1.Культ животных в религиях.
2. Представление о поведении животных в ХII-ХIII вв.
3. Изучение поведения животных в XIX и первой половине XX вв.
4. Основные положения этологии и ее связь с другими науками о поведении.
5. Физиология высшей нервной деятельности и ее роль в изучении поведения.
6. Основные направления изучения поведения животных в природе.
Выполнить задания:
1. Первые данные об изучении поведения животных в природе появились в трудах: а) Зенона; б) Геродота; в) Аристотеля; г) Декарта; д) Сенеки.
2. Экспериментальные исследования в области зоопсихологии впервые были проведены: а) И. Павловым; б) Ф. Кювье; в) Д. Роменсом.
3. Разработкой методологии зоопсихологичних исследований занимался: а) В.Вундт, б) Д. Роменс; в) К. Лоренц, г) В. Вагнер.
4. Провести сравнительный анализ методов зоопсихологии и сравнительной психологии; по результатам анализа составить таблицу.
При подготовке занятия необходимо изучить и законспектировать каждый вопрос (до 600 знаков), выбрать и раскрыть тему реферативного сообщения решить тестовые и выполнить письменные задания.
Занятие № 2.
Тема:
Общая характеристика психической деятельности животных
Цель: Сформировать представление о сущности инстинкта и научения, проявлений инстинктивного и приобретенного поведения, разновидностей научения и принципиальной способности к нему в зависимости от психической организации животных.
План
1. Основные виды поведения животных и их характеристика.
2. Инстинкт: определение, основные факторы и структура инстинктивного поведения.
3. Научение: определение, разновидности.
4. Основные правила выработки условных рефлексов у животных.
Темы для рефератов
1. Зависимость способности к научению от общего уровня эволюционного развития животных.
2. Эвристическое научение человекообразных обезьян.
3. Физиологические особенности выработки условных рефлексов, как основы научения.
4. Способности к научению у позвоночных животных.
Творческое задание
Провести анализ материалов видеотеки «Дрессированные попугаи»; электронный режим доступа http://video.online.ua/ukr/29933/dressirovannye-popugai/) с точки зрения видов и методов научения и дрессуры птиц, написать рецензию.
При подготовке занятия необходимо изучить и законспектировать каждый вопрос (до 600 знаков), выбрать и раскрыть тему реферативного сообщения и выполнить творческое задание.
Рек омендованная литература
1. Губко О.Т. Основи зоопсихології. Навчальний посібник / За ред. С.І. Болтівця / О. Т. Губко. – К.: Світогляд, 2006. – 190 с.
2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М., 1981. – 496 с.
3. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / под. ред. К. Э. Фабри. – 3-е изд. – М.: Российское психологическое общество, 1999. –464 с.
4. Павлов И.П. Павловские среды / И. П. Павлов. - М.; 1949. - С. 262-263.
5. Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия /под ред. Г. В. Калягиной. – СПб, «Питер». – 2001. – 416 с.
6. Туриніна О. Л., Сердюк Л.З. Порівняльна психологія / О. Л. Туриніна, Л. З. Сердюк. – К.: МАУП, 2009. – 228 с.
Занятие № 3.
Тема:
Основные формы и механизмы поведения животных
Цель: Раскрыть сущность основных разновидностей инстинктивного поведения и особенностей его проявлений у разных видов животных, провести их сравнительную характеристику.
План
1.Репродуктивное поведение и забота о потомстве.
2.Териториальное поведение животных.
3.Доминировние и иерархия у животных.
4.Игровое и исследовательское поведение.
5.Группировки в животном мире. Сезонные миграционные процессы.
Темы для рефератов
1. Основные направления изучения поведения животных.
2. Изучение популяционных взаимоотношений.
3. Поведение животных в урбанизированной среде.
4. Изучение поведения обезьян в естественной среде.
Творческие задания
1. Пересмотреть материал фильмотеки о поведении животных «Влюбленные животные» - Л. Шарбонье, Ж. Бали, Франция, 2007 год. Написать рецензию на фильм, в котором проанализировать, какие формы поведения животных представлены в фильме.
2. Создать мультимедийную презентацию «Поведение животных».
При подготовке занятия необходимо изучить и законспектировать каждый вопрос (до 600 знаков), выбрать и раскрыть тему реферативного сообщения и выполнить творческие задания.
Рекомендованная литература
1. Поведінка і психіка тварин: Навчальний посібник / Г.М. Чайченко. – К.: Видавничо-поліграфічний центр “Київський університет”, 2000. – 200 с.
2. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. – 176 с.
3.Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Введение в когнитивную этологию / Ж. И. Резникова. - М.: Академкнига. – 2005. – 560 с.
1. Резникова Ж.И., Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов / Ж. И. Резникова. - М.: Наука. – 2000. – 280 с.
2. Савельев С.А. Введение в зоопсихологию / С. А. Савельев. – М., 2000 – 278 с.
3. Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / П. В. Симонов. – М.: Наука, 1987. - 268 с.
Занятие № 4.
Тема:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 294.