Логопед. Сядет тот, кто назовёт слог, в котором первый звук согласный, а второй гласный.
II. Повторение пройденного материала.
- На какие группы делятся все звуки русского языка?
- Чем гласные отличаются от согласных?
- Вспомните, сколько в русском языке гласных звуков? (6.)
- Сколько гласных букв? (10.)
III. Объяснение нового материала. 1
Логопед. Задумались как-то звуки: «Слышать-то нас слышат, но ведь совсем не видят. Невидимки мы какие-то! Кто же нам поможет?» Нашли звуки добрую и могущественную фею Транскрипцию. Подарила она каждому звуку волшебные огни-факелы в виде квадратных скобок. Перестали звуки быть невидимками. Заметили их тогда буквы и захотелось им обозначать звуки на письме.
Звуки и буквы дружили между собой, но однажды поссорились. Гласные звуки возмутились: «Зачем нам нужны лишние буквы?» Вот мы сейчас и проверим, действительно ли они лишние? Буквы я, ё, ю, е особенные. Они могут обозначать один звук, а иногда и два звука одновременно. Когда же это происходит?
Возьмите таблички (ели Приложение 1, с. 60), которые лежат у вас на парте, станьте маленькими-премаленькими, войдите в схему, пройдитесь по стрелочкам, а потом...
То, что понял, не скрывай! Ц
На вопросы отвечай!
- В какой позиции буквы я, ё, ю, е обозначают один звук?
- В каких трёх позициях эти буквы обозначают два звука?
- Какие два звука объединяет буква Я? ([й'] + [а].)
- Какие два звука объединяет буква Ё? ([й'] + [о].)
- Какие два звука объединяет буква Ю? ([й'] + [у].)
- Какие два звука объединяет буква Е? ([й'] + [э].)
В ходе ответов дети под руководством логопеда делают записи на доске и в тетрадях:
я = [й'] + [а].
ё = [й'] + [о].
ю = [й'] + [у].
е =[й']+ [э].
Логопед. Чем похожи эти транскрипции?
Д е т и . Эти транскрипции похожи первым звуком.
Л о г о п е д . Какой он?
Д е т и . Звук [й'] - согласный.
Логопед. Правильно. А ещё звук [й'] всегда звучит мягко и звонко.
Почти все гласные буквы дружат парами. Как вы думаете, какие гласные буквы дружат между собой и почему?
Д е т и . Буква Я дружит с буквой А, потому что звук [а] входит в состав буквы Я. И т. д. по всем парам.
IV. Закрепление поною материала.
Работа на карточках.
Логопед. На карточках записаны слова, в которых пропущены буквы я, ё, ю, е, и даны транскрипции этих слов. Вставьте пропущенные буквы в слова и соответствующие им звуки в транскрипции.
К а р т о ч к а 1
..- [ ] ..- [ ] .. -[ ] .. -[ ]
-[ ] -[ ] -[ ] -[ ]
м-[м] л-[л] р-[р] с-[с]
а -[а ] к-[к] а-[а] т - [т]
а-[а]
Слова: яма, ёлка, Юра, ест.
Карточка 2
б-[б] п-[п] к-[к] б-[б]
а-[а] а-[а] а-[а] о-[а] ..- [ ] ..- [ ] ..- [ ] ..- [ ] -[ ] -[ ] -[ ] -[ ]
н - [н] к - [к] т - [т] ц - [ц]
а-[а]
Слова: баян, паёк, каюта, боец.
Карточка 3
И - [и] р-[р] в-[в'] с-[с]
з - [з] у-[у] ь-[-] ъ-[-]
ъ - [-] ж-[ж] ..-[ ] ..-[ ]
..-[ ] ь-[-] -[] -[ ]
-[ ] ..-[ ] г-[г] л-[л]
н-[н] -[] а-[а]
Слова: изъян, ружьё, вьюга, съел.
Обратить внимание детей на значение слов, используемых в карточках, и на слово «боец», в котором буква О обозначает звук [а].
Игра «Лабиринт».
Дети должны пройти по лабиринту, опираясь на слова, в которых йотированные гласные обозначают два звука.
V. Итог занятия.
- Какое волшебство умеет совершать фея Транскрипция?
- Какие гласные буквы могут обозначать два звука?
- В каких позициях это происходит?
- Какие звуки объединяет буква Я (Ё, Ю, Е)?
- Так есть ли в русском языке лишние гласные буквы?
ВНИМАНИЕ! Данное занятие ориентировано на учащихся 2, 3 классов! При работе с первоклассниками целесообразно разделить его на несколько частей.
Занятие 9
Дата: 2019-03-05, просмотров: 287.