с тем, привычку к волевому усилию можно развивать путем тренировки и упражнений.

Волевые качества личности.

В волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества. Волевые качества – совокупность качеств личности, характеризующих ее со стороны способности достигать поставленные цели, несмотря на возникающие преграды. К таким качествам относят: силу воли, целеустремлённость, решительность, настойчивость, выдержку, самостоятельность и т. д. Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели, выражающаяся в решительности, настойчивости, других качествах. Целеустремлённость – волевое свойство личности проявляется в умении ставить и достигать общественно значимые цели. Решительность – волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов её достижения. Настойчивость – волевое свойство личности, которое проявляется в способности длительно проявлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью. Выдержка (самообладание) – волевое свойство личности, которое проявляется в способности личности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Самостоятельность – волевое свойство личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути её достижения и практически выполнять принятые решения.

Р. С. Немов выделяет 3 группы свойств, которые характеризуют волю человека: первичные, вторичные, третичные. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, базовые волевые качества личности. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются в онтогенезе несколько позже и проявляются в единстве с характером. Это вторичные волевые свойства. Третья группа качеств, отражая волю человека, связана с его морально-ценностными ориентациями. К этой группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность. На образование ценных волевых качеств положительно влияет развитое чувство долга, ясность жизненных целей, страстное желание их достичь. Для преодоления возникающих трудностей большое значение имеют твёрдое убеждение, сформировавшиеся взгляды на задачи человека в жизни, подлинное человеческое достоинство. Велика роль самовоспитания, работы человека над собой, которые приводят к увеличению волевой активности.

Воля как созидательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, – это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Известно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Существует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, настойчивость и др. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, значимых. Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью норм психики. Например, это абулия и апраксия. Абулия – возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности. Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызванное поражением мозговых структур. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, определёнными условиями воспитания. Коррекция его возможна лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.

Люди различаются между собой ещё и по тому, кому они склонны приписывать ответственность за свои действия. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям, называется локализацией контроля (в психологической литературе используется понятие «локус контроля», введённое американским психологом Д. Роттером). Когда люди объясняют причины своих действий, поведения внешними факторами (судьбой, случаем, обстоятельствами), говорят о внешней (экстернальной) локализации контроля. Если человек принимает на себя ответственность за свои деяния, объясняя их, исходя из своих способностей, характера и др., то есть основания говорить о преобладании внутренней (интернальной) локализации контроля. Внешняя или внутренняя локализация контроля волевой деятельности, как отмечают учёные, имеет свои положительные последствия и является устойчивым качеством личности.

Развитие воли. Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека. Развитие воли неразрывно связано с развитием других сторон личности и, прежде всего, с формированием мировоззрения и нравственных качеств. Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует, прежде всего, отметить роль семейного домашнего воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в семейном воспитании воли ребёнка, вызываемые тем, что родители не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно выполняться или перегружают детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. Развитие воли неразрывно связано с воспитанием сознательной дисциплины ребёнка. Соблюдение режима, неуклонное выполнение определённых правил заставляет ребёнка соблюдать определённую линию поведения, не выходить за общепринятые границы, сдерживать себя и таким образом формирует соответствующие волевые качества.

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причём каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, проявляющиеся первыми в возрастном развитии ребёнка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребёнка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами, кроме этой задачи, решают ещё одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, проявляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Воля подростков переходит на новую ступень развития. Школьники среднего возраста в состоянии самостоятельно ставить довольно сложные и отдалённые цели и подчинять им своё поведение. Они способны детально и глубоко обдумывать предстоящие действия, опираясь на достаточно распространенные знания и жизненный опыт, могут составить план действий, проявить настойчивость в его осуществлении. Ведущая роль в развитии воли подростка принадлежит труду и, прежде всего, общественно полезному. Воспитывает волю не труд сам по себе, а труд, наполненный общественным содержанием, полезный другим людям. Однако характер подростка ещё не сформирован. Бьющая через край активность нередко проявляется в порывистых, импульсивных действиях. Стремление скорее стать взрослым иногда порождает у подростков ложное понимание самостоятельности, которое выражено в некотором пренебрежении обязанностями перед родителями, учителями и классным коллективом. Нужно продолжать воспитывать волю детей данного возраста, не надеясь на стихийное формирование её качеств.

В период юности при нормальных условиях воспитания развитие воли достигает ещё более высокого уровня. Характерные особенности юности – устремлённость в будущее, потребность в самоопределении – побуждают юношей к переоценке своего отношения к учению, труду, моральному и волевому поведению. Возрастает критичность воли. Стремясь развить волевые качества и избавиться от недостатков поведения, юноши широко пользуются приёмами самоконтроля и самообязательств. Старший школьник хорошо понимает, что волю закаляют не в каких-то чрезвычайных случаях, а в выполнении повседневных дел. Как правило, в этом возрасте основные волевые процессы превращаются в устойчивые свойства личности.

Совершенствование волевой регуляции поведения человека связано с его общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю в отрыве от общего психологического развития личности невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы – упрямство и ригидность. Учитель, стремящийся к развитию волевых качеств у учеников, должен соблюдать следующие педагогические правила:

1) не делать за ученика то, чему он должен научиться, а лишь создать условия для успеха его учебной деятельности;

2) активизировать самостоятельную работу ученика, направленную на достижение цели;

3) воспитывать привычку самоконтроля;

4) поощрять, стимулировать деятельность, вызывать чувство радости от достигнутого результата.



ТЕМА 1.15. ХАРАКТЕР

Вопросы:

1. Понятие о характере.

2. Структура характера.

3. Акцентуации характера.

4. Психологические особенности воспитания и самовоспитания характера.

 

Понятие о характере.

Люди по-разному относятся к окружающему (к другим людям, к природе и др.), к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, в поступках человека. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером. Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер – совокупность индивидуально своеобразных психических свойств личности, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Структура характера.

Характер складывается из множества различных черт, но он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру. В структуру характера входят взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей. Структура и содержание характера человека определяется: динамикой воли; спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона, который сопровождает его поступки; интеллектуальными особенностями человека. Для структуры характера важно то, насколько эти компоненты взаимосвязаны и слиты воедино, гармоничны между собой или, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах. В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологии принято выделять следующие два подхода. Согласно первому подходу все черты характера связывают с психическими процессами, и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. К волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам характера относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

Второй подход определяет черты характера в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Черты характера, демонстрирующие отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, общительность, чуткость, отзывчивость и др.); черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, добросовестность и др.); черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, скромность и др.); черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Акцентуации характера.

Крайними вариантами нормы как результат отдельных черт характера является акцентуация характера, которая при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения человека. Акцентуации характера – это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего у субъекта ухудшается взаимодействие с другими людьми. Это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющие крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Психопатия – это болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта), в результате чего резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих. Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые акцентуации характера. Явные акцентуации относятся к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность. Поскольку большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется именно в нем, целесообразно рассмотреть классификацию акцентуаций на примере подростков. Такая типология, предложенная А. Е. Личко, включает в себя следующие типы акцентуации:

гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. Зачастую переоценивают свои способности. Бывают слишком самоуверенными;

циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели;

лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные. От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей;

астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью, Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной задачи;

сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе;

психоастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеля­ционность суждений – со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность;

шизоидный тип. Наиболее существенной его чертой является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояние других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержанные, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят;

эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят избивать и дразнить младших и слабых. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе людей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держатся в основном на добровольной покорности других детей или на страхе;

истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности. Они с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят товарищей. Они неспособны выступать как настоящие лидеры, завоевать себе неформальный авторитет, но они часто и быстро терпят фиаско;

неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы. Они совсем не думают о будущем;

комфортный тип. Для подростков этого типа характерно бездумное, некритическое подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Они склонны к морализаторству и консерватизму, их главное жизненное кредо – быть, как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 183.