Логопед. Вспомните, каким цветом мы обозначаем гласный звук в схемах?
Д е т и . Гласный звук мы обозначаем красным квадратиком.
Логопед. А согласный?
Д е т и . Согласный звук обозначается синим квадратиком.
Логопед. Я назову слог ПА. Подумайте, сколько звуков я произнесла?
Дети . Вы произнесли 2 звука.
Логопед. Назовите 1 - й звук, какой он?
Д е т и . 1-й звук [п]. Он согласный.
Логопед. Выкладываем синий квадратик. Назовите 2-й звук в слоге ПА, какой он?
Д е т и . 2-й звук [а]. Он гласный.
Логопед. Рядом выкладываем красный квадратик. Вы выложили схему слога ПА.
Назовите другой подходящий слог к этой схеме. Дети.МА, КО, РУ... .
Логопед. А теперь послушайте другой слог: АП. Как изменится схема и почему?
Физкультминутка
Дети идут по кругу, услышав гласный звук, изменяют направление движения на 180 градусов; услышав согласный звук, перепрыгивают воображаемую преграду.
IV. Закрепление нового материала.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Логопед. Я буду произносить звук, вы, глядя в зеркало, повторяете этот звук и определяете, гласный он или согласный.
Дети выполняют задание.
Логопед. А теперь изменим задание. Я буду показывать картинку, вы называете 1-й звук этого слова, определяете, гласный он или согласный, и показываете соответствующий квадратик.
Картинки: дыня, абрикос, стол, лампа, ухо, осы, книга, игуана, рыба, пальто, факел...
Логопед. Я буду загадывать загадки, вы постараетесь их отгадать. В отгадке вы называете последний звук и определяете, гласный он или согласный, объясняете, почему вы так
считаете.
Громким голосом поет.
Утром спать вам не дает.
Носит шпоры острые,
Сам в кафтане пестром.
(Петух.) Не зверь, не птица, А нос как спица.
(Комар.) В дупле на старом дубе
Живу в густом лесу.
Хожу в пушистой шубе,
Орешки я грызу.
(Белка.) Зелены мы, как трава,
Наша песенка: «Ква-ква».
(Лягушки.)
Белая бочка,
Нет в ней ни сучочка.
(Яйца)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он...
(жираф).
Работа со слоговыми схемами слов.
Самостоятельная работа в тетрадях.
Детям раздают индивидуальные карточки с наклеенными предметными картинками.
Логопед. Составьте схему ваших слов, разделите их на слоги, соответствующим цветом (красным или синим) обозначьте первый и последний звук слова.
Вода, кони, дым, осы, колесо, ирис...
V. Итог занятия.
- Как называются звуки, с которыми мы познакомились
на этом занятии?
- Почему их называют согласными?
- Каких звуков больше, гласных или согласных?
- Произнесите любой согласный звук и скажите, что мешает
воздуху при его произнесении?
З а н я т и е 8
Тема: БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я
Цель: познакомить детей с двойной ролью букв я, ё, ю, е.
Задачи: развивать фонематические процессы; дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв я, ё, ю, е; познакомить детей с позициями, когда йотированные гласные обозначают один звук и два звука; учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях; развивать память, внимание, мышление; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: таблица «Буквы я, ё, ю, е и соответствующие звуки», игра «Лабиринт», изображение феи Транскрипции, индивидуальные карточки.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 269.