Понятие о внимании. Физиологические основы внимания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Это осуществляется с помощью внимания. Внимание – это познавательный процесс, особая форма психической активности человека. Под вниманием понимают направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Направленность внимания связана с переходом от одного занятия к другому, сосредоточение – с углубленностью в занятие.

Внимание связано с определенными физиологическими механизмами. По своей природе внимание рефлекторно. Физиологическую основу внимания составляют возбуждение одних нервных центров и торможение других. Согласно представлениям А. А. Ухтомского, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Доминанта – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, характеризующийся способностью накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. Итак, внимание означает наличие в коре головного мозга участков с повышенной (доминирующей над остальными) или пониженной нервной возбудимостью, взаимосвязанных между собой по закону индукции. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Внимание выполняет такие важные функции, как: отбор поступающей информации – отбираются значимые, соответствующие потребностям и данной деятельности воздействия и тормозятся несущественные, побочные; удержание (сохранение) – в сознании сохраняется информация до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель; регуляция и контроль протекания деятельности.

Виды внимания.

В современной психологической науке принято выделять следующие виды внимания: непроизвольное (непреднамеренное) внимание; произвольное (преднамеренное) внимание; послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. В основе его возникновения лежат внутренние причины (интересы, настроения, переживания, потребности человека) и внешние причины (сила и неожиданность раздражителя, новизна, необычность, контрастность раздражителя, подвижность раздражителя). Произвольное внимание возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий. Условиями возникновения произвольного внимания являются: осознание обязанности в выполнении данной деятельности; отчетливое понимание и внутреннее принятие конкретной задачи. Послепроизвольное внимание – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, не требующее волевых усилий и сохраняющее направленность на основе возникновения интереса к самому процессу деятельности. Оно остается связанным с сознательными целями, но здесь нет волевых усилий, а деятельность поддерживается сильным интересом.

Свойства внимания.

Внимание обладает рядом психических свойств. К основным свойствам внимания относятся: устойчивость, объем, сосредоточенность (концентрация), распределение, переключение внимания. Устойчивость – это длительность удержания внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообразной деятельности с предметом, в активной умственной деятельности. Она зависит от целого ряда условий: степени трудности материала и знакомства с ним, его понятности, отношения к нему со стороны субъекта, а также индивидуальных особенностей личности. Объем – количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке. Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания – величина индивидуальная, обычно его показатель равен 5 +(–) 2 объекта. Сосредоточенность (концентрация)это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Она связана обычно с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Распределение возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять деятельность, состоящую из множества одновременных операций. Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них, надо знать ее настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку. Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость переключения внимания зависит от целого ряда условий. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться и сложнее от нее отвлечься. Переключение внимания следует отличать от отвлечения внимания, когда изменение направленности сознания происходит непреднамеренно.

Часто можно наблюдать, как в жизни человек не может сконцентрироваться. Для описания таких ситуаций используются понятия отвлекаемость и рассеянность. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Рассеянность внимания – неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречаются два вида рассеянности – мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность может быть результатом чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя. Она возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Подлинная рассеянность наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое и умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, одной из причин подлинной рассеянности может быть значительное количество полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интересов.

4. Развитие внимания и внимательности. Роль внимания в учебной деятельности велика. Уровень развития познавательной сферы младшего школьника позволяет ему сосредотачивать внимание на нужных действиях, но в то же время часто еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому для ребенка в начальной школе достаточно характерна отвлекаемость, вследствие которой ему трудно сосредоточиться на сложном учебном материале. Внимание младших школьников характеризуется небольшим объемом и устойчивостью. Если подростки сосредоточенно могут заниматься одним делом в течение 40–45 минут, старшеклассники – до 50 минут, то для младших школьников нормальным считается удержание сознания на нужном объекте в течение 10–20 минут. Также затруднено распределение и его переключение с одного учебного задания на другое. В то же время, благодаря учебной деятельности, у ребенка достаточно активно развивается произвольное внимание. При этом логика его развития такова: сначала школьник следует указаниям учителя и работает под его контролем, а затем начинает выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Когда появляется самостоятельный контроль над ходом и результатами своей деятельности, тогда мы и наблюдаем проявление произвольного внимания.

Существуют и индивидуальные особенности развития внимания у учащихся. Эти отличия наблюдаются при анализе проявления различных свойств внимания. Некоторые учащиеся имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они могут долго и усердно выполнять одно задание, но быстро перейти к другому заданию для них проблематично. Для других характерна легкость переключаемости, но при этом и значительна отвлекаемость. Существуют проблемы с небольшим объемом внимания у некоторых младших школьников.

Для хорошей организации учебного процесса и оптимального развития личности младшего школьника важно, чтобы педагог имел представление о возрастных особенностях развития внимания и учитывал индивидуальные отличия.



ТЕМА 1.12. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Вопросы:

1. Понятие о чувствах и эмоциях. Физиологические основы эмоций и чувств.

2. Основные функции эмоций.

3. Эмоциональные особенности личности.

4. Высшие чувства.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 189.