Познавательные психические процессы в животном мире
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: сформировать у студентов представление о когнитивные процессы животных и уровень их развития у разных видов.

 

План

1. Память в животном мире, филогенетические уровне памяти.

2.Експериментальное изучение познавательных психических процессов в животном мире.

3. Элементарное мышление животных. Виды животных, способных к элементарному мышлению.

 

Темы для рефератов

1. Изучение признаков мышления у животных.

2. Основные черты поведения, свидетельствующие о мышлении животных.

3. Сравнительная характеристика когнитивных способностей птиц и млекопитающих.

 

Творческие задания

1. Пересмотреть следующие материалы видеотеки «Гении животного мира» (http://dokymentalka.ru/load/genii_iz_carstva_zhivotnykh_super_smart_animals_2012/1-1-0-6243) и «Думают ли животные?» (Научно-популярный фильм, 1970; Киев, режиссер - Ф. Соболев). Написать сжатые рецензии на фильмы.

2. Провести сравнительный анализ когнитивных способностей животных, представленных в видеоматериалах.

При подготовке занятия необходимо изучить и законспектировать каждый вопрос (до 600 знаков), выбрать и раскрыть тему реферативного сообщения и выполнить творческие задания.

                                                                            

Рекомендованная литература

1.Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. Учебник, 2-е изд. / З. А. Зорина, И. И. Полетаева, Ж. И. Резникова. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во «Высшая школа», 2002. – 383 с.

2.Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности /Л. В. Крушинский. – М.: Изд-во МГУ. – 2-е изд. –1986. – 270 с.

3.Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов / Н. Н. Ладыгина- Котс. -  М., 1958. – 398 с.

4.Мак-Фарленд Д. Поведение животных/ Д. Мак-Фарленд // М.: Мир. -1988.  - 519 с.

5.Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Введение в когнитивную этологию / Ж. И. Резникова. - М.: Академкнига. – 2005. - 560 с.

6.Резникова Ж.И., Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов / Ж. И. Резникова. -  М.: Наука. – 2000. – 280 с.

7.Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие МГППУ / Сост. М.Н. Сотская. Хрестоматия. - М: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. - 1173 с.

8.Туриніна О. Л., Сердюк Л.З. Порівняльна психологія / О. Л. Туриніна, Л. З. Сердюк. – К.: МАУП, 2009. – 228 с.

 

 

Занятие № 5.

 

Тема: Коммуникации в животном мире

Цель: дать основные представления о видоспецифических коммуникативных системах животных, видах и каналах коммуникации, способности животных к межвидовой коммуникации и к взаимодействию с человеком с помощью языков-посредников.

 

План

1. Определение понятия коммуникации. Коммуникации у животных.

2. Виды и каналы коммуникации. Понятие о биологическом сигнальное поле.

3. Основные виды сигналов «языка животных».

4. Понятие о языках-посредниках.

 

 

Темы для рефератов

1. Проблема обучения птиц человеческой речи.

2. Сравнительный анализ видоспецифических коммуникативных систем пресмыкающихся и птиц.

3. Сравнительный анализ коммуникаций у животных и людей.

4. Современные подходы в изучении коммуникации в животном мире.

 

Тестовые задания

1. К элементарным формам коммуникации у животных относятся: а) хемокоммуникация; б) символизация; в) ольфакторная коммуникация; г) тактильная коммуникация; д) языки-посредники.

2. К языкам-посредникам между человеком и животными относятся: а) видоспецифические коммуникативные системы; б) биологическое сигнальное поле; в) «Йеркиш»; г) «Амслен».

 

Творческое задание

Посмотреть материал видеотеки «Гениальный попугай» (режиссер -Уильям Хиккинг, М. Карлинг, кинокомпания «Blink-films», 2007) и написать рецензию.

 

При подготовке занятия необходимо изучить и законспектировать каждый вопрос (до 600 знаков), выбрать и раскрыть тему реферативного сообщения выполнить тесты и творческое задани

Рекомендованная литература

1.Батуев А. С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов / А.С. Батуев– СПб.: “Лань”, 2002. – 416 с.

2. Гічан І.С. Порівняльна психологія. Зоопсихологія. Конспект лекцій / І. С. Гічан. – К.: НАУ, 2003. – 73 с.

3. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. / Д. Дьюсбери. - М. Мир. - 1981. - 479с.

4. Зорина З.А., Полетаева И.И., Зоопсихология: элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. - М.: Аспект Пресс. - 2001. - 320 с.

5.Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. Учебник, 2-е изд. / З. А. Зорина, И. И. Полетаева, Ж. И. Резникова. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во «Высшая школа», 2002. – 383 с.

6.Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности /Л. В. Крушинский. – М.: Изд-во МГУ. – 2-е изд. –1986. – 270 с.

7.Поведінка і психіка тварин: Навчальний посібник / Г.М. Чайченко. – К.: Видавничо-поліграфічний центр “Київський університет”, 2000. – 200 с.

8.Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с.

9.Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Введение в когнитивную этологию / Ж. И. Резникова. - М.: Академкнига. – 2005. - 560 с.

10.Резникова Ж.И., Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов / Ж. И. Резникова. -  М.: Наука. – 2000. – 280 с.

11. Савельев С.А. Введение в зоопсихологию / С. А. Савельев. - М., 2000- 278 с.

12. Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / П. В. Симонов. - М.: Наука, 1987. - 268 с.

13. Тинберген Н. Поведение животных / Н. Тинберген. - М.: Мир, 1978. - 195 с.

 

Занятие № 6.

 

Тема:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 327.