Организационные методы определяют общий способ организации психологического исследования. Выделяют сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.
Сравнительный метод (метод «поперечных срезов») – это организация исследования, которая основывается на сопоставлении различных групп по возрастам, деятельности и т. п.
Лонгитюдный метод (метод «продольных срезов») предполагает длительное изучение интересуемого явления.
Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета;
Эмпирическими методами исследования являются наблюдение и эксперимент (которые часто признаются основными), а также тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод и др.;
Основными методами получения психологической информации являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях. Необходимые условия для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы
в последующих наблюдениях. Процедура наблюдения складывается из следующих этапов:
1) определение цели (для чего наблюдать?);
2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
4) выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
В условиях педагогической деятельности наблюдение всегда доступно педагогу. Однако для того, чтобы данный метод давал достоверную и разностороннюю информацию, педагог должен развивать в себе соответствующие профессиональные и личностные навыки и качества.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. В зависимости от условий проведения различают лабораторный и естественный эксперимент. Естественный эксперимент осуществляется в естественных условиях, а лабораторный эксперимент проходит в специально созданных условиях. В зависимости от влияния исследователя на изучаемый предмет выделяют формирующий и констатирующий эксперимент. В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего – простое фиксирование изменений, происходящих независимо от экспериментатора.
Кроме основных методов сбора первичной информации, используют и другие методы: тестирование, опрос, биографический метод, анализ результатов деятельности и др. Тест (от англ. test – опыт, проба) – один из методов сбора первичной информации, характеризующийся предъявлением испытуемым системы заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического явления. Часто тест называют стандартизированным испытанием, подразумевая, что при выполнении его заданий, а также при обработке результатов должны четко соблюдаться установленные нормы и правила, что и позволяет получать достаточно достоверные результаты. Опрос – метод получения психологической информации, основанный на устном или письменном обращении к человеку с вопросами, содержание которых составляет проблему исследования. Опрос чаще всего выступает в виде двух вариантов: анкетирования и интервьюирования. Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят об анкетировании, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В практической деятельности анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет. Интервью – вид опроса, при котором ставится задача в непосредственном контакте с человеком получить от него ответы на определенные, обычно заранее приготовленные, вопросы. Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей учащегося, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 208.