Цель: Раскрыть сущность и основные аспекты проблемы антропогенеза.
План
1. Общее представление об антропогенезе и его основные аспекты.
2. Проблема происхождения сознания.
3. Проблема происхождения трудовой деятельности.
4. Проблема зарождения общественных отношений и речи.
Темы для рефератов
1. Основные теории антропогенеза.
2. Сравнительный анализ языка человека и «языка» животных.
3. Основные этапы и факторы антропогенеза.
4. Предтрудовая деятельность высших антропоидов: общее и отличное с деятельностью человека.
Творческое задание
Создать мультимедийную презентацию по теме «Ключевые аспекты антропогенеза».
При подготовке занятия необходимо изучить и законспектировать каждый вопрос (до 600 знаков), выбрать и раскрыть тему реферативного сообщения выполнить творческое задание.
Рекомендованная литература
1. Губко О.Т. Основи зоопсихології. Навчальний посібник / За ред. С.І. Болтівця / О. Т. Губко. – К.: Світогляд, 2006. – 190 с.
2. Дерягина М.А., Зорина З.А., Маркина Н.В. Развитие манипуляционной активности в филогенезе позвоночных / М. А. Дерягина, З. А. Зорина, Н. В. Маркина // Журн. общ. биол. 1988. Т.69. – № 7. – С.304-317.
3. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / под. ред. К. Э. Фабри. – 3-е изд. – М.: Российское психологическое общество, 1999. –464 с.
4. Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия /под ред. Г. В. Калягиной. – СПб, «Питер». – 2001. – 416 с.
5. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. Коммуникация в царстве животных и в мире людей / Е. Н. Панов. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. - 496 с.
6. Попов С.В., Чабовский А.В. / Понятие социальности в исследованиях млекопитающих / С. В. Попов, А. В. Чабовский // Зоологический журнал. – 2005. – Т.84. – №1. – С.4-15.
7. Портнов А.Н., 1989. Язык человека в эволюционно-генетическом аспекте / А. Н. Портнов // Поведение животных и человека: сходство и различия. Пущино, НЦБИ АН СССР. С.164-187.
Вопросы к самостоятельной работе студентов
1.Развитие психической деятельности животных в пренатальном периоде.
2. Развитие психической деятельности животных в раннем постнатальном периоде.
3. Развитие психической деятельности животных в ювенильном периоде.
4.Особенности формирования механизмов психического отражения животных в филогенетическом аспекте.
5. Проблематика антропогенеза.
6. Проблема возникновения трудовой деятельности.
7. Предтрудовая деятельность высших приматов.
8. Языки-посредники как звено, опосредует общения человека и животного.
9. Проблема формирования языка и речи в контексте проблематики антропогенеза.
10. Проблема возникновения и развития сознания.
Контрольные вопросы по предмету "зоопсихология и сравнительная психология"
1. Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии.
2. Методы зоопсихологии и сравнительной психологии.
3. Сущность метода "лабиринта".
4. Метод "обходного пути".
5. Место зоопсихологии и сравнительной психологии в системе наук.
6. Метод «проблемной клетки».
7. Признаки инстинктивного поведения.
8. Определение процесса научения и его основные признаки.
9. Охарактеризовать понятие "врожденный пусковой механизм".
10. Внутренние факторы инстинктивного поведения.
11. Внешние факторы инстинктивного поведения.
12. Развитие психической деятельности животных в раннем постнатальном периоде.
13. Познавательные аспекты раннего постнатального поведения.
14. Психическая деятельность животного в ювенильном (игровом периоде).
15. Познавательная функция игровой активности животных.
16. Функциональное значение игры у животных.
17. Репродуктивное поведение животных и забота о потомстве.
18. Территориальное поведение.
19. Игровое и исследовательское поведение животных.
20. Доминирование и иерархия в животном мире.
21. Агрессивное поведение животных.
22. Стадное поведение животных.
23. Популяции и миграции животных.
24. Влияние гормонов и экзогенных раздражителей на поведение животных.
25. Понятие о гомеостатическом поведении.
26. Основные виды памяти у животных.
27. Различия генетической и индивидуальной памяти.
28. Филогенетические уровни памяти.
29. Определение и основные признаки мышления животных.
30. Способности животных к символизации.
31. Коммуникативное поведение животных.
32. Основные черты естественных "языков" животных.
33. Представление о языках-посредниках.
34. Основные аспекты проблемы антропогенеза.
Глоссарий
Антропогенез - процесс происхождения человека. Древнейшие люди появились в начале четвертичного периода, несколько миллионов лет назад. Основными предпосылками антропогенеза послужили такие отличительные признаки обезьян, как высокое развитие обоих основных проявлений двигательной активности (локомоций и манипулирования) предельная в животном мире подвижность кистей, особенно пальцев передних конечностей, и способность к выполнению очень сложных хватательных движений, бинокулярное зрение. Развитие орудийных действий, на основе которых зародились первые, хотя и примитивные - специфические человеческие - трудовые действия, которые характеризуются применением специально изготовленных орудий труда. В целом антропогенез характеризуется не столько морфологическими преобразованиями, сколько качественными глубокими изменениями поведения и психики и установлением принципиально новых отношений с окружающим миром.
Активная ориентировочная деятельность - формирование навыков у животных в результате анализа животным ситуации; отбор адекватных движений, которые соответствуют достижению «цели» (Е.Толмен, В.П.Протопов, И.Ф.Дешнелл, К.Спенс).
Безусловные рефлексы - наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешней среды или изменения внутренней среды организма. Термин введен И.П.Павлов. Безусловный рефлекс в отличие от условного, обеспечивает приспособление к относительно постоянных условиях (независимо от наличия подкрепления). Среди важнейших безусловных рефлексов определяют пищевой, половой, оборонительный, ориентировочный.
Биологические предпосылки возникновения человека - прямохождение, освобождение передних конечностей, развитие речевого аппарата, передних (лобных) долей головного мозга.
Внешние раздражители - это «ключевые раздражители», которые в своей совокупности составляют пусковую ситуацию. Они подходят к своим врожденных пусковых механизмов, как ключ к замку. Ключевые раздражители являются признаками компонентов среды, на которые животные реагируют независимо от индивидуального опыта врожденными, видотипичными формами поведения, точнее - определенными инстинктивными движениями.
Внутренние факторы инстинктивного поведения - это внутренняя мотивация, связанная с автономными колебательными процессами («внутренние» или «биологические часы»), которые регулируют общую ритмику жизнедеятельности организма с периодом, равным примерно сутках (круглосуточный) «циркадный" ритм. Кроме циркадных ритмов, в поведении животных проявляются и более краткосрочные ритмы, многократно повторяющиеся в течение дня.
Врожденные пусковые механизмы - совокупность нейросенсорных систем, обеспечивающих адекватность поведенческих актов по отношению к «пусковой ситуации»: настройку анализаторов на восприятие специфических раздражителей и распознавание последних, интеграцию соответствующих раздражителей и растормаживание (или активацию) нервных центров, связанных с данным поведенческим актом.
Высший уровень перцептивной психики - характерен для высших позвоночных, у которых наблюдаются все более сложные проявления психической деятельности, интеллектуальное поведение выступает вершиной психического развития.
Высший уровень развития элементарной сенсорной психики - присущ для многоклеточных беспозвоночных, характеризуется возникновением нервной системы (сетчатой, кольцевой, латеральной и др), малой пластичностью, господством врожденных стереотипов как врожденных программ поведения; индивидуальный опыт играет небольшую роль, типично привыкание, в то же время поведение этой группы низших беспозвоночных изучено недостаточно.
Гаптические движения - это хватательные способности руки, развитие и качественные преобразования которых занимают центральное место в антропогенезе как в физическом, так и в психическом отношении.
Демонстрационное поведение - выразительные позы и движения тела, которые несут сигнальную функцию.
Дифференцированная дрессировка - метод, направленный на выявление способности подопытного животного к различению объектов и (или) их признаков, которые одновременно или последовательно предъявляются. Выбор животным одного из двух (или более) предлагаемых объектов вознаграждается (положительная дрессировка), в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора наказывается неправильный (положительно-отрицательная дрессировка). Последовательно уменьшая различия между признаками объекта (например, их размеры) можно обнаружить пределы различения (дифференцировки). Таким образом, можно получить данные о том, какие характеристики, например, зрения, вкуса, других ощущений или восприятий проявляются у животного. Этим же методом исследуются процессы формирования навыков, память животных, их способность к обобщению.
Завершающая фаза инстинктивного действия - завершает инстинктивное действие и приводит животное непосредственно к удовлетворению потребностей.
Зоопсихология - это наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного мира, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и предпосылки возникновения человеческого сознания.
Игровая сигнализация - это врожденная сигнализация, представляет собой совокупность сигналов как функционально ключевых стимулов игрового поведения. Это - специфические позы, движения, звуки, приглашающие животных к игровому поведению. Эти сигналы предотвращают повреждение тела животного во время игровой борьбы и позволяют особям отличать игру от других видов поведения.
Имитационное научение (подражание) заключается в индивидуальном формировании новых форм поведения, но путем одного лишь непосредственного восприятия действий других животных. Это научение на основе общения. Разделяется на облигатное и факультативное.
Импринтинг - специфическая форма научения у животных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей (выступающие одновременно и как носители типичных признаков вида), братьев и сестер, пищевых объектов (в том числе животных-жертв) и др. Импритинг происходит преимущественно на ранних этапах постнатального развития и возможен только в течение определенного времени - «сенситивного, критического, периода». Процесс импритинга совершается чрезвычайно быстро, часто при первой же встрече с его объектом. Результат импритинга, как правило, необратим. Импритинг обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, родственников, признаков местности и тому подобное.
Инстинкт - совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. В понятие инстинкта в разное время вкладывался различный смысл. В основном в инстинкт вкладывался смысл сложных безусловных рефлексов. В последнее время термин «инстинкт» применяется очень редко. В основном - как инстинктивное поведение, что созвучно «генетически фиксированной», «наследственно обусловленной» форме поведения.
Интеллектуальное поведение животных - одно из проявлений психической деятельности с ее врожденными и приобретенными качествами. Оно является суммарным результатом накопленного особью опыта, особой категорией обучения со свойственными ему качественными особенностями.
Кинезы - элементарные инстинктивные движения, лежащие в основе осуществления локомоций у простейших. Выделяется ортокинез - поступательное движение с переменной скоростью и клинокинез - изменение направления движения.
Ключевые раздражители - признаки компонентов среды, на которые животные реагируют независимо от индивидуального опыта врожденными, видотипичными формами поведения, то есть определенными инстинктивными движениями. Носителями этих признаков могут быть как другие животные, так и растения и объекты неживой природы.
Коммуникации у животных - передача информации от одной особи к другой. Это (в отличие от коммуникации людей) - закрытая врожденная система звуков, выразительных поз, сигналов, запахов, посылаемых одним животным и адекватно воспринимающимися другими. По своему происхождению и механизмам действия способы коммуникации у животных различаются по каналам передачи информации (оптические, химические, акустические, тактильные и др.). Ритуализированные компоненты поведения - видотипичные, генетически обусловленные и фиксированные сигналы (позы, движения тела, звуки) выполняемые подчеркнуто демонстрационно, в определенной последовательности в виде «ритуалов» («церемоний») с четким однозначным информативным содержанием. Информативное содержание коммуникативных действий (зоосемантика) может относиться к сферам опознания, мотивации поведения, отношений со средой.
Конструктивная деятельность животных - манипулирование предметами, в результате которого животное с помощью хватательных эффекторов строит комплексный объект (гнезда некоторых птиц, разнообразные жилья грызунов; домики и дамбы бобров; спальные гнезда шимпанзе и др.) В некоторых случаях конструктивная деятельность является важной частью интеллектуальной стороны поведения животных (например, решение животным экспериментальной задачи с помощью орудия для получения приманки, удлиняемого им путем вставки дополнительных сегментов).
Манипулирование - у животных - проявление двигательной активности, охватывающей все формы активного перемещения животными компонентов среды в пространстве, в противоположность локомоции - перемещению самих животных в пространстве.
Методы зоопсихологии - способы, приемы изучения конкретных форм двигательной активности животных, структуры их действий и актов их поведения, направленных на отдельные компоненты среды.
Метод лабиринта - подопытному животному ставится задача нахождения пути к определенной, цели, непосредственно не воспринимается им. Это чаще всего пищевая приманка, но может быть и убежище («дом») или другие благоприятные условия. Позволяет изучать вопросы, связанные непосредственно со способностью животных к обучению, ориентации, роль памяти, форм чувствительности, способности к переносу навыков и прочее.
Метод обходного пути - животному приходится для достижения «цели» обойти одну или несколько преград. В отличие от метода «лабиринта», в этом эксперименте животное непосредственно воспринимает объект (приманку), на которую направлены его действия уже в начале опыта. Учитываются скорость и траектория передвижения при поиске обходного пути вокруг преграды.
Метод проблемной клетки (ящика). Перед животным ставится задача или открыть для себя выход из клетки с помощью различных задвижек, рычагов, педалей, затворов и т.п., или, наоборот, проникнуть в клетку, где находится пища. Существует вариант простого и сложного эксперимента. В сложном эксперименте животное должно постепенно и последовательно осваивать всю систему запоров, приближаясь к заданной цели.
Научение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта. В зоопсихологии впервые появляется в работах американского психолога Э. Торндайка. Путем научения может приобретаться опыт животным и развиваться новые формы его поведения. Научение является основной формой приобретения опыта и происходит либо постепенно (в повторяющихся актах поведения), либо сразу (импринтинг).
Низший уровень элементарной сенсорной психики - это примитивное проявление психической деятельности простейших, которая проявляется в ощущениях, как в активной реакции на изменения в окружающей среде на непосредственно биологически значимые раздражители и на сигналы о появлении жизненно важных условий среды; характеризуется элементарной инстинктивным поведением с элементарным научением - привыканием, и только в отдельных случаях - зачатками ассоциативного обучения.
Низший уровень перцептивной психики - типичный для головоногих моллюсков и членистоногих и характеризуется в поведении многими примитивными чертами, например, ориентация поведения происходит по отдельным свойствам предметов, но не по предметам как таковым: предметное восприятие играет подчиненную роль в общей картине поведения, в последнем - преобладают ригидные, «жестко запрограммированные» элементы поведения.
Онтогенез - процесс развития индивидуального организма. В зоопсихологии формирования основных структур психического поведения особи в переднатальном, постнатальном и ювенильном периоде.
Оперантное (инструментальное) обусловливание - выработка навыка по методу Б.Ф.Скиннера (проблемная клетка): животное должно при решении задачи «вслепую» проявить двигательную инициативу и самостоятельно найти способ действия, оперирования.
Поведение животных - это вся совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной, активности животного, направленная на установление жизненно необходимых связей организма со средой.
Поисковое поведение - поведение, основанное на поисковой фазе инстинктивного движения (действия), являющееся пластической фазой инстинктивного поведения. Оно характеризуется ярко выраженной ориентировочно-исследовательской деятельностью животных и переплетением врожденных и приобретенных, основанных на индивидуальном опыте компонентов поведения.
Психика животных является формой отражения, которая позволяет животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды.
Рефлекс - опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Рефлекторный принцип в деятельности мозга был сформулирован Р Декартом, хотя сам термин вошел в науку позже, в работах английского невролога Т. Уиллиса и чешского физиолога И Прохазки. Рефлексы делятся на безусловные и условные.
Таксисы - врожденные, генетически фиксированные реакции на определенные агенты среды. С помощью таксисов организмы отвечают на направляющие ключевые раздражители, которые меняют вектор протекания инстинктивной реакции.
Территориальное поведение животных - совокупность различных форм активности животных, направленных на захват и использование определенного пространства (участка, места), с которым связано выполнение всех или некоторых жизненных функций (сна, отдыха, питания, размножения и др.)
Фенотип - любой признак организма поддающийся наблюдению - морфологический, физический, поведенческий. Термин предложен в 1909 г. Датским биологом В.Йогансеном. Фенотип является продуктом взаимодействия генотипа и среды, однако на разных уровнях организации (клеточном, органном, организмический) соотношение фенотипа и генотипа разные.
Филогенез - историческое формирование группы организмов. Понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных, а также возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
Эндогенная активность - как внутренняя мотивация, определяется спонтанными процессами в ЦНС и заключается в преддиспозиции к возникновению жизненно важных ситуаций («в случае чего - все готово»). В результате животное способно по первому сигналу немедленно и с максимальной пользой для себя реагировать на изменения в окружающей среде.
Этология - наука о биологии поведения, об основах и закономерностях поведения животных.
Ювенальный период - это игровой период развития поведения и психики животных. Присущ только высшим млекопитающим.
Литература
Основная
1.Губко О.Т. Основи зоопсихології. Навчальний посібник / За ред. С.І. Болтівця / О. Т. Губко. – К.: Світогляд, 2006. – 190 с.
2.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М., 1981. – 496 с.
3. Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев. Учебное пособие / Г. В. Правоторов. – Новосибирск, 2001. – 392 с.
4. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / под. ред. К. Э. Фабри. – 3-е изд. – М.: Российское психологическое общество, 1999. –464 с.
5. Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия /под ред. Г. В. Калягиной. – СПб, «Питер». – 2001. – 416 с.
6. Туриніна О. Л., Сердюк Л.З. Порівняльна психологія / О. Л. Туриніна, Л. З Сердюк. – К.: МАУП, 2009. – 228 с.
7. Чайченко Г. М. Зоопсихологія та порівняльна психологія / Г. М. Чайченко. – К., 1992. – 464 с.
Дополнительная
1.Высшая нервная деятельность: учебник для вузов / Батуев А.С. – СПб.: “Лань”, 2002. – 416 с.
2. Гічан І.С. Порівняльна психологія. Зоопсихологія. Конспект лекцій / І. С. Гічан. – К.: НАУ, 2003. – 73 с.
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1998. - 800 с.
4. Дерягина М.А., Зорина З.А., Маркина Н.В. Развитие манипуляционной активности в филогенезе позвоночных / М. А. Дерягина, З. А. Зорина, Н. В. Маркина // Журн. общ. биол. 1988. Т.69. – № 7. – С.304-317.
5. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. / Д. Дьюсбери. - М. Мир. - 1981. - 479с.
6. Зорина З.А., Полетаева И.И., Зоопсихология: элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. - М.: Аспект Пресс. - 2001. - 320 с.
7. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. Учебник, 2-е изд. / З. А. Зорина, И. И. Полетаева, Ж. И. Резникова. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во «Высшая школа», 2002. – 383 с.
8. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности /Л. В. Крушинский. – М.: Изд-во МГУ. – 2-е изд. –1986. – 270 с.
9. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов / Н. Н. Ладыгина- Котс. - М., 1958. – 398 с.
10. Мак-Фарленд Д. Поведение животных/ Д. Мак-Фарленд // М.: Мир. -1988. - 519 с.
11. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс / О. Меннинг // М.: Мир. - 1982. - 360 с.
12. Павлов И.П. Павловские среды / И. П. Павлов. - М.; 1949. - С. 262-263.
13. Поведінка і психіка тварин: Навчальний посібник / Г.М. Чайченко. – К.: Видавничо-поліграфічний центр “Київський університет”, 2000. – 200 с.
14. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с.
15. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Введение в когнитивную этологию / Ж. И. Резникова. - М.: Академкнига. – 2005. - 560 с.
16. Резникова Ж.И., Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов / Ж. И. Резникова. - М.: Наука. – 2000. – 280 с.
17. Савельев С.А. Введение в зоопсихологию / С. А. Савельев. - М., 2000 – 278 с.
18. Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / П. В. Симонов. - М.: Наука, 1987. - 268 с.
19. Тинберген Н. Поведение животных / Н. Тинберген. - М.: Мир, 1978. - 195 с.
20. Тих Н.А. Предыстория общества / Н. А. Тих. - Л., 1970. – 311 с.
21. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии / К.Э Фабри. - М.: Изд-во МГУ. - 1976. - 287 с.
22. Зоопсихология и сравнительная психология: учебное пособие / Филиппова Г.Г. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 544 с.
23. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие МГППУ / Сост. М.Н. Сотская. Хрестоматия. - М: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. - 1173 с.
Информационные ресурсы
1. Образовательный портал «Етология.ру». Электронный режим доступа: http://ethology.ru/library/.
2. Сайт «Мир животных». Электронный режим доступа: http://www.zooeco.com/eco-mlek/eco-mlek205.html.
3. Электронный ученик по зоопсихологии и сравнительной психологи (М. Сотская); Электронный режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/animal_psychology/.
4. Филиппова В.П. Словарь-справочник по зоопсихологии (сравнительной психологии). Электронный режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/871/word/manipulirovanie.
Материали видеотеки
1. Документальний фильм «Язык животных». Режисер – Ф. Соболев. Научфильм, 1967 год.
2. Видео «Дресированные попугаи»; Электронный режим доступа: http://video.online.ua/ukr/29933/dressirovannye-popugai/.Документальный фильм «Влюбленные животные». - Режисер Л. Шарбоньє, Ж. Балі, Франция, 2007 год.
3. Документальный фильм «Гении животного мира»; Электронный режим доступа:http://dokymentalka.ru/load/genii_iz_carstva_zhivotnykh_super_smart_animals_2012/1-1-0-6243.
4. Документальный фильм «Думают лди животные?» режисер – Ф. Соболев. – 1970.
5. Документальный фильм «Гениальний попугай». Режиссеры – Уильям Хиккинг, М. Карлинг. – кинокомпания «Blink-films», 2007.
Аннотация на учебно-методическое пособие
«Зоопсихология и сравнительная психология»
Учебно-методическое пособие разработано согласно учебной программе «Зоопсихология и сравнительная психология» для студентов психологических специальностей. В нем освещаются ключевые вопросы курса «Зоопсихология и сравнительная психология», а именно: предмет и методы дисциплины, развитие психики в филогенезе, основные вопросы структуры, внутренних и внешних факторов инстинктивного поведения животных, ведущие разновидности и механизмы научения, проблема развития когнитивных функций у животных, коммуникации в животном мире, основные аспекты проблемы антропогенеза. Материал руководства изложен понятным языком; оно имеет четкую структуру: каждый тематический раздел содержит вопросы и задания к самопроверке, темы для рефератов и сообщений, что позволит студентам не только усваивать материал, но и осуществлять контроль собственных знаний.
Таким образом, учебно-методическое пособие «Зоопсихология и сравнительная психология» будет полезно студентам психологических специальностей и всем, кто интересуется вопросами зоопсихологии и сравнительной психологии.
Addendum
"Zoopsychology and Comparative Psychology"
This handbook is devoted to the main questions concering the curriculums of "Zoopsychology and comparative psychology" for students that major in psychology. It highlights the key issues of the courses "Zoopsychology and Comparative Psychology", namely the subject and methods of the discipline, development of mind in the phylogenies, basic questions of its structure, internal and external factors of instinctive behavior of animals, leading varieties and learning mechanisms, the problems of cognitive function in animals and communication in the animal world, the major aspects of anthropogenesis. Information contained in the handbook is given in common language, has a clear structure: each part contains questions and tasks for self-examination, topics for essays and reports which allow the student to not only learn the material, but also to control their own knowledge.
Thus, the handbook "Zoopsychology and comparative psychology" is useful for students with major a in psychology as well as those who are interested in animal and comparative psychology.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 308.