Психологическая характеристика личности. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, высокоорганизованное животное, отличающееся прямохождением, строением рук, обладающее высокоразвитым мозгом. С другой стороны, человек — существо общественное. Социальная сущность человека является важнейшим его признакам, т.к. общественные отношения изменили и подчинили себе его биологическую организацию. Для обозначения биологических и социальных признаков человека используются такие понятия, как «индивид», «индивидуальность», «личность».

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые приобретены в ходе развития. Индивидом можно назвать и новорожденного, и взрослого, и мыслителя, и глупца, и представителя диких народов, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. Поэтом сказать об определенном человеке, что он индивид – значит, сказать немногое.

Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, со стороны своеобразия и неповторимости психики и личности.

Предпосылкой формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях характера, темперамента, способностей, в интересах, склонностях.

В случае, когда человека рассматривают как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, используют понятие «личность».

Личность – человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Понятие «личность» в психологии используют в разных значениях. В одном из последних психологических словарях личность определяется как «особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общении» (Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 2004). В этом же издании отмечается, что в настоящее время существует многообразие подходов к пониманию личности и это необходимо учитывать. В отечественной психологической науке чаще всего в качестве основных признаков личности выделяются:

– включенность в общественные отношения;

– участие в совместной деятельности;

– развитое самосознание.

Личность как психологическое образование обладает следующими свойствами:

– активностью, т. е. способностью преобразовывать окружающий мир в соответствии со своими потребностями. Активность личности проявляется в творчестве, волевых актах, общении в активной жизненной позиции человека;

– единством, т. е. взаимосвязью и взаимозависимостью всех сторон личности, благодаря чему личность всегда выступает в совей целостности, претворяет в реальной жизни «свою жизненную программу»;

– устойчивостью, т. е. относительным постоянством свойств. Благодаря устойчивости поведение личности становится последовательным и предсказуемым. Ощущения внутренней устойчивости собственной личности – важное условие психического благополучия человека. В то же время устойчивость личности не исключает ее гибкость или адаптивность (умение действовать в соответствии с изменяющимися условиями при учете своих планов, целей и т. д.).

Важнейшим условием развития личности является включенность человека в общественные отношения. На протяжении своей жизни человек входит во множество социальных групп, является субъектом различных социальных отношений, выполняет разнообразные социальные функции и роли.

Роль – набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения (Д. Майерс)

Отвечая на вопрос «кто я?», люди очень часто описывают свои роли в устойчивых системах отношений с другими людьми: «мать», «преподаватель», «учащийся» и т. д. Социальная роль как элемент структуры личности проявляется в том, что, попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве (преподавателя, дочери, учащейся и т. д.), человек должен действовать в соответствии с определенными требованиями, обусловленные этой ролью.

Основой, на которой формируются социальные роли, являются социальные нормы.

Социальная нормаэто предписание общепринятой формы, способа поведения в определенных ситуациях социального взаимодействия.

В зависимости от сферы общественных отношений различают моральные, политические, правовые, культурные, этические и другие нормы.

На основе социальных норм происходит подразделение поведения на:

– нормальное (социально адаптированное);

– отклоняющееся (девиантное);

– противонормное (противоправное).

На отклоняющееся, противонормное поведение общество реагирует соответствующей системой воздействий, системой социального контроля.

Социальный контроль – это система общественного воздействия на личность, обеспечивающая устойчивые социальные отношения вследствие подчинение личности социальным нормам.

Социальный контроль осуществляется системой санкций: правовых (выговоры, штрафы изоляция и т. д.) и морально-этических (осуждение, порицание, непринятие и т. д.)

Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами различных социальных групп, к которым он принадлежит. Порой эти нормы предъявляют человеку взаимоисключающие ожидания, что порождает так называемый ролевой конфликт (например, ролевой конфликт работающей женщины, разрывающейся между обязанностями, которые накладывает на нее роль жены и матери, и ожиданиями, предъявляемыми к ней как полноправному члену трудового коллектива). Разрешение ролевого конфликта – это сложная проблема, требующая огромного психического напряжения. Способы преодоления такого конфликта могут быть различными (переосмысление роли; разотождествление себя с ролью; освоение роли; определение соподчиненности (иерархии) ролей и др.). Важным условием конструктивного разрешения ролевого конфликта является следование личности своим ценностям.

Ценностьэто личная значимость того или иного явления, предмета, стороны действительности.

У каждой личности формируется своя система ценностей. Ценности личности являются ее поведенческим ориентиром, основой самоконтроля. Только та личность, ценности которой не противоречат общественным ценностям, способна адаптироваться и социализироваться в обществе людей.

Социализацияэто формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения его социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения.

Социализация многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды. Среди базовых качеств личности, которые должны быть сформированы в процессе ее социализации, необходимо выделить: устойчивую потребность в самоуважении, чувство совести и чести, способность постоянного социального самоконтроля личности; чувство ответственности за свое поведение, чувство глубокого удовлетворения от социального одобрения поведения личности.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 248.