IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Беседа Задает вопросы: – Каковы были итоги Столетней войны? (Столетняя война завершилась в 1453 г. Англичане потеряли все свои владения во Франции кроме порта Кале. Франция смогла сохранить свою независимость. Были созданы предпосылки для окончательной централизации страны.) – Франция одержала победу в этой изнурительной войне, длившейся с перерывами практически столетие, однако победа досталась ей нелегко. Война нанесла тяжелый удар по хозяйству Франции (выделяет последствия войны вместе с учащимися): – заброшены пахотные земли; – опустошены города; – уничтожены деревни; – нарушены торговые связи. К XV веку Франции удается преодолеть пагубные последствия военного конфликта, проходившего на ее территории. Однако крупные феодалы по-прежнему не желают склоняться перед королевской властью. В период правления Людовика XI (1461–1483 гг.) формируется тайный союз – Лига общественного блага, главой которого становится герцог Бургундии Карл Смелый

Участвуют
в диалоге, делают записи
в тетрадях

Фронтальная Выделяют последствия Столетней войны Познавательные: воспроизводят изученный материал в сокращенном виде. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: вступают в речевое общение Устные ответы Презентация   Комментирует информацию презентации «Борьба за власть во Франции между Людовиком XI и Карлом Смелым», останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1)

Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Фронтальная Определяют и объясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому Личностные: соотносят свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения Записи в тетради Работа с исторической картой «Завершение объединения Франции к концу XV века» (с. 181) Формулирует вопросы: – Покажите на карте владения короля Франции к XV в. – Какие территории были присоединены к Франции? (К Франции были присоединены Прованс с городом Марселем, Дижон, Берри, Пикардия.) – Какие земли не вошли в состав Франции при Людовике XI? (Независимым осталось герцогство Бретань.) Помогает учащимся сделать вывод: к концу XV века владения короля занимали практически всю территорию Франции, объединение страны завершилось

Изучают карту, отвечают
на вопросы, формулируют вывод

Работа в парах Читают историческую карту с опорой на легенду Познавательные: выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности Работа с картой Работа с учебни- ком (п. 2, с. 180) Предлагает прочитать, что представляла собой централизованная Франция, и ответить на следующие вопросы: – Что говорит о том, что объединение страны происходило одновременно с усилением королевской власти? (Об этом говорят следующие нововведения: 1) создание постоянного наемного вой- ска вместо отрядов феодалов; 2) введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска; 3) управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля.) – Таким образом, Людовик XI обладал постоянным войском, необходимыми финансами и не нуждался более в Генеральных штатах (за время своего правления он созывал их всего однажды). Он сумел подчинить своей власти крупных феодалов, сохранив свои владения; они же лишились своей независимости, став подданными короля. Вместе с учащимися формулирует вывод: Франция к концу XV в. была подчинена единой центральной власти – власти короля

Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы

Индивидуальная Рассказывают об усилении королевской власти во Франции в конце XV в. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Устные ответы Рассказ учителя Выделяет последствия объединения Франции (см. Приложение 3)

Слушают
учителя, делают записи

в тетрадях

Фронтальная Рассказывают о последствиях объединения Франции Регулятивные: используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале Записи в тетрадях Презентация «Война Алой и Белой розы в Англии» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 4)  

Слушают
учителя, делают записи

в тетрадях

Фронтальная Указывают хронологические рамки Войны Алой и Белой розы Познавательные: структурируют знания, используя знаково-символические средства. Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений Конспект V. Первичное осмысление и закрепление знаний Составление сравнительной таблицы Предлагает заполнить сравнительную таблицу «Короли Англии и Франции. Объединение страны и централизация власти», чтобы закрепить пройденный материал. (Если времени на уроке не хватает, учащиеся продолжают работу дома.) В итоге таблица должна иметь следующий вид (см. Приложение 5)

Заполняют таблицу

Фронтальная Систематизируют исторический материал Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют итоговый и пошаговый контроль дея- тельности по результату Таблица




VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа Закончите предложения: • На уроке я работал… • Своей работой на уроке я … • Урок мне показался… • За урок я… • Мое настроение… • Материал урока мне был…

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние

Фронтальная

 

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Оценивание работы учащихся
на уроке

Домашнее задание Учебник, § 21; записи в тетрадях.  На основании сведений § 18–21 составить династические схемы «Французские короли XI–XV веков» и «Английские короли XI– XV веков» (с. 184)

Записывают домашнее задание

Индивидуальная                  

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ

Параметры сравнения Франция (Жакерия) Англия
Дата Май 1358 года Май 1381 года
Причины возникновения • Рост налогов в связи с войной. • Грабежи деревень войсками обеих сторон. • Массовое личное закрепощение крестьян. • Безразличное отношение феодалов к ходу Столетней войны • Введение новых налогов (поголовный налог). • Освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп было крайне трудным. • Введение денежного оброка взамен барщины и натурального оброка, то есть усиление эксплуатации крестьян. • Чума, голод
Лидер Крестьянин Гильом Каль Сельский ремесленник Уот Тайлер
Участники восстания Крестьяне Крестьяне, сельские ремесленники, городские бедняки
Причины поражения • Стихийность и неорганизованность восстания. • Доверчивость к врагам. • Плохое вооружение. • Отсутствие поддержки со стороны горожан. • Отсутствие единого плана восстания • Стихийность и неорганизованность восстания. • Доверчивость к врагам. • Плохое вооружение. • Незнание военного дела. • Помощь богатых горожан королю
Последствия восстания 1. Появление у феодалов страха перед крестьянами. 2. Ускорение процесса освобождения крестьян от личной зависимости. 3. Начало процесса падения барщинной системы 1. Ускорение процесса освобождения крестьян от феодальной зависимости (крестьяне получили возможность выкупиться на волю). 2. Введена четко фиксированная плата для лично свободных крестьян за пользование наделами. 3. Смягчение законов против бедноты. 4. Отмена барщины

Приложение 2

Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым представляла собой борьбу между старыми порядками и нарастающей централизацией страны.

Каждый из участников конфликта преследовал сугубо личные мотивы.

Карл Смелый был последним герцогом Бургундии из династии Валуа. Получил прекрасное образование, в совершенстве владел военным искусством и был до безрассудства отважен. Он олицетворял собой идеал средневекового рыцаря. Обладая значительными земельными владениями, он постоянно воевал с соседями, присоединяя территории мелких феодалов к своим. Он чуждался интриг, коварства и действовал напрямую, что выгодно отличало его от соперника.

Людовик XI во многом был его полной противоположностью. Он был хитрым и дальновидным дипломатом и для достижения своих целей не чурался использовать подкуп и предательство. Своей главной задачей он считал объединение Франции под властью короля. Противостояние короля и Карла Смелого длилось 12 лет. В открытом столкновении Людовик XI потерпел сокрушительное поражение и был вынужден пойти на ряд унизительных уступок. Тогда он прибегнул к тактике римских императоров «разделяй и властвуй»: натравил на своего врага соседей. Войско Карла Смелого было разбито, а сам он погиб в сражении.

Большая часть территорий герцогства Бургундского отошла к королю. Оставшиеся территории были присоединены к Германии, так как единственная наследница Карла Смелого – дочь Мария – вышла замуж за будущего германского государя Максимилиана.

К концу XV века объединение Франции завершилось.

Приложение 3

ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ФРАНЦИИ

– Создание единого централизованного государства во главе с королем;

– создание единой системы налогообложения и законодательства;

– покровительство короля росту городов, расширению торговли;

– развитие культуры;

– складывание единого французского языка.

Таким образом, объединение Франции способствовало развитию ее хозяйства и культуры, образованию единого народа.

Приложение 4

ВОЙНА АЛОЙ И БЕЛОЙ РОЗЫ В АНГЛИИ

В 1455 г. в Англии началась междоусобная война, длившаяся 30 лет (1455–1485). Конфликт произошел между сторонниками двух ветвей династии Плантагенетов – Ланкастеров и Йорков. Война Алой и Белой розы – такое название она получила потому, что в гербе Ланкастеров была алая роза, а в гербе Йорков – белая. Причиной длительного вооруженного конфликта стали неудачи в Столетней войне (гибель солдат, разорение казны, увеличение налоговых сборов на военные нужды), а также политика Маргариты, жены Генриха VI. Война Роз носила ожесточенный характер и была направлена на полное уничтожение своих противников. Она закончилась лишь в 1485 году, когда практически вся феодальная знать истребила друг друга и на престол взошел Генрих VII, женившийся на Елизавете Йоркской и объединивший в своем гербе алую и белую розы. Это стало началом правления новой династии – Тюдоров.

Генрих VII укреплял свою власть и вел борьбу со своевольными баронами (хотя был весьма терпим к своим соперникам, по крайней мере по сравнению со своими потомками). Он запретил феодалам содержать вооруженные отряды, разрушил замки непокорных баронов, некоторых казнил, а их земли присоединил к королевской казне, которая при нем никогда не испытывала дефицита бюджета. При Генрихе VII продолжал созываться парламент, который поддерживал короля во всех начинаниях, ни разу не отказав во введении новых налогов.

 

Приложение 5

КОРОЛИ АНГЛИИ И ФРАНЦИИ. ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРАНЫ И ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ

Параметры сравнения Франция (XI–XVвв.) Англия (XI–XVвв.)
Предпосылки для объединения страны – Рост городов; – развитие товарно-денежных отношений; – обострение противоречий между крестьянами и феодалами, что повлекло за собой необходимость усиления центральной власти; – поддержка королевской власти горожанами, мелкими феодалами и рыцарями; – создание органа сословного представительства – Генеральных Штатов – Нормандское завоевание; – рост городов; – развитие товарно-денежных отношений; – обострение противоречий между крестьянами и феодалами, что повлекло за собой необходимость усиления центральной власти; – поддержка королевской власти горожанами, мелкими феодалами и рыцарями; – создание органа сословного представительства – парламента
Кто был заинтересован в усилении королевской власти? • горожане • лично свободные крестьяне • мелкие феодалы • рыцари • церковь • рыцари • горожане • свободные крестьяне • мелкие и средние феодалы
Действия правите- лей, направленные на централизацию власти Людовик VI: расширение королевского домена. Людовик VII:  увеличение территории королевского домена. Филипп II Август: завоевание Нормандии и части земель на севере страны. Людовик VIII: завоевание графства Тулузского и части средиземноморских территорий. Людовик IX: – введение единой денежной единицы для всей страны; – усиление полномочий королевского суда; – ограничение феодальных междоусобиц («40 дней короля»); – издание законов, действовавших на территории всей страны. Филипп IV Красивый: – присоединение к королевскому домену Наварры и Шампани; – Авиньонское пленение пап; – 1302 г. – создание Генеральных Штатов; – образование централизованного государства – сословной монархии. Людовик XI: – создание постоянного наемного войска вместо отрядов феодалов; – введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска; – управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля Вильгельм Завоеватель: создание «Книги Страшного суда» (перепись земель и населения). Генрих II Плантагенет: – судебная реформа; – военная реформа; – усиление власти шерифов. Генрих III: – 1265 г. – создание парламента; – образование централизованного государства – сословной монархии; – не воспрепятствовал Войне Алой и Белой розы – в результате почти полное уничтожение высшей аристократии. Генрих VII: – борьба с непокорными феодалами; – запрет на содержание феодалами вооруженных отрядов; – увеличение налогообложения со всех слоев населения; – создание новой аристократии из своих сторонников
Значение и последствия объединения страны – Создание единого централизованного государства во главе с королем; – создание единого налогообложения и законодательства; – покровительство короля росту городов, расширению торговли; – развитие культуры; – складывание единого французского языка – Создание единого централизованного государства во главе с королем; – создание единого налогообложения и законодательства; – покровительство короля росту городов, расширению торговли; – развитие культуры

Урок 22. РЕКОНКИСТА И ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПИРЕНЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

Педагогические цели Создать условия для формирования представлений об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; познакомить с понятиями Реконкиста, кортесы, аутодафе
Тип урока Изучение нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные: знают исторические факты, проводят оценку исторического события, имеют представление об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; указывают хронологические рамки Реконкисты, читают историческую карту с опорой на легенду, могут рассказать о жизни евреев в Испании, о действиях инквизиции; систематизируют историческую информацию. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, в том числе в письменной форме, проводят поиск необходимой информации, разрабатывают алгоритм поисковых действий, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выполняют учебные действия, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, прогнозируют результат своих действий на уроке. Коммуникативные: строят монологические высказывания, определяют способы взаимодействия при работе с партнером, формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают важность уважения традиций и ценностей разных народов, проводят самооценку своей учебной деятельности
Образовательные  ресурсы Презентация «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.myshared.ru/slide/222623/ Historic.Ru: Всемирная история. Раннефеодальные государства в Испании (VI–XI вв.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st012.shtml
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Реконкиста на Пиренейском полуострове»
Основное содержание, понятия и термины Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Реконкиста, кортесы, аутодафе

Дата: 2019-03-05, просмотров: 233.