И. Повторение пройденного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Какие звуки называются гласными?

- Назовите гласные звуки.

- Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.

III. Объяснение нового материала.

1. Работа над ритмом. Игра «Повтори - не ошибись».
Простучать ритмический рисунок

! ! !!!,   !! ! !,  !!! ! !.


Сообщение темы занятия.

Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.

ПА - па - па, па - ПА - па...

Л о го п е д . Чем отличается произнесение этих слогов?

Д е т и. Один слог звучит громче.

Логопед. Как вы думаете, почему? (Предположительные ответы детей.)

Л о го п е д. На него падает ударение.

Дети повторяют слоговую цепочку, акцентируя ударный слог движением руки с кубиком (молоточком, мячиком).

Логопед. Итак, тема нашего занятия «Ударение».

Выделение ударного  звука.

Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием), ударный слог выделяем с большей силой.

Волосы, малина, ухо, голова, посуда, мыло.

Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук?

Д е т и. В слове «волосы» ударение падает на гласный тук [о]. И т. д.

Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные - без­ударными.

4. Слоговой анализ слов I и II класса.

Составить схемы слогового состава слов из предыдущего задания. Обозначить ударный слог. Назвать ударные и безудар­ные гласные звуки.

Малина: ___ ___ ___.

Дети. В этом слове ударный звук [и], безударные зву­ки [а], [а].

Эхо: ___ ___. 

Д е т и . В слове «эхо» ударный звук [э], безударный звук [а].

Логопед. Обратите внимание на то, что в слове «эхо» слышится звук [а], а пишется буква о.

Предъявляется табличка со словом «эхо». Аналогичная работа проводится с остальными словами.

Физкультминутка

Игра «Звуковая цепочка».

Дети, подбирая слово на последний звук предыдущего слова, перекидывают мяч своему соседу.

Смыслоразличительная роль ударения.

Вывешиваются картинки: ирис - ирис.

а) Показать ирис.

Логопед. Что это?

- Выложите слоговую схему, поставьте ударение.

б) Логопед показывает ирис.

Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение

в) Логопед. Подберите под эти картинки таблички с соот­ветствующими названиями.

- Сравните схемы и буквенное написание.

- Чем они похожи?

- В чём отличие?

- Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточком, мячиком) ударный слог.

- На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В сло­ве «ирис»?

- Что же сделало ударение с одним и тем же словом?
Д е т и. Изменило значение.

Логопед.  Я травянистое растение

                             С цветком сиреневого цвета,

Вы переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

 

- Придумайте предложения со словами «ирис» и «ирис».


IV. Закрепление нового материала.

Игра «Найдите ударение».

Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услы­шать, на какой слог падает ударение, покажите цифрой его ме­сто в слове и назовите ударный гласный.

Называются слова I, II, IV классов (пита: лиса, мыло, каре­та, молоко, веник...), дети показывают цифру соответствую­щего ударного слога, называя ударный гласный звук.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 203.