СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Автор-составитель Ю. В. Останкова

Волгоград


УДК 372.211 ББК 74.102 С40

Автор-составитель Ю. В. Останкова

Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. - Волго­град: Учитель, 2007. - 130 с. ISBN 5-7057-1001-1

В пособии представлена система коррекционно-развивающих занятий, направ­ленных на обучение, воспитание и развитие у детей старшего дошкольного возраста комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

Особую ценность представляет собой развернутый практический курс занятий, снабженный текстами и комментариями дидактических упражнений, заданий, игр по формированию познавательной активности и учебной мотивации, развитию пси­хофизиологических процессов (запоминание, внимание, пространственная ориенти­ровка, сенсомоторика и др.), навыков общения и речевой деятельности детей.

Предназначено широкому кругу педагогических кадров - воспитателям, мето­дистам, психологам, логопедам детских садов, учителям начальных классов, дефектологам, социальным педагогам общеобразовательных учреждений; может быть по­лезно родителям, студентам педагогических учебных заведений.

УДК 372.211 ББК 74.102


ISBN 5-7057-1001-1

© Останкова Ю. В., автор-составитель © Издательство «Учитель»

Оформление. Издательство «Учитель»


ВВЕДЕНИЕ

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изучен­ность, по-прежнему остается актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьи­руется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается от­клонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функцио­нальном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессио­нальной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации. Эта работа включает в себя:

- диагностику показателей готовности ребенка к школе;

- прогнозирование на ее основе школьных трудностей;

- построение системы собственно коррекционно-развивающей
работы с ребенком-дошкольником.

Каждый психолог, изучая эту проблему, выделяет в ней не­сколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. И каждый по-своему прав: разные дети, разные усло­вия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.

В предлагаемом курсе коррекционно-развивающих занятий сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе:

1. Формирование познавательной активности и учебной моти­вации детей старшего дошкольного возраста.

2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса
показателей функционального развития, которые необходимы для
успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналити­ческого мышления и речи, памяти, зрительного и слухового вос­приятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной
интеграции.

3. Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и фи­зического самочувствия детей.

Представленный курс занятий отличается высокой динамично­стью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических уп-


ражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без дви­жения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического разви­тия, но и общего интеллектуального, способствуют развитию спо­собностей и жизненной активности.

Игровая методика обучения также является условием и средст­вом обучения детей дошкольного возраста. Еще 2,5 тысячи лет на­зад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что ни­какие знания не следует преподавать детям насильственно. «Пре­подавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на спра­ведливость этих слов, неукоснительное следование этим правилам требует от педагога специальных умений и подготовки.

Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы Детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. О значении наглядности в обучении маленьких детей хо­рошо сказал К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неиз­вестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на ле­ту». Использование наглядного материала соответствует возрас­тным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что явля­ется одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

2 каждым занятием задания усложняются: увеличивается объ­ем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и вос­приятия, сложнее становятся графические диктанты и симметрич­ные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Задания и упражнения на занятии педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.









Формы организации занятий.

Педагог организует работу детей в полном составе группы, ес­ли численность детей составляет до 20 человек, свыше 20 - под­группами по 10-12 человек. К концу учебного года можно посте­пенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от со­стояния и возможностей детей от 25 минут до 30-35 минут.

Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога - набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного мате­риала.

ЗАНЯТИЕ 1

Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладо­ней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновре­менно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

4. Упражнение на развитие координации движений и гра­фических навыков.

Нарисовать в тетради одновременно обеими руками фигуры: круги, квадраты, треугольники.

Педагог показывает на доске, как это делается, а затем дети присту­пают к самостоятельному выполнению задания.

левая        правая       левая        правая          левая   правая

рука          рука            рука           рука            рука    рука

ЗАНЯТИЕ 2

ЗАНЯТИЕ 3

ЗАНЯТИЕ 4

ЗАНЯТИЕ 5

Графический диктант.


правая рука



Двумя руками одновременно нарисовать в тетради солнышко с облачком по образцу:

8. Пальчиковая гимнастика (см. занятия 2, 4).




ЗАНЯТИЕ 6

Графический диктант.


правая рука



Нарисовать обеими руками одновременно в тетради кораблик по образцу:




Пальчиковая гимнастика.

Повторить гимнастику «Разминка» Ты, утенок не пищи!

Лучше маму поищи! (Сжимать кулачки, один, другой, оба)

  и «Моя семья» (см. заня­ тия 1, 4).

ЗАНЯТИЕ 7

Графический диктант.


3. Игра на развитие логического мышления и речи.

Детям зачитывают несколько групп слов по 5 в каждой. Четыре из них. объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свой выбор.

Варианты предлагаемых групп слов:

рысь - медведь - кошка - тигр - лев;

яблоко - слива - огурец - груша - персик;

ложка - тарелка - кастрюля - сумка - самовар;

змея - паук - ящерица - дерево - улитка;

клевер - василек - воробей - жасмин - боярышник;




ЗАНЯТИЕ 8

ЗАНЯТИЕ 9

1. Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространст­венной ориентировки и умения действовать по правилу).

Детям раздаются наборы геометрических фигур и листы белой бумаги форматом А4. Им предлагают сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Например: в середине большой круг, в верхней части листа 4 квадрата, в нижней части листа 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Следую­щий вариант немного сложнее: в центре большой круг, в левом верхнем углу треугольник и в правом верхнем углу тоже треуголь­ник; в левом нижнем углу и в правом нижнем углу по одному квад­рату. В середине каждой стороны листа положить по одному прямоугольнику.

2. Игра «Магазин ковров» (на развитие пространственной
ориентировки и закрепление представлений о геометрических фи­гурах).

Перед детьми выставляются (вывешиваются) ковры с различ­ными геометрическими узорами. Педагог говорит детям, что сей­час они будут находить ковры по описанию: «Покажите, пожа­ луйста, ковер, в середине которого расположен квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника, слева 2 трапеции, справа 2 прямо­угольника».

После того как дети научатся определять узоры по описанию, педагог предлагает им самим описать ковер, который им понравил­ся больше всего.




Ленивые восьмерки.

Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каж­дой рукой, а затем обеими руками сразу.

Графический диктант.



Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две го­ризонтальных восьмерки.


 

8. Пальчиковая гимнастика (повторение «Шалун», см. заня­тие 8).

ЗАНЯТИЕ 10

1. Игра «Третий лишний» (на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку).

В каждом цветном круге изображения двух животных: в крас­ном - домашние животные (поросенок, кошка); в зеленом - дикие животные (заяц, лиса); в желтом - домашние птицы (курица, гусь); в синем - дикие птицы (ворона, синичка). Детям раздаются наборы из 4 кружочков красного, синего, желтого и зеленого цветов. Педа­гог называет по очереди животных и птиц, а дети поднимают кру­жочки соответствующих цветов. Можно назвать следующих жи­вотных и птиц: слон, орел, корова, тигр, чайка, лиса, собака, кро­ лик, индюк, воробей, лев, белка, поросенок, еж, курица, дятел, рысь, петух, бык, жираф, утка, овца, кенгуру, волк, бегемот, сини­ца, коза, щегол, кошка, енот, суслик, дрозд.

Упражнение «Художники».

Представим, что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими на по­толке «пружинки».

ЗАНЯТИЕ 11

1. Упражнения на расслабление и концентрацию (см. заня тие 8).

2. Упражнение на развитие смысловой памяти и логическо­го мышления.

Детям предлагают послушать 10 слов, к которым необходимо придумать связанные с ними по смыслу слова: лопата (работа, копать); письмо (писать, получать); мел (доска, рисунки); гриб (лес, осень); кот (Мурзик, животное); мороз (холод, снег); лодка (плыть); хлеб (свежий, черствый); мех (пушистый, натуральный), стул (мягкий, удобный).

3. Упражнение на развитие знаково-символической функ­ции памяти.

Детям предлагают запомнить символы, изображенные на кар-

 


точках. К каждому знаку-символу нужно запомнить слово, обозна­чающее этот знак.

мышка    дверь дерево

4. Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закреп­ление представлений о геометрических фигурах).

Детям предлагают рассмотреть табличку с изображением гео­метрических фигур. Необходимо найти закономерность в располо­жении этих фигур и назвать фигуру, которая должна быть распо­ложена в пустой клеточке со знаком вопроса.


Упражнение «Художники».

Представим, что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими на по­толке два кружочка.

Графический диктант.



Нарисовать в тетради обеими руками одновременно два круга и заштриховать их вертикальными линиями.

9. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» (см. занятие 10).



ЗАНЯТИЕ 12

1. Упражнение на развитие логического мышления и смы­ словой памяти.

Детям предлагают 6 пар слов, связанных между собой по смыс­лу. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово:

яйцо - курица - (цыпленок); птица - полет - (гнездо);

лес - дерево - (доска);      воздух - свежесть - (кислород):

дом - город - (улица);      ночь - луна - (звезды);

река - озеро - (море);       кукуруза - салат - (поп-корн);

шуба - холод - (мороз);    ребенок - нежность - (радость).

 



Графический диктант.


 


4. Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления).

Я сейчас буду говорить слова, а вы будете отвечать мне слова­ми, противоположными по значению моим. Например, большой - маленький, чистый — грязный.

Начинаем игру:

быстро - медленно;             высоко - низко;

далеко - близко;              светлый - темный;

день - ночь;                          встать - сесть;

сухо - мокро;                        холод - жара;

поздно - рано;                детский - взрослый,
начало - конец;

5. Дыхательное упражнение (см. занятие 1).

 


 





ЗАНЯТИЕ 13

Графический диктант.


9. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 12).


ЗАНЯТИЕ 14

1. Упражнение «Пары фигурок» (на развитие зрительно-логи­ческой памяти).

Предварительно детям раздаются бланки с нарисованными 6 парами картинок, в которых первая связана со второй по смыслу, например, белочка - грибок. Их просят запомнить все пары карти-

нок. Затем детям предъявляется бланк с одним рядом фигурок, а они называют соответствующую им пару.

2. Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной
памяти).

Сегодня мы будем учиться рисовать пиктограммы к словам, ко­торые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематич­ный и помогающий вам запомнить слово. С помощью пиктограмм запомним следующие слова: зима, дом, река, смех, школа, мама.

3. Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления).

Я буду говорить слово, а вы отвечайте словом, противополож­ным по значению моему. Слова обозначают признаки предметов. Например, широкий - узкий, высокий - низкий. Продолжим:

тяжелый — легкий; трусливый - храбрый; белый - черный; тупой - острый; твердый - мягкий; шершавый - гладкий.

веселый - грустный; быстрый - медленный; красивый - безобразный; пустой - полный; худой - толстый; умный - глупый; трудолюбивый - ленивый;

4. Упражнение «Счастливые Хрюши» (на развитие внима­ния).

Посмотрите на рисун­ки и постарайтесь как можно быстрее назвать все признаки, которые от­личают одного Хрюшу от другого (всего 15 отли­чий).

Внимание! За ошибку считаются повторы, не­правильно названные от­личия.




Графический диктант.



 

 



ЗАНЯТИЕ 15

Игра «В снежки».

Нагнуться, взять двумя руками «снег», распрямиться и бросить «снежки» короткими движениями, широко раскрывая пальцы.

3. Игра «Магазин» (на развитие внимания, наблюдательности).

Детям предлагают демонстрационный материал форматом A3 (рис. 1).


 


Педагог. У Овечки был магазин. Посмотрите на полки и от­ветьте на в о п р о с ы:

- Сколько полок в магазине?

- Что находится на нижней полке, средней, верхней?

- На какой полке стоят чашки?                                             

- Сколько в магазине матрешек (больших и маленьких)?

- На какой полке они стоят?

- Сколько в магазине мячей (больших и маленьких)?

- На какой полке они стоят?

- Что стоит слева от пирамиды (справа от пирамиды)?

- Слева от кувшина, справа от кувшина?

- Слева от стакана, справа от стакана?

- Что стоит между маленькими и большими мячами?
Однажды под Новый год в магазин пришел Серый волк и купил

своим волчатам подарки. Посмотрите внимательно и скажите, что купил волк (детям предъявляется демонстрационный материал форматом A3, рис. 2).

На следующий день в магазин пришел Заяц и купил новогодние подарки для своих зайчат (показывает демонстрационный матери­ал, рис. 3). Что купил Заяц?

Рис. 1                      Рис. 2                      Рис. 3

4. Игра «Витрина магазина» (на развитие объема внимания и наблюдательности).

Под Новый год мама со своим сыном решили сделать покупки. Проходя мимо кондитерского магазина, они увидели на его витри­не очень красивые конфеты, которые были выложены в прозрачные

 


коробки разной величины. Мама сказала: «Можешь выбрать лю­бую коробку». Мальчик решил выбрать ту, в которой больше кон­фет. Как вы думаете, какую коробку выбрал мальчик? Как можно проверить правильность выбора?

Посмотрите еще раз на рисунок и скажите, почему на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет.

5. Дыхательное упражнение «Певец».

Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе.

Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаем.

Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. За­держка дыхания.

Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за пле­чи, опустив голову на грудь.

Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.

Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать двумя руками одновременно две елочки.

                









Графический диктант.


8. Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая» (см. занятие 14).


ЗАНЯТИЕ 16

1. Игра «Пары фигурок» (на развитие зрительной опосредо­ванной памяти).

Детям раздают бланки с 10 парами изображений и объ­ясняют, что фигурки нарисованы парами. Каждая фигурка имеет свой знак. На­пример, домик -треугольник. При­чем, каждая фигурка и ее знак связаны так, что знак всегда составляет часть фи­гурки (треугольник -это крыша домика).


 

Посмотрите на эти фигурки внима­тельно и постарай­тесь запомнить все пары фигурок. Через 2 минуты детям предъявляется вто­рой бланк, на кото­ром изображен толь­ко один ряд фигу­рок. Дети на доске воспроизводят соот­ветствующие знаки, при необходимости исправляя друг друга.

2. Упражнение на развитие зрительно-слуховой опосредо­ ванной памяти.

Детей просят запомнить слова к рисункам:


3. Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной
памяти).

Сделайте рисунки к словам, которые вам предстоит запомнить: чашка, ребенок, окно, пальто, яблоко, машина, игра.




Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (два снеговика).

Графический диктант.


правая рука



Нарисовать обеими руками одновременно двух снего­виков.




ЗАНЯТИЕ 17

1. Упражнение на развитие зрительной опосредованной па­ мяти.

Детей просят запомнить слова с помощью пиктограмм - схема­тично изображенных предметов или деталей предметов, логически связанных с конкретными словами.

 


разговор       мебель    молоко              Африка            осень

2.   Игра «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти).
Сделайте сами рисунки-пиктограммы для каждого запоминае­мого слова: лиса, врач, солнце, ночь, туфли, собака, жвачка.

3. Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мыш­ления).

У педагога набор предметных картинок (автобус, мяч, ромаш­ка, озеро, мышь, резиновые сапоги, эскимо, и т.д.). Вызывается один ребенок. Ему предлагают одна из картинок. Ребенок должен рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками. Например, кастрюля - то, в чем варят суп.

4. Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать).
На наборное полотно выставляются 8 плоскостных кувшинов,

раскрашенных по-разному (крапинками, полосками, звездочками, цветочками), три из которых имеют одну ручку, а пять - без ручек).

Детям рассказывается о том, что в магазин привезли 8 краси­вых кувшинов. Все они разной окраски и разной формы. Как про­давцу расставить кувшины на двух полках так, чтобы разделить их по какому-нибудь признаку?


После того как дети справятся с заданием, им предлагают рас­ставить кувшины на 4 полки по другому признаку.





Дыхательное упражнение.

Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражне­ний будет более эффективным, если использовать образное пред­ставление (подключение правого полушария). Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившего­ся» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы оттягиваются трубочкой и с шу­мом «пьют» воздух.

Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно два грибочка.

ЗАНЯТИЕ 18

1. Упражнение на развитие зрительной опосредованной па­мяти.

Сегодня мы будем запоминать сочетания слов с помощью ри­сунков.

красивая       в сутках         плохая          добрая девочка любит

кукла           24 часа         отметка        бабушка        фрукты

2. Упражнение «Закончи фразу» (на развитие мышления). Детям предлагают закончить следующие фразы соответственно возникающим ассоциациям:

царевна (Несмеяна, Лягушка...);  золотая (рыбка...);

черный (бумер, квадрат...);           стиральная (машина...);

простой (карандаш...);                   оловянный (солдатик...);

зубная (паста, боль...);                    лечебная (гимнастика, ромаш-

кожаная (куртка, сумка...);           ка...);

пахучие (духи, цветы...);                 столовый (сервиз, прибор...);

детский (сад...);                                накладные (ногти, карманы...);

губная (помада, гармошка);          опасный (прыжок, поворот...).


3. Игра «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти).
Сделайте рисунки-пиктограммы к следующим запоминаемым

словосочетаниям: спокойный сон, звонкая песня, неряшливая девоч­ка, стул из музея, старая шляпа, злая собака, страшная сказка.

4. Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать).
На наборное полотно ставят 12 плоскостных чайных чашек,

больших и маленьких, раскрашенных тремя основными цветами.

Педагог. В магазин привезли 12 чайных чашек разного цвета и размера. Как можно продавцу расставить эти чашки на двух пол­ках, разделив их по какому-либо признаку?

После того как дети справятся с заданием, им предлагают рас­ставить чашки на трех полках по другому признаку.




Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно двух мышек.

Графический диктант.



ЗАНЯТИЕ 19

1. Упражнение на развитие логического мышления и смы­словой памяти.

Подбери слова-признаки к каждому слову:

холод (зимний);

стол (письменный, обеденный, деревянный, круглый);

вода (холодная, зеркальная, чистая, мутная);

снег (пушистый, искристый);          

дым (густой, черный, серый);

луна (круглая, вечерняя, желтая, белая);

трава (зеленая, весенняя);

день (солнечный, ясный, короткий, длинный);

окно (чистое, пластиковое, стеклянное, прозрачное);

крик (громкий, зверский, детский);

Графический диктант.



ЗАНЯТИЕ 20

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциа­ тивной памяти на материале сказок.

- Сегодня мы поучимся запоминать и пересказывать небольшие, истории с помощью пиктограмм.

Игра на развитие внимания.

Детям предлагают 1-ю картинку, затем 2-ю, так все 6 картинок.


- Когда я скажу «Внимание», покажу вам первую картинку, но через 3 секунды спрячу ее. Кто очень внимательный, тот успеет рассмотреть, что нарисовано, а кто нет, тот не успеет. Проверим, кто у нас внимательный.


3. Упражнение «Продолжи фразу» (на развитие речи и мыш­ления).

Кто что делает: человек - говорит, ходит; птица - летает; комар - пищит; зайчик - прыгает; пчела - жужжит; рыба - пла­вает; кузнечик - стрекочет; змея - ползает.

4. Упражнение «Разрезные квадраты» (на развитие мышле­ния).


Каждому ребенку выдают по 4 разноцветных квадрата, разре­занных на части; их нужно собрать так, чтобы получился оранже­вый, желтый, зеленый, синий квадраты.

зеленый

синий

. желтый       оранжевый

Дыхательное упражнение.

Дышим только через левую, а потом только через правую нозд­рю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закры­тия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание мед­ленное, глубокое.

Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы А.

8. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву А.


Графический диктант.



ЗАНЯТИЕ 21

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциа­
тивной памяти на материале сказок.

Педагог. Я расскажу вам русскую народную сказку «Лиса и Рак» с помощью пиктограмм. Постарайтесь запомнить ее, потом будем пересказывать, глядя на пиктогоаммы. Лиса встретила Рака и говорит ему:

- Давай с тобой перегоняться.

- Ну, что ж, Лиса, давай.
Начали перегоняться.

Как только лиса побежала, Рак уцепился ей за хвост. Добежала Лиса до места, обернулась посмотреть, далеко ли Рак ползет, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит «А я тебя тут давно жду!»



Игра на развитие внимания.

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной кар­ тинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

3. Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мыш­ления).

У педагога набор предметных картинок: хлеб, ручка, зонт, лам­ па, цветок, чашка, ножницы, юбка, шары, рыба. Вызывается один ребенок. Ему предлагают одну из картинок. Ребенок должен рас-


сказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками. Например, кот - домашнее животное, любит молоко, пу­ шистый, игривый.

4. Игра «Нахождение слов» (на развитие мышления).

- Подберите слова и продолжите ряд:

лев-тигр-слон-...;

кошка-собака- свинья-...;

огурец - помидор - лук - ...

трактор - трамвай - велосипед - ... ;

диван - стол - стул - ...;

рубашка - платье - юбка - ...;

вишня - слива - яблоко - ...;

панамка - кепка - шапка - ...;

сандалии - ботинки - сапоги -...;

стакан - тарелка - ложка - ...;

роза -ромашка - гвоздика -...;

синица - ворона - голубь -...;

мячик - скакалка - машина — ...,'.

лопата - грабли - лейка -...;

молоток - ножовка - гвоздь - ....

5. Дыхательное упражнение (см. занятие 20).


Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы Б.


9. Пальчиковая гимнастика «Лягушка» (см. занятие 20).


7. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву Б.




Графический диктант.


 

Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.


10. Профилактика нарушений зрения.

Написать глазами в воздухе сначала правым глазом, затем ле­вым букву Б.



ЗАНЯТИЕ 22

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциа­тивной памяти на материале сказок.

Педагог. Я расскажу вам русскую народную сказку «Ворона и рак» с помощью пиктограмм. Запомните ее, пожалуйста, потом будете пересказывать, глядя на пиктограммы.

Летела ворона над морем, смотрит, рак ползет.

Схватила его и понесла в лес, чтобы, усевшись

на дерево, хорошенько Закусить. Видит рак, -

дела плохи, и говорит вороне: - Эй, ворона,

знал я твоих отца и мать - славные были люди!

- Угу! - ответила ворона, не раскрывая рта.

- И братьев твоих, и сестер твоих знаю, что за добрые!
-Угу!

- Так в кого же ты такая уродилась?

Рассердили эти слова ворону: каркнула она во весь рот и отпустила рака в море.

2. Игра «Окончание слов» (на развитие скорости мышления).
Педагог начинает слово, произнося первый слог, а дети должны

закончить. Всего предлагают десять слогов:
по..                    до.,

на..                   че..

за..                    пры..

ми..                   ку..

му..                   зо..

3. Игра «Внимание» (на развитие внимания).

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной кар­тинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради.


4. Игра «На что это похоже?» (на развитие воображения).

Детям предъявляется набор карточек синего цвета, с зеленой травкой внизу, в середине - изображение необычной фигуры, на­поминающей какой-либо предмет. Дети называют, на что это мо­жет быть похоже.

5. Упражнение «Ухо - нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противопо ложное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладо ши, поменять местами положение рук с точностью до наоборот.





Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы В.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву В.


Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Лягушка» (см. занятие 20).

ЗАНЯТИЕ 23

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциа­ тивной памяти на материале стихов.

Сегодня будем учиться запоминать стихи с помощью пикто­грамм.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

А. С. Пушкин

2. Упражнение «Разрезные предложения» (на развитие мыш­ления и памяти).

Несколько коротких предложений оказались разрезанными на 2 части. Вот эти предложения:

Барабан висел на стене.       В комнате очень жарко.

Пчела села на цветок.          Лучший отдых - сон.

Грязь - причина болезней.    Волгоград - город-герой.

Девятое мая -День Победы. Железо и золото - металлы.

Восход солнца в горах.         Россия - великая держава.

В лесу произошел пожар.     Мальчик принес книгу.

Сейчас я буду называть вам только одну часть предложения, а вы дополните его второй частью: барабан; села на цветок; грязь; девятое мая; в горах; произошел пожар; в комнате; сон; Волго­град; железо и золото; Россия; принес книгу.

3. Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мыш­ления.

У педагога набор предметных картинок: эскимо, машина, соба­ка, барабан, щетка, ель, йод, жираф, дом, утка. Вызывается один


ребенок. Ему предлагают одну из картинок. Ребенок должен рас­сказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками.


Игра на развитие внимания.

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной кар­тинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

5. Упражнение «Ухо - нос» (см. занятие 22).

6. Симметричные рисунки..

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы Г.

7. Упражнение на развитие сенсомрторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву Г.


Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Кулак - ребро - ладонь».

Детям показывают три положения руки на плоскости стола, по­следовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ла­донь ребром, распрямленная ладонь. Дети выполняют движения вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками сразу. Можно помогать себе шепотом: «Кулак - ребро - ладонь».

 



ЗАНЯТИЕ 24

 1. Игра на развитие внимания.

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной кар­тинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременнсдве буквы Д.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву Д.


Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 23).

ЗАНЯТИЕ 25

Игра на развитие внимания.

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной кар­тинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради.

Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

 


2. Упражнение на развитие слуховой и зрительно-ассоциа­тивной памяти.

Послушайте рассказ, глядя на рисунки. Потом мы перескажем то, что запомнили, с помощью этих рисунков.

ГАЛКА И ГОЛУБЬ

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, вы­белилась в белый цвет и вле­тела в голубятню.

Голуби ее приняли, как свою, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда ее прогнали.

Она вернулась, было, к галкам, но те ее тоже не приняли.

3. Игра «Двадцать вопросов» (на развитие мышления, речи и
воображения).

Ребенок загадывает какой-нибудь предмет и говорит: «Это жи­вое существо» или «Это овощ». Игроки (все остальные дети) долж­ны отгадать, что загадал ведущий, задавая такие вопросы, на кото­рые можно ответить «Да» или «Нет».

4. Игра на развитие воображения «Что это?».
Назовите, что может сочетать два признака.
Яркий, желтый (свет, солнце, лампа).
Пушистый, зеленый (свитер, трава, игрушка, одеяло).
Прозрачный, голубой (шарф, платок, небо, воздух).
Сильный, добрый (человек, богатырь, папа).
Звонкий, громкий (плач, крик, голос, песня).
Сладкий, легкий (поп-корн, вата, сон).










Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф . Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р . Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з . Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-'ж-ж-ж . Пау­за. Вдох. Пауза. На выдохе: ма-мо-му-мы-мэ (па-по-пу-пы-пэ).

 



Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы Е.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики .
Нарисовать двумя руками одновременно букву Е.


Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 23).

ЗАНЯТИЕ 26

1. Игра «Внимание» (на развитие внимания, пространственно­го воображения).

Детям предлагают внимательно посмотреть на карточку с фи­гурами и знаками. Через 3 секунды карточка убирается, а дети должны зарисовать в тетради то, что запомнили. После провероч­ного воспроизведения на доске детям предлагают еще одну карточ­ку для запоминания и воспроизведения.

2. Упражнение «Пиктограммы» (на развитие зрительно-ассоциативной памяти).

Сегодня мы попробуем запомнить рассказ «Муравей и голуб­ка» с помощью рисунков, вьитолненных самостоятельно.

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна за­хлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

 




должны зарисовать в тетради то, что запомнили. После провероч­ного воспроизведения на доске детям предлагают еще одну карточ­ку для запоминания и воспроизведения.


На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул отболи, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

3. Упражнение «Сравнение предметов» (на развитие мысли­
тельной операции).                                                                        

П е д а г о г. Вы видели муху? А бабочку? Чем они похожи? Чем отличаются? Сравните следующие пары слов: дом и избушка; стол и стулья; книга и тетрадь; вода и молоко.

4. Дыхательное упражнение (см, занятие 25).






Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы И.

6. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву И.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Солнце».

Солнце утром рано встало,       Ладошки скрестить. Пальцы ши-

Всех детишек приласкало.        роко раздвинуть, образуя «сол-

нышко с лучами».

Л. Савина


ЗАНЯТИЕ 27

Игра «Внимание».

Детям предлагают внимательно посмотреть на карточку с фи­гурами и знаками. Через 3 секунды карточка убирается, а дети



Графический диктант.


можно видеть и слышать (ж-ж-ж). Вот еще три слова, постарайтесь их услышать: колокольчик, машина, ваза.

Слова можно потрогать. Например, слово подушка. Чувст­вуете, какое оно мягкое. Потрогайте слова: колесо, стакан, шарф.».

Некоторые слова легко понюхать или попробовать на вкус. Лимон. Кисло, правда? А как приятно пахнет слово роза. Пахнет даже слово книга. Понюхайте или попробуйте на вкус сло­ва: соленый огурчик, лес, печенье, дождь.

Задание. Теперь вспомните все слова, которые вы слышали, трогали, нюхали или пробовали на вкус. Напоминаю вам первое и второе слово: шмель, колокольчик.

Педагог. На самом деле одно и то же слово можно увидеть и услышать, потрогать, попробовать на вкус и понюхать. Например, слово апельсин. Его легко увидеть. Он такой яркий, оранжевый. Нет ничего проще, чем почувствовать его запах и вкус. А теперь представьте, что вы трогаете апельсин. Он такой холодный, круг­лый, почти гладкий, но с маленькими бугорочками и ямочками. Если захотеть, можно даже услышать звук апельсина. Проще пред­ставить, как он скатывается со стола и шлепается об пол.

Задание. Я прочитаю слова, а вы постарайтесь представить их так же, как слово апельсин. Но учтите, что не обязательно чув­ствовать все. Например, одно слово можно видеть и слышать, дру­гое - только видеть, третье - видеть, трогать и чувствовать его за­пах. Делайте так, как вам нравится: мяч, лев, орех, букет, ножницы, вишня, картошка.

4. Дыхательное упражнение (см. занятие 25).


Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы К.

Игра «Определи понятие».

Детям предлагают дать определение следующим словам: кноп­ка, прищепка, шнурок, гвоздик, черепаха, радуга, смех, занавески, лоскуты, пульт.

Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы М.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву М.


Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Черепашка» (см. занятие 17).

ЗАНЯТИЕ 29

Игра «Внимание».

Детям предлагают внимательно посмотреть на карточку с фи­гурами и знаками. Через 3 секунды карточка убирается, а дети должны зарисовать в тетради то, что запомнили. После провероч­ного воспроизведения на доске детям предлагают еще одну карточ­ку для запоминания и воспроизведения.

Игра на развитие внимания.

Детям предлагают прослушать слова; как только они услышат название игрушки - нужно хлопнуть в ладоши, название фрукта -поднять руки вверх.

 


Дерево, мячик, книга, яблоко, юла, сумка, роза, апельсин, пира­мидка, бабочка, чай, погремушка, цветок, солнце, кукла, ваза, во­робей, утюг, мозаика, шапка, яблоко, медведь, виноград, кубики, подушка, курица, арбуз, сапоги, неваляшка, река, облако, трава матрешка.

5. Дыхательное упражнение «Певец» (см. занятие 15).


Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы Н.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать в тетради двумя руками одновременно букву Н.


Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Черепашка» (см. занятие 17).

ЗАНЯТИЕ 30

Игра «Внимание».

Детям предлагают внимательно посмотреть на карточку с фи­гурами и знаками. Через 3 секунды карточка убирается, а дети должны зарисовать в тетради то, что запомнили. После провероч­ного воспроизведения на доске детям предлагают еще одну карточ­ку для запоминания и воспроизведения.


2. Упражнение «Разрезные открытки» (на развитие мышле­ния и воображения).

Любые открытки разрезаются по диагонали на 4-5 частей раз­ными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагами. Детям раздают по одной такой открытке и предлагают ее собрать. Как только дети справятся с заданием, они должны поменяться открытками с рядом сидящим. Так можно меняться несколько раз в зависимости от ско­рости выполнения задания.

3. Упражнение на развитие опосредованной памяти на ма­териале стихов.

ПРИСТАВАЛОЧКА

Отчего у мамочки на щеках две ямочки? Отчего у кошки вместо ручек ножки? Отчего шоколадки не растут на грядке? Почему у птичек нет рукавичек? Почему лягушки спят без подушки?

Да оттого, что у моего сыночка ротик без замочка!


Упражнение «Запомни фразы».

Детям для запоминания предлагаются следующие фразы:

Осенью идут дожди.

Дети любят играть.

В саду растут яблони и груши.

В небе летит самолет.

Мальчик помогает своей бабушке.

Теперь дети повторяют те фразы, которые удалось запомнить. При этом достаточно передать смысл каждой фразы, дословно по-


вторять необязательно. Если с первого раза дети не могут повто­рить все фразы, можно прочитать их еще раз.

5. Игра «Назови слова наоборот» (на развитие речи).

Слон большой, а мышка ... . Подушка мягкая, а стол ... . Огонь горячий, а лед ... . Баба Яга злая, а Иванушка ... . Река широкая, а ручеек .... Куст низкий, а дерево .... Буратино веселый, а Пьеро ... .

6. Дыхательное упражнение «Певец» (см. занятие 15).


Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы П.

8. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать двумя руками одновременно букву П.


Графический диктант.

10. Пальчиковая гимнастика «Дождик».

Дождик-дождик, полно лить, Подушечки правой (левой) руки

Малых детушек мочить!

прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

Народная потешка



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Зрительное восприятие

Задание 14. Отметь (покажи), какие буквы и цифры написаны неправильно.


Задание 15. Найди похожую фигуру.


Задание 16. Найди такое же слово.

Задание 17. Обведи треугольники красным цветом, а четырех­угольники зеленым.


Задание 18. Найди человечков, стоящих смирно. (Задание можно усложнить: покажи человечка с поднятой правой рукой.)

Интегративные умения




Сенсомоторная интеграция.

Задание 22. Узнай, какая фигура нарисована на ладони.

Предварительно показывают ребенку геометрические фигуры, вырезанные из плотного картона (круг, треугольник, квадрат), дают пощупать, выделить и разделить фигуры с закрытыми глазами, а затем предлагают, чтобы ребенок заложил руку (ведущую) с от­крытой ладошкой за спину. На ладони тупым концом ручки или карандаша чертят круг, треугольник или квадрат. Ребенок должен угадать, какие это фигуры. Можно усложнить задание, рисуя зна­комые цифры или буквы.

Слухо-моторная интеграция.

Задание 23. Постучи по столу пальчиком так, как я.

Ребенок сидит за столом спиной к исследователю, руки на сто­ле. Исследователь отстукивает (можно костяшками пальцев) раз­личные ритмы:

раз два

раз два три

раз два раз два раз два

раз два три раз два три раз два три

раз два раз два раз два три

Задание 24. Письмо вертикальных палочек на счет (высота па­лочек пропорциональна длительности счета):

 

 

раз два pa-аз два pa-аз два-а

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Определение ведущей руки

Внимание! При тестировании все предметы следует класть строго на середину стола, перед ребенком.

 


Ведущей считается та рука, которой работает ребенок, или та, которая активнее используется при работе двумя руками.

Задание 1а. Нарисуй дом и обведи линии по контуру правой или левой руки. (Учитывают ровность и четкость штриха, наличие или отсутствие тремора, быстроту, точность копирования (соблю­дение пропорций, соотношение, параллельность штрихов), способ­ность не отклоняться от контурной линии.)

Задание 2а. Собери 10 счетных палочек (спичек), сложи из них треугольник (квадрат), сложи их в коробку (пенал).

Задание За. Собери цепочку из 10 (канцелярских) скрепок.

Задание 4а. Брось мяч в цель (одной рукой). Теннисный мяч кладут перед ребенком на полу или обозначают на стене.

Задание 5а. Попробуй вырезать рисунок (фигуру) правой и ле­вой рукой.

Задание 6а. Нанижи на шнурок несколько пуговиц (на нитку с иголкой - бусины, бисер).

Задание 7а. Открой крышку у пузырьков, у баночек (от крема). Вариант: отвинти (завинти) шайбу. Можно использовать детали детского конструктора.

Задание 8а. Завяжи и развяжи узелки.

Задание 9а. Построй из кубиков или конструктора дом, маши­ну, сложи их определенным образом и т. п.

Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу. Если ве­дущая рука левая, то «+» ставится в графу «левая рука», если пра­вая - в графу «правая рука». Если же одинаково активно использу­ются и правая и левая руки, то «+» ставится в графу «обе руки».

Кроме тестирования, необходимо выяснить, есть ли у ребенка родст­венники-левши. При наличии семейной леворукости дополнительный «+» ставится в графе «левая рука».

 


Леворуким будет считаться ребенок, у которого в графе «левая рука» больше шести плюсов.



Зрительное восприятие

Фактор риска: неспособность правильно и достаточно бы­стро выполнять задание.

В заданиях можно оценивать скорость (задание 14 - за 10-15 се­кунд, задание 15 - за 5-6 секунд) и правильность их выполнения (у медлительных детей оценивается только правильность выполне­ния заданий).

Интегративные умения

Фактор риска: неспособность выполнить задание или не­точность (низкое качество) выполнения.

В заданиях 19-21 оцениваются четкость и ровность штриха, точность соотношения элементов, направления, величины штри­хов.

Задания 22-23 характеризуют способность и правильность вы­полнения заданий (без ограничения времени).

Результаты выполнения заданий оцениваются по трем градациям:

«+» - отсутствие факторов риска (успешное выполнение зада­ний в соответствии с требованиями) или 1 балл.

«-» - наличие факторов риска (недостаточно четкое, непра­вильное выполнение заданий, выполнение заданий с помощью) или 2 балла.

«-» «-» - выраженные факторы риска (неспособность выпол­нить задание даже после подсказки) или 3 балла.

По тем же градациям можно дополнительно оценить и показатели деятельности. В совокупности с данными раннего развития ребенка это позволит более точно (и более подробно) определить факторы риска 3-й группы (нарушения в функциональном развитии). Результаты выполнения заданий сводятся в таблицу.


Факторы риска в развитии ребенка Результаты выполнения задания

Фамилия, имя_____________________________________

Дата рождения: год_________ месяц_________ день_____

Дата обследования_________________

Возраст на момент обследования____________________

Пол: мальчик, девочка (ненужное зачеркнуть)__________

Данные о социальном положении родителей___________

Дополнительные данные____________________________

 

 

Показатели

Наличие факторов риска

нет есть выраженные
1 2 3 4
1. История развития До 1 года Состояние здоровья Поведенческие реакции Травмы От 3 до 5 лет Состояние здоровья Поведенческие реакции Травмы Задержки в развитии (речевом, мотор­ном) 5-6 лет Состояние здоровья Поведенческие реакции Травмы Задержки в развитии      

 

   

Продолжение табл.

1 2 3 4
2. Деятельность и общее развитие (заполняется по результатам выполнения всех заданий) Способность понять инструкцию Умение планировать деятельность Принятие помощи и подсказки Коррекция по ходу деятельности Длительность работы без отвлечений Отношение к неудаче Темп работы Запас сведений и знаний Умение отвечать на вопросы Выбор различных вариантов выполне­ния заданий      
3. Речевое развитие Запас слов Умение строить предложения Артикуляция Звукопроизношение Звукобуквенный анализ      
4. Развитие мелкой моторики и графических умений Ловкость Скорость Развитие моторики Способность чертить вертикальные и горизонтальные линии Ровность и четкость штриха      
5. Зрительное восприятие Пространственное восприятие (пра­вильное нахождение образца из пред­ложенных) Фигурно-фоновое выделение (выделе­ние заданного образца) Постоянство восприятия      

Окончание табл.

1 2 3 4
6. Интегративные умения Зрительно-моторные интеграции Сенсомоторные интеграции Слухомоторные интеграции      
Сумма баллов      

Полученную в результате сумму баллов можно сравнить с норматив­ными данными. Это позволит понять, сильно ли отличаются показатели конкретного ребенка от средневозрастных.

Средние баллы факторов риска в развитии школьно-значимых функций у детей 6-7 лет

 

Показатели Минимум-максимум Средние баллы
История раннего развития 11-33 14-16
Организация деятельности 7-21 8-9
Речевое развитие 6-18 8
Развитие моторики и графических умений 5-15 8
Зрительное восприятие 3-9 4-5
Интегративные функции 3-9 5-6

Далее важно спрогнозировать вероятные трудности в обучении кон­кретного ребенка и на основании этого прогноза разработать индивиду­альную программу подготовки к школе.

 

Приложение 4

ТЕРЕМОК

(русская народная сказка)

Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Прибежала мышка-норушка и спрашивает: — Терем-теремок, кто в тереме живет?

Никто не отвечает. Вот она вошла и стала жить-поживать в тереме одна.

Бежала мимо лягушка-квакушка. Попро­силась к мышке. Стали они жить вдвоем.

Прибежал заяц. Стали они жить втроем.

Потом пустили лису, волка. Тесновато им стало впятером.


 





А тут еще медведь идет и тоже просит­ся - да некуда.

Тогда он сел на крышу и раздавил теремок!


Чики, чики, чикалочки— Едет гусь на палочке.


Уточка на дудочке.


Курочка на чурочке.





Мальчик на собачке.

Зайчик на тачке. Вопросы:

На чем едет гусь? На чем едет уточка? На чем едет курочка? На чем едет зайчик? На ком едет мальчик?

Как у нашего Мирона На носу сидит ворона.


А на дереве ерши Строят гнезда из лапши.

В огороде-то на грядке Вырастают шоколадки.


Сел баран на пароход И поехал в огород.






И прыгать мне на спину.


Когда я взрослым стану,


Я все позволю сыну:


Руками есть сметану.





Валяться на диване.

На стенке рисовать,


Жука хранить в кармане,

 

Лица не умывать,


Кричать,




Спилить у стула ножки,


Не спать и не обедать,


 







Пить воду из-под крана,


Скакать верхом на кошке


Крутить в часах пружину,


Я все позволю сыну,


Когда я взрослым стану.














































ЛИТЕРАТУРА

1. Андрущенко , Т. Ю., Карабекова, Н. В. Коррекционные и развиваю­щие игры для младших школьников. - Волгоград: Перемена, 1993.

2. Безруких, М. М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родите­лей. - М: Дрофа, 2000.

3. Белая, А., Гамазакова, М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. - М.: ACT, 2000.

4. Ведерникова, Т. В. Коррекционно-развивающие задания для млад­ших школьников. - Волгоград, 1993.

5. Данилов, И. В. Система упражнений для развития у детей произ­вольных познавательных процессов. - М., 1993.

6. Деннисон , П., Деннисон, Г. Гимнастика для развития умственных
способностей. - М.: Брейн Джим, 2001.

Т.Дьяченко, О. М, Агаева , Е. П. Чего на свете не бывает. - М.: Про­свещение, 1991.

8. Коноваленко , С. В. Развитие познавательной деятельности у детей
от 6 до 9 лет. - М., 2000.

9. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. -
М.: Эйдос, 1994. .

 

10. Соколова, Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка четы­рех лет. - М.: ЭКСНО, 2004.

11. Столяр, А. А. Давайте поиграем. - М: Просвещение, 1991.

12. Тушканова, О. И. Подготовка к школе: развитие памяти. - Волго­град, 1997.

13. Черемошкина , Л. В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Акаде­мия развития, 1997.

 

13. Черемошкина , Л. В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Ака­демия развития, 1997.

14. Чуковский, К. Сказки. «Африка». — Минск, 1995.

15. Школа для дошколят. Развиваем память. - М.: Росмэн, 2002.






СОДЕРЖАНИЕ

Введение.........................................................................................................................

Развитие произвольной познавательной деятельности у детей ..............

Занятие 1 .........................................

Занятие 2 .........................................

Занятие 3 ........................................

Занятие 4 ....................... ,......... ,.....

Занятие 5 ........................................

Занятие 6 ........................................

Занятие 7 ........................................

Занятие 8 ...................................... ...

Занятие 9 ........................................

Занятие 10 .......................................

Занятие 11 .......................................

Занятие 12 .......................................

Занятие 13 .......................................

Занятие 14 .......................................

Занятие 15 .......................................

Занятие 16 .......................................

Занятие 17 ........ :..............................

Занятие 18 ........................ ,.............

Занятие 19 .......................................

Занятие 20 ........... „ ..........................

Занятие 21 .......................................

Занятие 22 .......................................

Занятие 23 .......... :.. .,........................

Занятие 24 .......................................

Занятие 25 ..... ,.................................

Занятие 26 .......................................

Занятие 27 .......................................

Занятие 28 .......................................

Занятие 29 .......................................

Занятие 30 .......................................

ПРИЛОЖЕНИЯ..................... ,............................................................................

Приложение I. Диагностическая методика

«Графический диктант» Д. Б. Эльконина...........................................................


Приложение 2. Определение мотивов учения старших дошкольников

(по методике М. Р. Гинзбург)..................................................................................

Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе»

(по методике Т. А. Нежновой)..............................................................................

Приложение 3. Методика раннего прогнозирования школьных

трудностей у детей 6-7 лет (по методике М. М, Безруких)............................

Приложение 4. Развитие памяти и внимания на основе

рисунков-ассоциаций.............................................................. .............................

Литература...,............................................................................................................


Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всего пособия или любой его части, а также реализация тиража запрещаются без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.



СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Автор-составитель Ю. В. Останкова

Волгоград


УДК 372.211 ББК 74.102 С40

Автор-составитель Ю. В. Останкова

Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. - Волго­град: Учитель, 2007. - 130 с. ISBN 5-7057-1001-1

В пособии представлена система коррекционно-развивающих занятий, направ­ленных на обучение, воспитание и развитие у детей старшего дошкольного возраста комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

Особую ценность представляет собой развернутый практический курс занятий, снабженный текстами и комментариями дидактических упражнений, заданий, игр по формированию познавательной активности и учебной мотивации, развитию пси­хофизиологических процессов (запоминание, внимание, пространственная ориенти­ровка, сенсомоторика и др.), навыков общения и речевой деятельности детей.

Предназначено широкому кругу педагогических кадров - воспитателям, мето­дистам, психологам, логопедам детских садов, учителям начальных классов, дефектологам, социальным педагогам общеобразовательных учреждений; может быть по­лезно родителям, студентам педагогических учебных заведений.

УДК 372.211 ББК 74.102


ISBN 5-7057-1001-1

© Останкова Ю. В., автор-составитель © Издательство «Учитель»

Оформление. Издательство «Учитель»


ВВЕДЕНИЕ

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изучен­ность, по-прежнему остается актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьи­руется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается от­клонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функцио­нальном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессио­нальной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации. Эта работа включает в себя:

- диагностику показателей готовности ребенка к школе;

- прогнозирование на ее основе школьных трудностей;

- построение системы собственно коррекционно-развивающей
работы с ребенком-дошкольником.

Каждый психолог, изучая эту проблему, выделяет в ней не­сколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. И каждый по-своему прав: разные дети, разные усло­вия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.

В предлагаемом курсе коррекционно-развивающих занятий сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе:

1. Формирование познавательной активности и учебной моти­вации детей старшего дошкольного возраста.

2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса
показателей функционального развития, которые необходимы для
успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналити­ческого мышления и речи, памяти, зрительного и слухового вос­приятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной
интеграции.

3. Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и фи­зического самочувствия детей.

Представленный курс занятий отличается высокой динамично­стью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических уп-


ражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без дви­жения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического разви­тия, но и общего интеллектуального, способствуют развитию спо­собностей и жизненной активности.

Игровая методика обучения также является условием и средст­вом обучения детей дошкольного возраста. Еще 2,5 тысячи лет на­зад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что ни­какие знания не следует преподавать детям насильственно. «Пре­подавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на спра­ведливость этих слов, неукоснительное следование этим правилам требует от педагога специальных умений и подготовки.

Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы Детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. О значении наглядности в обучении маленьких детей хо­рошо сказал К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неиз­вестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на ле­ту». Использование наглядного материала соответствует возрас­тным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что явля­ется одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

2 каждым занятием задания усложняются: увеличивается объ­ем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и вос­приятия, сложнее становятся графические диктанты и симметрич­ные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Задания и упражнения на занятии педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.


















Дата: 2019-03-05, просмотров: 526.