Цели: дать понятие о слове; дифференцировать понятия «предложение» и «слово».
Задачи: уточнять знания детей о том, что предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу; учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов; развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Оборудование: сюжетные, предметные картинки, схемы предложений.
Ход занятия
I . Организационный момент.
Ну, ребята, чур молчок! Начинается урок!
На меня все посмотрели
И тихонько сели.
II . Повторение пройденного материала.
Вопросы и задания.
- Из чего состоит речь?
- Как определить, что предложение закончилось, в устной речи? на письме?
- Какие знаки могут стоять в конце предложения?
- Как связаны предложения в тексте?
- Составьте предложения о кошке, о машине.
- Начертите схему составленных предложений.
III. Объяснение нового материала.
Игра «Доскажи словечко».
Михаил играл в футбол
И забил в ворота ... (гол).
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (лук).
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ... (горох).
Логопед. Что вы добавляли?
Д е т и. Слово.
Логопед. Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о словах и предложениях.
Понятие о слове.
Логопед. Послушайте стихотворение И. Токмаковой.
А я придумал слово,
Смешное слово - «плим».
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим,плим!
Логопед. Что значит слово «плим»?
Д е т и. Ничего.
Логопед. Сравните смысловое значение слов «стол» - «плим».
Д е т и . Стол - это предмет мебели, а плим - ничего.
Логопед. Правильно, каждое слово имеет свое значение. Слово может обозначать предмет (дождь, самолёт, рука), действие (идёт, летит, пишет), признак (мелкий, стальной, мягкий).
Дифференциация слова и предложения.
Логопед. Как вы думаете, что можно составить из слов?
Д е т и. Предложения.
Логопед. Составьте предложения по картинкам, лежащим у вас на столах. Что больше, слово или предложение? Почему?
Физкультминутка
Деревянный Буратино
По заданию Мальвины
И побегал, и попрыгал,
И головкой повертел.
Три наклона быстро сделал
И опять за парту сел.
Разбор предложения.
Логопед. Составьте предложение из трех слов по картинке.
Д е т и. Девочка ловит мяч.
Логопед. Что составили?
- Сколько слов в предложении?
- Какое слово на первом месте? на втором? на третьем месте?
- Выкладываем схему предложения из полосок-слов.
- Как пишутся слова в предложении?
- Начертите схему этого предложения в тетради.
/_________________ .
|____ ____ ____.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 268.