Общественные отношения зародились в недрах первых форм трудовой деятельности. Работа изначально была коллективной, общественной. Это следовало уже из того, что люди с момента своего появления на Земле всегда жили коллективами, а обезьяны – предки человека – более или менее крупными стадами (или семьями). Таким образом, биологические предпосылки общественной жизни человека надо искать в стадности ископаемых высших приматов, точнее, в их предметной деятельности, которая проходила в условиях стадной жизни.
С другой стороны, труд определила с самого начала качественное своеобразие объединений первых людей. Эта качественное отличие коренится в том, что даже самая сложная орудийная деятельность животных никогда не имеет характера общественного процесса и не определяет отношений между членами сообщества. Даже у животных с наиболее развитой психикой структура сообщества никогда не формируется на основе орудийной деятельности, не зависит от нее, а тем более не опосредуется ней.
Обо всем этом необходимо помнить, исследуя биологические предпосылки зарождения человеческого общества.
Развитию общественных форм жизни предшествует формирование прочных внутристадных отношений, например, при совместном охоте с помощью естественных орудий. Н. Тих считает, что именно эта деятельность привела к необходимости обработки орудий охоты, а затем и к выработке простых каменных орудий для изготовления разнообразных более усовершенствованных охотничьих орудий.
Большое значение придается тому факту, что у непосредственных предков человека подростки должны были усваивать традиции и умения предыдущих поколений, перенимать опыт старших членов общества а последние, особенно самцы, должны проявлять не только взаимную терпимость, но и умение сотрудничать. Этого требовала сложность совместной охоты с применением различных предметов (камней, палок) как орудий охоты.
Развитие общественной жизни требовало совершенствования форм коммуникации у предков человека. Среди коммуникативных средств животных есть немало «символических» компонентов (звуков, поз, движений тела и т.д.), но нет абстрактных понятий, слов, членораздельной речи, кодов, которые обозначают предметные компоненты среды. Такой, отличный от животного, способ общения мог появиться только в случае перехода от биологической к социальной плоскости развития. В то же время, как указывал Ф. Энгельс, членораздельная речь и труд были основными факторами антропогенеза.
Человеческая речь прошла долгий путь развития. Звуки, которые сопровождали первые трудовые действия, сначала еще не могли быть настоящими словами, обозначающими отдельные объекты, качества и действия. Эти звуки сначала еще не существовали самостоятельно, а были как бы вплетены в практическую деятельность. К тому же они непременно сопровождались жестами и выразительными интонациями, понять их значение можно было, только если знать ситуацию, в которой они возникли.
Такой «деятельной разговор», осуществляемый руками, приводил к конфликту между двумя функциями руки (действием с предметами и их обозначением), который вызвал передачу семантической функции голосовым органам. Тем самым было положено начало развития самостоятельной звуковой речи.
Однако врожденные звуки, жесты, мимика сохраняли свое значение, начиная с первобытных людей до наших дней, правда, только в качестве дополнения к слуха. Долгое время связь этих компонентов оставалась настолько тесной, что один звуковой комплекс мог обозначать, например, и предмет, на который указывала рука, и саму руку, и действие, совершенное этим предметом. Только после того как звуки речи отделились от практических действий, возникли первые настоящие слова. Эти слова обозначали предметы, и лишь значительно позже появились слова, которые обозначали действия и качества.
В процессе отделения языка от непосредственной практической деятельности словесные значения становятся все более абстрактными, речь все более выступает как средство человеческого мышления, а не только общения. Леонтьев пишет по этому поводу, что "непосредственная связь языка и речи с трудовой деятельностью людей является тем основным условием, под влиянием которой они развивались как носители" объективированного "сознательного отражения действительности. Обозначая в трудовом процессе предмет, слово выделяет и обобщает его для индивидуального сознания именно в обьективно-общественном его значении, то есть как общественный предмет ".
Мышление, речь и общественно-трудовая деятельность составляли в своем зарождении и развитии единый комплекс, при этом мышление человека развивалось только в единстве с общественным сознанием и составляло основное качественное отличие человеческого мышления от мышления у животных. Деятельность животных даже в высших ее формах всецело подчиняется естественным связям и отношениям между предметными компонентами окружающей среды. Однако деятельность человека, выросшего из деятельности животных, достигла коренных качественных изменений и подчинялась уже не столько естественным, но прежде всего общественным связям и отношениям. Этот общественно-трудовой смысл и отражают слова, понятия человеческого языка.
Итак, ни один аспект проблемы антропогенеза нельзя рассматривать отдельно от других его аспектов. Ведь только комплексное рассмотрение всех факторов, приведших в эволюционном процессе к появлению человека разумного и их сравнительный анализ с процессами, происходящими в животной среде, прежде всего, у высших животных, способен приблизить исследователей к решению проблемы происхождения человека, его сознания, языка, трудовой деятельности и общественных отношений, а также – достояние культурно-исторического опыта и его передачи следующим поколениям.
Вопросы и задания к самопроверке
1. Дать определение понятию «антропогенез».
2. Указать основные разногласия между деятельностью человека и животных.
3. Назвать основные аспекты проблемы антропогенеза.
4. Основные факторы становления сознания человека.
5. Проблема развития языка и речи.
6. Какие основные факторы становления общественных отношений Вы знаете?
Литература
1. Губко О.Т. Основи зоопсихології. Навчальний посібник / За ред. С.І. Болтівця / О. Т. Губко. – К.: Світогляд, 2006. – 190 с.
2. Дерягина М.А., Зорина З.А., Маркина Н.В. Развитие манипуляционной активности в филогенезе позвоночных / М. А. Дерягина, З. А. Зорина, Н. В. Маркина // Журн. общ. биол. 1988. Т.69. – № 7. – С.304-317.
3. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / под. ред. К. Э. Фабри. – 3-е изд. – М.: Российское психологическое общество, 1999. –464 с.
4. Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия /под ред. Г. В. Калягиной. – СПб, «Питер». – 2001. – 416 с.
5. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. Коммуникация в царстве животных и в мире людей / Е. Н. Панов. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. - 496 с.
6. Попов С.В., Чабовский А.В. / Понятие социальности в исследованиях млекопитающих / С. В. Попов, А. В. Чабовский // Зоологический журнал. – 2005. – Т.84. – №1. – С.4-15.
7. Портнов А.Н., 1989. Язык человека в эволюционно-генетическом аспекте / А. Н. Портнов // Поведение животных и человека: сходство и различия. Пущино, НЦБИ АН СССР. С.164-187.
8. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с.
9. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Введение в когнитивную этологию / Ж. И. Резникова. - М.: Академкнига. – 2005. - 560 с.
10. Резникова Ж.И., Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов / Ж. И. Резникова. – М.: Наука. – 2000. – 280 с.
11. Савельев С.А. Введение в зоопсихологию / С. А. Савельев. - М., 2000. – 278 с.
12. Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / П. В. Симонов. – М.: Наука, 1987. - 268 с.
13. Тих Н.А. Предыстория общества / Н. А. Тих. - Л., 1970. – 311 с.
14. Фирсов Л.А., 1987. Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян и проблемы антропогенеза / Л. А. Фирсов // Руководство по физиологии. Физиология поведения: нейробиологические закономерности. Глава XVII. Л.: Наука. – С. 639-711.
Раздел 2.
Методические рекомендации к семинарским, практическим занятиям и самостоятельной работы студентов
Планы семинарских и практических занятий
Занятие № 1.
Тема: Зоопсихология и сравнительная психология как наука, предмет и методы зоопсихологии и сравнительной психологии.
Цель: Раскрыть содержание дисциплины «зоопсихология и сравнительная психология», проанализировать ведущие методы этой науки.
План
1. Предмет и проблемное поле зоопсихологии и сравнительной психологии.
2. Исторических экскурс развития дисциплины.
3. Методы исследований в области зоопсихологии и сравнительной психологии.
4. Связи зоопсихологии и сравнительной психологии с другими науками.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 329.