VII. Итоги урока. Рефлексия
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
НАРОДЫ ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ И АФРИКИ
Название народа или государства | Место проживания | Основные занятия жителей | Особенности государственного устройства и управления | Наиболее известные достижения |
Майя | Полуостров Юкатан и прилегающая к нему об- ласть в Центральной Америке | Земледелие, охота | Государство майя состояло из независимых городов-государств, которые имели свою столицу и включали в себя несколько более мелких центров, находящихся на расстоянии 5–15 км друг от друга. Во главе такого государства стоял верховный правитель – «ахав», его власть передавалась по наследству. В мелких центрах управление осуществляли наместники верховного правителя, которые не всегда приходились ему родственниками. Значительную роль в управлении государством играли жрецы, которые составляли привилегированную касту | Знали письменность, создали календарь, строили астрономические обсерватории, предсказывали солнечные и лунные затмения. Основа счета – число 20. Раньше европейцев ввели понятие нуля. Улицы городов пересекали друг друга под прямым углом, между городами строились прекрасные дороги. Дворцы и храмы имели форму пирамид, постройки украшались статуями и рельефами |
Ацтеки | Территория нынешней Мексики | Земледелие | Сначала управление было в руках совета из глав родов и возглавлялось двумя вождями, позже сформировалось рабовладельческое государство | Город Теночтитлан был построен посреди большого озера, острова в котором соединили дамбами. Город пересекали прямые улицы и каналы. Храмы и дворцы украшались рельефами и мозаикой. Ацтеки придумали «плавучие поля». Существовали школы; сохранились гимны богам и эпические поэмы |
Инки | Территория нынешнего Перу | Земледелие, воинская служба | Во главе государства – верховный Инка. Высшие должности в государстве занимали кровные родственники Инки – Сыны Солнца. Государство было подчинено интересам войны. Мужчины делились на отряды во главе с военачальниками; в них существовала крайне суровая дисциплина; население жило общинами; общинник не имел права покидать границы своей общины без разрешения властей; пахотная земля делилась на три части: урожай с одной поступал жрецам, с другой – верховному Инке, а треть оставалась у крестьянина. Государство контролировало потребление, не допуская ни излишеств, ни голода. По стране передвигались контролеры, которые следили за работой чиновников | Была налажена почтовая связь, хотя письменности инки не знали. Воздвигались храмы, дворцы, крепости. Главная крепость в Куско располагалась на скалистом холме и соединялась туннелями с другими крепостями, ее стены состояли из каменных глыб, которые весили по нескольку тонн |
Бушмены, пигмеи | Тропические леса Центральной Африки | Охота, собирательство | Самые влиятельные люди – шаманы | Сохранились легенды, предания и сказки |
Государство Гана | Западный Судан | Торговля, добыча золота и соли | Во главе государства – царь. Царь и родовая знать разбогатели за счет торговли золотом и солью | Приняли ислам; строили мечети, дворцы, общественные здания, существовали мусульманские школы; использовали письменность на основе местных языков; были основаны библиотеки; сохранились легенды, предания и сказки; создавали деревянные и бронзовые скульптуры и маски |
Государство Мали | Западный Судан | Торговля, добыча золота | Правитель и его приближенные приняли ислам | Сохранились легенды, предания и сказки; создавали деревянные и бронзовые скульптуры и маски |
Государство Аксум | Побережье Южной Аравии и часть Судана | Торговля рабами, золотом, слоновой костью, благовониями, ароматическими смолами, изумрудами, африканскими зверями и их шкурами | Во главе государства – царь. Государство поддерживало тесную связь с Византией. Царь и его приближенные приняли христианскую веру | Сохранились легенды, предания и сказки; создавали деревянные и бронзовые скульптуры и маски |
Государство Мономотапа | Междуречье Замбези и Лимпопо | Добыча золота, железа, медной руды. Земледелие, скотоводство, производство керамики, строительство из камня | Столица: город Большой Зимбабве. Основателем правящей династии был Мутота (XV в.). Его преемник – Матопе – установил систему данничества, при которой правители завоеванных народов оставались у власти при условии признания подчиненности верховному правителю и выплаты ему значительной дани. Лишь наиболее важные области были переданы под начало сыновей и племянников правителя. Политическая и юридическая власть правителя (мономотапа) строго контролировалась обычным правом и советом знати | Сохранились легенды, предания и сказки; создавали деревянные и бронзовые скульптуры и маски |
Приложение 2
Основными занятиями индейских народов были рыболовство и охота, а земледелием занимались только в Центральной и Южной Америке. Здесь выращивали неизвестные европейцам и такие привычные для современного человека картофель, кукурузу, помидоры, подсолнечник, какао и табак. Индейцы не умели приручать животных, исключением были собаки, ламы и некоторые виды птиц.
У большинства народов, населявших Америку, сохранялся родоплеменной строй. Они не знали колеса, железа и плуга. Им было не известно огнестрельное оружие. Для изготовления орудий труда они использовали дерево, камень и бронзу. Еще одной удивительной особенностью культуры индейцев было абсолютное равнодушие к таким драгоценным металлам, как золото и серебро, для них они не представляли никакой материальной ценности. Можете представить себе изумление европейцев, охваченных «золотой лихорадкой», поиском «философского камня» и прочего, когда они столкнулись с подобным явлением.
Приложение 3
Основными занятиями древних майя были земледелие и охота. В период своего расцвета древние майя строят целые города, соединенные между собой дорогами, число жителей в которых достигает более 10000 человек, что, как вы помните, превышает население среднестатистического европейского города Средневековья. Постепенно у майя происходит расслоение общества, управление переходит к жрецам и родоплеменной знати.
Майя владели иероглифической письменностью, составили очень точный календарь, на основе которого проводили земледельческие работы, жрецы могли предсказывать солнечные и лунные затмения благодаря глубоким знаниям астрономии.
К приходу европейцев цивилизация майя переживала свой упадок. В XVI веке территорию нынешней Мексики захватывают испанцы, что повлекло за собой значительное сокращение населения (причины – физическое уничтожение, завезенные болезни: оспа, грипп и корь, потеря пригодных для проживания территорий) и нанесло непоправимый урон культуре народа.
Подобная участь постигла и цивилизацию инков, которая занимала большую часть современных Эквадора, Перу, Боливии, Колумбии, Чили и Аргентины. Столицей созданной в XII веке империи был город Куско. Управление государством осуществлял правитель – верховный Инка, а высшие должности занимали его кровные родственники.
Империю вдоль и поперек пересекали дороги, соединяя даже самые отдаленные ее части с центром. Этому способствовала также развитая курьерская служба.
Для инков характерно деление общества на воинов и невоинов, хотя первоначально основным занятием этого народа было земледелие. Воины входили в состав отрядов во главе с военачальниками и подчинялись строгой дисциплине, остальное население составляло общину, которую нельзя было покидать без разрешения властей. Инки не знали письменности. Зато в архитектуре они достигли небывалых высот. Крепость, защищавшая столицу, имеет в длину 460 м. На ее строительство ушло не менее 300 000 каменных блоков, некоторые из них достигали веса в несколько тонн. Блоки имели неправильную форму, однако были пригнаны друг к другу настолько точно, что создавали впечатление монолитной стены и выдержали испытание временем, землетрясениями и попытки сознательного разрушения крепости.
С приходом испанцев инки подверглись порабощению, физическому уничтожению, разграблению. Уникальные города были разрушены, а древняя культура практически полностью уничтожена.
Еще один народ, проживавший на территории современной Мексики, – ацтеки. Его численность, по некоторым данным, превышала 1,5 миллиона человек. Столицей государства был город Теночтитлан, построенный посреди большого озера. Первоначально ацтеков возглавлял совет глав из 20 родов и два вождя, позже ему на смену пришло рабовладельческое государство во главе с императором, титул которого, впрочем, не передавался по наследству.
Все уголки государства ацтеков были связаны между собой хорошими дорогами, действовала система коммуникации (постоянно курсировали гонцы).
Общество делилось на две части: земледельцев и знать, позже появилась прослойка торговцев. Существовало рабство, однако его формы отличались от европейских. К примеру, статус раба не передавался по наследству, раб имел право на собственный выкуп либо освобождение, если он мог доказать, что с ним жестоко обращались. Еще один вариант получения свободы – это наличие детей от хозяина.
У ацтеков была пиктографическая письменность. Существовали школы, которые посещали с 15 лет. До наших дней дошли произведения ацтекской литературы – гимны богам, эпические поэмы, наставления. Ацтеки были захвачены испанцами в XVI в., их культура была практически полностью уничтожена.
Урок 33. ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ
Педагогические цели | Создать условия для обобщения знаний об основных изменениях в социальных отношениях, экономике, государственном строе и культуре, которые происходили в период расцвета Средневековья |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира. Метапредметные: Познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают чувства других людей, сопереживают им |
Образовательные ресурсы | Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.kbsu.ru/docs/sgi/othist/othist_t4.doc История Средних веков. 6 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград : Учитель |
Оборудование | Карточки с заданиями игры-викторины |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.