Участвуют
в диалоге, делают записи
в тетрадях
Слушают учителя, делают записи в тетрадях
Изучают карту, отвечают
на вопросы, формулируют вывод
Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы
Слушают
учителя, делают записи
в тетрадях
Слушают
учителя, делают записи
в тетрадях
Заполняют таблицу
VI. Итоги урока. Рефлексия
Оценивают свою работу, эмоциональное состояние
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
Оценивание работы учащихся
на уроке
Записывают домашнее задание
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ
Параметры сравнения | Франция (Жакерия) | Англия |
Дата | Май 1358 года | Май 1381 года |
Причины возникновения | • Рост налогов в связи с войной. • Грабежи деревень войсками обеих сторон. • Массовое личное закрепощение крестьян. • Безразличное отношение феодалов к ходу Столетней войны | • Введение новых налогов (поголовный налог). • Освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп было крайне трудным. • Введение денежного оброка взамен барщины и натурального оброка, то есть усиление эксплуатации крестьян. • Чума, голод |
Лидер | Крестьянин Гильом Каль | Сельский ремесленник Уот Тайлер |
Участники восстания | Крестьяне | Крестьяне, сельские ремесленники, городские бедняки |
Причины поражения | • Стихийность и неорганизованность восстания. • Доверчивость к врагам. • Плохое вооружение. • Отсутствие поддержки со стороны горожан. • Отсутствие единого плана восстания | • Стихийность и неорганизованность восстания. • Доверчивость к врагам. • Плохое вооружение. • Незнание военного дела. • Помощь богатых горожан королю |
Последствия восстания | 1. Появление у феодалов страха перед крестьянами. 2. Ускорение процесса освобождения крестьян от личной зависимости. 3. Начало процесса падения барщинной системы | 1. Ускорение процесса освобождения крестьян от феодальной зависимости (крестьяне получили возможность выкупиться на волю). 2. Введена четко фиксированная плата для лично свободных крестьян за пользование наделами. 3. Смягчение законов против бедноты. 4. Отмена барщины |
Приложение 2
Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым представляла собой борьбу между старыми порядками и нарастающей централизацией страны.
Каждый из участников конфликта преследовал сугубо личные мотивы.
Карл Смелый был последним герцогом Бургундии из династии Валуа. Получил прекрасное образование, в совершенстве владел военным искусством и был до безрассудства отважен. Он олицетворял собой идеал средневекового рыцаря. Обладая значительными земельными владениями, он постоянно воевал с соседями, присоединяя территории мелких феодалов к своим. Он чуждался интриг, коварства и действовал напрямую, что выгодно отличало его от соперника.
Людовик XI во многом был его полной противоположностью. Он был хитрым и дальновидным дипломатом и для достижения своих целей не чурался использовать подкуп и предательство. Своей главной задачей он считал объединение Франции под властью короля. Противостояние короля и Карла Смелого длилось 12 лет. В открытом столкновении Людовик XI потерпел сокрушительное поражение и был вынужден пойти на ряд унизительных уступок. Тогда он прибегнул к тактике римских императоров «разделяй и властвуй»: натравил на своего врага соседей. Войско Карла Смелого было разбито, а сам он погиб в сражении.
Большая часть территорий герцогства Бургундского отошла к королю. Оставшиеся территории были присоединены к Германии, так как единственная наследница Карла Смелого – дочь Мария – вышла замуж за будущего германского государя Максимилиана.
К концу XV века объединение Франции завершилось.
Приложение 3
ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ФРАНЦИИ
– Создание единого централизованного государства во главе с королем;
– создание единой системы налогообложения и законодательства;
– покровительство короля росту городов, расширению торговли;
– развитие культуры;
– складывание единого французского языка.
Таким образом, объединение Франции способствовало развитию ее хозяйства и культуры, образованию единого народа.
Приложение 4
ВОЙНА АЛОЙ И БЕЛОЙ РОЗЫ В АНГЛИИ
В 1455 г. в Англии началась междоусобная война, длившаяся 30 лет (1455–1485). Конфликт произошел между сторонниками двух ветвей династии Плантагенетов – Ланкастеров и Йорков. Война Алой и Белой розы – такое название она получила потому, что в гербе Ланкастеров была алая роза, а в гербе Йорков – белая. Причиной длительного вооруженного конфликта стали неудачи в Столетней войне (гибель солдат, разорение казны, увеличение налоговых сборов на военные нужды), а также политика Маргариты, жены Генриха VI. Война Роз носила ожесточенный характер и была направлена на полное уничтожение своих противников. Она закончилась лишь в 1485 году, когда практически вся феодальная знать истребила друг друга и на престол взошел Генрих VII, женившийся на Елизавете Йоркской и объединивший в своем гербе алую и белую розы. Это стало началом правления новой династии – Тюдоров.
Генрих VII укреплял свою власть и вел борьбу со своевольными баронами (хотя был весьма терпим к своим соперникам, по крайней мере по сравнению со своими потомками). Он запретил феодалам содержать вооруженные отряды, разрушил замки непокорных баронов, некоторых казнил, а их земли присоединил к королевской казне, которая при нем никогда не испытывала дефицита бюджета. При Генрихе VII продолжал созываться парламент, который поддерживал короля во всех начинаниях, ни разу не отказав во введении новых налогов.
Приложение 5
КОРОЛИ АНГЛИИ И ФРАНЦИИ. ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРАНЫ И ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ
Параметры сравнения | Франция (XI–XVвв.) | Англия (XI–XVвв.) |
Предпосылки для объединения страны | – Рост городов; – развитие товарно-денежных отношений; – обострение противоречий между крестьянами и феодалами, что повлекло за собой необходимость усиления центральной власти; – поддержка королевской власти горожанами, мелкими феодалами и рыцарями; – создание органа сословного представительства – Генеральных Штатов | – Нормандское завоевание; – рост городов; – развитие товарно-денежных отношений; – обострение противоречий между крестьянами и феодалами, что повлекло за собой необходимость усиления центральной власти; – поддержка королевской власти горожанами, мелкими феодалами и рыцарями; – создание органа сословного представительства – парламента |
Кто был заинтересован в усилении королевской власти? | • горожане • лично свободные крестьяне • мелкие феодалы • рыцари • церковь | • рыцари • горожане • свободные крестьяне • мелкие и средние феодалы |
Действия правите- лей, направленные на централизацию власти | Людовик VI: расширение королевского домена. Людовик VII: увеличение территории королевского домена. Филипп II Август: завоевание Нормандии и части земель на севере страны. Людовик VIII: завоевание графства Тулузского и части средиземноморских территорий. Людовик IX: – введение единой денежной единицы для всей страны; – усиление полномочий королевского суда; – ограничение феодальных междоусобиц («40 дней короля»); – издание законов, действовавших на территории всей страны. Филипп IV Красивый: – присоединение к королевскому домену Наварры и Шампани; – Авиньонское пленение пап; – 1302 г. – создание Генеральных Штатов; – образование централизованного государства – сословной монархии. Людовик XI: – создание постоянного наемного войска вместо отрядов феодалов; – введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска; – управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля | Вильгельм Завоеватель: создание «Книги Страшного суда» (перепись земель и населения). Генрих II Плантагенет: – судебная реформа; – военная реформа; – усиление власти шерифов. Генрих III: – 1265 г. – создание парламента; – образование централизованного государства – сословной монархии; – не воспрепятствовал Войне Алой и Белой розы – в результате почти полное уничтожение высшей аристократии. Генрих VII: – борьба с непокорными феодалами; – запрет на содержание феодалами вооруженных отрядов; – увеличение налогообложения со всех слоев населения; – создание новой аристократии из своих сторонников |
Значение и последствия объединения страны | – Создание единого централизованного государства во главе с королем; – создание единого налогообложения и законодательства; – покровительство короля росту городов, расширению торговли; – развитие культуры; – складывание единого французского языка | – Создание единого централизованного государства во главе с королем; – создание единого налогообложения и законодательства; – покровительство короля росту городов, расширению торговли; – развитие культуры |
Урок 22. РЕКОНКИСТА И ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПИРЕНЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; познакомить с понятиями Реконкиста, кортесы, аутодафе |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знают исторические факты, проводят оценку исторического события, имеют представление об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; указывают хронологические рамки Реконкисты, читают историческую карту с опорой на легенду, могут рассказать о жизни евреев в Испании, о действиях инквизиции; систематизируют историческую информацию. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, в том числе в письменной форме, проводят поиск необходимой информации, разрабатывают алгоритм поисковых действий, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выполняют учебные действия, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, прогнозируют результат своих действий на уроке. Коммуникативные: строят монологические высказывания, определяют способы взаимодействия при работе с партнером, формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают важность уважения традиций и ценностей разных народов, проводят самооценку своей учебной деятельности |
Образовательные ресурсы | Презентация «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.myshared.ru/slide/222623/ Historic.Ru: Всемирная история. Раннефеодальные государства в Испании (VI–XI вв.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st012.shtml |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Реконкиста на Пиренейском полуострове» |
Основное содержание, понятия и термины | Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Реконкиста, кортесы, аутодафе |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 283.