Цель: Раскрыть сущность и основные аспекты проблемы антропогенеза.
Основные понятия: антропогенез, сознание, трудовая деятельность, гоминиды, локомоция, манипуляционные функции, орудия труда, язык, речь, общественные отношения.
План
7.1. Общее представление об антропогенезе и его основные аспекты.
7.2. Проблема происхождения сознания.
7.3. Проблема происхождения трудовой деятельности.
7.4. Проблема зарождения общественных отношений и речи.
Методические рекомендации к работе по теме
К вопросу 7.1. Обратите внимание на определение понятия «антропогенез», законспектируйте основные аспекты этой проблемы.
К вопросу 7.2. Письменно проанализировать проблему происхождения сознания.
К вопросу 7.3. Законспектировать основные факторы, способствовавшие происхождению трудовой деятельности.
К вопросу 7.4. Проанализировать истоки и основные факторы возникновения языка, речи и общественных отношений.
Составить конспекты.
Общее представление об антропогенезе и его основные аспекты
Антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от других гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности и языка.
Первый вопрос, на который следует ответить, заключается в том, как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейства гоминид превращается в человека – существо не только биологическое, но и социальное, носителя культуры. В этом и заключается суть проблемы антропогенеза. Можно выделить несколько важнейших аспектов проблемы антропогенеза, таких, как: возникновение сознания, возникновение трудовой деятельности, формирование общественных отношений, возникновения языка и речи.
Человеческая психика, поведение и деятельность имеют существенные отличия от таковых у животных.
Укажем на важнейшие различия. Во-первых, как указывает Л.Леонтьев, активность животных отличается от деятельности человека тем, что она полностью подчинена биологическим закономерностям.
Второе отличие заключается в том, что возможности психического отражения реальности животными ограничены.
В силу того, что животное вступает во взаимодействие с различными предметами среды, влияющих на нее, перенося на них свои биологические отношения, они отражаются в психике животного только теми своими сторонами и свойствами, которые связаны с осуществлением этих отношений.
Третье отличие – у животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности: любой предмет, воспринимается, является неотъемлемо связанным с инстинктивной потребностью животного и его осуществлением. И только человек может воспринимать целостно окружающую действительность.
Когда человек вступает в те или иные отношения кстати, предмета, то она отличает, с одной стороны, объективный предмет своего отношения, а с другой – именно свое отношение к нему. Такого именно разделения и не существует у животного.
Переход к высшему уровню развития психики – сознанию, в основе которого лежит переход к человеческим формам жизни, к человеческой, общественной по своей природе трудовой деятельности, связан не только с изменением принципиального вида деятельности и возникновением новой формы отражения действительности. Психика человека не только освобождается от тех черт, которые являются общими для всех стадий психического развития животных, но и приобретает качественно новые черты.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 320.