- Какие звуки называются гласными?
- Назовите гласные звуки.
- Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.
III. Объяснение нового материала.
1. Работа над ритмом. Игра «Повтори - не ошибись».
Простучать ритмический рисунок
! ! !!!, !! ! !, !!! ! !.
Сообщение темы занятия.
Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.
ПА - па - па, па - ПА - па...
Л о го п е д . Чем отличается произнесение этих слогов?
Д е т и. Один слог звучит громче.
Логопед. Как вы думаете, почему? (Предположительные ответы детей.)
Л о го п е д. На него падает ударение.
Дети повторяют слоговую цепочку, акцентируя ударный слог движением руки с кубиком (молоточком, мячиком).
Логопед. Итак, тема нашего занятия «Ударение».
Выделение ударного звука.
Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием), ударный слог выделяем с большей силой.
Волосы, малина, ухо, голова, посуда, мыло.
Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук?
Д е т и. В слове «волосы» ударение падает на гласный тук [о]. И т. д.
Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные - безударными.
4. Слоговой анализ слов I и II класса.
Составить схемы слогового состава слов из предыдущего задания. Обозначить ударный слог. Назвать ударные и безударные гласные звуки.
Малина: ___ ___ ___.
Дети. В этом слове ударный звук [и], безударные звуки [а], [а].
Эхо: ___ ___.
Д е т и . В слове «эхо» ударный звук [э], безударный звук [а].
Логопед. Обратите внимание на то, что в слове «эхо» слышится звук [а], а пишется буква о.
Предъявляется табличка со словом «эхо». Аналогичная работа проводится с остальными словами.
Физкультминутка
Игра «Звуковая цепочка».
Дети, подбирая слово на последний звук предыдущего слова, перекидывают мяч своему соседу.
Смыслоразличительная роль ударения.
Вывешиваются картинки: ирис - ирис.
а) Показать ирис.
Логопед. Что это?
- Выложите слоговую схему, поставьте ударение.
б) Логопед показывает ирис.
Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение
в) Логопед. Подберите под эти картинки таблички с соответствующими названиями.
- Сравните схемы и буквенное написание.
- Чем они похожи?
- В чём отличие?
- Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточком, мячиком) ударный слог.
- На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»?
- Что же сделало ударение с одним и тем же словом?
Д е т и. Изменило значение.
Логопед. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Вы переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
- Придумайте предложения со словами «ирис» и «ирис».
IV. Закрепление нового материала.
Игра «Найдите ударение».
Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, покажите цифрой его место в слове и назовите ударный гласный.
Называются слова I, II, IV классов (пита: лиса, мыло, карета, молоко, веник...), дети показывают цифру соответствующего ударного слога, называя ударный гласный звук.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.