I. Организационный момент.                                                                                                                  
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Логопед. Сядет тот, кто назовёт слог, в котором первый звук согласный, а второй гласный.

II. Повторение пройденного материала.                                                                                                            

- На какие группы делятся все звуки русского языка?   

- Чем гласные отличаются от согласных?   

- Вспомните, сколько в русском языке гласных звуков? (6.)                                                                                                                          

- Сколько гласных букв? (10.)                                                                                                                        

III. Объяснение нового материала.                                                                                                         1

Логопед. Задумались как-то звуки: «Слышать-то нас слышат, но ведь совсем не видят. Невидимки мы какие-то! Кто же нам поможет?» Нашли звуки добрую и могущественную фею Транскрипцию. Подарила она каждому звуку волшебные огни-факелы в виде квадратных скобок. Перестали звуки быть невидимками. Заметили их тогда буквы и захотелось им обозначать звуки на письме.

Звуки и буквы дружили между собой, но однажды поссори­лись. Гласные звуки возмутились: «Зачем нам нужны лишние бук­вы?» Вот мы сейчас и проверим, действительно ли они лишние? Буквы я, ё, ю, е особенные. Они могут обозначать один звук, а иногда и два звука одновременно. Когда же это происходит?
Возьмите таблички (ели Приложение 1, с. 60), которые лежат у вас на парте, станьте маленькими-премаленькими, войдите в схему, пройдитесь по стрелочкам, а потом...                                                                                                                                

То, что понял, не скрывай!                                                                    Ц

На вопросы отвечай!

- В какой позиции буквы я, ё, ю, е обозначают один звук?

- В каких трёх позициях эти буквы обозначают два звука?

- Какие два звука объединяет буква Я? ([й'] + [а].)

- Какие два звука объединяет буква Ё? ([й'] + [о].)

- Какие два звука объединяет буква Ю? ([й'] + [у].)

- Какие два звука объединяет буква Е? ([й'] + [э].)

В ходе ответов дети под руководством логопеда делают записи на доске и в тетрадях:

я = [й'] + [а].

ё = [й'] + [о].

ю = [й'] + [у].

е =[й']+ [э].

Логопед. Чем похожи эти транскрипции?

Д е т и . Эти транскрипции похожи первым звуком.

Л о г о п е д . Какой он?

Д е т и . Звук [й'] - согласный.

Логопед. Правильно. А ещё звук [й'] всегда звучит мягко и звонко.

Почти все гласные буквы дружат парами. Как вы думаете, какие гласные буквы дружат между собой и почему?

Д е т и . Буква Я дружит с буквой А, потому что звук [а] вхо­дит в состав буквы Я. И т. д. по всем парам.


IV. Закрепление поною материала.

Работа на карточках.

Логопед. На карточках записаны слова, в которых пропу­щены буквы я, ё, ю, е, и даны транскрипции этих слов. Вставьте пропущенные буквы в слова и соответствующие им звуки в транскрипции.

 

 

К а р т о ч к а 1

                                                              

..- [ ]                ..- [ ]                 .. -[ ]                 .. -[ ]

-[ ]                -[ ]                     -[ ]                    -[ ]

м-[м]                л-[л]                р-[р]               с-[с]

а -[а ]                к-[к]                 а-[а]               т - [т]

                              а-[а]                     

 

Слова: яма, ёлка, Юра, ест.

 

Карточка 2


б-[б]                                                      п-[п]                     к-[к]    б-[б]       

    а-[а]                          а-[а]                      а-[а]                      о-[а]    ..- [ ]                        ..- [ ]                     ..- [ ]                     ..- [ ]    -[ ]                        -[ ]                    -[ ]                    -[ ]

    н - [н]                       к - [к]                    т - [т]                      ц - [ц]

                                                                            а-[а]

Слова: баян, паёк, каюта, боец.

 

Карточка 3

 

И - [и]                      р-[р]                        в-[в']                         с-[с]

з - [з]                      у-[у]                         ь-[-]                         ъ-[-]

ъ - [-]                      ж-[ж]                        ..-[ ]                          ..-[ ]

..-[ ]                       ь-[-]                          -[]                          -[ ]

-[ ]                       ..-[ ]                        г-[г]                         л-[л]

н-[н]      -[]        а-[а]

 

Слова: изъян, ружьё, вьюга, съел.

Обратить внимание детей на значение слов, используемых в карточках, и на слово «боец», в котором буква О обозначает звук [а].


Игра «Лабиринт».

Дети должны пройти по лабиринту, опираясь на слова, в которых йотированные гласные обозначают два звука.

 

 

V. Итог занятия.

- Какое волшебство умеет совершать фея Транскрипция?

- Какие гласные буквы могут обозначать два звука?

- В каких позициях это происходит?

- Какие звуки объединяет буква Я (Ё, Ю, Е)?

- Так есть ли в русском языке лишние гласные буквы?

 

ВНИМАНИЕ! Данное занятие ориентировано на учащихся 2, 3 классов! При работе с первоклассниками целесо­образно разделить его на несколько частей.

 

Занятие 9

Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.