Доказано, что животные способны элементарно мыслить, что выясняется при помощи установки: способности к немедленному исполнению новых задач; способности к обобщению, абстрагирования и формирования довербальных понятий; способности предвидеть результаты собственных действий.
Способность к немедленному выполнению новых задач. Способность устанавливать «новые связи в новых ситуациях" составляет важное свойство мышления животных. Л. В. Крушинский (1986) исследовал эту способность как основу элементарного мышления животных. По Крушинскому, мышление, или умственная деятельность, это "способность животного улавливать эмпирические законы, которые связывают предметы и явления внешнего мира, и оперировать этими законами в новой для него ситуации для построения программы адаптивного поведенческого акта".
Способность к обобщению, абстрагированию и формирования довербальных понятий. Это еще один важный проявление зародышей мышления животных, возможно, именно эта форма высшей нервной деятельности и составляет первооснову других, вышеназванных проявлений мышления. Л. А. Фирсов дает такое определение этой способности: "Способность к обобщению и абстрагированию – это умение животного в процессе научения и приобретения опыта выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства предметов и их отношения".
Способность предвидеть результаты собственных действий. Некоторые авторы, которые исследовали разумные элементы в целостном поведении животных в естественных или близких к ним условиях, особенно отмечают и этот вид высшей нервной деятельности, а также способность к "активному оперирование образами и планированием действий".
Так, всестороннее изучение поведения в среде обитания позволило этологу Дж. Гудолл (1992) сделать вывод, что шимпанзе имеют зародыши мышления, которые проявляются в различных формах и многих ситуациях. Автор определил мышление как "умение планировать, предвидеть, способность выделять промежуточные цели и искать пути их достижения, вычленять существенные моменты данной проблемы".
Эксперименты, которые позволяют изучить наличие мышления у животных, это: доставание животным прердмета, который находится в поле зрения, достижения предмета с помощью орудий, изучение применения орудий труда обезьянами и их конструктивной деятельности, то есть различных манипуляций по "доведению" заготовок до состояния, пригодного для выполнения задания, изучение деятельности с использованием орудий труда у позвоночных, не принадлежащих к приматам и тому подобное.
Вопросы и задания длч самопроверки
1. Дайте определение понятиям генетической и индивидуальной памяти.
2. Назовите основные этапы развития и охарактеризуйте ведущие уровни памяти животных.
3. Дать определение понятию "мышление животных".
4. Как изучаются способности животных к обобщению и абстрагированию?
5. В чем заключается методика изучения когнитивных способностей животных?
Литература
1. Гічан І.С. Порівняльна психологія. Зоопсихологія. Конспект лекцій / І. С. Гічан. – К.: НАУ, 2003. – 73 с.
2. Зорина З.А., Полетаева И.И., Зоопсихология: элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. - М.: Аспект Пресс. - 2001. - 320 с.
3. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. Учебник, 2-е изд. / З. А. Зорина, И. И. Полетаева, Ж. И. Резникова. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во «Высшая школа», 2002. – 383 с.
4. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности /Л. В. Крушинский. – М.: Изд-во МГУ. – 2-е изд. –1986. – 270 с.
5. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Введение в когнитивную этологию / Ж. И. Резникова. - М.: Академкнига. – 2005. - 560 с.
6. Резникова Ж.И., Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов / Ж. И. Резникова. - М.: Наука. – 2000. – 280 с.
7. Туриніна О. Л., Сердюк Л.З. Порівняльна психологія / О. Л. Туриніна, Л.З. Сердюк. – К.: МАУП, 2009. – 228 с.
8. Чайченко Г. М. Зоопсихологія та порівняльна психологія / Г. М. Чайченко. – К., 1992.
Тема 6.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 422.