VI. Первичное осмысление и закрепление знаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Работа со сравнительной таблицей «Народы доколумбовой Америки» Предлагает озвучить то, что было записано в течение урока в таблицу. Можно разделить доклад на части, чтобы ученики зачитывали информацию, касающуюся определенного народа. Класс может дополнять либо исправлять докладчиков Работают с таблицей Индивидуальная Рассказывают о культуре и верованиях народов Центральной и Южной Америки, государств Африки Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности Таблица, устные ответы

VII. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа – Закончите предложения: • Я приобрел… • Я научился… • Я смог… • Меня заинтересовало… • Мне захотелось… • У меня получилось… • Мне понравилось… Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке Фронтальная   Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности Оценивание работы учащихся на уроке                  

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

НАРОДЫ ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ И АФРИКИ

Название народа или государства Место проживания Основные занятия жителей Особенности государственного устройства и управления Наиболее известные достижения
Майя Полуостров Юкатан и прилегающая к нему об- ласть в Центральной Америке Земледелие, охота Государство майя состояло из независимых городов-государств, которые имели свою столицу и включали в себя несколько более мелких центров, находящихся на расстоянии 5–15 км друг от друга. Во главе такого государства стоял верховный правитель – «ахав», его власть передавалась по наследству. В мелких центрах управление осуществляли наместники верховного правителя, которые не всегда приходились ему родственниками. Значительную роль в управлении государством играли жрецы, которые составляли привилегированную касту Знали письменность, создали календарь, строили астрономические обсерватории, предсказывали солнечные и лунные затмения. Основа счета – число 20. Раньше европейцев ввели понятие нуля. Улицы городов пересекали друг друга под прямым углом, между городами строились прекрасные дороги. Дворцы и храмы имели форму пирамид, постройки украшались статуями и рельефами
Ацтеки Территория нынешней Мексики Земледелие Сначала управление было в руках совета из глав родов и возглавлялось двумя вождями, позже сформировалось рабовладельческое государство Город Теночтитлан был построен посреди большого озера, острова в котором соединили дамбами. Город пересекали прямые улицы и каналы. Храмы и дворцы украшались рельефами и мозаикой. Ацтеки придумали «плавучие поля». Существовали школы; сохранились гимны богам и эпические поэмы
Инки Территория нынешнего Перу Земледелие, воинская служба Во главе государства – верховный Инка. Высшие должности в государстве занимали кровные родственники Инки – Сыны Солнца. Государство было подчинено интересам войны. Мужчины делились на отряды во главе с военачальниками; в них существовала крайне суровая дисциплина; население жило общинами; общинник не имел права покидать границы своей общины без разрешения властей; пахотная земля делилась на три части: урожай с одной поступал жрецам, с другой – верховному Инке, а треть оставалась у крестьянина. Государство контролировало потребление, не допуская ни излишеств, ни голода. По стране передвигались контролеры, которые следили за работой чиновников Была налажена почтовая связь, хотя письменности инки не знали. Воздвигались храмы, дворцы, крепости. Главная крепость в Куско располагалась на скалистом холме и соединялась туннелями с другими крепостями, ее стены состояли из каменных глыб, которые весили по нескольку тонн
Бушмены, пигмеи Тропические леса Центральной Африки Охота, собирательство Самые влиятельные люди – шаманы Сохранились легенды, предания и сказки
Государство Гана Западный Судан Торговля, добыча золота и соли Во главе государства – царь. Царь и родовая знать разбогатели за счет торговли золотом и солью Приняли ислам; строили мечети, дворцы, общественные здания, существовали мусульманские школы; использовали письменность на основе местных языков; были основаны библиотеки; сохранились легенды, предания и сказки; создавали деревянные и бронзовые скульптуры и маски
Государство Мали Западный Судан Торговля, добыча золота Правитель и его приближенные приняли ислам Сохранились легенды, предания и сказки; создавали деревянные и бронзовые скульптуры и маски
Государство Аксум Побережье Южной Аравии и часть Судана Торговля рабами, золотом, слоновой костью, благовониями, ароматическими смолами, изумрудами, африканскими зверями и их шкурами Во главе государства – царь. Государство поддерживало тесную связь с Византией. Царь и его приближенные приняли христианскую веру Сохранились легенды, предания и сказки; создавали деревянные и бронзовые скульптуры и маски
Государство Мономотапа Междуречье Замбези и Лимпопо Добыча золота, железа, медной руды. Земледелие, скотоводство, производство керамики, строительство из камня Столица: город Большой Зимбабве. Основателем правящей династии был Мутота (XV в.). Его преемник – Матопе – установил систему данничества, при которой правители завоеванных народов оставались у власти при условии признания подчиненности верховному правителю и выплаты ему значительной дани. Лишь наиболее важные области были переданы под начало сыновей и племянников правителя. Политическая и юридическая власть правителя (мономотапа) строго контролировалась обычным правом и советом знати Сохранились легенды, предания и сказки; создавали деревянные и бронзовые скульптуры и маски

Приложение 2

Основными занятиями индейских народов были рыболовство и охота, а земледелием занимались только в Центральной и Южной Америке. Здесь выращивали неизвестные европейцам и такие привычные для современного человека картофель, кукурузу, помидоры, подсолнечник, какао и табак. Индейцы не умели приручать животных, исключением были собаки, ламы и некоторые виды птиц.

У большинства народов, населявших Америку, сохранялся родоплеменной строй. Они не знали колеса, железа и плуга. Им было не известно огнестрельное оружие. Для изготовления орудий труда они использовали дерево, камень и бронзу. Еще одной удивительной особенностью культуры индейцев было абсолютное равнодушие к таким драгоценным металлам, как золото и серебро, для них они не представляли никакой материальной ценности. Можете представить себе изумление европейцев, охваченных «золотой лихорадкой», поиском «философского камня» и прочего, когда они столкнулись с подобным явлением.

Приложение 3

Основными занятиями древних майя были земледелие и охота. В период своего расцвета древние майя строят целые города, соединенные между собой дорогами, число жителей в которых достигает более 10000 человек, что, как вы помните, превышает население среднестатистического европейского города Средневековья. Постепенно у майя происходит расслоение общества, управление переходит к жрецам и родоплеменной знати.

Майя владели иероглифической письменностью, составили очень точный календарь, на основе которого проводили земледельческие работы, жрецы могли предсказывать солнечные и лунные затмения благодаря глубоким знаниям астрономии.

К приходу европейцев цивилизация майя переживала свой упадок. В XVI веке территорию нынешней Мексики захватывают испанцы, что повлекло за собой значительное сокращение населения (причины – физическое уничтожение, завезенные болезни: оспа, грипп и корь, потеря пригодных для проживания территорий) и нанесло непоправимый урон культуре народа.

Подобная участь постигла и цивилизацию инков, которая занимала большую часть современных Эквадора, Перу, Боливии, Колумбии, Чили и Аргентины. Столицей созданной в XII веке империи был город Куско. Управление государством осуществлял правитель – верховный Инка, а высшие должности занимали его кровные родственники.

Империю вдоль и поперек пересекали дороги, соединяя даже самые отдаленные ее части с центром. Этому способствовала также развитая курьерская служба.

Для инков характерно деление общества на воинов и невоинов, хотя первоначально основным занятием этого народа было земледелие. Воины входили в состав отрядов во главе с военачальниками и подчинялись строгой дисциплине, остальное население составляло общину, которую нельзя было покидать без разрешения властей. Инки не знали письменности. Зато в архитектуре они достигли небывалых высот. Крепость, защищавшая столицу, имеет в длину 460 м. На ее строительство ушло не менее 300 000 каменных блоков, некоторые из них достигали веса в несколько тонн. Блоки имели неправильную форму, однако были пригнаны друг к другу настолько точно, что создавали впечатление монолитной стены и выдержали испытание временем, землетрясениями и попытки сознательного разрушения крепости.

С приходом испанцев инки подверглись порабощению, физическому уничтожению, разграблению. Уникальные города были разрушены, а древняя культура практически полностью уничтожена.

Еще один народ, проживавший на территории современной Мексики, – ацтеки. Его численность, по некоторым данным, превышала 1,5 миллиона человек. Столицей государства был город Теночтитлан, построенный посреди большого озера. Первоначально ацтеков возглавлял совет глав из 20 родов и два вождя, позже ему на смену пришло рабовладельческое государство во главе с императором, титул которого, впрочем, не передавался по наследству.

Все уголки государства ацтеков были связаны между собой хорошими дорогами, действовала система коммуникации (постоянно курсировали гонцы).

Общество делилось на две части: земледельцев и знать, позже появилась прослойка торговцев. Существовало рабство, однако его формы отличались от европейских. К примеру, статус раба не передавался по наследству, раб имел право на собственный выкуп либо освобождение, если он мог доказать, что с ним жестоко обращались. Еще один вариант получения свободы – это наличие детей от хозяина.

У ацтеков была пиктографическая письменность. Существовали школы, которые посещали с 15 лет. До наших дней дошли произведения ацтекской литературы – гимны богам, эпические поэмы, наставления. Ацтеки были захвачены испанцами в XVI в., их культура была практически полностью уничтожена.

Урок 33. ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

Педагогические цели Создать условия для обобщения знаний об основных изменениях в социальных отношениях, экономике, государственном строе и культуре, которые происходили в период расцвета Средневековья
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний
Планируемые образовательные результаты Предметные: систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира. Метапредметные: Познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают чувства других людей, сопереживают им
Образовательные ресурсы Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.kbsu.ru/docs/sgi/othist/othist_t4.doc История Средних веков. 6 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград : Учитель
Оборудование Карточки с заданиями игры-викторины

Дата: 2019-03-05, просмотров: 214.