Ф.И. ребенка | Результат выполнения диагностического задания (балл) | Общий балл | Уровень освоения раздела «Количество и счет» | ||||
Разные виды счета | Знание о составе первого десятка | количественный признак числа | Составлять и решать простые арифм.задачи | Знание цифр | |||
Выводы ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации по организации индивидуальной работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностика количественных представлений у детей дошкольного возраста
(на основе методики Л.И. Ермолаевой)
II младшая группа
Задание №1.
Цель: выявить уровень усвоения способов сравнения множеств.
Материал: 5 красных, 5 синих кубов.
Инструкция: Вот красные и синие кубики, разложи их так, чтобы было видно, каких кубиков больше, каких меньше, или их поровну. Если ребенок затрудняется, напомнить ему: «Вспомни, как вы на занятиях раскладывали разные игрушки, чтобы узнать каких больше, а каких меньше. Сделай также. Расскажи, как ты раскладывал. Почему ты считаешь, что красных кубиков столько, сколько синих?»
Задание №2.
Цель: выявить понимание детьми отношений «больше», «меньше», «поровну».
Материал: 5 красных и 5 синих кругов одинакового размера.
Инструкция: Круги выложены в два ряда: верхний ряд - 5 красных, нижний - 4 синих. (Один под другим).
Вопросы детям:
1. Каких кругов больше, меньше или их поровну?
2. Почему ты так думаешь?
3. Что надо сделать, чтобы синих кругов стало столько, сколько красных? Сделай.
4. Почему ты считаешь, что синих и красных кругов поровну?
Задание №3.
Цель: выяснить умение детей сопоставлять элементы множеств, воспринятых различными анализаторами.
Материал: бубен, мелкие предметы.
Инструкция: Послушай внимательно, сейчас я буду ударять в бубен. Сколько раз я ударю в бубен, столько пуговиц ты положишь перед собой. Клади пуговицу только тогда, когда услышишь удар в бубен. (Количество звуков может даваться в пределах пяти).
Результаты оформить в таблицу:
Фамилия,
Имя,
Отчество
Задания
Уровень знаний и умений
№ 2
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка: «+» - полный ответ; «-» - отсутствие ответа или неадекватный ответ
« »- ответ, требующий дополнения или уточнения.
Уровни:
высокий () - характеризуется умением ребенка самостоятельно находить способ сравнения множеств (наложение, приложение), описывать его, пониманием отношений «меньше», «больше», «поровну», умением уравнивать множества путем добавления или убавления одного элемента, умением воспринимать множества на слух.
средний (£) - характеризуется меньшей самостоятельностью в выполнении заданий.
низкий (r) - характеризуется отсутствием или фрагментарностью знаний и умений.
Средняя группа
Задание №1.
Цель: выяснить ориентируются ли дети на число элементов при сравнении множеств. Выявить уровень понимания счета и числа.
Материал: таблица, в верхнем углу которой изображено 4 больших квадрата, в нижнем - 5 маленьких. Площадь, занимаемая маленькими квадратами в два раза меньше, чем площадь занимаемая большими квадратами.
Вопросы детям:
1. Каких квадратов больше?
2. Почему ты так думаешь?
3. Как узнать, каких квадратов больше, а каких меньше?
Задание №2.
Цель: выявить умение детей отсчитывать и образовывать множество по заданному числу.
Материал: 4 красных и 4 синих круга.
Инструкция: Отсчитай четыре красных кружка и четыре синих кружка. При анализе учитывается выполнение ребенком правил отсчитывания и результат (запомнить число предметов, которое надо отсчитать; брать предметы по одному; называть числительное после действия, последнее числительное отнести ко всей группе предметов).
Оформление результатов смотрите в диагностике II младшей группы.
Уровни:
высокий () - характеризуется правильными действиями ребенка при отсчете предметов, осознает число как основной показатель количества, ориентируясь на него, а не на величину предметов.
средний (£) - характеризуется первоначальным ошибочным ответом ребенка при сравнении предметов разной величины, но затем, после сосчитывания множеств, правильным ответом. При отсчитывании предметов допускает незначительные нарушения.
низкий (r) - не владеет способом отсчитывания предметов или допускает серьезные ошибки в действиях или результате, при сравнении множеств, отличающихся по размеру, ориентируется на величину, не применяет счет.
Старшая группа
Задание №1.
Цель: проверить наличие навыков порядкового счета.
Материал: выстроить в ряд 10 разных игрушек.
Вопросы:
1. На котором месте стоит машинка? Какая она? Какая по счету кукла?
2. Посчитай все игрушки и скажи сколько их. Найди седьмую игрушку.
3. Которая по счету игрушка тебе больше нравится?
4. Возьми четвертую игрушку и поставь ее на восьмое место.
Задание №2.
Цель: Определить понимание детьми отношений смежных чисел и взаимообратных отношений между смежными числами.
Материал: 5 числовых карточек с изображением на них от одного до пяти кружков. Карточки разного цвета.
Инструкция: разложи карточки по порядку, как ты их разложишь?
Вопросы:
1. Почему ты красную карточку положил после синей?
2. Почему желтую карточку положил после красной?
3. Я назову тебе два числа (4 и 5), что ты можешь рассказать о них (4<5 на 1, а 5>4 на 1).
4. Расскажи про число 3, какого числа оно больше, какого меньше.
Результаты оформить в таблицу по аналогии II младшей группы.
Уровни:
высокий () - характеризуется умение отличать порядковый счет от количественного, правильно называть порядковый числительный; пониманием отношений смежных чисел, умением рассказать о взаимно-обратных отношениях между числами.
средний (£) - характеризуется незначительными ошибками в порядковом счете, например, не соотносит числительное в роде с предметами; правильно раскладывает карточки, но не может рассказать о числе.
низкий (r) - не ориентируется в порядковом значении числа, не умеет вести порядковый счет, не понимает отношений между смежными числами.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 295.