Возможно ли осмысленное общение человека и животных? Исследования доказали, что антропоиды (человекообразные обезьяны) способны формировать в деятельности понятийные структуры, категориально воспринимать соответствующие предметы и при этом практически реализовывать их значения. Однако, хотя антропоиды, живущие в естественных условиях, и используют в достаточно широких масштабах средства коммуникации, они не образуют наименования для вещей и классов объектов.
В связи с этим с начала 20 века стали активно использоваться попытки научить животных и в первую очередь, человекообразных обезьян так называемым «языкам-посредникам», которые позволили бы высшим животным и человеку понимать друг друга и общаться.
Так в начале 30-х годов шимпанзе по имени Гуа научилась понимать 95 слов и фраз, когда ей было 8 месяцев, что соответствует уровню лингвистического развития ребенка такого же возраста. Другая шимпанзе по имени Элли была обучена жестам, которые соответствовали определенным словам в языке глухонемых. Она была способна, услышав произнесенное слово, делать правильный знак.
Как только стало ясно, что звуковая речь не является необходимой составляющей коммуникации и что способность издавать звуки или отвечать на них не обязательно связана с ответом на вопрос: "Способны ли животные овладеть человеческой речью?" окрылся путь для исследования языка с помощью манипулирования визуальными символами. В СССР в начале 50-х годов были предприняты попытки научить макаку-резус (А.И.Уланова, 1950) и шимпанзе (Л.Я.Поляк, 1953) использовать различные положения ладони и пальцев в качестве знаков, выражающих желание определенного вида пищи. Наибольшую известность получили более современные и масштабные эксперименты с шимпанзе американских исследователей Б.Гарднер и А.Примак.
Цель обучения языкам-посредникам – выяснить, способно ли животное научиться употреблению абстрактных, ранее нейтральных для него стимулов как символов предметов реального мира в отсутствие самих предметов. Языки-посредники могут усваивать попугаи, дельфины и человекообразные обезьяны. Наиболее известные два языка-посредника, которым обучали обезьян. Амслен (широко используемый язык жестов; обучением этому языку занимались супруги Гарднер; наибольших успехов достигла шимпанзе Уошо, ей удалось не просто усвоить определенные слова, но и научиться придумывать новые, отражающие связи между ними). До 6 лет Уошо усвоила 132 знака и самостоятельно научилась сочетать эти знаки в цепочки из 2-5 слов. Глухонемые знакомые Гарднеров могли безошибочно идентифицировать до 70 процентов жестов Уошо.
Так, Уошо, например, усвоила также слово "Я", впервые увидев арбуз, она обозначила его «сладкий питье", лебедя – "вода птица", зубную щетку – "зубы чистить". Она могла мчаться вскачь через поляну и во время бега сигнализировать Гарднер рукой: "быстро".
Интересно, что Уошо использовала знаки и сама по себе, когда играла одна, также как это делают дети, разговаривая сами с собой во время игры.
Обезьяны переносят навык названия предмета из единичного образца на все предметы данной категории. Они понимают смысл жестов и используют их в переносном смысле. Усвоенную систему знаков обезьяны могут использовать как средство классификации предметов и их свойств, могут комбинировать знаки для обозначения новых предметов. Обезьяны способны использовать знаки в отсутствие предмета, передавать информацию о прошлых и будущих событиях. Таким образом, в основе применения знаков у шимпанзе лежит не просто образование ассоциаций, но формирование внутренних представлений о соответствующих знакам предметы и действия.
Йеркиш - второй из самых известных языков-посредников. В нем используются особые значки-лексиграммы. Этот языке обезьян учила Д. Румба. Лана - наиболее успешная в изучении данного языка обезьяна. Д. Румба использовала для обучения шимпанзе Ланы компьютер и искусственную грамматику. Обезьяна научилась пользоваться клавиатурой компьютера, с помощью которой на экран выводились символы слов. Лана имела доступ к компьютеру в любое время дня. Группа шимпанзе впоследствии была обучена общаться друг с другом через компьютер (Ю.Линден, 1981).
Шимпанзе научились общаться с помощью знаков с человеком и друг с другом, отвечать на вопросы и влиять на поведение друг друга и окружающих, стремились к называнию предметов по собственной инициативе. Усвоенные знаки приобрели свойства символов (обезьяна могла называть предметы в их отсутствии).
Супруги Примак научили шимпанзе по имени Сара читать и писать. Для этого использовались пластмассовые цветные жетоны различной формы, которые символизировали слова. Причем по своей конфигурации эти жетоны не напоминали те вещи, которые они символизировали. Они располагались на вертикальной магнитной доске, и Сара могла отвечать на вопросы, помещая на эту доску соответствующие фигуры. Сара освоила 120 пластмассовых символов, принимала комбинации из нескольких символов.
Сара уверенно пользовалась не только символами конкретных предметов (когда она хотела яблоко, то разыскивала среди пластиковых фишек знак яблока и прикрепляла его к доске), но ею были усвоены также и родовые понятия. Незавершенное предложение: "... какого цвета яблоко?" - правильно дополнялось значком "красный". Аналогично было с понятиями "форма" и "размер". Сара успешно усвоила "слова" для обозначения количества: "все", "не один", "один", "много", отношения типа "если ... то ...", а также знак отрицания: "Красный не является цвет банан ". Глубину усвоенных семантических отношений подтверждает также овладение понятиями "одинаковое" и "разное", "на" и "перед" и т.д. При создании с раннего возраста (10 месяцев) языковой среды, шимпанзе может понимать устную речь человека.
Эти и ряд других подобных экспериментов доказывают, что шимпанзе могут понять смысл слов, что они действительно способны понимать названия различных объектов.
Кроме обезьян, языкам-посредникам учили других животных – дельфинов и попугаев. Для дельфинов "словами" могут служить как акустические, также и жестовые сигналы экспериментатора, который стоит на краю бассейна. Животные должны усвоить связь между объектами в бассейне и знаками, которые их обозначают, а также между жестами и манипуляциями, которые они должны были выполнять. В этом деле достаточно хороших результатов достигли дельфины рода афалина по имени Феникс и Акеаками (Л. Герман, 1986).
Дельфины продемонстрировали способность точно понимать сигналы, которые символизируют пространственное соотношение предметов. Этот факт хорошо согласуется с данными о способности дельфинов к обобщению этих признаков в ряде лабораторных экспериментов (Ю. Д. Стародубцев, 2000).
Несомненный интерес также представляют исследования на попугаях. Известно, что представители различных видов могут выучить и произносить сотни слов, варьировать слова в предложениях, составлять фразы адекватно ситуации и вступать в довольно осмысленные диалоги со своими воспитателями.
Так, эксперименты по обучению попугая жако по имени Алекс, которые проводила американская исследовательница Эрин Пепенберг доказали, что эта птица могла осознанно общаться с человеком и владела навыками символизации.
За 15 лет обучения Алекс овладел освоил 100 названий предметов (дерево, кожа, бумага, пробка, орех, банан, куртка, морковь, вишня, слива, спина и т.д.). Он был способен обозначить форму предмета, количество углов, считал до 6, знал названия категорий "форма", "материал", "цвет" и называл 7 цветов. Он активно пользовался словом «хочу», а если ему давали не тот предмет, который он просил, он говорил "нет" и отбрасывал его в сторону.
Кроме того, Алекс усвоил обобщение по сходству и различию и уверенно сообщал, одинаковые или разные предметы ему показывали.
В ответ на предъявление различных множеств (от 2 до 6 Алекс правильно произносил названия цифр.
Таким образом, продемонстрированные Алексом способности удовлетворяют как большинству критериев понятия количества, так и некоторым критерии счета. Алекс прожил почти 30 лет. Сегодня исследовательница воспитывает и учит другого попугая - Гриффина, который также начал демонстрировать успехи осознанной вербальной коммуникации.
Кстати, в московской семье в наши дни живет попугай-жако Григорий, который также осознанно общается со своим хозяином Д.Орлянским. Григорий – требовательный попугай, требует постоянного внимания к себе. Он говорит о своих желаниях, выбирает фрукты, которые ему по вкусу. Когда Григорию предлагают съесть яблоко, он часто говорит «Дай грушу», ведь это – его любимый фрукт. Утром попугай просится из клетки: «Выпусти меня», а когда ему грустно, говорит: «Погладь Гришу!» Если хозяин, занимаясь другими делами, оттолкнет птицу, то она моментально спросит: «Ты чего делаешь?» Григорий также научился очень разборчиво подпевать хозяину «Катюшу».
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Коммуникации у животных являются видоспецифическим феноменом и обеспечиваются наследственным механизмом. Коммуникативная активность животных осуществляется благодаря наличию различных видов и каналов коммуникации, а совокупное взаимодействие живых организмов со средой формирует биологическое сигнальное поле, в котором реализуются интеракции животных.
Так называемые «языки животных» видоспецифичны и все многообразие их сигналов может быть разделено на ряд групп. Кроме этого существуют «сквозные» сигналы, понятные представителям других видов животных. Эмпирически доказано, что высшие млекопитающие – человекообразные обезьяны способны усваивать «языки-посредники» и с их помощью вступать в коммуникацию с человеком, используя их. Основными такими языками-посредниками являются Йеркиш и Амслен. Кроме обезьян, к коммуникации с человеком с помощью языков – посредников и, как свидетельствуют последние данные – также с помощью некоторых слов (попугаи) способны общаться и другие высокоорганизованные животные, в частности, дельфины и попугаи.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Дать определение понятию коммуникация.
2. Какие основные виды и каналы коммуникации у животных Вы знаете?
3. Что такое биологическое сигнальное поле?
4. Дать определение понятию «Видоспецифическая коммуникативная система».
5. Какие основные разновидности сигналов коммуникации животных Вы знаете?
6. Сравнить между собой ведущие языки-посредники и их роль в установлении коммуникации между животным и человеком.
Литература
1. Зорина З.А., Полетаева И.И., Зоопсихология: элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. – М.: Аспект Пресс. – 2001. – 320 с.
2. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. Учебник, 2-е изд. / З. А. Зорина, И. И. Полетаева, Ж. И. Резникова. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во «Высшая школа», 2002. – 383 с.
3. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности /Л. В. Крушинский. – М.: Изд-во МГУ. – 2-е изд. –1986. – 270 с.
4. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов / Н. Н. Ладыгина- Котс. – М., 1958. – 398 с.
5. Мак-Фарленд Д. Поведение животных/ Д. Мак-Фарленд // М.: Мир. -1988. - 519 с.
6. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Введение в когнитивную этологию / Ж. И. Резникова. - М.: Академкнига. – 2005. - 560 с.
7. Резникова Ж.И., Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов / Ж. И. Резникова. – М.: Наука. – 2000. – 280 с.
8. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие МГППУ / Сост. М.Н. Сотская. Хрестоматия. - М: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. - 1173 с.
9. Туриніна О. Л., Сердюк Л.З. Порівняльна психологія / О. Л. Туриніна, Л. З. Сердюк. – К.: МАУП, 2009. – 228 с.
10. Чайченко Г. М. Зоопсихологія та порівняльна психологія / Г. М. Чайченко. – К., 1992. – 464 с.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 379.