Сущность и виды церковной власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Власть принадлежит Богу.

Носителем власти в Церкви являются епископы.

В церкви неприемлемы методы насилия.

Власть учения, священнодействия, управления.

Правительственная: 1) законодательная 2) исполнительная 3) судебная.

Все 3 вида власти принадлежат епископам.

Власть учения: проповедь (58 апостолов, 19 трульского). Проведение воскресных бесед. Катехизация и школьное обучение, миссионерство, духовная цензуру (оценка литературных произведений с церковно-догматического вероучения.).

Власть священнодействия: богослужение (совершается по Иерусалимскому уставу, и обряду ППЦ), церковный календарь (в определенное время, в определенные даты, церковь совершает по юлианскому календарю, в 1923 году было принято перейти на новый юлианский календарь. Один тропический год 365,242. Сидерический год относительно неподвижных звезд 365,256. Аномалистический год время последовательного порождения через перигелий 365,269. Юлианский 365,25. Грегорианский 97/400 365,2425 3 высокосных года пропускают в 400 лет. В тех столетиях в которых порядковое число не делится на 4 без остатска. Новый юлианских 218/900 365,2422.)

Смерть (отпивают всех, кроме не крещеных и самоубийц. Принять решение об отпивании самоубиц принимает архиерей),

 

Канонизация (призниние церковью члена усопшего члена к лику святых. у католиков беатификация минимум 2 чуда и канонизация еще 2 чуда. Нектарий чтобы признат святым 3 вещи: православие, совершение добродетелей за которыми следует противостояние за веру до крови и проявление чудес, нетление мощей или благоухание мощей. Голубинский 3 разряда: Ветхозаветные пророки и патриархи и новозаветные апостолы, мученики, подвижники.) в Византии 74 епископа: не прославили 18 еретиков и 7 православных. Относительно канонизации подвижников необходимо сверхъестественные свидетельства при жизни или после смерти. Темниковский: Добродетельная жизнь, начинают почитать, канонизация. Чудеса второстепенны. Нетление мощей не являются критерием святости. Общечтимые и месночтимые.

 В РПЦ до синодальная эпоха: Борис и Глеб, от крещения до 1546 – 68. Соборы 1547, 1549 Иван Грозный и митр Макарий- систематизация святых , вопрос о канонизации. После соборов и до конца 17 века – около 150 большенство преподобные.

Синодальный период – 10 при Николае 2 6. Поместный собор 17-18 – 2. 10 апреля 1970 – 1. 1977 год – 1. 1978 – 1. +3. 1988 – 9. 1989 – 2. 1990-1. 92, 94 -9. 97 – 3. 2000 – более 1200. 2008 – 2. 16 – 29 +3 РПЦЗ,

 

 

Власть управления.

Правительственная:

1) законодательная. Вселенский собор, поместный собор, епископ.

Предмет:

           А. Догматического характера. Вечные. Неизменные

           Б. Церковной Дисциплины. Временные.

Такое разделение установлено 7 вселенским, 6 правилом.

Состав: каноны, остальные акты. Каноны неизменны. Отмене не подлежат. Выступают идеалом к которому мы должны стремиться. Некоторые каноны носили частный характер. Святы каноны являются фундаментом церковного провознания, и критерием церковного законодательства.

Каноны то что входит в канонические сборники Православной Церкви.

Канон утверждает только вселенский собор.

 

Закон издается поместным собором, еп- не явл-ся обще обязательным для всей Церкви

Закон должен соответствовать определенным условиям: внутренним: издание законной властью и соответствие его канонам; и внешним: обнародование или опубликование.

Все церковные законы обязательны для каждого члена церкви.

Незнание не может служить оправдание при его нарушении.

Исключения:

1. привилегия или прономия когда лицо наделяется теми или иными преимуществами;

2. Диспенсация, освобождение от какой либо обязанности.

Акревия строгое исполнение канонов.

Икономия.

Законы принятые властью могут быть отменены этой властью либо высшей.

 

2) исполнительная или административная.

Та власть которая исполнят законы.

Носители власти соборы и конкретные должностные лица, епископы, клирики и миряне.

Посменные отчеты, устные доклады. Визитация и ревизия.

 

3) судебная.

Судебная власть многогранна. Суд духовника – частное наказание. Публичное наказание.

Судебная всласть осуществляют соборы епископов и епархиальные архиереи.

Доникейский период: все вопросы христиан решал епископ. Любое участие в государственнх судах подразумевала жертвоприношение.

После Миланского эдикта суд церкви принимается государством. Клирики подлежали суду церкви.

 

На Руси после крещения существовало византийское церковное законодательство.

 

В середине 17 века создается монастырский приказ. Орган который которому были подсудны монастыри и монашество.

В синодальную эпоху компетенция судов сужается. Остаются вопросы брачного права и преступления за которые предусматривались только церковные наказания.

После 17-го церковь отделена от государства. Церковный суд и государственный суд разделены.

 

Судебные инстанции. судебные учреждения в иерархической последовательности проходящие рассмотрение и решение всех судебных дел.

Полнота церковного суда принадлежит епископату.

С точки зрения канонов:

1) суд епископа,

2) суд митрополичьего округа,

3) Архиерейский собор,

4) Вселенский собор,

 

РПЦ 2 инстанции:

1) Суд епископа,

2) Поместная церковь.

В синодальную эпоху все церковные дела рассматривались в консистории, и такие дела подлежали утверждению архиереем. Все дела подлежили ревизии синода. Это было ликвидировано собором 17-18 годов.

 

Устав РПЦ 1988 судебными полномочиями обладал: поместный собор, священный синод и епархиальный совет во главе с архиереем.

 

С точки современных норм РПЦ основными актами является устав РПЦ от 2000 и положение о церковном суде РПЦ от 2008. Появились отдельные судебные учреждения. Система церковных судов:

1) Епархиальный суд.

2) Высшие церковно-судебные инстанции РПЦЗ и самоуправляемых церквей.

3) Общецерковный суд. В пределах РПЦ.

4) Архиерейский собор. В пределах РПЦ.

Цель судебной системы заключается в том, чтобы восстановить наращений порядок и строй церковной дизни и способствовать соблюдению священных канонов и иных установленный ПЦ.

Полнота судебной власти принадлежит Архиерейскому собору.

Так же судебная власть осуществляется синодом и патриархом.

Суть судебной системы: полномочия носят делегированный характер.

Полномочия епархиального суда делегированы архиереем.

Полномочия общецерковного суда делегированы священным синодом и патриархам.

 

Епархиальные суды. Являются судами первой инстанции. Создаются по решению архиерея. Может по благословения эту функцию нести епархиальных совет.

Если дела не требуют исследования то архиерей самостоятельно принимает решение.

Состав не менее 5 ти членов. В пресвитерском или епископском сане. Председатель, заместитель председателя, секретарь назначаются архиереем, а остальные избираются епархиальным собранием по представлению архиерея.

Срок полномочий 3 года. Без ограничений переизбраний.

Подсудны следующие дела:

1. обвинения клириков в церковных правонарушениях, влукищие освобождение, увольнение за штат, временно или пожизненное запрещение, извержение из сана, отлучение от церкви.

2. В отношении мирян занимающие церковные должности так же монашествующие по обвинению церковных правонарушений влекущие освобождение, увольнение за штат, временное заключение, пожизненное отлучение от церкви.

3. Иные дела которые требуют исследования.

Церковное судопроизводство происходит в здании церковного суда при участии не менее 3-х членов, включая председателя или заместителя.

Дела по обвинению клириков в церковных правонарушениях, влекущие пожизненное запрещение, извержение из сана, пожизненное отлучение суд рассматривает в полном составе.

Решение содержит описание приговор и рекомендацию возможного наказания.

Пожизненное запрещение, извержение из сана, пожизненное отлучение утверждаются патриархом. 

 

Общецерковный суд.

Суд 1 инстанции в отношении всех архиереев кроме патриарха. Клириков или иных лиц занимают должности синодальных или других общецерковных учреждений. По иным делам переданным патриархом и синодом.

Суд 2 инстанции по апелляционным жалобам епархиальных судов и судебных учреждений РПЦЗ и самоуправляемых церквей.

Состоит из председателя и 4 членов в архиерейском сане, сроком на 4 года. С правом переизбрания, но не более 3-х сроков подряд.

Заместитель председателя, секретарь назначается патриархом из числа судей.

Возможен досрочный отзыв по решению синода и патриарха. И священный синод может назначит временно исполняющего обязанности.

Решения ОЦ суда утверждаются патриархом. Общецерковный осуществляет судебный надзор за епархиальными.

Состав: Председатель: Митрополит Исидор Екатиринодарский и Кубанский, заместитель митрополит Тернопольский Керменецкий Сергий, судьи митрополит Евлогий Владимирский и Суздальский, архиепископ Новоградский и Слонимский Гурий и секретарь Брянский и Севкий Александр.

 

Архиерейский собор

В качестве первой и последней инстанции дела по догматическим и каноническим отступлениям патриарха.

2 инстанцией отношении архиереев и клириков или иных лиц занимают должности синодальных или других общецерковных учреждений.

Решения принятые Архиерейским собором обжалованию не подлежат.

Вступившие в законную силу постановления церковных судов их распоряжения требования признаются обязательными для всех клириков и мирян.

Рассмотрение дел суда носит закрытый характер.

27 июля 2011. Священный синод принял документ перечень церковных нарушений подлежащих рассмотрения церковными судами.

Нарушения:

1) Против реры и Церкви

2) Против Христианской нравственности

3) Монаществуюшие против правил о монашестве

4) Против Церковно-иерархического порядка

5) Клириков и епископов против своих пастерских обязонастей

6) Другие направленные патриархов или синодом (общецерковный) или архиереем (епархиальный)

Наказания для мирян:

Сущность состоит в том что нарушитель лишается всех или некоторых прав и благ. Общее название всех наказаний отлучение.

 

 

2 вида наказаний:

1. Полное или великое. Анафема.

2. Не полное или малое. Налагалось исключительно епископом. 12 правило грегория неокессарийского несколь степеней покаяния:

a. плачущие стояли вне церкви,

b. слушающие стояли в притворе,

c. припадающие (стоящие на коленях) могли стоять в храме до амвона после тога как из церкви уходили оглашенные они становились на колени над ними читали молитву и они исходили,

d.  вместе стоящие могли оставаться до конца литургии но не причащались.

e.

При смерти все кающиеся допускались к причастию.

По ВВ. Пожизненное лишение от причастия в случае произвольного отречения от веры. Вольное убийство 20 лет. По неосторожности 10 лет. Прелюбодеяние монаха 15 лет. У мирянина 7. Мужеложство и скотоложство 15 лет. Аборт 10 лет.

 

Указ синода священник без архиерея не мог отлучать от причастия без архиерея.

 

Наказание для клириков и для иподиаконов.

Это извержение из сана и запрещение священнослужения. Не подлежат великому отлучению. 25 апостольское правило. не может за одно преступление 2 наказания.

Исключение. Если клирик получает при помощи денег или при помощи мирских то он отлучается.

Налагается извержение за те нарушения за которые миряне получают анафему.

По ВВ за ересь, за убийство, за избиение, и за прелюбодеяние.

Запрещения

Устав предусматривает отеческое воздействие, выговор. Отстранить от должности, временное запрещение.

Брачное право.

Брак – это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве. (языческое определение).

Основы брака с точки зрения СП. Адам и Ева первая семья. Богом установленный институт. Участи Христа в Канне Галилейской.

51 апостольское правило гласит: епископ или пресвитер или диакон удаляется от брака, мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения если не исправится да будет извержен из священного сана.

Брак в ВЗ: идеал брака установлен при творении. После грехопадения возникают погрешности. Основой брака заповедь плодитесь и размножайтесь. Допускался полигамный брак (многоженство без ограничений). Моисей по жестокосердию позволит иудеям это. Препятствием было:

1. состояние женщины в другом браке .

2. Физическая неспособность к брачному сожительству.

3. Родственные отношения.

Закон левират (евр. левир деверь). Древний обычай, в силу которого брат умершего бездетным лица обязан был жениться на его вдове.

Заключению брака предшествовал брачный договор при свидетелях. Бракосочетание семейный обряд при котором мог просто присутствовать раввин.

Супружеская верность только для жены. В случае прелюбодеяния женщины – смертная казнь.

В Древней Церкви: все христиане вступали в брак по законам римской империи. Но предварительно испрашивали благословение местного епископа и сообщали общине.

Тертуллиан: «брак освящался молитвой и скреплялся евхаристией».

Византия: с принятием христианства процедура сохранилась. Многие христиане вступали брак только по гражданским законам. Церковь настаивала на благословение брака, но принимала гражданский брак.

С начала 14 века гражданская и церковная власть запретили заключать брак без благословения церкви.

Обручение: приравнивалась к браку по своим последствиям и значению. Различалось гражданское и церковное обручение.

В РПЦ: процедура такая же как в Византии. В 17 веке был некий договор, в случаи расторжения выплачивалась неустойка родителям.

1775 указ святейшего синода о совершении обручения в одно время с венчанием.

В синодальную эпоху венчание мог венчать только приходский священник, которому принадлежат жених и невеста. Обязательно не менее 2 свидетелей. Венчание проходило только в храме.

В 19 веке устанавливаются метрические книги.

Монашествующие священники не должны совершать венчание. Это все до революции 17 года.

Сейчас загс и венчание.

«Таинство брака и препятствия в нему». Документ согласован участниками собрания предстоятелями поместны православных церквей в Шамбези с 21-28 января 2016 года, но не принят.

«Проект о церковном браке» подготовлен межсоборным присутствием РПЦ. Обнародован в августе 2015 года.

В тех странах, где церковное венчание не признается государством, то сначала нужно зарегистрировать брак в государстве. Возможно совершение до государственной регистрации по благословению епископа. В случаях требующих безотлагательного решения священник может повенчать сам с последующим докладом архиерею.

Обязательны подготовительные беседы перед таинством брака. Следует стремиться чтобы венчание проходило в том приходе, к которому они принадлежат.

Ограничения по времени:

1. Ночью

2. Вторник, четверг.

3. В течении великого, рождественского, петрова и успенского.

4. В течении сырной седьмыцы, мясопустной и сыропустной седьмицы.

5. Накануне и в сам день усеновевия главы иоанна крестителя и воздвижения креста господня.

6. На кануне воскресных, двунадесятых, великих и храмовых.

7. В продолжении святок и в течении пасхальной седмицы.

Совершение венчания в день когда оно запрещено уставом не делает его не действительным.

Указ синода от 28 декабря 1998 года: не допустимо лишение причастие лиц живущих не в венчаном браке и отождествление такого брака в блудном.

Чин венчания для тех, кто уже долго живет вместе. 5 мая 2015 года.

Совершительная формула: славою и честею венчай тя.

Препятствия к заключению:

1. Абсолютное. Для определенного лица невозможно вступление в брак с кем либо.

a. Состоящих в ином не прекратившемся гражданском или церковном браке.

b. Состоящих в духовном сане. Начиная с иподиакона. 6 правило Трульского собора.

c. Состоящим в монашеском чине.

d. Ранее состоящим в 3 браках. Томос единения. Считают и зарегистрированные и венчаные браки. До 40 лет и отсутствие детей это по 3 браку.

e. Виновному в прелюбодеянии за которого расторгнут первый брак. Исключение покаяние и исполнение епитимьи (ОСК РПЦ).

f. Физическое (невозможность деторождения, 17-18 года обращение по поводу физ невозможности может быть принято к рассмотрению не ранее чем через 2 года, не обязателен в случае отсутствия или аномалий органов) или духовное (психические заболевания)

g. Возрастные. не достигших минимального возрастного ценза согласно действующему гражданскому законодательству 18, особый 16. С точки зрения канонов 18 мужчин и 16 для женщин. Итог 15 мужчин и 13 для женщин. Если брак заключен в 15(13) лет то разлучить до совершеннолетия. Максимальный 60 для женщин 70 для мужчин по ВВ. исключение те кто долго жили в браке. Препятствием к браку разница между женихом и невестой.

2. Условные. Невозможность заключения брака муду определенными лицами.

a. Близкое кровное родство.

b. Браки по прямой линии запрещены.

c. По боковой лини до 7 степени включительно. (54 правило трульского собора, указа Святейшего Правительствующего Синода от 19 января 1810 года). Но браки в 5,6,7 степени с благословения архиерея.

d. Отношения свойства из брачного союза представителей 2 родов. от 2 родов до 4 степени включительно и от 3 родов 1 степени.

e. Фиктивное родство 1 степени.

f. Духовное родство: восприемника и им воспринятую, восприемник и мать, восприемница и отец. 1837 указ синода было признано не существующим родство между восприемников и восприемницей.

g. Усыновление.

h. Отсутствие взаимного согласия.

i. Отсутствие согласия родителей со стороны жениха или невесты.

j. Не единство религии. В целях икономии: с католиками, с членами древних восточных церквей и протестантами исповедующих триединого Бога, при условии благословения брака в православной церкви и воспитание детей в православной вере.

k.

С момента заключения и не расторгающие.

Муж и жена должны любить друг друга. Верность. Совместное сожительство. Обязанности взаимны но не всегда симметричны. У мужа право управлять семьей. У жены подчинятся мужу.

Родители должны кормить и заботиться. Даже ради монашеского подвига нельзя бросать людей. Дети заботяться о родителях.

Расторжение брака:

Христианский брак не расторжим. Даже по взаимному согласию.

1. Смерть.

2. Признание брака не действительным. (по насилию, в сумасшествии, в случае если один был в не расторгнутом браке, браки лиц состоящих в запрещенных степенях родства или свойства, котом по расторжении нельзя вступать в другой, не достигшим совершеннолетия, браки монахов и священнослужителей, браки православных с нехристианами)

3. Развод. (В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:

а) отпадение одного из супругов от Православия;

б) прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19, 9) и противоестественные пороки, даже когда жена ночевала на стороне;

в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;

г) монашеский постриг одного из супругов, совершенный при условии взаимного согласия и выполнения всех нравственных обязательств по отношению к членам семьи; постриг, совершенный без соблюдения этих условий не может считаться действительным, а последствия его должны регулироваться Положением о монастырях и монашестве;

д) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;

е) заболевание одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга;

ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;

з) злонамеренное оставление одного супруга другим;

и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;

к) посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого либо детей, установленное в судебном порядке;

л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством

м) избрание мужа епископом.)

При наличии одного из перечисленных оснований у одного из супругов, второй может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении брака. По исследовании вопроса епархиальный архиерей[1] выдаёт свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 179.