Теоретико-методические основы физического воспитания пациентов после эндопротезирования тазобедренного сустава
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Физическая реабилитация - деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека. Она удовлетворяет потребности в лечении и восстановлении сил человека средствами физической культуры: физическими упражнениями, водными процедурами и т.п.

Физическая реабилитация является составной частью медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, и предсьавляет собой систему мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта, массажа, физиотерапии и природных факторов. Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический, воспитательный и образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а их применение - всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько специалист овладел педагогическим мастерством и знаниями в области теории и методики физического воспитания. Поэтому все законы и правила теории и методики физической культуры чрезвычайно важны в деятельности инструктора-методиста физической реабилитации.

Различают три основных принципа физической культуры: принцип всестороннего гармоничного развития личности, принцип связи физического воспитания с жизнью, принцип оздоровительной направленности.

Общий смысл принципа оздоровительной направленности заключается в требовании оптимизации процесса физического воспитания с целью достижения наибольшего и безусловного эффекта укрепления здоровья. Какие бы специальные задачи ни решались в процессе физического воспитания и какие бы ситуации при этом не складывались, непреложной остается установка на обязательное достижение оздоровительного эффекта.

В процессе применения повышенных функциональных нагрузок (что закономерно для физического воспитания) часто весьма не просто определить грань, отделяющую их позитивный и негативный эффекты. Принцип оздоровительной направленности дает единственно приемлемую исходную установку в решении этой и других проблем, возникающих в ходе физического воспитания относительно последствий для здоровья, причем не только «не вредить», но и, прежде всего, «укреплять, улучшать, совершенствовать ».

Являясь одним из важнейших отправных положений всей деятельности в сфере физического воспитания, принцип оздоровительной направленности обязывает:

1) при выборе средств исходить из их оздоровительной ценности как обязательного критерия;

2) планировать и регулировать функциональные нагрузки в соответствии с закономерностями укрепления здоровья;

3) обеспечивать регулярность и единство врачебно-педагогического контроля.

Одним из основных средств физического воспитания является физическое упражнение. Под физическим упражнением понимается двигательная деятельность человека, специально организуемая для решения задач физического воспитания.

Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при условии, что специалист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.

Эффект физических упражнений определяется, прежде всего, их содержанием, т.е. совокупностью физиологических, психологических и биохимических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения. Содержание упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Основная форма лечебного применения физических упражнений - лечебная гимнастика. Подбор упражнений осуществляется соответственно их лечебному действию. При определении последовательности упражнений следует учитывать ряд закономерностей. Общеоздоровительные упражнения малой или умеренной интенсивности способствуют оптимальному протеканию основных процессов жизнедеятельности организма, формированию наиболее полноценных реакций на специальные упражнения. Дыхательные упражнения, выполненные после упражнений, вызвавших образование кислородного долга, ускоряют протекание восстановительного периода.

Упражнения умеренной интенсивности, выполненные после упражнений большой интенсивности, не только укорачивают восстановительный процесс, но и способствуют нормализации значительно усиленной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и повышенного обмена веществ. Применение упражнений на расслабление наиболее эффективно после упражнений, вызвавших утомление. Существенную роль в воздействии упражнений играет эмоциональная реакция больного на их проведение.

Выполнение каждого последующего упражнения наиболее целесообразно на оптимальном фоне, созданном предшествующими упражнениями.

Лечебное применение физических упражнений – врачебно- педагогический процесс, базирующийся на биологическом и социальном значении и механизмах воздействия движения, как одного из основных проявлений жизнедеятельности организма человека. Научные исследования позволили разносторонне обосновать использование упражнений при лечении различных заболеваний закономерностями нервной и гуморально-эндокринной регуляции всех процессов, происходящих в организме. Физические упражнения осуществляются с одновременным участием и психической, и физической сфер человека. Основой в кинезотерапии является процесс дозированной тренировки, который развивает адаптационные возможности организма.

Под воздействием физических упражнений нормализуется состояние основных нервных процессов, формируется новый, динамический стереотип, что способствует уменьшению или исчезновению патологических проявлений. Физические упражнения оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние и формируют компенсаторные функции.

При составлении комплекса лечебной гимнастики необходимо руководствоваться методами и принципами физического воспитания.

Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как специфических, так и неспецифических (общепедагогических).

К специфическим методам относятся:

1. методы строго регламентированного упражнения:

1.1 методы обучения двигательным действиям;

- целостный метод (целостно-конструктивного упражнения);

- расчлененно-конструктивный;

- сопряженного воздействия;

1.2 методы воспитания физических качеств:

- метод стандартного упражнения (метод стандартно-непрерывного

упражнения и метод стандартно-интервального упражнения);

- методы переменного упражнения (метод переменно-непрерывного упражнения, метод переменно-интервального упражнения и круговой метод);

2. игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3. соревновательный метод (способ выполнения упражнений в форме соревнований).

Общепедагогические методы включают в себя:

1. Словесный метод: дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, лекция, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, команды, указания.

2. Методы наглядного воздействия:

- метод непосредственной наглядности;

- метод опосредованной наглядности;

- метод направленного прочувствования двигательного действия;

- методы срочной информации.

В проведении занятий лечебной гимнастикой также нашли отражение общеметодические и специфические принципы физического воспитания.

Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. К этим принципам относят принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации.

Специфические закономерности каждого отдельного вида воспитания раскрывают специальные принципы (специфические), к которым относятся принцип непрерывности занятий, принцип системного чередования нагрузок и отдыха, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий и адаптивное сбалансирование их динамики, принцип циклического построения занятий, принцип возрастной адекватности.

Для положительного влияния применяемой программы на восстановление постинсультных больных необходимо придерживаться всех вышеперечисленных особенностей применения аспектов теории и методики физического воспитания.

Для полноценного лечебного эффекта занятий также необходимо соблюдение ряда условий:

– занятие лечебной гимнастики должно состоять из вводной, основной и заключительной частей;

– при проведении занятий физическими упражнениями необходимо регулировать колебания вегетативных функций или кривую физиологической нагрузки.

Нагрузка – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения, а также степенью переносимых при этом трудностей. Эффект упражнений закономерно связан с параметрами предъявляемых ими нагрузок. Отсюда – необходимость тщательного анализа и оценки, нормирования и регулирования нагрузок.

В течение занятия для характеристики физиологической нагрузки используются результаты наблюдения за пульсом. Изменениям частоты пульса адекватны сдвиги в дыхательной системе и обмене веществ. Характер колебаний кривой физиологической нагрузки должен соответствовать задачам занятия и клиническим данным. Наибольший подъем пульса желателен в середине занятия или в конце второй трети его. Существенное значение имеет плотность занятия, которая определяется временем фактического выполнения упражнений, исчисляемым в процентах ко времени, затраченному на занятие в целом. Плотность нагрузки связана с оптимальностью перерывов между отдельными упражнениями. В раннем послеоперационном периоде восстановления пациентов после эндопротезирования тазобедренного сустава используется малая (15-20%), а в позднем послеоперационном периоде - средняя (30-40%) плотность.

В системе восстановительного лечения пациентов после эндопротезирования тазобедренного сустава в раннем послеоперационном периоде на стационарном этапе при составлении комплекса упражнений особое внимание должно уделяться восстановлению показателей физических качеств больного.

В позднем послеоперационном периоде в занятия лечебной гимнастикой включаются упражнения на восстановление общей выносливости и скоростно-силовых качеств пояса нижних конечностей до уровня нормальной ходьбы.

В отдаленном периоде упражнения направлены на закрепление полученного результата, совершенствование его и поддержание мышц пояса нижних конечностей и всего организма в целом в нормальном тонусе.

Ответственная роль в использовании неисчерпаемых возможностей, предоставляемых физической культурой и спортом для укрепления здоровья, принадлежит специалисту по физическому воспитанию, в частности, инструктору-методисту физической реабилитации.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 178.